Внедрение обязательного социального медицинского страхования
Устойчивость системы здравоохранения в значительной степени связана с эффективной системой финансирования, которая предполагает адекватный уровень средств, направляемых на здравоохранение, их справедливое распределение и рациональное использование.
Дальнейшее развитие системы здравоохранения предполагает формирование трёхуровневой системы предоставления медицинской помощи, где ответственность за здоровье граждан распределяется между государством, работодателями и работниками. При этом:
первый уровень представляет базовый пакет или перечень гарантированной государством медицинской помощи, финансируемый за счет республиканского бюджета (ГОБМП);
второй уровень будет включать в себя дополнительный пакет или перечень медицинской помощи, определяемый Правительством Республики Казахстан и финансируемый за счет обязательных страховых платежей государства, работодателей и работников;
третий уровень будет предусматривать индивидуальный пакет или перечень услуг, определяемый на добровольной договорной основе между страховыми компаниями и плательщиками взносов, финансируемых за счет добровольных отчислений граждан или работодателей в пользу своих работников.
С целью развития солидарности населения и работодателей в устойчивом развитии и повышении эффективности национальной системы здравоохранения, а также с целью устранения финансовых рисков вследствие растущих государственных и частных затрат на здравоохранение будет внедрена система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).
Система ОСМС будет построена на обязательных страховых платежах работающего населения, работодателей и самозанятого населения. За социально незащищенные слои населения (дети, пенсионеры, нетрудоспособные граждане и безработные) страховые взносы будут оплачиваться государством из средств республиканского бюджета.
При этом в систему ОСМС будут переданы все основные медицинские услуги, характеризующиеся стабильной потребностью и потреблением, управляемостью и прогнозируемостью, т.е. комплекс услуг, не несущий выраженного финансового риска внезапного сверх потребления. Это – услуги ПМСП, СМП, ВСМП.
При этом, государство сохранит за собой обязательства по финансированию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), т.е. базового пакета медицинских услуг, включающего в том числе: услуги скорой помощи и санитарной авиации, вакцинации, медицинскую помощь при некоторых социально-значимых заболеваниях (туберкулез, ВИЧ, онкология, наркология и психиатрия) и ПМСП до 2020 года для непродуктивно самозанятого населения.
Также государство сохранит за собой обязательства по финансированию развития инфраструктуры (капитальные инвестиции), медицинского образования и науки, государственных функций и программ, включая обеспечение деятельности службы общественного здравоохранения.
В целом, внедрение ОСМС будет сопровождаться доведением финансирования системы здравоохранения РК до стандартов ОЭСР на основе приоритезации следующих направлений государственных расходов:
развитие службы общественного здравоохранения;
на уровне ПМСП - увеличение числа ВОП и расширение АЛО;
поэтапное увеличение заработных плат медицинских работников;
расширение услуг по реабилитации, паллиативной помощи и сестринского ухода;
увеличение расходов на непрерывное медицинское образование;
включение в тарифы затрат по амортизации основных средств.
В рамках развития системы ОСМС будет создан Фонд обязательного социального медицинского страхования (ФСМС), который будет аккумулировать страховые платежи от участников системы и выступит в качестве единого плательщика за оказание медицинских услуг.
Будут усовершенствованы механизмы регулирования допуска на оказание медицинских услуг в системе ГОБМП и ОСМС. Поставщики медицинских услуг вне зависимости от формы собственности будут иметь возможность участвовать в системе ОСМС.Отбор поставщиков медицинских услуг для заключения договоров будет осуществляться с учетомкритериев доступности, качества и эффективности оказания медицинской помощи.
Будет изучена необходимость введения со-оплаты для мотивации к снижению потребления медицинских услуг, но без существенного увеличения финансового бремени болезней для населения.
Вышеперечисленные мероприятия будут сопровождаться активной информационно-разъяснительной работой с населением и медицинскими работниками. Будут разработаны механизмы обратной связи с населением, в том числе создан отдел по обработке обращений населения в форме структурной единицы ФСМС либо вне его. На регулярной основе будет проводиться мониторинг и оценка эффективности деятельности системы ОСМС.Внедрение практики публичной отчетности позволит повысить открытость системы здравоохранения.