Развитие аффективной толерантности в
Приобретение паттернов управления аффектами через обучение и идентификацию, которое играет столь важную роль в эмоциональном развитии ре бенка, поднимает вопрос: При каких обстоятель ствах ребенок сможет сделать своей ту роль, кото рая принадлежала его родителям в его детстве? Этот вопрос расширение существенно важного момен та, упоминавшегося ранее, что индивид нуждается, вдобавок к научению способам успокаивать и конт ролировать себя, в чувстве того, что позволитель но перенимать все родительские функции. То, что данная задача редко осуществляется в полной мере, демонстрируется общей потребностью в религии, стимуляции, магии, суеверии и наркотических ве ществах, которые все имеют один общий ингреди ент: все они являются преодоления внут ренних репрессивных барьеров, кото рых существенно важные функции заботы о себе стали недоступны как результат их резервирования для объектной репрезентации.
Фундаментальные операции, связанные с такой свободой использовать собственные ресурсы, про исходят во время сепарации репрезентации Я от репрезентации объекта в раннем детстве; однако они подвержены неоднократным переработкам. Такие переработки наиболее часто и заметно происходят в юности, когда юноша (девушка) должен практи ковать принятие на себя взрослой роли и должен учиться функционировать со все большей самодос-
— 153
таточностью. Каждая такая возможность, меньшая большая, такая как поход в школу, представ собой вызов и служит проверкой той степени,
в которой молодой человек смог принять себя осуществление функций, до этого оставляемых за родителями. Приятные аффекты должны удержи ваться внутри поддающихся управлению границ, процесс, который может быть умозрительно опи сан как адекватное функционирование приобретен ных от родительских фигур аспектов суперэго. Молодой человек также нуждается в свободе для присваивания себе самоуспокаивающих отношений при обращении с болезненными аффектами и свя занными с ними состояниями (например, усталость и скука). Неудача в этих функций порождает серьезную помеху, которая проявляется клинически в разнообразных синдромах.
Иллюстрация случая
Миссис Дж. говорила о себе как о человеке, испытывающем различные затруднения, мно гие из которых были связаны с ее нарциссичес- кой организацией личности. Она была практи чески парализована из-за ухудшения перено симости аффектов. Будучи ребенком, она ре гулировала свои эмоции изолированным обра зом, с соматическими "приступами", которые принимали форму тяжелых голов ных болей, сопровождаемых днями со рвотой. Студенткой она не могла выносить ни напря жения, требующегося для концентрированной учебы, ни экзаменационной тревоги, и поэто не смогла получить высшее образование. В конечном счете, она попыталась научиться ухо ду за больными, но не смогла выносить "дур-
Г
ных запахов" больных людей; она уволилась вместо того, чтобы заставить себя приобрести терпимость к неприятным запахам или зада чам. Затем она пыталась стать учительницей, однако когда столкнулась с трудными детьми, то решила, что не в состоянии выносить такой стресс, и также отказалась от этой работы. Она вышла замуж, в основном рассчитывая функ ционировать как капризный ребенок и надеясь, что ее муж будет всепрощающей, попуститель ствующей матерью, которая будет невосприим чива к ее приступам гнева. Ее неспособность переносить плохие запахи и ее страх грязи в сочетании с ее чувством, что она не в состоя нии выносить самодисциплину и депривацию, связанную с выполнением работы, делали для нее крайне затруднительным делом функцио нирование в качестве домашней хозяйки. Ее представление о работе проистекало из опре деленных клише о наслаждении своей работой. В терапии стало необходимо задавать ей такие простые вопросы: "Если работа — это всецело удовольствие, почему тогда надо платить че ловеку за ее
Возникшая у нее в результате неспособность адек ватно функционировать усилила ее проблему зави сти. Все эти проблемы делали крайне маловероят ным, что она сможет работать в анализе или смо жет переносить аффект, необходимый для прогрес са в анализе. Например, у нее была такая позиция, что для того, чтобы справиться с ее фобией, весь мир должен объединить свои усилия для защиты ее от вида змей — не только живых, но даже кар тинок о них, — ибо простое изображение змеи на
полняло ее страхом, отвращением и ужасом. Мысль о том, чтобы становиться матерью, наполняла ее столь многочисленными страхами, что она катего рически отвергала эту возможность. Так, в начале своего анализа обращение с переносимостью аффек тов стало, по необходимости, ее главным интере сом и деятельностью.
Несмотря на популярность точки зрения, что де фект в переносимости аффектов может быть объяс нен неудачей интроекции или "преобразующей ин- тернализации" (Kohut, 1971, я должен по вторить, что мы говорим о блоке в развитии или проявлении врожденного потенциала. Некоторые из проблем миссис Дж. действительно регулирова лись посредством (отзеркаливаю- щих или грандиозных) переносов. Однако также было необходимо интерпретировать ее чувство, что она действительно чувствовала себя свободной при нимать эти "запретные" роли. Она хотела, чтобы я придерживался ее сценария, играя роль дающей раз решение матери. Она нуждалась, вместо этого, в завершении главной задачи юности, которая не была завершена в должное время: трауре по своей ин фантильной привязанности к собственным родите лям и к своей детской саморепрезентации и отказу от инфантильных моделей мира.
Чтобы юность была успешной, юноша/девушка должны быть способны терпеть такой траур, про цесс, который дает индивиду возможность начать переносить депрессию. Решение данной задачи, од нако, завершается позднее. Неспособность перено сить траур невозможным изменять само- стные репрезентации с идеальных на реалистичес кие и утверждает тенденцию использовать отрица ние и проекцию. Петти и я обнаружили при работе
с пациентами, которые утратили орган, функцию или то или иное свое свойство, что если они не могли пройти через процесс горевания по данной утрате, они становились пойманы в сети отрицания или в некоторые формы самокомпенсаторного ком- поведения (Krystal and Petty, 1961).
Развитие в юности способности к трауру является лишь одной из вех в развитии переносимости аф фекта, хотя и монументальной. Волфенстайн сравнивал юность с пробным трауром, в котором происходит постепенный декатексис первых объек тов любви, сопровождающийся печальными и бо лезненными чувствами, с проверкой реальности вос подтверждающих безвозвратность дет ского прошлого. Лишь после того как произошло утверждение траура, индивид становится способен совершать работу траура в ответ на последующие утраты [р. 122].
Юношеский отказ от привилегий детства и детс ких представлений о себе делает возможным про гресс в сознательной самоинтеграции, самооблада нии и самоосознании своих аффектов как сигналов для себя. Такое развитие нелегко и не завершается удовлетворительным образом большинством людей. Такое расширение "владения собственной душой" часто приобретается лишь в анализе. Это ключевой шаг в развитии взрослых аффектов и переносимос ти аффектов. Зетцель говорит об этом же самом процессе: "Каким бы слабым ни могло быть ее открытое выражение, переживание депрессии является предпосылкой для оптимального созрева ния. Депрессивный аффект, сравнимый со сдержи ваемой тревогой, возникает в ответ на утрату, разо чарование, фрустрацию, болезнь, отставку и дру гие болезненные, хотя и неизбежные переживания"
(87). Такой эволюционный подход к тревоге и деп рессии высвечивает влияние ранних объектных от ношений на базисные функции эго и переносимость
Вдобавок к научению переносить печаль, юно ша/девушка сталкивается с вызовами и возмож ностями практиковать различные другие аффектив ные состояния. Умение проделывать работу и не испытывать при этом никакого удовольствия — так же требует от индивида способности переносить некоторую скуку или даже дискомфорт, а также ставить себе в заслугу достижения, малые и боль шие, и таким образом осуществлять роль, которую прежде исполнял оценивающий родитель. Такая способность является "страховкой" перед лицом неудачи или просто отсутствия признания и тесно связана со способностью переносить тревогу и стыд.
и эксгибиционистские наклонно сти юноши/девушки — ресурсы, которые дают воз можность некоторого облегчения, но должны ста новиться менее необходимыми со временем.
Другое временное средство — нарциссическая неуязвимость юноши/девушки. Оптимально по мере продвижения вперед к началу взрослой жиз ни и зрелости индивид достигает момента, где он может переносить депрессию. Но лишь некоторые люди во взрослом возрасте или в старости способ ны в достаточной мере отказаться от потребности отрицать собственную смерть, чтобы быть в состоя нии оплакивать утрату частей и в конечном счете всего себя. Эриксон говорит об этом в тер минах психологического кризиса "целостности про тив отчаяния", в ходе которого индивид развивает способность смотреть в лицо небытия. Шафер (1973) обсуждал некоторые из усилий
158 Г
вушки в связи с повторным переживанием аффек тов, связанных с сепарацией-индивидуацией. Он отмечает, что молодые люди особенно склонны пе реживать свои чувства как "субстанции", часто фе кальные, которые, соответственно, можно удержи вать или выталкивать избавляться от них или же разрушать; иначе они могут быть ими переполнены и либо взрываются, либо эти чувства из них выте кают (либо выплескиваются). Или же, возмож но, — это оральные субстанции (молоко, отрава, рвотное) или психосексуальные вещи (моча, семя, дети)"
Эти связанные с первичным процессом посред нические (mediated) концепции аффекта являются повсеместными, делая необходимым для аналити ка, работающего с молодежью и взрослыми людь ми в терапии), продолжать работу таким образом, каким осуществляется сексуальное образование в детском анализе. Открытие бессознательных фан тазий по поводу аффектов часто является ключом к пониманию некоторых подростковых действий, включая прием наркотиков, контрфобические зло употребления или сексуальный промискуитет. От ношение юноши/девушки к эмоциям, совместно с тем способом, которым они регулируются, может быть единственной главной помехой к завершению его/ее эволюционных задач.
Я уже упоминал о том факте, что аффективная толерантность требует продолжающегося всю жизнь развития. Юность — это не последняя возможность или кризис для эмоций. Начало взрослой жизни несет в себе повторные вызовы и возможности ста новиться полностью независимыми; приобретать родительскую роль и так далее. Каждый жизнен ный кризис представляет такие возможности;
беда — это возможность в рабочих одеждах. Од нако может казаться неожиданным рассматривать средний возраст и даже пожилой возраст также как эволюционные фазы: мы привыкли думать об эво люционных эпохах как о подготовке к некоторому будущему времени, когда жизнь начинается по-на стоящему. Тем не менее каждое событие в жизни индивида, включая умирание, снабжает его новой комбинацией аффектов, которые он может научиться изящно регулировать. Ибо в конечном счете то, что обычно рассматривается как страх катастрофы, не счастья или даже смерти, может рассматриваться как страх собственных аффектов. Толерантность аффек тов это способность использовать нашу реакцию в качестве сигнала и придавать этому сигналу осо бый смысл и значение.
Влияние травматических предшественников на некоторые юношеские процессы
Главные вызовы юности включают в себя функцио нирование и использование аффектов. Из всех ас пектов юности я хочу выдвинуть на первый план процесс сепарации-индивидуации и установления эго-идентичности (Erikson, 1956). Возрождение эдипальной констелляции делает необходимым окончательный отказ от привязанностей к детским репрезентациям родителей и к детским представле ниям о себе. В таком возрождении объектная реп резентация, сформированная на фа зах, становится важной для исхода этого процесса. Хорошо известно психоаналитическое наблюдение, что амбивалентность по отношению к утраченному ооъекту делает процесс траура намного более труд нымделом; возможно, приводя в результате ско-
Г — эмоции 161
рее к депрессии, нежели к успешному приспособ лению. Люди, склонные к пристрастию к наркоти кам, известны своей неспособностью справляться с утратами и своей уязвимостью к любой утрате, ре альной или симбиотической (Krystal and Raskin, 1970; Krystal, 1978b).
Имеется множество причин для затруднений аддикта в обращении с утратой. Как я упоминал ранее, многие люди, которые имеют склонность к сильной зависимости, демонстрируют через свое аддиктивное поведение, что они испытывают ог ромный страх перед объектом, к которому они так же страстно стремятся (Krystal, 1978b). Мы можем предположить, что значительная часть расщепле ния и трудностей в интеграции вытекает из детской психической травмы и что глубокая амбивалентность делает траур более затруднительным делом. В той степени, в какой объект воспринимается как враж дебный и опасный, траур склонен осложняться виной и становиться патологическим. Обычно нас будет интересовать здесь развитие депрессии, но при наличии ухудшения переносимости аффектов и алекситимии выбор происходит между "психосо матическим" откликом и использованием наркоти ков. Можно ожидать, что последствия детской пси хической травмы будут сильно осложнять, затруд нять или даже препятствовать успешному заверше нию работы траура, столь необходимой в юности. Таким образом, при обращении с юношей/девуш кой нам следует быть внимательными к тому типу объектной и само- репрезентаций, которые мы встре чали у взрослых аддиктов, и энергично их интер претировать.
Неудача поступать таким образом будет мешать осуществлению решающей работы юности, которая
состоит в отказе от привязанностей к инфантиль ным и детским само- и объектным репрезентаци ям. Эти привязанности могут быть оставлены лишь через процесс, аналогичный трауру. Способность осуществлять эффективное горевание является клю чом к принятию реалистического и объединенного представления о себе и к примирению с суматохой и разочарованиями своего детства Wolfenstein, 1966). Юношеское разочарование и горевание по утрате идеальных прототипов — од новременны и фактически синонимичны с этим про цессом траура. Возрастание таких аффективных давлений на юношу/девушку объясняет многие характерные отношения и поведения этой стадии