Катастрофическое травматическое состояние и его последействия
В ситуациях, когда субъективная оценка приводит к выводу о том, что ужасная опасность является неизбежной и данный субъект никоим образом не может ее избежать, аффективное состояние меня ется с тревоги на кататоноидную реакцию, и насту пает прогрессивное развертывание описанных ра нееразличных блокирующих откликов. Теперь мне
326 Г
бы хотелось обратиться к каждому из этих откли ков и при его рассмотрении обсудить природу пря мых последействий, состоящих, по существу, из должения этих откликов за пределами периода чрез вычайных обстоятельств.
Признание капитуляции перед неизбежнойопасностью. Сам этот акт, разрушая чувство безо пасности и неуязвимости, может иметь долговре менные последствия для психической структуры. Безопасность индивида зависит от веры в собствен ные силы, которая возрастает вследствие различ ных "внешних" ресурсов безопасности, исходят ли они от семьи индивида, от сообщества или от выс ших сил. Такая вера включает в себя набор иллю зий, которые способствуют отрицанию смерти и разнообразных опасностей, и отрицанию текущего отсутствия безопасности, с которым мы живем. Однако предположение безопасности является ос новой всех наших поведенческих паттернов, вклю чая некоторые из наиболее важных личностных черт. Такое (иллюзорное) чувство безопасности позволяет нормальное функционирование. При осознании крушения чувства безопасности некото рые люди не могут вернуться к своему прежнему типу личности, а приобретают вместо этого покор ный, рабский тип личности, и их способность к ут вердительному поведению становится в той или иной степени нарушенной.
Исследование катастроф, таких как наводнение в окрестностях Буффало, показало, что деструкция сообщества привела к серьезным и длительным труд ностям для его членов (K.Erikson, 1976), которые были неспособны функционировать без обычной помощи. Такая обычная привычная помощь и пред положения о собственной безопасности, конечно
вторая— травма 327
же, принимаются как нечто само собой разумеюще еся Однако их крушение может восприниматься в качестве общего элемента во всех несчастьях и ка тастрофах. Апатичное, ступорозное состояние лю дей в таких ситуациях, которое иногда описывает ся как "синдром катастрофы" 1977), может быть общепринятым знаком утраты и сопро вождающим ее паттерном капитуляции. Продолже ние крушения либо чувств безопасности, либо спо собности использовать поддержку сообщества для своего функционирования, серьезно препятствует возобновлению паттернов нормальной жизни.
Мысль о том, что люди функционируют сами себе и самостоятельно пытаются справиться с лю быми проблемами, встающими у них на пути, яв ляется ложной (смотрите, например, Caplan, 1981). В действительности люди функционируют внутри границ социального сеттинга и получают от его воз действий огромную поддержку, даже если она мо жет оставаться не воспринимаемой. Каплан сооб щает, что даже в "обычных" катастрофических си туациях наблюдалось ухудшение психических и интеллектуальных функций:
Расстройства внимания, сканирования, сбо
ра информации, доступа к релевантным воспо минаниям, которые связывают важный смысл с восприятием, суждением, планированием, способностью к осуществлению планов и спо собностью к осуществлению обратной связи. Другими словами, обычный свойственный ин дивиду упорядоченный процесс направленно го вовне инструментального функционирова ния эго нарушен. Это происходит как раз тог да, когда для индивида важно действовать с
Г
максимальной эффективностью, чтобы он смог справиться со своей проблемой
В точности по этой же причине в ситуациях
стресса жертвы становятся зависимы от "внешней" помощи. Э.Х.Эриксон (1959) отмечал, что боль шинство областей функционирования индивида за висит от ценностей, получаемых от его социально го круга прав и обязанностей. Эти ценности под вергаются периодической "исторической" ревизии и существенно важны для поддержания присущего нам чувства идентичности и целостности.
2. Паттерн капитуляции. Когда происходит ка питуляция перед реальным внешним врагом, могут продуцироваться два паттерна. На сознательном уровне могут иметь место проблемы, связанные со стыдом — либо прямо выражаемым, либо тем, от которого защищаются любым из многих способов. В то же самое время может наблюдаться неспособ ность в самоутверждении, которая в действитель ности представляет собой продолжение поведения капитуляции. Осознание склонности подчиняться фаллическим, садистическим или нарциссическим объектам может сильно отвергаться и заменяться интенсивным стыдом, который следует за каждым случаем неспособности сопротивляться и потреб ности подчиняться. Данная проблема, очевидная при страдании и стыде, связанными с неспособнос тью действовать настойчивым или агрессивным об разом, может также приводить, в результате, в осо бенности у мужчин, к неспособности когда-либо проявлять утвердительную или доминирующую роль.
реакция как "первичная деп- Нидерлэнд подчеркивал во всех своих тру
дах на данную тему, начиная со своей статьи 1961 года о проблеме выжившего человека (и по-новому сформулированной в 1981), что частью этой карти ны была хроническая, повторяющаяся депрессия. В 1968 Нидерлэнд писал, что данные реакции охва тывали "весь спектр от мазохистского характера до психотической депрессии" (1968а, Однако многие из этих депрессий не диагностируются как таковые, а проявляют себя в жизненном стиле от чаяния и обычно в физических симптомах хрони ческой усталости, слабости и отсутствии сопротив ления ко всевозможным видам (не только инфек циям) заболеваний. В нашей работе с уцелевшими узниками Холокоста мы сфокусировали внимание на связи между этими депрессивными реакциями и проблемами вины, в особенности теми, которые релевантны для проблем, уместных для выживших. Однако проблемы депрессии являются частью по сттравматической картины и не ограничиваются уце левшими жертвами геноцида (Krystal, 1978с). В этом контексте испытываешь склонность размыш лять о точке зрения Стерна (1951b), что кататоно- идная реакция также представляет собой "первич ную депрессию". Вопрос здесь заключается в том, что посттравматическая депрессия может рассмат риваться как продолжение этого аспекта травмати ческого состояния. Но в связи с этим возникает вопрос: "Почему эти отклики должны хронически продолжаться?" Рассуждая о том, что это означа ет, когда мы говорим, что при капитуляции, в со стоянии тотальной беспомощности, боль прекраща ется (как физическая, так и эмоциональная) и ис- пытывается чувство трагической печали, мы нахо-
330 Г
димся вблизи крайне важного инсайта. Пережив свою собственную смертность и беспомощность, ни одно живое существо не остается тем же самым. Реконструкция своего чувства безопасности, или даже веры, уже никогда не является полной. Как если бы данное потрясение послужило основой для черного фона, в который теперь будет окрашена ос тавшаяся жизнь индивида. Никогда более индивид не сможет уменьшить черные цвета в своей эмоци ональной палитре.
Переживание полного воздействия беспомощно сти и безнадежности, капитуляции перед неизбеж ной опасностью навсегда изменяет представление индивида и его восприятие самого себя и мира. Иллюзиям детства наносится непоправимый урон. "Рай потерян", — как это и происходит на самом деЛе. Таким образом, депрессивное отношение в посттравматических состояниях представляет собой, в значительной степени, утрату и реакцию на эту утрату.
4. Аффективная блокировка. Таким было самое первое последействие травматизации, сообщенное
(1946). В его ранних наблюдениях вы живших узников концентрационных лагерей аффек тивная анестезия была наиболее поразительной чер той. Такое же самое наблюдение было сделано мно гими другими исследователями (Lifton, 1967; Niederland, 1961). Так как часть катастрофического травматического отклика составляет блокировка сознательной регистрации боли и болезненных аф фектов, можно предположить, что индивид имеет дело с продолжением оцепенения. Однако имеют место некоторые важные связанные с травмой об стоятельства. Одним из них является сопутствую
щая травме реакция алекситимии. Где же некото рые ранние наблюдатели усмотрели алекситимичес- кие характеристики?
5 Прололжение "режима чрезвычайных обстоя тельств". В некотором смысле, в точном соответ ствии с депрессивными проблемами, имеет место тенденция к продолжению сверхбдительности (Niederland, 1961, 1981; Krystal and Niederland, 1968). Такое сверхбдительное состояние может включать в себя такие отклики физической трево ги, как паттерны испуга, возросшее мышечное на пряжение и все те компоненты тревоги, которые иногда описываются как "сверхреактивность сим патической нервной системы". Сверхбдительность находится в контрасте с депрессивными тенденци ями, которые иногда описываются как "общая асте ния" (смотрите, например, Bastiaans, 1957). После того как было разрушено чувство безопасности, имеет место переживание повторяющихся состоя ний дистресса. Этот страх рецидива теперь извес тен как одно из регулярных последействий катаст рофы (Wolfenstein, 1977) и индивидуального стресса (Horowitz, 1976; Krupnik and Horowitz, 1981). Я нашел, однако, что то, что выжившие обычно опи сывают на языке вызывающего у них страх ожида ния возвращения травматической ситуации (напри мер: "Я боюсь, что нацисты возвращаются" или "Я думаю, что в следующем году нас ждет великая деп рессия") являются в действительности ожиданием возвращения травматического состояния и, в осо бенности, возвращения непереносимой аффектив
реакции. Многие клинические синдромы хро нической тревоги и панические состояния следует понимать с этой точки зрения.
332
Хронические состояния тревоги могут проявлять себя целиком в физических симптомах (в особен ности в присутствии алекситимии) или в когни тивном наборе хронического беспокойства, небезо пасности и т.п. Так, узник, спасшийся от нацистс кого преследования, может сказать, когда его про водят в дом нового знакомого: "О, это очень хоро шее место для укрытия!" (Е.Тапау, 1970, личное сообщение).
Как уже упоминалось, физические симптомы тре воги могут с трудом поддаваться модификации при использовании техник, которые исследуют когни тивные элементы аффектов, то есть психотерапии или техник гипнотического "вскрытия". Приходится обращаться прямо к изменению состояний гиперак тивности посредством техник различной релакса ции и переподготовки. Повторяющаяся тревога и сновидения преследования являются частью этой проблемы, как и определенные состояния замеша тельства в бодрствующем состоянии (Niederland, 1981). Вот одно из немногих мест, где мы можем видеть отличие в воздействиях на жертв и на преступников.
6. Алекситимия. Имеются многочисленные на блюдения по поводу очень высокой частоты психо соматических заболеваний у выживших узников нацистскогопреследования(Bastiaans, Niederland, 1961; Krystal and Niederland, 1968). Сходным образом, имеется много хорошо задоку ментированных исследований чрезмерно высокой встречаемости психосоматических заболеваний у ветеранов, в особенности после второй мировой войны. Некоторые из этих исследований были рас смотрены в работах других авторов (смотрите Cohen
вторая— травма 333
and Cooper, 1954; Brill and Beebe, 1955; Archibald and Tudenham, 1965). Некоторые наблюдения наво дят на мысль, что высокая встречаемость психосо матических заболеваний в посттравматических со стояниях была связана с природой травмы. Одним из них были полученные мной данные (1971), что в то время как общая встречаемость психосоматичес кого заболевания составляла среди выживших людей, которым было менее 20 лет во время пресле дований, такая встречаемость возросла до 70%. Мне представляется, что более высокий уровень психо соматических заболеваний у подростков связан с эпигенетическим развитием или с паттерном эмо ций и возможностью регрессии.
7. Продолжение когнитивного сужения. Суже
ние всех когнитивных функций, включая память, суждение, способность к решению проблем, разли чения и восприятия, которое ранее описывалось как часть травматической ситуации, может продолжать ся в различной и непредсказуемой степени. Поче му продолжается сужение — не ясно. Определен но имеет место отсутствие мотивации к повторно му расширению собственного психического функ ционирования; имеет место идентификация со смер тью, а среди людей, выживших в групповой ка тастрофе отождествление себя с погибшими (Niederland, 1961; Lifton, 1976, личное сообщение). Также имеется возможность длительных органичес ких изменений (Weiss et 1975). Во всяком слу чае, посттравматическое психическое сужение — широко распространенное состояние, хотя его ин тенсивность варьирует в очень широких пределах. (1976) концептуализировал это расстрой ство как "форму падения чувствительности; она
334 Г
относится к неспособности чувствовать или проти востоять определенным переживаниям вследствие блокировки или отсутствия внутренних форм воображения, которые могут связываться с таким переживанием" (р.27). Манифестации продолжаю щегося сужения психического функционирования принимают следующие формы:
(а) Общая пустота, тупость и сопутствующее по нижение профессионального, социального и семейного статуса. Некоторые люди, проявля ющие такую форму когнитивного торможения, пытаются вернуться к своим прежним профес сиональным занятиям или продолжать свое обучение, однако обнаруживают, что не могут это сделать, и скатываются к выполнению са мых не престижных, низших видов деятель ности. Дома они не способны функциониро вать в качестве родителей, так как их предви дение возможных последствий собственных действий или действий их детей ограничено. Они не могут служить ни в качестве ролевых моделей, ни осуществлять родительское руко водство. Они часто отходят к очень пассивной роли. Их поведение напоминает позу покор ности некоторых животных, или второстепен ную роль в стае, или пожизненную покорность выезженной лошади. Селигмэн (1975) пока зал, что животные, перенесшие неизбежную боль, которые не умерли вследствие реакции капитуляции (травмы), развивают пожизнен ную беспомощную реакцию; они не пытаются избегать будущей подверженности боли, а ло жатся и скулят. Также имеются данные, что в этот процесс вовлечены органические, или по меньшей мере психофизиологические, измене
ния. Такие проблемы у родителей приводят в результате к эмоциональному расстройству в следующем поколении.
(б) Эпизодические "ледяные", или испуганные, отклики. По контрасту с подчинением неиз бежной опасности, которое имеет депрессив ный или мазохистский привкус, эта реакция связана с хроническим состоянием сверхбди тельности, склонностью к испугу и время от времени к панике. Данная паника, однако, проявляется в наихудших возможных действи ях в ситуациях стресса или опасности. Лица с таким типом отклика склонны совершать гру бые ошибки, проявляя тот тип поведения, ко торый карикатурно изображен в киноэкранном характере инспектора Клоше в сериях "Розо вой пантеры". В таком неуверенном типе по ведения присутствует комбинация неверных решений с физической нескоординированнос- тью, порывистостью или неуместной деятель ностью, в которой чрезмерная тревога и физи ческая возбужденность ("чрезмерная актива ция") способствуют ухудшению ситуации в результате когнитивных затруднений.
8. Псевдофобия. Неясно, имеет ли это затрудне
ние какое-либо отношение к когнитивному расстрой ству. Но оно определенно связано с созданием трав матических сценариев (traumatic screens). Данная функция была известна в течение длительного вре мени, и Фрейд основывал на ней много сво их выводов относительно детских воспоминаний. Встречающиеся здесь трудности напоминают фобии в том смысле, что присутствует иррациональный страх определенного объекта и что этот страх мо-
жет становиться калечащим. Однако структура псев дофобии иная, в нее не вовлечено какое-либо вы тесненное бессознательное желание. Скорее данный отклик представляет собой переработку страха воз вращения состояния психической травмы таким об разом, который схож со способом трансформации невроза тревоги в фобию из "свободно плавающе го" невроза. В этих состояниях пациенты часто жа луются на то, что они страшатся некоторой специ фической вещи, такой как одетых в униформу лю дей, или звуков взрывов, или некоторых других стимулов. Эти страхи отражают страхи из прошло го. Некоторые люди могут также бояться собствен ных сновидений, которые представляют собой "по вторные воспроизведения" травматического прошло го. Они могут принимать снотворное скорее для подавления сновидения, чем для регулирования своего сна. Их хроническая, интенсивная тревога может представать в виде множественных фобий, однако эти люди не способны описать, чего они бо ятся. В конечном счете то, чего они боятся, это возвращение травматического состо яния; объект первоначального страха не забыт. Од нако другие люди особенно страшатся определен ных стимулов или сновидений, которые могут при водить к возврату (у выжившего человека) чувств вины (Niederland, 1961) или депрессии.
Диссоциативные воздействия травмы порождают множество травматических сценариев, которые, в комбинации с ухудшившейся толерантностью аф фекта, вынуждают посттравматического человека отражать все возрастающее количество стимулов. Таким образом, для выживших жертв Холокоста обычна неспособность смотреть по телевизору что- либо напоминающее о нацистах. Этот страх и непе-
вторая— травма 337
реносимость простираются на всех одетых в уни форму людей, на любую ситуацию борьбы и на лю бую порождающую тревогу историю или ситуацию. Другим примером такой непереносимости является госпитализация, которая может пробуждать воспо минания о заключении в тюрьму, и многие выжив шие узники концентрационных лагерей впадают в такой ситуации в панику, которая может завершаться психотическим или параноидальным психозом.
Травматическая ситуация, по сравнению с трав матическим состоянием, также является пугающей и вызывает у индивида разнообразные другие аф фекты, такие как стыд, вина или триумф. Это одна из причин, почему последействия травмы вовлека ют в себя огромную потребность в переживании аффектов подобно громадному усилению отсро ченной тревоги в автомобильном инциденте, где "едва не произошел" несчастный случай. Другой причиной для повторения интенсивных аффектов является потребность в восстановлении комфорта от испытывания этих аффектов. "Вызывание аф фективных откликов" и потребность в повторяю щемся повторном переживании травматического или околотравматического состояния является, ко нечно же, впечатляющей частью "травматического невроза", которая столь привлекательна для эко номических метафор. Симптомы повторяющихся образов; включая повторяющиеся сновидения, в особенности "травматический сценарий", — связа ны с этими феноменами. Мое крайне полезное на блюдение в этой сфере было получено на основа нии сообщений выживших узников концентраци онных лагерей спустя много лет после освобожде ния, что когда они просыпались от повторящегося сновидения, то часто испытывали боль или забо-
Г
левали. Сцена сновидения была селективной; на пример, им снилось, что они прибывают в лагерь
— момент максимальной опасности — или же они видели сон в связи с обстоятельствами перевозки в некотором товарном вагоне, часто в открытых ваго нах для перевозки скота, или же в закрытых ваго нах. Эти образы имели отношение к специфичес ким опасностям, а также к особым способам, по средством которых выживший узник спасся. На пример, жертвы нацистского преследования, кото рые были способны на проявление инициативы в течение значительного периода времени, были срав нительно не повреждены психологически. Их по вторяющиеся сновидения были связаны со сценами погони. Они просыпались напуганными, однако в тот момент в сновидении, когда результат погони не был известен. И однако, как в исследовании сновидения, видение такого сновидения спустя мно го лет после окончания данной опасности должно было нести в себе некий элемент самоуспокоения. Тем не менее, выжившие узники часто сообщали о чувстве тревоги и депрессии в течение ряда дней после таких сновидений. Бретт и Острофф (1985) высказали правильное заключение, что исследова тели посттравматических расстройств, которые об ращают внимание на повторяющиеся мысленные об разы, воспринимают посттравматическое состояние как находящееся под влиянием потребности в пол ной когнитивной обработке, которая была подавле на или потерпела крушение (Horowitz, 1976). Осо бенно релевантны нашим соображениям находки, сделанные Лауфером, Бретт и (1984), ко торые высказали предположение, что участие (или даже наблюдение) в зверствах вызывало широко распространенное и длительное тогда
вторая— травма 339
как участие в сражении более часто сопровожда лось повторяющимися и навязчивыми образами, со провождаемыми физиологическими (но не когни тивными) элементами расстраивающих аффектов. Я могу добавить, что хотя более часто отмечается наличие навязчивых визуальных образов, любая чувственная модальность (например, запах, чувство напряженности) или мысль могут стать частью трав матического сценария.
9. Реакция "умершего для мира". Мюррей (1967) смог синтезировать из работы Германа Мельвилля характерологию человека, чье поведение драмати ческим образом свидетельствует о его "мертвости для мира". Мюррей определил реакцию "умершего для мира" человека как прекращение испытывания им своего аффекта или части себя; чувство почти полной омертвелости или прекращение ориентации сознательной жизни; или переживание как умер шей части своего внешнего мира. Социальный мир индивида может восприниматься как умерший. Может наблюдаться эквивалент духовной смерти. Мюррей также отмечал, что некоторые люди оста навливаются в около такого прекращения, оставаясь почти что мертвыми; или же имеет место идентификация со смертью, или же мертвец стано вится причиной собственного продвижения к кон цу. Предыдущая глава снабдила нас когнитивным инструментарием, необходимым для понимания находок Мюррея.
Выжившие люди, перенесшие тяжелую психичес кую травму — травму, которая прогрессировала в продвинутое кататоноидное состояние, — которые находились на начальных стадиях психо смерти, в особенности те люди, которые ос-
340 Г
в таком состоянии в течение длительного периода времени, иногда показывают остаточную картину крайнего повреждения, даже опустошения. Мюррей чувствительно и проницательно дал описание таких людей. Я отмечал ужасные послед ствия страха "предваряющих" ("proleptic") (Spitz, 1963), то есть, ожидающих удовлетворения, аффек тов в связи с шансами сформирования удовлетво ряющих объектных отношений. Однако Мюррей уточнил трагическую картину, возникающую в результате склонности "омертвить живое".
Здесь мы видим как бы увядание первых рос
тков жизненности индивида, как если бы он стал пустым или полым в самой сердцевине своего бытия. Наблюдается поразительное от сутствие чего-либо, кроме крайне неглубоких и поверхностных социальных взаимодействий; выход, а также ввод находятся на минимуме. Человек является изолятором. Для него чело веческий род становится целиком непривлека тельным и нелюбимым, монотонным кругово ротом ненужных копий (р.9).
Такое экстремальное состояние может восприни маться как отказ от всякой надежды на удовлетво рительные человеческие контакты, возникающий в результате деструкции базисного доверия. Мюррей суммирует свое наблюдение пациента: "Вся эмпа- тия в нем умерла; он был инертным, как камень, не затрагиваемым событиями или
которые затрагивали других людей" 10). Это ожидание в точности соответствует тем последстви ям тяжелой психической травмы, которые были очерчены ранее. Рассматриваемый случай взят из
— травма 341
произведения Вэллэнта (1962) "Ростовщик", бел-
портрете выжившей жертвы нацис тских преследований. Мерсо, персонаж Камю, явля ется еще одним примером того, что Лейтес (1953) называл "синдромом отсутствия Он иллюстрирует, что такое состояние может раз виться под влиянием травматических обстоятельств, которые случаются в повседневной жизни. Мюррей считал, что Герман Мельвилль был как раз
таким человеком и что он изобразил свое состоя ние во многих своих персонажах, в особенности в капитане Ахабе и ростовщике Бартлеби.
Такое трагическое истощение жизненных ресур сов, картина жизни, когда все чувства умерли, мно гократно описывалось в литературе о Холокосте, где среди прочего говорилось о "разрыве линии жизни" и "утрате личности" (Venzlaff, 1963). Здесь опять мы можем вспомнить идею о том, что травма тическое состояние является первичной депресси ей, ибо эти состояния хронической капитуляции, самоумаления и прекращения имеют много общего с этиологией и концепциями самоубийства (Shneidman, 1976а).
По сути, имеет место катастрофический процесс возрастания давления, проявляющий себя в возра стающей раздражительности, расстройствах сна и психосоматических встревоженных реакциях, кото рые заканчиваются "взрывом" или капитуляцией. Эта картина была описана и названа "изнурением борьбы" et al. 1946). Шнейдмэн (1976а) суммировал наблюдения администрацией госпита ля успешных самоубийств среди ветеранов, назвав следующие ключевые развития:
возросшая враждебность (ненависть к себе);
2) пертурбация (психологический дисбаланс);
3) сужение интеллектуального фокуса (воронко образная направленность или сужение содер жаний психики;
4) идея инсайт о том, что возмож но прекратить сознание и положить конец стра данию. Таков воспламеняющий элемент, кото рый взрывает эту смесь Эти сжа тые краткие описания выделяют те самые эле менты, которые мы находим в травматическом состоянии во всех ситуациях. Имеет место по давляющая опасность, неудача ей противосто ять, признание своей беспомощности и капи туляция. Когда начинается капитуляция, дан ный процесс более не может умышленно за кончиться и может быть остановлен лишь по средством вмешательства "внешнего" осуще ствляющего заботу лица. Однако, хотя наблю дается прогрессирующий паралич воли и спо собности сопротивляться, может прорываться внезапное побуждение осуществить (насиль ственную) смерть. Суицидальные пациенты, для того чтобы быть в состоянии уступить по буждению умереть, должны претерпеть суже ние своих когнитивных функций, как это об наруживается в их посмертных записках.
Это приводит нас к вопросу о последействиях конфронтации со смертью. Как уже упоминалось, Лифтон (1963, 1967, 1968) подробно описал эти последействия — идентификация со смертью и умершим. В действительности невозможно отделить последействия продолжающегося когнитивного су жения от последействий идентификации с умершим,
вторая— травма 343
и именно поэтому идея об идентификации с "умер шим для мира" и соответствующем поведении столь нас волнует. Такой особый исход связан с конф ронтацией и погружением в смерть, которое может возникать в результате различных фантазий и иде алом идентификации со смертью и умершим. Это иногда приводит к тому, что выжившие люди на чинают воспринимать себя как ходячих мертвецов или "умерших для мира".
Травматизация может воздействовать на инди вида, подрывая его символизацию жизни (Lifton, 1979). Конфронтация с умершим может принимать вид "печати смерти", которая перегружает фанта зийную жизнь образами "неестественной" смерти, которые в действительности являются воскрешени ем садистических образов. Хотя Лифтон считает, что такова суть "страха смерти", я воспринимаю это состояние как реактивацию страха возвращения инфантильной травмы (как обсуждалось ранее), и мысленные образы смерти служат экраном (screen) для непостижимого инфантильного травматического состояния. Эта идея особо гармонирует с образом "конечного ужаса" Лифтона, который также свя зан с чувством вины выжившего и с другими спосо бами, посредством которых весь порядок и каузаль ность мира воспринимаются разрушенными (напри мер, люди Hibakusha пришли в ужас при виде того, как весь ландшафт был разрушен в результате взры ва атомной бомбы). Психическое оцепенение, воз никающее в результате разрушения природы, свя зано с неспособностью воспринимать себя относя щимся к обычным людям "мира живых", как это имело место, но вместо этого отождествлять себя со смертью и умершим (Lifton and Olson, 1976). В таком типе воображения вина выжившего и ожи-
344 Г
фальшивого питания, а также утрата способ ности к установлению любящих человеческих свя зей являются неизбежными последствиями травмы. Но единственно конфронтация со смертью порож дает крушение символизации жизни, которое ухуд шает человеческие взаимоотношения и порождает потребность и стремление к помощи, но в то же самое время такую подозрительность и ярость, что жертвы катастрофы не ведут себя таким образом, который пробуждает благоприятные отклики. Ког да идентичность жертвы становится твердо устано вившейся, она может оказывать поддержку пороч ным кругам вины, ярости и отчаяния, которые вле кут посттравматических людей еще далее по пути самооцепенения и изоляции.
Общим остатком у людей, уцелевших в массо вой катастрофе, является ощущение того, что смысл жизни индивида состоит исключительно из памя ти по погибшим людям. Там, где родственники и другие люди были жертвой внешнего врага, эти ре акции стали еще более резко выраженными, так как они были усилены потребностью борьбы с оста точной хронической агрессией. Будучи установлен, такой паттерн "памятника" или "свидетельства про тив зла" в жизни выживших людей становится сред ством "освобождения" от некоторой вины у выжив шего человека.
10. Проблема агрессии. Гнев, который столь час
то приходится подавлять в травматической ситуа ции, лишь уходит в подполье и возвращается в ка честве постоянной угрозы будущему приспособле нию субъекта. Его появление может быть отмечено, как только вновь устанавливается безопасность. Штерба (1949), работавшая с выжившими при Хо-
вторая — травма 345
подростками, обнаружила, например, что как только их привезли в эту страну и поселили в дома, где за ними был налажен уход, они дали волю постоянным жалобам и необузданному агрессивно му поведению. В течение всего того времени, что она имела возможность следить за поведением этих пациентов, Штерба (1968) обнаружила, что они сопротивлялись приглушению своей тлеющей яро сти. Анна Фрейд и (1951) сходным образом описывали таких детей как агрессивных и трудных для управления. В своей психотерапевтической ра боте с выжившими людьми Хоппе (1962, 1968, 1969) обнаружил, что у них имеют место как проблемы в связи с депрессией, так и проблемы в связи с агрес сией. Его пациенты, которые развивали "реактив ную агрессию" и "пристрастие к ненависти", были
защищены от бессознательной связи со свои
ми мучителями в качестве фи гур прочным эго-идеалом, а также стыдом, гор достью и мыслью о выполнении миссии. Аг рессивно настроенный выживший человек по стоянно экстернализует часть своего суперэго и борется против представителей экстернали- негативной совести. Эта агрессия по
рождает новые чувства вины, в особенности, если пристрастие выжившего человека к про явлениям ненависти направляется против чле нов его семьи (Норре, 1971, 179).
Оппозиция депрессивного выжившего в сравне
нии с агрессивным выжившим принимает допол нительное измерение в работе Даниэли (1981а), которая описала "адаптационные стили" семей вы живших. Она противопоставила депрессивные се-
346 Г
мьи жертв (в которых в семье доминировала и раз делялась идентичность с жертвой) семьям борцов. Последние характеризовались потребностью в пре одолении, и для них была нетерпима ни депрес сия, ни вина (или стыд). "В отличие от жертв... они поощряли агрессию и неповиновение посторон ним людям" Активность, которая отлича ет эти семейные стили, еще раз подчеркивает то отличие, которое порождает тотальная беспомощ ность. Мой клинический опыт показал, что любой тип активности во время травматической ситуации был склонен минимизировать тяжесть последствий. Однако активность перед лицом подавляющих стрессов вз