Аффективные расстройства и психомоторная
регуляция
В экстремальных случаях может наступать смерть в ситуациях непреодолимой беспомощности и безна дежности (Richter, 1957; 1968). Знамени-
тое исследование Энгеля (1971) газетных сообще ний о случаях внезапной смерти обнаружило, что как благоприятные, так и катастрофические ново сти предшествовали внезапной смерти.
Само это наблюдение ставит вопрос о взаимоот ношении между гедоническими и активирующими аспектами эмоций. Некоторые терапевтические под ходы изменяют оба этих аспекта. Например, проце дуры в которых больные раком паци енты представляют себе, что защиты ра ковые клетки, по-видимому, способствуют актива ции как противостоящей пассивной капитуляции перед этой болезнью. Это аналогично народному средству от отчаяния, посредством которого субъек та заставляют рассердиться. В медитации предпо ложительно оказывается воздействие как на гедо нические, так и на оживляющие (vitalizing) аспек ты. Даже поверхностное рассмотрение маневров, доступных для таких модификаций, показывает, что по большей части нас очень смущает признание на личия этой способности.
В то время как аффекты и отклики, по-видимо му, занимают статическое положение по отноше нию к координатам активации и гедонического ка чества, в действительности как аффекты, так и от клики способны на раздельные и независимые из менения. Так, маниакальное состояние может ста новиться очень болезненным; а гнев или тревога — сковывающими и даже парализующими. Эти неза висимые сдвиги лежат в основе различных повсед невных феноменов и клинических проблем.
Но именно хронически депрессивный человек
производит на нас наибольшее впечатление «си лтонй»(1э9м7о9ц)ийо,харреагуклтеирриузюощваилх дреиптрмесесгиоюжкиазкнис.оЛстиофя-
— 259
ние застоя и отрицания, вовлекающее в себя сутствие равновесия между статическими и ожив-
аспектами вины" (192). Явно заметно
«психомоторное торможение» депрессии. Однако торможение не обязательно воздействует главным образом на психомоторную сферу, и клинический диагноз депрессии может быть поставлен лишь у меньшей части людей, аффективные изменения ко торых затрагивают главным образом их физиоло гические функции. Примером физиологического изменения, произошедшего в результате аффектив ного состояния, является гипофизарно-надпочечное растормаживание (Ettigi and Brown, 1977). Этот феномен является основой теста Dexamethasone подавления на депрессию (Carroll et 1981) и содействует возрождению интереса к аспекту «тор можения» при меланхолии. Ретроспективные ис следования больных раком пациентов наводят на мысль, что отчаяние, безнадежность и отказ от борь бы уменьшают их шансы на выживание и благопри ятствуют росту опухоли (Giovacchhini and Muslin, Achterberg, Simonton, and Simonton-Mathews, 1976; Holden, 1978; and 1979;
Bahnson, 1980, 1981).
Здесь не место для рассмотрения комплексных факторов защит от рака или даже регуляции здоро вья. Однако общеизвестно и регулярно признает ся, что у находящихся в депрессии детей часто раз виваются заболевания, от которых они умирают (Spitz, 1946; 1975). И наоборот, Флэш (1980) выдвинул концепцию «психобиологической жизнерадостности», согласно которой созидание и эффективное умение справляться со стрессами и утратами препятствуют физическим заболеваниям. Ретроспективные исследования Вэиллэнта (1979)
260 Г
— эмоции 261
показали, что «зрелость защит очень сильно непос редственно коррелирует с соматическим заболева нием», в результате чего он пришел к заключению, что «творческое умение справляться со стрессом посредством юмора, артистических превращений или альтруизма... сберегают тело лучше, чем фантазия или паранойя»
В связи с обсуждаемой проблемой можно ска зать, что тонические, или активирующие-деактиви- рующие, аспекты эмоции регулируют многие — воз можно все — жизненные функции. Как кратковре менные, так и хронические изменения в скорости и эффективности метаболических и защитных функ ций вызываются флуктуациями в энергетическом аспекте эмоционального состояния индивида. Пос ледовавшие долгосрочные исследования оставших ся в живых узников норвежского концентрацион ного лагеря показали более раннюю смертность и большую заболеваемость в каждой категории (Eitinger, 1980). Я утверждал, что депрессивные последействия катастрофической психической трав мы и переживания холокоста продолжают оказы вать депрессивное и лишающее жизнеспособности воздействие до тех пор, пока субъект не сможет интегрировать это переживание. Завершение про цесса траура и «исцеление» тех частей своей лич ности, которые ранее отвергались и поэтому про должали порождать болезненные аффекты, явля ются ключевыми операциями в этом процессе. Это приводит нас к вопросу о релевантности психоте рапии для активирующего аспекта эмоций.
Обсуждение
При изучении аффектов наблюдается императив ная потребность реинтегрировать психологические и физиологические аспекты и различные элементы и отличительные черты эмоциональных откликов. Кнэпп высказал предположение, что име ются «ядерные процессы», которые вовлекают в себя сенсорную апперцепцию и гедоническую оцен ку, центральную обработку данных (которая имеет отношение к активации или деактивации эмоцио нальных элементов) и «экспрессивную мобилиза цию», посредством которых организм готовится к взаимодействию с окружающей средой Та кой искусный подход обеспечивает много полезных моделей и концепций, посредством которых может быть понято аффективное функционирование. Фрейд (1900) иллюстрировал центральное поло жение аффективных процессов: «Доминирующий элемент в психике спящего может быть образован тем, что мы называем "настроением" — или склон ностью к некоторому аффекту, — и оно может ока зывать определяющее воздействие на его сновиде ния. Настроение такого типа может возникать от его переживаний или мыслей в течение предшеству ющего дня, или его источник может быть сомати ческим» (р.487). При более детальном рассмотре нии активирующего свойства эмоций мы находим некоторые способы, посредством которых аффек тивный паттерн влияет на состояние организма. Мы также начинаем понимать это множество взаимо
Степень мобилизации и возбуждения регулирует и определяет эффективность и точность всех усилий, включая познавательную способность.
Г
Аффекты могут вызывать паралич или оцепенение
и активировать процесс самодеструкции. Мы прослеживаем некоторые связи между модифика цией сознания и саморегуляцией, связанной с гип нотическими состояниями, трансами и каталепти ческими
Все эти аспекты «взаимосвязи» когнитивных, аффективных и саморегуляторных функций оказы вают круговые воздействия; эмоциональные откли ки, однажды стимулированные, в свою очередь видоизменяют когнитивные и физиологические процессы, таким образом существенно видоизме няя психическую реальность, а через нее само- и объектную репрезентацию. Различными примене ниями и следствиями этих процессов будет громад ное разнообразие комбинаций в калейдоскопе че ловеческого функционирования. Например, трансы или диссоциативные состояния могут становиться парализующими и деактивирующими или они мо гут позволять видоизменение собственных виталь ных и аффективных функций индивида. Потенци альный инсайт становится бесполезным клише, ког да он лишен аффективной мобилизации, однако эмоциональность без эпигенетической трансформа ции в преимущественно когнитивные формы порож дает лишь психосоматические симптомы.
Клинические манифестации экстремальных зна чений активирующей функции эмоций легко узна ваемы; на одном полюсе находятся такие феномены как гипервозбужденное состояние психосоматичес ких «приступов» или аффективных «штормов»; на полюсе деактивации находятся состояния депрес сивной гипоактивации с уменьшенной витальнос тью и уменьшенными организмическими защитами, которые благоприятны для развития рака и других
заболеваний. Однако в умеренной сфере этих ва риаций находятся флуктуации повседневной жиз ни которые дают нам множество релевантных на блюдений.
В психоанализе, да и в действительности во вся кой психотерапии, эффективность интерпретации или интервенции может определяться не ее соб ственными достоинствами, а состоянием восприим чивости пациента. А оно, в свою очередь, может определяться аффективным состоянием пациента, которое через его активирующий аспект регулирует сознание и восприимчивость пациента. Эриксон и Росси напомнили старое наблюдение Эрик- сона, что приведение пациента в «утвердительное» настроение делало его крайне внушаемым. Оно до стигалось тем, что пациенту говорилось нечто, с чем он мог искренне согласиться. Что может быть более могущественным «утвердительным» воздей ствием, чем точная интерпретация? Означает ли это, что некоторые пациенты впадают в очень вну шаемое — возможно трансовое — состояние на пси хоаналитической кушетке? Может ли все происхо дить иначе? Лишь в том случае, если гипнотизиру- емость — это всего лишь миф.
Пациент, находящийся в позитивном переносе в анализе, может испытывать состояние «очарован ности» (как это любил говорить Шарко) врачом. Это действительно очень специфическое аффектив ное состояние, которое изменяет многие функции и потенциалы. Следовательно, исследование и по нимание активирующего аспекта эмоций может дать нам возможность вдохнуть новую жизнь в нашу концепцию об участии пациента «in vivo»* в его или ее собственном анализе на пути к большей са- мостной интеграции и самоисцелению.
264 Г
Так же, как пациент должен представлять свои объекты в двух измерениях, модели и концепции, которые сделали возможными многие полезные психоаналитические взгляды, сделали необходимым
«выравнивание» наших взглядов о пациенте и пси хоаналитическом процессе. В частности, расщеп ление «психической» активности потребовало ав томатической репрезентации пациентов. Но от это го соглашения необходимо отказаться и заменить его психофизиологическим принципом:
Каждое изменение в физиологическом состо
янии сопровождается соответствующим изме нением в психоэмоциональном состоянии, со знательном или бессознательном, и наоборот, каждое изменение в психоэмоциональном со стоянии, сознательное или бессознательное, со провождается соответствующим изменением в физиологическом состоянии (Green, Green, and Walters, 1979, p.5).
Кроме того, при рассмотрении взаимоотношений среди характеристик паттернов возбуждения мы уз нали, что они оказывают важное воздействие на развитие характерологических черт. Эти паттерны в значительной мере определяются жизненными переживаниями, возможно, в особенности пережи ваниями раннего детства. Мы также накопили бо гатый опыт в связи с катастрофическими развития- ми в активирующих-деактивирующих аспектах эмо ций, которые показывают, что если имело место переживание кататоноидной реакции и оно длилось в течение значимого периода времени, в результате происходят серьезные изменения в аффективных
* In vivo — На живом материале (лат.) — Прим. пер.
паттернах индивида. Когда мы рассматриваем про блему видоизмененных паттернов возбуждения — которые могут измеряться индексами возбуждения, отклика и выздоровления, мы можем быть вынуж дены прибегать к комбинированным психотерапев тическим и переобучающим подходам. Среди них лучше всех известные и наиболее доступные — это процедуры релаксации.
Одно измерение, необходимое для таких наблю дений, — это взаимосвязь между аффективным возбуждением (статус активации-деактивации) и внушаемостью пациента. Мы пока еще не были го товы к полной оценке всего диапазона модифика ций аффективных состояний у пациентов. Возмож но, скоропреходящие диссоциативные переживания или трансы испытывает, лежа на кушетке, большее число пациентов, чем мы полагаем. Индукция та ких состояний может вызываться чувствительным состоянием пациентов (любовной «очарованнос Однако в других ситуациях такие факторы более тесно связаны с доминированием и подчине нием. В присутствии полного сил, уверенного в себе врача, который нуждается в проявлении фал лического, или садистического доминирования, многие пациенты впадают в ката- тоноидную реакцию или транс. Пациенты, которые пережили серьезную взрослую катастрофическую травму в своем прошлом, будут «застывать» и под чиняться. Они также поступают подобным обра зом в повседневной жизни и чувствуют большой стыд по поводу своей неспособности утверждать или отстаивать себя. Следовательно, эта реакция в те рапии может рассматриваться в качестве решающе важной реакции — которая дает
266 Г
возможность наблюдать нечто, что озадачивало и обескураживало пациента.
Развитие трансов, каталептических состояний и возросшая внушаемость на психотерапевтических сессиях могут использоваться для блага пациентов, для развития блокирования способностей регули рования их внутренних органов. Но больше всего они дают возможность иметь дело с переносами на первичный объект любви, т.е. показывают детские восприятия осуществляющего уход родителя. Од нако для достижения этого врач должен осозна вать свое воздействие на пациента, в особенности непреднамеренное или дополнительное воздействие скорее самой своей личностью или своими поступ ками, чем посредством вербальных интервенций, которым он научается вследствие своего образова ния и инсайта. Иногда та манера, в которой он выражает свои мысли, более важна, чем то, что он говорит.
Наше рассмотрение «тонического» аспекта показывает, что много повседневной активности расходуется в рабочем расположении духа, который сопровождается напряженностью. При этом наблюдается тенденция к серьезности, самоконтролю и возрастанию откликов как ключе вых физиологических аспектов организма. Проти воположное этому отношение игры и игривости. Для того чтобы сохранить свое благоденствие, индивид должен быть способен переходить от рабочего от ношения к игровому и таким образом обеспечивать фон для релаксации, восстановления и в целом для разнообразных приятных и страстных эмоций. Та кое впечатление или изменение своего аффектив ного настроя становится очень трудным делом в посттравматических состояниях; в целом у людей,
первая — 267
которые не чувствуют себя в безопасности и испы тывают огромную потребность находиться «под кон тролем» и склонны к гиперреакциям на физиологи ческом уровне.
Люди совершают многие вещи, чтобы помочь ре гулировать степень испытываемого ими возбужде ния. Если они чувствуют чрезмерную энергетичес кую перегрузку или перевозбуждение, то могут ис пользовать различные средства для достижения релаксации — музыку, лекарственные средства, отвлечение внимания или процедуры релаксации. Так как чрезмерное возбуждение часто сопровож дает тревогу или гнев, изменение может достигать ся посредством воздействия на когнитивный или физиологический аспект этих эмоций. И наоборот, как с техническими приемами релаксации или ле карственными средствами, индивид может непос редственно обращаться к модификации тоническо го аспекта эмоций. В каждый из этих каналов са моконтроля и самопомощи можно войти различ ными путями. Например, когнитивный аспект эмо ций может быть изменен посредством психоанали за или различных других методов, таких как рели гиозные действия, ритуалы, гипноз и внушение, или различных подходов переконструирования, переобучения. Имеется много подходов к аффек тивной модификации, и их обилие объясняет, по чему каждый индивид имеет некоторый успех в обращении с эмоциональными и психическими рас стройствами.
Хотя обращение с состояниями торможения или чрезмерно деэнергизированными аффектами явля ется несколько более трудным или сложным де лом, все же это происходит повседневно. Исполь зование таких возбуждающих средств, как кофе, чай
268 Г
и табак, — повсеместно. Некоторые люди вполне осознают свою постоянную потребность «титровать» себя до уровня активации, который совместим с их оптимумом выполнения деятельности. Саморегуля ция не всегда связана с употреблением лекарствен ных средств, но может состоять из «приведения себя в возбужденное состояние» посредством гне ва или тревоги. Постоянный поиск возбуждения в азартных играх, книгах, кинофильмах и телевизи онных передачах иллюстрирует повсеместность это го типа саморегуляции. По большей части нам нуж ны «внешние» элементы в качестве безвредных ле карств, чтобы мы могли отрицать свою роль в само- регуляторных действиях. Поэтому рассмотрение пробуждающих энергию аспектов эмоций обеспе чивает как разумное объяснение, так и осознание потребности в реинтегрирующих и саморегулятор- ных видах деятельности как части психотерапевти ческой работы. В то же самое время мы должны быть начеку в связи с тем фактом, что классичес кая (возможно, более точно «традиционная») пси хоаналитическая техника может не учитывать жиз ненно важный аспект функционирования пациента и врача. Вместо того чтобы придерживаться идеа листического взгляда на чистоту техники, мы мо жем лучше этот идеализм на достиже ние цели большей самостной интеграции пациента. Это связано с выходом за пределы вопросов, свя занных с фаллической идентификацией с родите лями, к тем вопросам, которые связаны с иденти фикацией с осуществляющим уход родителем.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ - ТРАВМА
8. Реальность
В своем "Проекте" (1895) Фрейд впервые исполь зовал фразу "психическая реальность" как отлич ную от "внешней реальности". Однако в то время он не предполагал, какое воздействие окажет ис следование психической реальности на его психо логические теории. В действительности история его "сопротивления" и борьбы против полного осозна ния природы психической реальности говорит о ти танической борьбе, идущей внутри его личности, которую он описал позднее (1914, После рас сказа о пути своего невероятного открытия он за метил,
в конце концов я стал понимать, что никто
не имеет права отчаиваться только потому, что обманулся в своих ожиданиях, но что следует проверить, не ошибся ли он в своих предполо жениях. Если истеричные пациенты указыва ют на вымышленные травмы как на причину симптомов болезни, то сущность
факта сводится к тому, что они фантазируют о таких сценах, и поэтому необходимо считать ся с этой психической реальностью так же, как и с практической (р.17).
270 Г
(1953) точно когда этот "мо мент истины" имел место в жизни Фрейда. Борьба внутри Фрейда началась весной 1897, когда само анализ позволил ему "открыть" психическую ре альность и в то же самое время детскую сексуаль ность, эдипов комплекс и толкование сновидений. Как это описывает Джонс:
Это был поворотный пункт в его научной ка рьере, когда подверглись испытанию его чест ность, смелость и психологическое видение. Теперь ему предстояло доказать, является ли его психологический метод, на котором он по строил все свои рассуждения и выводы, заслу живающим доверия. Именно в этот момент про явилось все величие Фрейда (р.267).
Джонс подчеркнул, что когда Фрейд открыл важ ное значение фантазий в самоанализе, "который он предпринял в июне этого судьбоносного года", он "должен был срочно ехать в Берлин, хотя бы на 24 часа, чтобы пообщаться со своим наставником. Он сообщил, что в самый момент "открытия" психи ческой реальности в том самом письме к Флиссу, в котором он радостно объявил о своем открытии, Фрейд заметил, что рассмотрение им психической реальности обратило его внимание на несомненность вытеснения. Фрейд писал: "Я не знаю, где я нахо жусь в данное время, потому что я еще не достиг теоретического понимания вытеснения". Джонс заключил главу, описывающую данный период в жизни Фрейда, словами: "1897 год был временем акмэ в жизни Фрейда" (р.267).
То громадное сопротивление, которое испытал и отверг Фрейд при расширении своей осознаваемой
вторая —травма 271
психической реальности, продолжает оставаться проблемой для каждого психоаналитика. То, что было столь трудным делом для Фрейда, все еще остается трудным делом и для всех нас. В психо анализе очень много внимания и сознательных уси лий аналитика должно быть посвящено осознанию природы его собственной психической реальности. Обслуживание сферы своей сознательной реально сти остается областью, требующей постоянного изу чения и повторного исследования.
В своих последующих трудах Фрейд шесть раз возвращался к непосредственному рассмотрению психической реальности. Каждый раз он прямо про водил различие между психической реальностью как противопоставленной тому, что он называл "мате риальной", "объективной", "фактически существу ющей" или "внешней" реальностью. По моему впе чатлению, Фрейд всегда сохранял дуалистический взгляд на этиологию психического заболевания, а именно, что она может вызываться внутренними источниками (влечениями, конфликтом и внутри системными напряжениями) или травматическими источниками, то есть теми, которые проистекают от внешних событий. Дифференциация Фрейдом двух аспектов реальности — психической как от личной от "фактически существующей" — подра зумевала два типа психогенеза. В 1909 Фрейд до бавил предложение в заключительную часть "Тол кования сновидений" на эту тему. Редакторы "Стан дартного издания" указали на то, что предложе ние, добавленное в 1909, гласило: "Если мы взгля нем на бессознательные желания, редуцированные их наиболее фундаментальной и подлинной фор мы, нам, несомненно, придется вспомнить о том, что психическая реальность также имеет более чем
Г
одну форму существования". Окончательная версия, исправленная в 1914 и 1919, гласит: "Если мы взгля нем на бессознательные желания, редуцированные до их наиболее фундаментальной и подлинной фор мы, нам, несомненно, придется заключить, что пси хическая реальность является особой формой суще ствования, которую не следует путать с материаль ной реальностью" (Freud, 1900, р.620п).
Самая длинная экспозиция Фрейдом своего взгляда на психическую реальность встречается в и табу" (1913). Здесь представляется, что
он относит фантазии и импульсы к психической реальности, однако считает частью фактичес ки существующей реальности. Говоря о чувстве вины, он указывает на то, что оно проистекает у невротиков от их "психических реальностей" и ни когда от фактически существующих реальностей"
Впечатление Дорси (1953, личное сообщение) от взглядов Фрейда состояло в том, что Фрейд очень ясно понимал, что единственная познаваемая ре альность была психической реальностью и что со знание являлось лишь скоротечным вниманием, уделяемым данному психическому событию, одной из цепей сцеплений, одновременно исключающей все другое. Фрейд говорил о том же, утверждая, что сутью психоанализа является понимание вос приятий как "субъективно обусловленных" и что "восприятия посредством сознания" не должны ста виться на одну доску с бессознательными психи ческими процессами (1915b, р. 171).
К 1943 году Дорси стал убежден, что концепция психической реальности в действительности была центральной для всего психоанализа. Он посвятил оставшиеся 35 лет своей жизни изучению природы
своего собственного психического функционирова ния которое включало создание и переживание своей собственной реальности, сознательно. В сво ем исследовании "значения смысла" он обнаружил, что "психика способна переживать значение чего- либо в природе лишь в той степени, в которой она может воспроизводить это "что-то" своими соб ственными психологическими конструктами" Он ожидал, что его работа вызовет взрыв исследований и знаний в областях когнитивной пси хологии и психологии восприятия. Он считал, что каждый человек сталкивается в своей жизни с зада чей достижения интеграции собственной психики. Быть способным расширить самоосознание на всю психику индивида и на его душу является после дним шагом во взрослении индивида. Так же как это ранее делал его аналитик, Фрейд, Дорси стре мился к тому, чтобы быть в состоянии усмотреть свое
"Я" там, где ранее он мог постигать лишь "не-Я".
Я поставил концепцию психической реальности в центр этой книги. В особенности при исследова нии травмы и ее последействий существенно важно оценивать природу реальности каждого человека. Признание самоосознаваемой ментальности в каче стве центральной для интерпретации собственного мира делает возможной культивацию самостной ответственности. Оно позволяет расширение узко го (детского) эгоизма до его широчайшего возмож ного возрастания там, где индивид осознает субъек тивность своего переживания. Моя точка зрения на данный процесс заключается в том, что каждому человеку приходится создавать все свои само- и объектные репрезентации. Дорси (1965) пошел дальше: "Объектами психики не являются репре зентации реальных объектов во внешней
Г
ти. Все является моим Я и не может представлять что-либо еще. Реальность моей психики состоит не из "образов, а из ее собственных реалий" (р.48). В таком случае, как следует нам определять проверку реальности? Дорси отвечает:
Это не продукт суждения или рассуждения.
Это индивидуально характерный способ моей жизни (порождающий то, что я порождаю), ко торый объясняет специфическую природу су ществования, которую я ему приписываю. Мое
наблюдение присущего мне способа жизни обес печивает меня присущим лишь мне средством
собственного измерения проверки реальности любого вида (р.48).
Для того чтоб быть в состоянии проводить на блюдения над психической реальностью, мы также должны вновь обратиться к идее Фрейда о "Я", ко торую Дорси переформулирует следующим образом:
В данной работе термин "самость" синони
мичен всему бытию и означает нерушимую идентичность человеческого индивида. Специ фическая цель такого использования всеохва тывающего термина "самость" — показать, что любой наш психический материал, который не полностью воспринимается как исключитель но наш собственный, не наблюдается правди во, а возникающая ложь образует психопатию вытеснения (р.48).
Идея о "самости", или "Я" Фрейда, незаменима
для оригинальных концепций психоанализа. Этот момент подчеркивался Барреттом (1984), который заметил, что модель базисного "Я", от которого
вторая— травма 275
отщеплен вытеснением психический материал, но к которому вытесненное должно возвратиться, яв ляется ядром пионерской работы Фрейда в психо анализе.
Однако согласно Дорси и Сигерсу идея "отщепления" частей собственной психики была иллюзорной, так как для них человек и его психи ка были синонимичными. Личность была процес сом, посредством которого жизнь человека наделя лась смыслом. Для Дорси природа человека определена; то есть представляет собой лишь "мгновенную реальность" в том смысле, что человек может переживать свою целостность и жизнь лишь в данный момент времени. Как про шлое, так и будущее также были иллюзиями, так как они могли быть пробуждены и пережиты лишь в настоящем.
Таким образом, представляется, что данное Дор си определение самости превышает тотальность са морепрезентации и чувств и, однако, является решающе значимым ориентирующим прин ципом. Данный вопрос вертится вокруг ключевого наблюдения, что человек может жить лишь сам и лишь сейчас. Все, что он переживает, является его самостью.
Вытеснение и отказ
Центрирование нашей работы на осознании психи ческой реальности приводит нас к расширению кон цепции вытеснения. То, что вытесняется, может быть либо сознательным, либо отрицаемым лично стью и вместо этого приписываемым не-Я. "Вытес ненное" недоступно проникновению в его суть, вос принимается как само собой разумеющееся, полно стью или частично игнорируется.
Г
Вытеснение тогда не обязательно завершается де ланием психического элемента бессознательным или блокировкой его потенциала для возвращения в со знание, а скорее завершается его отчуждением от осознаваемых индивидом саморепрезентаций. Дела ние бессознательных идей сознательными не обяза тельно снимает вытеснение, если только эти идеи не делаются также "самоосознаваемыми", то есть, как сказал бы Фрейд (1933), "они должны стать час тью Я". Дорси (1965) определял вытеснение как "исключение некоторых моих самостных пережива ний из моей самоосознаваемой жизни" 10).
Снятие вытеснения неточно описывалось в са мобытных моделях Фрейда, основанных на топог рафической точке зрения. Лишь то, что становится частью осознаваемой идентичности и функциональ но интегрировано с личностью человека, является подлинно восстановленным. Материал, который является сознательным, но вызывает сильное со противление, порождает значительную симптома тологию (1964). Большая часть нашей работы про водится с характерологическими проблемами, в ко торых вытесненные импульсы и конфликты не яв ляются в точности бессознательными, однако отыг рывание приписывается судьбе в духе древнегре ческого театра.
Дорпат (1985) отмечал, что Фрейд сделал ошиб ку, когда утверждал, что "совершенное" восприя тие автоматически регистрировалось сознательным образом и позднее вытеснялось и могло поэтому быть возвращено назад из состояния вытеснения в своей первоначальной "совершенной" форме. Что касается восприятия болезненных аффектов, испы- тывается потребность в отрицании "причиняющего боль объекта", а вместе с ней имеет место сужение
вторая — травма 277
познавательной способности и заместительное, "по крывающее" поведение. В результате воспомина ния и мысли субъективно порождаются искажен ным образом. Хотя наличие стресса сильно увели чивает те искажения, которые я обсуждаю в главе о травме и аффекте, каждое восприятие — это субъективное творение, компромиссное образова ние, вовлекающее в себя собственную креативность и выдумки индивида. Индивид может иметь дело лишь с продуктами своей собственной субъектив ной выработки.
Неудачи психоаналитического лечения по боль шей части узнаваемы по способности пациентов цитировать интерпретации, которые они слышали и запомнили, однако они неспособны сделать их частью своей личности. Такие интерпретации пред ставляются достаточно справедливыми, однако жизни таких пациентов, по-видимому, направля ются отчужденным и нежелательным умственным процессом, от которого они хотели бы избавиться. Уважение к природе субъективной реальности на правляет всю терапию к конечной цели исправле ния и реинтеграции собственных продуктов психи ки индивида, чтобы они могли переживаться пол ностью (аффективно). В этом усилии все то, что находится внутри сферы индивида, воспринимает ся с любовью и получает право на существование. От тех импульсов, которые не могут быть осуще ствлены, от тех желаний, которые отвергаются ре альностью или по причине их последствий, следу ет отказаться. Дорси (1965) добавил: "Вытесне ние — осуждающая выработка моего воображе запрещение, которое порождает выделение.
Моя вытесняющая мощь представляется мне непро извольной. Мой отказ является верной высокой
278
оценкой того, ради чего я живу. Моя отвергающая мощь всегда доступна для меня как волевая" (р.З). Психоаналитическая теория не должна вызывать избавление от конфликтующих или вызывающих
неодобрение частей личности индивида либо подчинение и постоянное контролирование. То, от чего мы могли безуспешно пытаться избавиться и что мы переживаем с ужасом, болью или другими болезненными аффектами, должно быть с любо вью исправлено. Психоанализ дает возможность осознания личности, которая, по-видимому, ранее жила своей особой жизнью, так что она может быть вылечена. Опасный, "губительный" или в ином отношении расстраивающий психический материал, который столь трудно воспринимать, как обнару живается, состоит из собственных фантазий и по нятий о мире. Дорси (1954) обнаружил, что тот психический материал, который труднее всего при знать своим собственным и относиться к нему с любовью, регистрировался сознательно,