Золотая рыбка или как вырастить гения.
Для начала хотелось бы обратиться к родителям с просьбой: будьте разумны, занимаясь воспитанием своего ребенка! Разумно подходите как к своим собственным силам, знаниям и способностям, так и к возможностям ребенка. Любите его, радуйтесь уже тому, что рядом с вами есть это маленькое чудо. Когда ребенок желанный, любимый, когда его окружают вниманием и заботой, то половина пути к гениальности, а, еще лучше, к гармонично развитой личности, уже пройдена. А остальные необходимые шаги вам подскажут специалисты.
Воспитание – тяжелый, ежедневный, но при этом радостный и благодарный труд. И, как и в любом новом деле, которое вы только начинаете осваивать, надо сначала этому делу обучиться, потренироваться как следует. Поэтому, в целом, полезны различные школы, клубы, семинары для родителей. Ведь там можно услышать много полезных советов специалистов по развитию и воспитанию детей, поделиться своими проблемами и поучиться на чужих ошибках.
Если вы не посещаете такие школы и семинары, то не стесняйтесь, по крайней мере, задавать вопросы врачам вашего ребенка, воспитателю в детском саду, общайтесь с такими же родителями на прогулках. В вопросах воспитания никак нельзя считать себя «умнее всех», слишком это сложный предмет. Еще не родился, да и не родится, пожалуй, никогда, гениальный воспитатель, способный воспитывать исключительно гениев. И вы далеко не идеальны в вопросах воспитания. Поэтому, даже если и прочитаете в этой книге какие-то обидные для себя вещи, не спешите обижаться и захлопывать ее. Хотите вырастить Звезду – сами сначала ею станьте, а не рассчитывайте на то, что вам удастся сиять отраженным светом! Жестко, но ведь правильно. Ваш ребенок – это не только ваше отражение и продолжение, а совершенно самостоятельная личность, как будто маленький Принц (или Принцесса), прилетевший к вам с другой планеты, со своими желаниями, устремлениями, способностями. Это – дар, посланный вам с небес за какие-то ваши особые заслуги. И вы можете и должны воспитать из него настоящую личность, помочь ему освоиться в этом мире, проявить все свои особые таланты и быть счастливым.
Все родители хотят вырастить из своих детей, как минимум, великих, знаменитых людей, по крайней мере, складывается именно такое впечатление. Как будто ребенка только для того и произвели на свет, чтобы он воплотил все нереализованные планы и мечты своих родителей. Но ведь он не золотая рыбка, чтобы исполнять все-все желания. Вспомните сказку и не требуйте большего.
Никто не спорит: можно и нужно стремиться к самым наилучшим достижениям, которых только ваше чадо способно достичь. Но, строя планы, обязательно учитывайте, как законы развития мозга вообще, так и особенности работы мозга именно вашего ребенка. Можно сделать достаточно ответственный вывод о том, что нет ни одного абсолютно идеального, т.е. абсолютно здорового ребенка с точки зрения развития его мозга, а значит, и нервной системы, и, как следствие, всего организма в целом. И главная задача родителей – обязательно знать и учитывать все плюсы и минусы в развитии ребенка.
Ни один ребенок далеко не идеален. И многие надежды, возлагаемые родителями на своих детей, часто не могут воплотиться в жизнь. Особенно, если не предпринять необходимые, правильные шаги. Причиной несбывшихся надежд родителей может быть, во-первых, изначальная неспособность мозга, скажем, к рисованию. И пусть хоть все дедушки и прадедушки малыша хорошо рисовали – это может совершенно ничего не значить. Во-вторых, на развитие способностей ребенка и на его здоровье, может влиять недостаток энергетического обеспечения организма. А нет энергии – нет и сил на реализацию грандиозных планов родителей. И, наконец, третий момент – мозг ребенка может быть серьезно поврежден во время беременности, родов или в результате травм и болезней. И тут уже необходимо приложить массу усилий для того, чтобы «подтянуть» мозг ребенка до уровня нормы или хотя бы до каких-то возможных пределов. И, в-четвертых, на развитие ребенка, его способностей оказывает очень большое влияние воспитание. Обо всех этих моментах хотелось бы поговорить в данной книге.
В книге даются общие рекомендации, советы, подходящие для применения в воспитании практически любого ребенка. Но не забывайте о том, что каждый ребенок по-своему уникален, и подход к воспитанию должен быть, все-таки, достаточно индивидуален. Поэтому, конечно, желательно провести обследование, тестирование ребенка, чтобы узнать обо всех его особенностях.
Родители всегда хотят узнать как можно больше о своем ребенке. И они не жалеют денег на различные медицинские, психологические и даже астрологические и тому подобные обследования, надеясь проникнуть в таинственный и загадочный мир своих детей.
Многие ответы на вопросы о вашем ребенке дает достаточно уникальный метод обследования, созданный с использованием последних достижений таких наук, как нейропсихология, медицинская и возрастная психология, а также неврология, психофизиология и даже психиатрия, и входящий обязательной составной частью в систему Нейройога, о которой подробно рассказывается во второй части книги.
Нейро-обследование выявит все особенности мозга ребенка, укажет на перспективные направления развития, поможет выявить его таланты и даже профессиональные склонности и способности. Не останутся незамеченными и трудности.
Нейро-обследование расскажет, как развиваются память, внимание, мышление, восприятие, речь и моторика ребенка, и, соответственно, к достижению каких вершин готов ваш ребенок, а на что не стоит зря тратить время. Ответы на ваши вопросы будут честные и достаточно категоричные, ведь законы развития мозга и психики общие для всех, но при этом обязательно учитываются индивидуальные особенности развития именно вашего ребенка.
И уже по результатам можно будет давать более конкретные советы по поводу того, как воспитать гения именно из вашего ребенка.
А что касается «сверхспособностей», у любого ребенка можно их развить. Надо просто:
Во-первых, создать условия для здорового образа жизни ребенка. Сюда входят: режим дня, правильное питание, физические и дыхательные упражнения, здоровый сон. Желательно: бассейн, поездки на море, постоянные выезды на природу.
Во-вторых, создать условия для адаптации ребенка в социуме, что подразумевает: благоприятную, дружелюбную семейную атмосферу, обязательное посещение садика. Частые переезды и развод родителей не приветствуются. Участие бабушек и дедушек в воспитании приветствуется, но только при условии следования рекомендациям родителей.
В-третьих, развивать в ребенке уверенность в себе. Для этого: учитывать его мнение, советоваться с ним, давать возможность проявлять инициативу, чаще хвалить (но за дело), быть для ребенка примером (не обманывать, выполнять обещания, быть последовательными, не совершать поступков, которые могут подорвать доверие ребенка). Наконец, надо просто любить его, но по-настоящему. Желательно читать книги и смотреть фильмы о настоящих героях и лидерах.
В-четвертых, необходимо выявить основные склонности и способности ребенка, его мозга. Для чего необходимо провести обследование: нейропсихологическое и психологическое тестирование. Желательно сделать ЭЭГ (электроэнцефалограмму). Выявив наиболее сильные стороны ребенка – развивать их: кружки, секции, дополнительные занятия, посещение выставок, музеев, лекций, а также чтение книг на интересующую тему. Приветствуется совместный интерес и труд всех членов семьи в данной области. Главное – не переусердствовать. Все должно быть в удовольствие. Если выбранное направление дается ребенку слишком тяжело, значит, вы ошиблись, и надо искать основное направление заново.
В-пятых, обязательно развивать ребенка и в тех областях, в которых он не силен. Если нет способностей к рисованию, ввиду, например, слабой зрительно-моторной координации, тем более надо хоть немного, но рисовать. Если нет слуха – не отдавайте его учиться игре на пианино, но пойте с ним хоть немного какие-то песенки. Личность не должна быть однобокой-кособокой. Личность должна быть гармонично развитой. Талант – это хорошая, отличная способность к чему-то одному (например, талантливый скрипач). А гениальность – это хорошие способности практически во всем.
В-шестых, развивайте с самого детства познавательные функции ребенка и, как следствие, самый главный вид мышления – понятийное («понимательное») мышление. Давайте ему возможность все потрогать, собрать-разобрать, приветствуйте все его вопросы и с удовольствием отвечайте на них. Больше рассказывайте ребенку об окружающем мире, о животных, о природе вообще. Обязательно посетите (и не один раз) зоологический музей, зоопарк. Смотрите фильмы об окружающем мире, читайте книжки. Учите ребенка классификации (животные домашние – животные дикие, овощи-фрукты, хищники – травоядные, живое - неживое и т.д.).
В-седьмых, обязательно развивайте и душу, и ум, и тело. Не останавливайтесь только на интеллектуальном развитии. Чаще говорите с ним о своих чувствах, расспрашивайте о том, что чувствует он в той или иной ситуации. Научите его правилам вежливости и этикету: говорить «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», умению делать искренние комплименты и подарки людям. Учите ребенка доброте: кормите птичек, помогайте бездомным животным, переведите старушку через дорогу, отдайте лишние игрушки в детский дом. Посещайте театры, смотрите фильмы о красоте (не только природы, но и души человеческой). Не забывайте о теле: учите ребенка чувствовать свое тело и взаимодействовать с ним (просто физкультура или та же Нейройога); заботиться о нем (чистка зубов, умывание, стирка одежды). Научите ребенка элегантно одеваться, это тоже важно.
Такие рекомендации можно давать бесконечно. На страницах этой книги дано еще много советов. И все они о том, как вырастить здоровую, гармонично развитую личность. И если вы будете следовать этим советам, то вам удастся вырастить не шахматиста, не великого физика или музыканта, не непонятного «индиго». Вы вырастите настоящего Человека разумного, который будет развит во всех областях жизни и науки и сможет выбрать любой путь, ведь везде он будет успешен.
«Не космонавт, не президент, но уже звезда, готовая стать тем, кем захочет».
1.2. «Правши», «левши» и не только.
Многие черты характера, особенности мышления и восприятия, способности зависят от, так называемого, межполушарного взаимодействия. То есть, от того, какое полушарие является ведущим, и насколько хорошо налажена совместная работа полушарий.
Всем известно деление людей на «мыслителей» и «художников» в зависимости от того, какое полушарие (соответственно, левое или правое) является ведущим. Это деление достаточно примитивно. Вовсе не обязательно, чтобы у правополушарника не было способностей к решению задач, а левополушарник не мог бы сочинить музыку. Всегда необходимо учитывать множество других факторов и смотреть немного глубже.
Правшество и левшество формируются к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Изначально все дети «левши», так как ведущим у них является правое полушарие. Постепенно оно передает все основные функции левому.
Есть дети правши и левши. Но есть и лево-, правополушарники, с сильной или слабой праворукостью. И все эти особенности обязательно надо учитывать, например, при подготовке детей к школе, при выборе школы или дополнительных занятий, просто при воспитании, так как эти факторы тоже влияют и на черты характера, и на поведение.
Левое полушарие отвечает за анализ, классификацию, «разложение по полочкам» информации, за строгое выполнение правил. Это полушарие делит всю информацию на части, на детали и анализирует их. Оно отвечает за конкретное, абстрактно-логическое мышление.
Правое полушарие отвечает за синтез, целостность, «собирание в кучу» информации. Именно оно отвечает за эмоции, интуитивное, пространственно-образное мышление.
Праворукие, с ведущим правым глазом и правым ухом, как правило, левополушарники («мыслители»). Праворукие и левши с ведущим левым глазом и левым ухом, как правило, правополушарники («художники»).
Праворукие с ведущим левым глазом и правым ухом; праворукие с ведущим правым глазом и левым ухом – смешанный тип функциональной ассиметрии мозга.
«Мыслители», левополушарники характеризуются рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, рассудительностью, но при этом некоторой заформализованностью, слабой эмоциональной отзывчивостью и неумением контролировать свои эмоции.
«Художники», правополушарники эмоциональны, склонны к образному, интуитивному мышлению, могут сразу схватывать явление в целом, без анализа деталей. Такие дети, в отличие от «мыслителей», «видят за деревьями лес». И они могут, например, выдать ответ задачи, затрудняясь объяснить последовательность своих рассуждений.
В ходе нейропсихологического обследования обязательно учитываются и такие особенности работы мозга, ведь они, в том числе, влияют на возможности ребенка в освоении школьной программы, на его способности и таланты, даже на характер и особенности восприятия.
Если вы хотите «в домашних условиях» проверить, так называемую, степень праворукости, то вам потребуется ненавязчиво и незаметно, не заостряя внимания ребенка на этом, попросить его выполнить следующие задания.
Для определения ведущей руки: похлопать в ладоши (ведущая рука сверху), отвинтить пробку с бутылки или крышку с банки (ведущая рука сверху), погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит), вдеть нитку в иголку (ведущая рука вдевает).
Есть еще такое понятие, как скрытое левшество, которое может свидетельствовать о том, что ребенок – возможно, переученный левша, или в его роду были левши, или не завершился процесс межполушарной дифференциации. Так или иначе, степень праворукости при этом снижается. Для определения скрытого левшества, попросите ребенка, не отрывая карандаша от бумаги, ведущей рукой (т.е., обычно, правой) нарисовать на одном месте много-много кружков, размешать сахар в стакане. Если он это делает, значит, данный признак присутствует и может свидетельствовать о низкой степени праворукости.
Для определения ведущего глаза: посмотреть через дырочку, проделанную в листе бумаги, или в подзорную трубу. Попросить быстро зажмурить один глаз (зажмуривается не ведущий).
Для определения ведущего уха: приложить ухо к дверям и послушать; поднести к уху часики и послушать, как они тикают; приложить ухо к маминой груди и послушать, как бьется сердце.
Для определения ведущей ноги: попрыгать на одной ножке, ударить по мячу. Ведущая нога при этом не особенно учитывается в определении ведущего полушария.
Таких проб надо делать несколько для каждой проверяемой части тела, чтобы не ошибиться и быть точно уверенным.
Чтобы вы не зря старались, опишем, очень кратко и приблизительно, без учета, естественно, всех других особенностей работы мозга (это возможно только при полном нейропсихологическом обследовании), некоторые характеристики детей, в соответствии с выявленными предпочтениями. У каждого типа есть свои минусы и свои плюсы, идеального типа взаимодействия полушарий, в общем-то, не существует.
Мальчики-левополушарники с высокой степенью праворукости (рука, нога, глаз, ухо – правые, скрытого левшества нет). Обычно пассивны, молчаливы, серьезны, рациональны, не очень тревожны и не очень агрессивны, чаще флегматики. Не любят (и не очень умеют) проявлять свои эмоции. Среди них мало лидеров, но зато они – хорошие исполнители. Таким мальчикам, да не обидятся и не испугаются родители, хорошо служить в армии. Вряд ли можно ожидать у них высокого коэффициента интеллекта. Ведь тот же тест Векслера (на IQ), включает в себя 12 субтестов, половина из которых рассчитана, выразимся так, на правополушарные стратегии. А у таких детей правое полушарие, к сожалению, мало задействовано. Еще и поэтому у них не очень высокий уровень образного мышления (это – тоже к правому полушарию). Чаще всего такие дети кинестетики, т.е. воспринимают мир, в первую очередь, через ощущения. Значит, из профессий подходят: парфюмер, дегустатор, повар (учитывая вышеизложенное – повар в армии). Это связано с тем, что, по-настоящему активно только левое полушарие, а ведь глаза и уши – это парные органы, и, чтобы быть визуалом или аудиалом, требуется взаимодействие обоих полушарий. У таких детей несколько хуже развита речь, ведь и для речи важна активная работа правого полушария, которое отвечает за интонацию и ритм речи. Недостаточно развитая речь ведет, соответственно к задержке в развитии речевого мышления. Ведь речь и мышление неразрывно связаны. Именно речь – признак наличия мышления и отличает человека от животных.
Такие дети, возможно, могут стать хорошими математиками, физиками, учеными, причем, скорее, теоретиками, чем практиками. Еще из профессий: экономист, бухгалтер, аналитик, часовщик. Но, если вы читали раздел «Золотая рыбка», то должны понимать необходимость развития у таких детей правого полушария и его функций. Чтобы нам не получить Эйнштейна, не умеющего завязывать шнурки и общаться. Для этого необходимо развивать эмоциональную сферу (совместное совершение добрых дел, разговоры по душам, чтение книг эмоциональной направленности), эстетические навыки (музеи, выставки, театры). Необходимо также развивать образное, творческое мышление. И тут можно посоветовать заняться рисованием, лепкой, оригами и т.п., но не совсем всерьез, а «для души». Для обучения чтению и счету таким детям подходит методика Зайцева (кубики). Не всем детям она полезна, но, благодаря ее использованию у детей снижается степень праворукости, то есть, начинает активизироваться правое полушарие. В данном случае, это то, что необходимо. Для обучения в школе лучше всего подходит методика Занкова, менее – гимназия, меньше всего подходит массовая школа. Это, в первую очередь, также связано с необходимостью развития правого полушария. В массовой школе обучение как раз и рассчитано на детей-левополушарников и опирается исключительно на левополушарные стратегии: четкое, разложенное по полочкам, инструктивное преподнесение материала в основном через аудиальные каналы, зубрежка и беспрекословное следование инструкциям, без всяких «фантазий». Правому полушарию в массовой школе, как говорится, «делать нечего». А ведь вашему ребенку надо это полушарие развивать. Поэтому, лучше в гимназию: там, все-таки, более индивидуальный подход, больше обращения к нестандартному мышлению. К тому же, больше наглядности, т.е., дополнительно развивается визуальное мышление, что для кинестетика так же важно.
Многое из вышеперечисленного можно отнести и к девочкам-левополушарницам (праворуким с ведущим правым глазом и ухом). У них также не очень хорошее пространственное, образное мышление. Также, обычно, низкая степень агрессивности, тревожности, чаще флегматики. В начальной школе такие девочки - одни из лучших учениц. Это связано с аккуратностью, старательностью, внимательностью, четким выполнением правил, хорошей памятью. При переходе в среднюю школу, когда одних этих качеств становится недостаточно, успеваемость вдруг может резко снизиться. Советы по обучению девочек такие же, как и для мальчиков. Профессии для девочек-левополушарниц: бухгалтер, экономист, корректор, библиотекарь, инженер. То есть, подходят профессии по типу «человек – знаковая система». А, учитывая ведущий кинестетический анализатор: парфюмер, повар, химик (только осторожно, а то таким детям необходимо все потрогать и попробовать).
Мальчики-левополушарники с низкой степенью праворукости (при скрытом левшестве) часто используют левую руку как ведущую, особенно в двуручных действиях. Но ведущей все равно остается правая рука. Это нам говорит о хорошем межполушарном взаимодействии, и активности правого полушария, что позволяет предполагать хорошее образное и творческое мышление. Когда правое полушарие отвечает за «почти ведущую» руку, но при этом «не обременено» дополнительно глазом или ухом, то оно может хорошо контролировать эмоциональную сферу. Ведь эмоции – прерогатива правого полушария. Поэтому, такие дети чаще пребывают в хорошем настроении, они не агрессивные, веселые, имеют средний уровень тревожности. Они активные, легко вступают в контакт, из них вырастают настоящие лидеры. Тип темперамента самый различный, кроме холерического. В основном такие дети аудиалы, так как одновременная хорошая работа двух полушарий позволяет одновременно активно работать обоим органам слуха. На втором месте – визуальный канал. Кинестетиков практически нет. Ни в коем случае нельзя таких детей готовить к школе с помощью Кубиков Зайцева. Обучение по методике Зайцева снижает степень праворукости, а она у таких детей и так низкая. В школе такие мальчики учатся очень даже неплохо, ошибок при письме допускают мало, помогает некоторая врожденная грамотность. Помним, что школа, особенно массовая, рассчитана в большей степени на «чистых» левополушарников. Образное, творческое мышление, иногда интуитивные ответы, без четкого обоснования, излишняя активность и любознательность будут несколько мешать обучению и возможности ходить в «любимчиках» у педагогов. Возможные подходящие профессии, скорее, из группы «человек-человек», но не те, где надо много действовать руками или использовать обоняние и осязание, например: массажист, врач, повар. Подходит профессия психолог, журналист (умеют слушать), менеджер, руководитель (активность, лидерские качества). Также, возможно, подходят профессии по типу «человек - художественный образ», т.е. артист (если только ведущий), музыкант (из-за хорошего, обычно, слуха).
Девочки-левополушарницы с низкой степенью праворукости: наоборот, очень тревожные, чаще холерики, в основном визуалы. У них очень хорошо развиты образное и творческое виды мышления. Такие особенности девочек связаны, видимо, с тем, что у мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек правое. Соответственно, у мальчиков при больших нагрузках быстрее «устает» левое полушарие, а у девочек при утомлении страдают функции, относящиеся к правому полушарию. Поэтому девочкам из этой группы сложно контролировать свои эмоции, ведь за них ответственно правое полушарие, которое больше «занято творчеством», чем эмоциями. Не желательно обучать таких девочек по методике Зайцева. Массовая школа для них, также нежелательна. Лучше гимназия с гуманитарным, творческим уклоном. Из профессий, возможно, подходят относящиеся к типу «человек – художественный образ» (артисты, режиссеры) или «человек – знаковая система» (но не бухгалтеры, а художники, писатели, сценаристы).
Мальчики смешанного типа, правоглазые (праворукие, с ведущим правым глазом и левым ухом) также чаще кинестетики, реже визуалы. То, что в данном случае, правому полушарию «поручено» ведущее (левое) ухо, заставляет его активизироваться. Отсюда, достаточно хорошее пространственное мышление. Вообще, хорошие потенциальные возможности, которые, однако, необходимо развивать. Но, при этом, не забываем, что ведущее ухо принадлежит не ведущему полушарию. Отсюда – сложности в освоении иностранных языков, если только это не метод глубокого погружения с носителем языка. Эти дети точно не аудиалы. Такие мальчики слушают, но не «слышат». Поэтому, имея неплохое речевое мышление, они чаще молчаливые и из-за этого, скорее, ведомые, чем лидеры. Мальчики вообще плохо «слышат», особенно, когда их слишком долго ругают. Такие дети не очень успешны в массовой школе, рассчитанной, помним, больше на аудиалов. Больше подходит гимназия с более индивидуальным подходом и творческим развитием. Из профессий подходят те, где не надо много общаться, и где не используются иностранные языки. Что-то из области «человек-техника», может быть, «человек – природа».
Смешанный тип, правоглазые девочки (праворукие, с правым ведущим глазом и левым ухом) достаточно сильно отличаются от мальчиков той же группы. У таких девочек слабый аудиальный анализатор приводит не к молчаливости, а, наоборот, к разговорчивости и не стеснительности. Высокий уровень самооценки, наверное, потому, что плохо «слышат» чужое мнение о себе. Из-за участия в совместной работе правого полушария наблюдается достаточно высокий уровень образного и творческого мышления. При этом и логическое мышление хорошо развито, а вместе с ним аккуратность, внимательность и память. Именно эти девочки чаще других отлично учатся в школе, а затем становятся и хорошими руководителями. Больше половины таких девочек – холерики. Чаще кинестетики и визуалы. Из профессий подходят те, где можно и нужно много говорить: преподаватели, психологи, врачи, журналисты. А так же менеджеры среднего и высшего звена. Возможно, какие-то творческие специальности (но не связанные с музыкой). Великие художники тоже вряд ли получатся. Для этого необходимо большее развитие правого полушария. Может быть, модельеры, дизайнеры.
Мальчики смешанного типа, левоглазые (праворукие, с ведущим левым глазом и правым ухом) – это очень добрые, чувствительные дети. Они не останутся равнодушны к чужим проблемам, способны сочувствовать, понимать других людей. Благодаря своей доброте, они необидчивы, не упрямы. При этом самомнение невысокое, хотя достаточно уверены в себе, т.е. способны реально оценить свои возможности, при этом их чуть преуменьшить. Вряд ли будут стремиться к лидерству, ставить перед собой сложные задачи и стремиться к достижению далеких целей. Плохо чувствуют себя в большом коллективе, при этом не то что бы стесняются, а просто стараются с каждым пообщаться, выслушать, решить чужие проблемы, т.е. сильно «распыляются». Поэтому не хватает времени на себя. Как натуры скорее творческие, не терпят над собой много руководства, не могут четко выполнять приказы и укладываться в жесткие, рабочие рамки. При этом они отличаются хорошей работоспособностью (при выполнении интересного им задания) и устойчивостью к помехам, т.е. способны полностью погрузиться в любимое дело. По типу темперамента или холерики, или меланхолики, имеют склонность к невротическим состояниям и на любое давление могут начать плакать, отказаться от выполнения задания, впасть в ступор. Большой минус с точки зрения нейропсихологии – не очень хорошая зрительно-моторная координация, так как ведущие рука и глаз принадлежат к разным полушариям. Поэтому между ними нет идеального взаимодействия. Как следствие – трудности в рисовании, перерисовывании, сложности в овладении письмом. При этом среди них много визуалов. При обучении им необходимо как можно больше наглядности. Массовая школа не очень подходит для таких творческих личностей. В гимназии, при использовании соответствующих методик, могут учиться лучше других. Подходят профессии творческие, без жесткой подчиненности, без работы в большом коллективе: писатели, программисты, дизайнеры одежды. При таком трепетном отношении к окружающим, возможно, подходят профессии по типу «человек – человек», но, опять-таки, при условии индивидуальной работы: психолог, врач (но не хирург), «человек – природа» (ветеринар).
Девочки такого же смешанного типа, левоглазые (праворукие, с ведущим левым глазом и правым ухом) и тут отличаются от мальчиков. Из-за того, что правое полушарие, которое у девочек и так отстает, занято ведущим левым глазом, опять страдает эмоциональная сфера. Поэтому такие девочки боязливы, нерешительные, встречаются даже достаточно равнодушные. И тут надо, конечно, эмоции развивать. Буквально, учить плакать, смеяться, злиться, пусть даже на собственном примере. Чаще смотрите «душевные» фильмы или читайте книжки. Рассказывайте о добрых поступках, учите трогательные стихи про зверюшек, «про парня какого-то, лет двадцати». Типы темперамента могут быть различные, как и каналы восприятия. Это необходимо выявлять индивидуально. Мышление у таких девочек развито как логическое, так и творческое. Поэтому массовая школа им не очень подойдет. Из профессий явно не «человек – человек». Возможно, подойдет «человек – знаковая система» (бухгалтер, экономист, ревизор, аудитор, композитор, программист) или даже «человек – техника» (водитель, оператор, фотограф).
Вот мы и добрались не до левшей, не до правшей, а до праворуких правополушарников (ведущая рука правая, но при этом глаз и ухо – левые). Такие мальчики отличаются, к сожалению, рядом негативных качеств, а все из-за того, что левое полушарие, отвечающее за, скажем так, хорошее поведение, не является ведущим. Поэтому такие дети часто бывают неряшливыми, упрямыми, несдержанными, нетерпеливыми, невнимательными, капризными, импульсивными, гиперактивными, агрессивными и т.д. Сейчас у нас получится портрет ребенка с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью). Ведь именно лобные зоны левого полушария коры головного мозга отвечают за умение контролировать свою деятельность, составлять программу действий и четко ее выполнять. Но ведь это же не значит, что все такие мальчики больны (а ведь СДВГ – это диагноз). Тут надо просто активизировать левое полушарие с помощью того же режима дня, четкой системы наказаний и поощрений и т.д. У таких детей, естественно, благодаря активной работе правого полушария (ведь оно ведущее) очень высокий уровень образного, творческого мышления. По типу темперамента – сангвиники. В основном кинестетики. Категорически при обучении чтению и письму не рекомендуются Кубики Зайцева, снижающие степень праворукости, которая и так висит на волоске. Левое полушарие тогда вообще «заснет». Таким детям показана только массовая школа, ведь обучение в ней обращено именно к левому полушарию, которое так необходимо развивать этим детям. У таких детей центр речи расположен в правом полушарии, одноименном с ведущей (правой) рукой. При такой ситуации вполне возможно «письмо крюком», когда ребенок сильно изгибает руку при письме, поворачивает чуть ли не перпендикулярно тетрадь. И здесь ни в коем случае нельзя переучивать ребенка и поворачивать ровно тетрадку, иначе ребенок, если и не разучится писать, то очень замедлится в освоении письма. Подойдут профессии по типу «человек – человек»: психолог (особенно детский), психиатр, терапевт, массажист, тамада, ведущий шоу, организатор праздников, инструктор, журналист, интервьюер, гид. Так же профессии по типу «человек – художественный образ» (артист, художник) и по типу «человек – знаковая система» (сценарист, композитор, писатель).
Девочки правополушарницы (праворукие, с левым ведущим глазом и ухом) похожи на мальчиков из той же группы: тоже часто неряшливые, невнимательные, неаккуратные. Но при этом менее импульсивные и гиперактивные, чем мальчики. Также очень хорошее пространственное, творческое мышление, хорошая память. Но из-за невнимательности, обилия помарок в тетрадках учатся такие девочки в начальной школе не очень хорошо. В средней школе, когда аккуратность в тетрадях отходит на второй план, да и сами девочки все-таки обучаются прилежности, дела налаживаются, и учеба идет достаточно хорошо. Тем более, что именно у таких девочек наиболее высокая мотивация к учебе. Также может отмечаться письмо крюком. Не рекомендуются Кубики Зайцева. Учиться лучше в гимназии, чем в массовой школе, но оценки будут пониже, чем у левополушарниц. Чаще встречаются холерики, иногда меланхолики. Предпочтительнее профессии по типу «человек – человек», как и у мальчиков. Только не стоит быть педагогом в массовой школе, это место «прочно занято» левополушарниками. Возможно, «человек – знаковая система»: дизайнер, художник, писатель. Но не бухгалтер – не хватит усидчивости и внимательности.
Что касается детей-левшей, то это отдельная тема, еще недостаточно изученная. Можно здесь только сказать, что у этих детей самые высокие показатели образного, творческого мышления. Чаще холерики или меланхолики. Обычно кинестетики. Кубики Зайцева эти дети вряд ли даже поймут. Школа, конечно, необходима с творческим, гуманитарным уклоном. Но, помним, что нельзя забывать про левое полушарие, его тоже необходимо развивать (режим дня, действия, хоть иногда, по инструкции, изучение правил и выполнение их), иначе получится слишком однобокая личность. Профессии: творческие.
Остается надеяться, что эти дополнительные знания пригодятся родителям в воспитании детей. Но эта картина далеко не полная, так как здесь не учитываются все другие особенности работы мозга ребенка, а также особенности его появления на свет, перенесенные заболевания, травмы, а также наследственные и социальные факторы. Все это можно учесть только при полном нейропсихологическом обследовании.