Создание службы общественного здравоохранения
Укрепление и охрана здоровья населения требует не только развития соответствующих стратегий и мобилизации ресурсов в различных сферах жизнедеятельности, но и создания устойчивой и эффективной институциональной основы для обеспечения интеграции деятельности государства, общественности и населения в этом направлении.
В соответствии с лучшим международным опытом, основой дальнейшего развития системы здравоохранения станет создание системы общественного здравоохранения (СОЗ), на основе интеграции эпидемиологической службы и службы формирования здорового образа жизни и рационализации питания.
Основными функциями СОЗ станут:
повышение информированности населения и его вовлечение в мероприятия по профилактике и снижению вредного воздействия различных факторов окружающей среды, нездорового питания и поведенческих рисков;
обеспечение эпидемиологического мониторинга за инфекционными и основными неинфекционными заболеваниями, в том числе за нарушениями психического здоровья и травматизмом;
обеспечение, координация и расширение межсекторального взаимодействия, направленного на охрану и укрепление здоровья населения страны;
обеспечение контроля за соблюдением законодательства и других правовых норм в области охраны здоровья и эпидемиологической безопасности;
внедрение международных систем долгосрочного моделирования и прогнозирования развития заболеваний на региональном и национальном уровнях.
Деятельность СОЗ будет тесным образом интегрирована с системой оказания медицинской помощи населению, особенно с ПМСП, специализированными научно-исследовательскими организациями и программами.
Создание СОЗ будет предусматривать интегрированную структуру с разделением функций на республиканском и местном уровнях.
На республиканском уровне будут осуществляться функции эпидемиологического надзора и мониторинга факторов рискаинфекционных и неинфекционных заболеваний, а также:
разработка и реализация государственной политики и межсекторальных программ, направленных на развитие общественного здравоохранения;
разработка научно-обоснованных санитарно-гигиенических норм, касающихся предупреждения инфекционных, неинфекционных и профессиональных заболеваний, гигиены детей и подростков, охраны окружающей среды, радиационной, химической, биологической, промышленной безопасности и т.д.;
разработка научно-обоснованных принципов рационального питания, направленных на предупреждение и контроль заболеваний и микронутриентной недостаточности, разработка санитарных норм производства и реализации пищевых продуктов;
научные исследования по решению общественного здравоохранения, в том числе мероприятий по формированию здорового образа жизни;
мониторинг состояния здоровья населения для установления проблем общественного здравоохранения и прогнозирования их динамики;
оценка эффективности, доступности и качества услуг и программ общественного здравоохранения.
На местном уровне СОЗ в ведении местных исполнительных органов будет заниматься:
разработкой, планированием, реализацией и мониторингом мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, в том числе скринингов и диспансеризацией совместно с ПМСП;
обеспечением санитарно-эпидемиологического контроля (инспекции) за соблюдением законодательства в области охраны здоровья, гигиенических норм и стандартов профилактики инфекционныхи неинфекционных заболеваний, охраны окружающей среды, радиационной, промышленной безопасности, производства и реализации пищевых продуктов, иммунизации и т.д.;
дальнейшее развитие лабораторной службы СОЗ, внедрение в деятельность лабораторий оценки факторов риска окружающей среды, развитие системы референс-лабораторий.
Разделение функций эпидемиологического мониторинга заболеваний от санитарного контроля (инспекции) на местах позволит выполнять указанные функции на более транспарентной основе и повысит эффективность мероприятий по обеспечению санитарного и эпидемиологического благополучия населения.Такая дифференциация позволит более эффективно и ответственно интегрировать санитарный надзор с первичным здравоохранением.
Одной из ключевых целей деятельности региональных подразделений СОЗ станет повышение ответственности населения за свое здоровьена основе рационализации питания и стимулирования здорового образа жизни, развития санитарной, репродуктивной и физической культуры, пропаганды правильного питания. Это будет обеспечено мероприятиями по информированию и просвещению граждан, расширению их возможностей в вопросах персонального здоровья и общественного здравоохранения.
Для этого на центральном и региональном уровнях СОЗ будут внедряться инновационные технологии социального маркетинга на основе научно-обоснованных разработок в области поведенческой психологии и экономики, с активным вовлечением традиционных средств массовой информации и современных социальных медиа-ресурсов и сетей.
Приоритетной задачей СОЗ станет активизация,совместно с организациями здравоохранения различных уровней, мероприятий по профилактике и надзору за основными социально значимыми неинфекционными заболеваниями (НИЗ), в том числе:
заболевания сердечно-сосудистой системы;
хронические заболевания органов дыхания;
сахарный диабет;
онкологические заболевания;
ожирение;
остеопороз;
анемия;
йод дефицитные заболевания;
заболевания репродуктивной системы,
ментальные расстройства.
При этом, борьба с НИЗ будет проводиться на основе международных апробированных технологий в соответствии с Глобальным планом действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними на 2013-2020 годы, Рамочной Конвенцией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейской стратегии по борьбе против табака, Планом действий ВОЗ в области пищевых продуктов и питания на 2015–2020 годы.
Особое внимание будет уделяться вопросам профилактики инфекционных заболеваний, на основе организации и координации всей работы по иммунопрофилактике детского и взрослого населения в стране в соответствии с рекомендациями ВОЗ.
Вместе с тем, система общественного здравоохранения в среднесрочном периоде станет институциональной основой межсекторального взаимодействия, направленного на охрану и укрепление здоровья населения
5.1.2. Развитие межсекторального взаимодействия
В соответствии с международными стандартами, межсекторальное взаимодействие различных государственных и общественных институтов должно быть нацелено на снижение факторов риска возникновения заболеваний и предусматривать комплексные меры, направленные на:
уменьшение уровня бедности и безработицы как социальной дифференциации в обществе;
повышение уровня образованности населения, в том числе в вопросах ведения и формирования здорового образа жизни;
снижение потребления алкоголя, табака, наркотических и психотропных средств;
здоровое сбалансированное питание;
рост числа регулярно занятых физической культурой и спортом;
снижение дорожно-транспортных проишествий;
обеспечение безопасного детства, совершеннолетия и старости внедрением психолологических услуг в системе образования и здравоохранения;
создание безопасных условий труда и быта;
уменьшение загрязнения воздуха, воды и почвы, снижение уровня шума с учетом данных мониторинга их влияния на состояние заболеваемости населения и разработке мероприятий по их снижению.
В рамках развития межсекторального взаимодействия будет обеспечено проведение согласованной политики охраны и укрепления здоровья населения на всех уровнях управления, в том числе путем интеграции целей и задач данной программы с другими государственными и отраслевыми программами, стратегическими планами развития регионов и отраслей.
Будут разработаны и внедрены эффективные методы планирования, финансирования, реализации и мониторинга мероприятий межсекторального и межведомственного взаимодействия, направленные на охрану здоровья населения, на основе широкомасштабного вовлечения государственных органов, гражданского общества, бизнеса и работодателей, средств массовой информации и коммуникаций, научных и образовательных институтов.
В рамках совместной работы с другими секторами будет создана единая межведомственная система мониторинга и управления факторами риска, влияющими на здоровье населения.
Кроме того, совместно с местными исполнительными органами будут:
изучены, определены региональные приоритеты в области охраны и укрепления здоровья населения на местном уровне и обеспечены для условия для реализации соответствующих программ;
разработаны и реализованы комплексные меры по социальной мобилизации, предусматривающие внедрение механизмов взаимодействия с населением, особенно с молодежью, с организованными коллективами, образовательными учреждениями для реализации программ по укреплению здоровья;
приняты меры по передаче штатов медицинских работников школ из системы образования в систему здравоохранения.
Приоритетной задачей межсекторального взаимодействия станет реализация комплексных мер по охране материнства и детства,в том числе снижение детского травматизма; укрепление ментального и репродуктивного здоровья детей и молодежи.
В рамках межсекторального взаимодействия будет обеспечена реализация комплексных мер, направленных на обеспечение населения доступным, качественным и безопасным жильем, полноценными услугами жилищно-коммунального хозяйства (водообеспечение и водоотведение, канализация, утилизация бытовых отходов, тепло и энергообеспечение и др.).
Будет продолжена активная реализация мероприятий, направленных на снижение вредного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, в том числе борьба с загрязнением воздуха, почвы и природных резервуаров воды.
СОЗ совместно с организациями ПМСП, местными исполнительными органами и работодателями будут разработаны и внедрены комплексные подходы по защите здоровья человека на рабочем месте, борьбе с профессиональными болезнями на основе современных стандартов и трансферта передовых технологий, повышению доступности и качества медицинской помощи при профессиональной патологии.
Одной из важнейших задач межсекторального взаимодействия станет создание условий и справедливых возможностей для рационального питания, здорового и безопасного образа жизни, включая стимулирование физической активности и пропаганду занятия спортом.
В рамках межведомственной работы будет обеспечено принятие системных мер, направленных на уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций, отравлений и травматизма, насилия и преступности, в том числе с помощью надлежащего планирования инфраструктуры, нормативного регулирования и государственного контроля, включая контроль за оборотом алкогольной продукции и активное противодействие незаконному обороту наркотических средств. В ответственность СОЗ будет включено обеспечение готовности населения к чрезвычайным ситуациям.
В рамках развития межсекторального взаимодействия будет продолжено тесное сотрудничество с международными объединениями и организациями (ВОЗ, ООН, ЮНИСЕФ, в том числе с целью продвижения и секондирования в них казахстанских специалистов).
Долгосрочной задачей межсекторального взаимодействия является поэтапная интеграция государственной политики в области здравоохранения, труда и социальной защиты, в том числе на основе общих целей, задач и индикаторов результативности.
Это станет основой для формирования модели социальной медицины на основе постепенной интеграции деятельности служб общественного здравоохранения, первичного здравоохранения и социальной защиты.