Развитие аффектов в период юности
Богатство и разнообразие роста и развития в пери од юности делают крайне затруднительным делом даже поверхностный обзор вызовов и возможнос тей, порождаемых юностью, для аффективного со зревания. Поэтому я стану обсуждать лишь один аспект аффективного развития в период юности — юности как времени, когда может развиться спо собность к печали. Отказ как от детской привязан ности к родителям, так и от привязанности к само репрезентациям детства, как исключенных из взрослых саморепрезентаций, представляет собой
148 Г
самую значительную отдельную задачу юности. Та кое достижение не только дает юноше/девушке возможность выбирать новые объекты любви, вме сто того чтобы прибегать к смещению своих инцес- туозных стремлений, но также представляет собой точку созревания аффектов (Katan, 1951; Zetzel, 1965; Wolfenstein, 1966).
Приобретение способности к действенной печа ли оказывает глубинные воздействия на многие функции. Способность к печали — предпосылка и лимитирующий фактор в способности человека от казываться от различных аспектов инфантильного всемогущества, детально разработанного в разно образных фантазиях. Печаль позволяет человеку принять утрату и уменьшить грандиозные представ ления о самом себе; она становится стражем про верки реальности, которая была бы принесена в жертву, если бы не могло быть признано болезнен ное самоосознание. Существует обратная взаимо связь между способностью испытывать скорбь и потенциальной возможностью застрять на депрес сивных реакциях, основанных на расхождении меж ду эго-идеалом и идеалом Я, с одной стороны, и восприятии самого себя — с другой. Как в период юности, так и впоследствии имеется также потен циал для проработки таких утрат, как утрата груди и симбиотического взаимоотношения с объектом, который представляется всемогущим. Как упоми налось ранее, я считаю, что такие утраты не опла киваются и не разрешаются в детстве, а либо оста ются в качестве "аффективного дебета", который будет прорабатываться позднее, либо же продол жают существовать в качестве продолжающихся всю жизнь стремлений вновь обрести идеальную мать и снова вернуть воображаемый рай детства.
Однако для того чтобы юноша/девушка были способны заниматься работой траура, должны были произойти аффективные развития, которые я ра нее рассматривал. Если аффекты неадекватно вер-
и дифференцирова ны, они становятся слишком опасными и подавля ют организованные функции; они столь близки к инфантильным аффектам, что несут в себе угрозу возвращения психической травмы детства.
Получение массивной психической травматиза- циив младенчестве или в младшем детском возра сте, когда ребенок начинает ходить, препятствует развитию аффектов и делает ожидание возвраще ния травматического состояния постоянной опас ностью. При таких обстоятельствах аффекты вос принимаются как сигналы о надвигающемся возвра щении травмы и поэтому вызывают страх. В той степени, в какой эмоции остаются недифференци рованными и по большей части физическими, они не могут быть использованы в специфическом смыс ле, как когда ясно осознает печаль в ответ на утрату. Смутные, перемешанные, соматические аффективные отклики обращают внимание лишь на них самих, а не на их смысл, так что откликом на них склонно быть желание их блокирования, на пример, с помощью лекарств. Таким образом, раз вития в природе аффектов и переносимости аффек тов во время детства, латентного периода и ранне го пубертата — специфические факторы, делающие эффективной работу траура в юности и последую щей
Многочисленные исследования приобретения языковых навыков, и в осознания, уз навания, и описания юношами/девушками своих чувств засвидетельствовали определенные индиви-
150
дуальные, наследственные и даже связанные с по лом различия в скорости вербализации аффектов, а также их локализации внутри частей Собствен ного Я. Например, Льюис, и Кинг (1971) обнаружили, что школьники в возрасте от пяти до тринадцати лет показывали все большую независи мость от внешней информации в деле осознания и вербализации эмоций. Они наблюдали:
Когда девочки интернализуют свои эмоции,
они склонны ими восприниматься как в боль шей мере связанные с внутренними органами, чем с церебральными, в тех местах тела, кото рые они связывают с определенными чувства ми... В целом более старшие дети обоих полов проявляют большую склонность к описанию своих эмоций как идей или мыслей, чем как телесных ощущений [р.
Как Льюис и др., так и их оппонент Готтшэлк
(1971) отмечали, что мальчики становятся все бо лее озабочены как кастрационной, так и сепараци- онной тревогой, в то время как девочки почти юно шеского возраста были склонны к интернализации и озабочены чувствами стыда.
Аффективное развитие не протекает исключи тельно в "недрах семьи"; ребенок имеет возможность добавить к домашним переживаниям другие, полу ченные при контактах со сверстниками, учителями и другими социальными силами, например, из те левизионных передач и кинофильмов. Особенно в период юности эти социальные влияния вступают в игру в отношении аффективного выражения. Ла- зарус, Аверилл и Ортон кратко обрисовали
— эмоции 151
те способы, какими различные общества формиру ют эмоциональное переживание и восприятие:
...1) восприятие или оценка эмоциональных стимулов... 2) внешнее выражение эмоции... даже в отношении тех жестов, пла ча и смеха, которые повсеместно считаются биологически детерминированными... 3) фор мирование социальных взаимоотношений и систем оценок, которые требуют в качестве пред варительного условия эмоциональные представ ления... 4) общепринятые формы поведения, например, траурные обряды, ритуалы ухажи вания и свадебные обряды, и институционали зированная агрессия, как в занятиях спортом и военных действиях...
Демонстрировались этнические отличия в откли ках на боль (Tursky and Sternbach, 1967), которые, по-видимому, говорят в пользу точки зрения Шах тера (1967), что социальный контекст влияет на то, как индивид интерпретирует свое телесное со стояние в связи с испытываемой эмоцией.
Переносимость аффектов развивается вдоль ли нии, параллельной развитию природы аффектов. По сути, переносимость аффектов связана с управле нием аффектами — с развитием легкости и ком форта, а также рефлексивного самоосознания в связи с аффектами. Вместе, развитие природы аффектов и развитие переносимости аффектов делают воз можным ослабление аффектов, превращая их в на строения и делая их подходящими для использова ния в качестве аффективных сигналов. Регрессия, при которой эмоции снова становятся недифферен цированными, девербализованными и ресоматизи-
152 Г
может иметь место в некоторых или во всех функциях, которые связаны с переносимос тью аффектов или с природой самих эмоций.