Физического воспитания» - 2 часа
По дисциплине: «Физическая культура»
Факультет: Педиатрический
Курс, семестр: III семестр
г. Владикавказ, 2011 г.
Цель лекции:создать представление у студентов-медиков о процессах, протекающих в организме человека и способствующих расширению резервных функциональных возможностей, тренированности.
План лекции:
1. Организм человека как единая биологическая система.
2. Экология здоровья и условия для физического развития. Двигательная активность как фактор взаимодействия организма человека с окружающей средой.
3. Функциональные системы организма.
4. Кровь и кровеносная система.
5. Нервная система.
6. Дыхательная система.
7. Костная система.
8. Мышечная система.
9. Обмен веществ и энергии
10. Система пищеварения и выделения.
11. Эндокринная система.
12. Функциональная активность человека
13. Гипокинезия и гиподинамия.
Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:
1. Биохимические изменения в костно–мышечной системе тренированного организма человека.
2. Биохимические изменения во внутренних органах и системе крови
тренированного организма человека.
3. Биохимические изменения в ЦНС тренированного человека.
4. Физиологические показатели тренированного организма в покое.
5. Физиологические показатели тренированности при выполнении
стандартной нагрузки.
6. Физиологические показатели тренированности при выполнении
предельной нагрузки.
7. Физиологическая характеристика физиологического «спортивного»
сердца и «бычьего» сердца.
8. Факторы, влияющие на развитие перетренированности.
9. Объективные и субъективные показатели перетренированности.
10.Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к
различным воздействиям.
Список использованной литературы:
1. Физическая культура студента : учебник для студентов вузов/ под общ. ред.
В. И. Ильинича. – М. : Гардарики, 2007.
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Учебное пособие для студентов Вузов.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры. Учебник. – М.; ФиС, 2005.
4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
5. 4. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов./Под общ. ред. В.И.Ильинича.-М.:Гардарики, 2003.
6. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры. Учебник. – М.;
ФиС, 2005.
7. Физическая культура: Учебник / Под. ред. Ю. И. Евсеева. Ростов - на -Дону:
Феникс, 2003.
8. Физическая культура и здоровье : учебник / под ред. В. В. Пономаревой. –
М. : ГОУ ВУНМЦ, 2001.
Организм человека как единая биологическая система
Человеческий организм устроен природой чрезвычайно сложно. Его развитие, само существование происходит под влиянием наследственности и изменяющейся окружающей внешней среды, оказывающей как полезное, так и вредное воздействие.
Жизнедеятельность человеческого организма регулируется автоматически. Посредством приспособительных реакций, обеспечивающих постоянство внутренней среды(гомеостаз)– температура тела, состав крови и др.
Медико-биологические науки (анатомия, физиологи, гигиена и др.), на достижениях которых основывается физическое воспитание, рассматривают человека как сложную саморегулирующуюся биологическую систему.
Для понимания того, как физические упражнения, спортивная тренировка влияют на работоспособность человека, его самочувствие, необходимо иметь представление о строении человеческого тела, закономерностях деятельности отдельных органов и функциональных систем. Организм человека - единство многочисленных органов – мышцы, кости, сердце, головной и спинной мозг, желудок и др. Каждый орган имеет сложное строение и выполняет определенные функции. Совокупность органов, выполняющих общую для
них функцию, называется функциональной системой.Например, кости и их соединения составляют скелет – систему, которая выполняет функцию опоры и движения и функцию защиты внутренних органов. Вместе с мышцами скелет представляет опорно-двигательный аппарат Мышечная система, являясь активной частью двигательного аппарата, обеспечивает функцию движения. Нервная система (головной и спинной мозг и нервы) регулирует деятельность всех систем организма и его взаимосвязь с внешней средой и т.д.