Глаза – открытая дверь к душе общения
Во время разговора, когда мы чувствуем себя неудобно или в трудных ситуациях – когда говорим неправду или что-то нелестное о коллеге – мы склонны смотреть в сторону. Это самая распространенная привычка. PWS делают это часто, но бессознательно. Есть и другие привычки: беспокойно переступать, чесать голову, прикасаться к носу или прикрывать рот тыльной стороной ладони под каким-нибудь предлогом и т. д. Эти манеры не помогают произнести трудное слово и отвлекают слушатель. Слушатель начинает гадать об этом вторичном поведении, а не сосредотачивается на вашем сообщении
Но можно ли подделать здоровый язык тела? Да. Даже если вы чувствуете себя не очень уверенно, вы можете создать положительный образ, глядя в глаза другого человека, ДАЖЕ когда вы заикаетесь. На самом деле, многие люди находят очень трудным заикаться, сохраняя при этом хороший зрительный контакт со своей аудиторией! Но слушатель понимает лучше, когда PWS не смотрит в сторону. Но теперь вам не придется ждать чудесного излечения, чтобы начать смотреть в глаза человеку во время разговора. Вот простое упражнение: Возьмите небольшой блокнот и бумагу в карман и пойдите на дорогу или в парк:
1. Встретив незнакомца, доброжелательно приветствуйте (greet – откройтесь взгляду) его. (Здравствуйте, Добрый день, Привет и т. д.). Просто поприветствуйте его.
2. После этого остановитесь и запишите цвет его глаз, бровей и другие черты лица: были у него очки? Бифокальные? Усы? Большие или маленькие? Бритый? Лысый? Цвет волос? Метка на лбу? Головной убор? Какого цвета? и т. д.
3. Поприветствуйте следующего человека и снова сделайте заметки.
4. Таким образом, десять незнакомцев каждый день в течение нескольких недель, пока вы научитесь хорошо запоминать цвет глаз и другие детали (имя) людей, с которыми вы говорите даже в течение нескольких минут.
Но всегда помните, что зрительный контакт не означает смотреть в упор. Просто вы сообщаете другому человеку через глаза, что с вашим собственным заиканием все в порядке, и что вы слушаете его или ее очень внимательно; вы очень заинтересованы в том, что он или она говорит вам. Таким образом, вы не глазеете. Вы скользите взглядом вокруг, но не забываете возвращаться к глазам собеседника. Как скользить глазами вокруг объясняет очень хорошо Стивен Айчинсон (Steven Aitchinson), «тренер жизни»:
«. Когда отводите глаза, не смотрите вниз, так как это может означать окончание вашей части беседы. Вместо этого, посмотрите вверх или в сторону, как если бы вы вспоминали что-то. Попробуйте прямо сейчас, не двигая головой, представить, как вы первый раз пришли в школу. Вы заметили, как ваши глаза двигались вверх или в сторону, когда вы пытались вспомнить об этом? Так что, когда ваш слушатель видит такое движение, он подумает, что вы пытаетесь запомнить что-то и продолжит слушать вас. "
Контакт глаз является частью общего языка тела, изучить и улучшить который можно с помощью частых видеозаписей себя (и других) во время разговора наедине с собой, в группе, по телефону и т. д. Просмотрите эти записи с другом и спросите: Могу ли я пройти через это как достойный человек, в согласии с самим собой и как человек дела? Убедительно ли я выгляжу и говорю? Приглашая? Открыто? Агрессивно или заботливо? Иду навстречу или отстраняюсь? Играйте роли перед камерой и потом анализируйте видео. Ролевые игры – отличное развлечение и возможность экспериментировать с вашим языком тела, улучшить его. Попробуйте их в вашей группе самопомощи. Если у вас есть доступ к театру, присоединитесь к занятиям!
Подробнее о языке тела и как эффективно использовать его в интернете
http://www.dumblittleman.com/2007/04/how-to-improve-your-body-language.html
В том, что вы заикаетесь нет никакой проблемы, если вы делаете это мужественно и открыто.
Д‑р Джозеф Шихан
Активное слушание
Вы помните, как все ваше тело устремилось, чтобы услышать результаты ваших экзаменов или собеседования на плохой телефонной линии? Или ваш босс говорил вам о том, что вы много работали и заслуживаете повышения? Или последнее объявление посадки на нужный рейс? Когда мы крайне заинтересованы в информации, наше тело и ум принимают положение, которое называется активное слушание. Такому отношению можно научиться и сознательно применять его всякий раз, когда хотите показать, что вы слушаете и заинтересованы. Поскольку слушание это почти 90 % общения, вы должны использовать этот подход почти все время!
Вот как можно практиковать это:
1. Смотрите на говорящего, поддерживайте зрительный контакт, наклонитесь к нему (если это уместно).
2. Сосредотачивайтесь на сообщении в целом и его значении.
3. Повторяйте слова мысленно, как вы слышите их (это поможет вспомнить об этом позже).
4. Удерживайте ваш разум от любых других тем (кнопки телефона, окружение, что вы хотите делать дальше и т. д.), не отвлекайтесь.
5. Не прерывайте и не вставляйте встречные аргументы, даже в мыслях. Просто послушайте, как если бы ваша жизнь зависела от этого!
6. Если вы заскучали, держите эти мысли под контролем и сознательно заинтересуйтесь тем, о чём речь.
7. Кивайте или говорите: "Да" "Хорошо "и т. д., чтобы говорящий знал, что вы слушаете и понимаете его.
8. Используйте другие способы, чтобы показать заинтересованность: задавайте умные вопросы и резюмируйте то, что вы услышали, время от времени.
9. Задавайте уточняющие вопросы, если это необходимо. Активное слушание требует глубокого уровня тактичности, умения подобрать одно мягкое слово против «шумовой атаки». Учитесь переключать себя в режим активного слушания по собственному желанию. Это приходит с постоянной практикой. Вспомните, когда вы в последний раз имели дело со скучающим гослужащим или безразличным коллегой. Это может научить вас, чего вы не должны делать.
Вот интерактивное упражнение для группы:
Разделитесь на пары, и пусть все рассказывают друг другу некоторые основные факты о себе: имя, род занятий, знак зодиака, хобби, образование и т. д. Через десять минут в общей группе пусть каждый представит своего партнера по очереди. Пусть партнер исправит там, где нужно, и поставит оценку для сравнения. В следующем туре можно поделиться более сложными деталями, такими, как место рождения, опыт работы и т. п. В конце спросить, сможет ли кто-то вспомнить эти подробности о каждом из участников? Это будет трудно, но так будут проявляться активные навыки слушания каждого.