Тяжелая работа не гарантирует успеха, но значительно повышает шансы на успех.

Б.И. Гупта

Мечта не становится реальностью с помощью магии; она любит пот, целеустремленность и упорный труд.

Колин Пауэлл

Тяжелая работа не гарантирует успеха, но значительно повышает шансы на успех. - student2.ru

Как справиться с блоком

Блок – это совершенная блокада и прерывание речи. Это весьма затруднительно для говорящего и отвлекает слушателя. И, тем не менее, это ежедневное тяжелое испытание для многих PWS. Не трудно научиться успешно справляться с блоками, если сначала тщательно практиковать три навыка: намеренное заикание, повторы и растягивание-пролонгация в течение нескольких месяцев, по меньшей мере.

Вот рекомендуемые методы в правильном порядке.

1. Остановка после блока:

Во-первых, вы целенаправленно идёте в блок (т. е. делаете намеренное заикания.) проходите блок, как вы обычно это делаете, а затем ОСТАНОВИТЕСЬ, ПОДЫШИТЕ, РАССЛАБЬТЕСЬ в течение нескольких секунд, а затем, скажите ТО ЖЕ САМОЕ слово во второй раз. Если снова запинка – в третий, а затем продолжите остальную часть предложения. Таким образом, это исправление слова, которое вы, возможно, сказали неправильно – если вы обратите внимание на людей вокруг, они часто делают так.

В записи это будет выглядеть следующим образом:

Меня зовут Вимал; Я живу в K……………………… (Остановиться, подышать, расслабиться). Канпуре (Нет необходимости повторять все предложение, только слово, на котором блок.)

2. Коррекция внутри блока:

Снова вы идете в блок (то же намеренное заикание) и, находясь в самом блоке, «вытаскиваете себя», используя растягивание гласных или мягкий повтор. Это походит на планирование во время падения и благополучное приземление на ноги. Это немного сложнее, чем остановка после блока, о которой написано выше, но вполне реально с некоторой практикой и помощью «тренера».

В записи:

Меня зовут Вимал. Я живу в K………………………… Ка ка ка Канпуре. (Используя повторы)

Меня зовут Вимал. Я живу в K………………………… а а а а а анпуре. (С использованием растягивания гласных)

3. Коррекция перед блоком:

Здесь вы не входите в блок, а останавливаетесь как раз перед трудным словом – останавливаетесь, дышите, расслабляетесь и говорите слово с помощью наработанной техники. Итак, вы начинаете говорить предложение и останавливаетесь непосредственно перед трудным словом – сознательно расслабляетесь и выбираете технику (пролонгации или повтор), а затем идёте вперед и говорите это слово.

Как-то так:

Меня зовут Вимал. Я живу в……………………… Ka Канпур. (Используя повтор)

Меня зовут Вимал. Я живу в……………………………… Kaaanpur. (Используя пролонгацию)

Практикуйте эти методы на различных словах, в разных ситуациях и с разными людьми. Но учитесь им в указанном порядке: остановка после блока – первое, коррекция внутри блока – второе и, наконец, коррекция перед блоком, в течение 2–3 месяцев. Записывайте себя и смотрите запись, пока вы не сможете делать это плавно, спокойно и расслабленно.

Помощь «тренера» из TISA может очень поддержать вас. И не забывайте – вы должны освоить три основных метода (намеренное заикание, пролонгация, повтор), прежде чем начать учиться исправлять блоки

Тяжелая работа не гарантирует успеха, но значительно повышает шансы на успех. - student2.ru

Глава 6. Ещё немного игры

Если вы практиковали повторы с удовольствием и пели наедине с собой, как описано выше, значит, у вас есть мужество и выносливость, чтобы изменить некоторые из ваших старых привычек и моделей мышления. Это также означает, что вы можете продвинуться дальше! В этой главе мы будем поднимать еще несколько вопросов, которые, хотя и являются базовой основой речи, всегда воспринимаются как само собой разумеющееся: дыхание, паузы между словами, контакт с глазами другого человека и внимательное слушание. Многие люди считают, что слушание составляет более девяносто процентов хорошего общения! Было ли вам трудно вспомнить имя человека, которого вы встретили на следующий день? Стояли вы на рынке, почесывая затылок и вспоминая, что вас просили купить? Вы чувствуете, что задерживаете дыхание, когда заикаетесь? Если да, то читайте дальше внимательно и пробуйте эти идеи. Да, вы меняетесь, но не от того, что вы знаете, а то того, что вы на реально ДЕЛАЕТЕ, снова и снова

Дыхание

Согласно медицинским исследованиям, различные типы дыхания достигают различных физиологических целей, например, дыхание животом вентилирует нижние доли легких, и это способствует более эффективному обмену кислорода. Ещё, когда мы ожидаем стресса, мы подтягиваем грудь, живот и переходим на поверхностное неровное дыхание или задерживаем дыхание на какое-то время. Раз нет выдоха, мы не можем говорить. Некоторые дети рассказывают о том, что именно выдыхание помогает им во время блока. Но после выдоха, когда легкие полностью опустели, звук тоже не может начаться! Получается только прошептать несколько слов с большим трудом на остаточном воздухе.

Тяжелая работа не гарантирует успеха, но значительно повышает шансы на успех. - student2.ru

В то же время, расслабленное глубокое дыхание может успокоить PWS и помочь ей / ему получить сознательный контроль над речью. Наблюдая за своим собственным дыханием можно вызвать более глубокие состояния внутреннего осознания и увидеть свои избегания, страхи, привычные ответы, ожидание (не реальное) стресса и другие эмоциональные / психологические проблемы, связанные с заиканием – и как наше сознании предлагает нам бороться с этим. Исцеление себя через этот путь возможно в течение нескольких месяцев или лет. Технике наблюдения своего дыхания можно научиться у квалифицированного преподавателя или у человека, практикующего медитацию или на правильном курсе Випассаны. Метод не требует веры во что-либо сверхъестественное или божественное. Нужна только вера в собственные чувства, ум и наблюдательность

Практику можно начать с наблюдения своего дыхания в разное время суток; Стоя в пробке, вы дышали с помощью груди (выше? ниже?)? Или использовали мышцы живота, чтобы дышать? Когда вы думали о крайнем сроке сдачи важной работы, вы напрягали грудь и переставали дышать в течение нескольких секунд? Когда вы приблизижались к трудному слову, что случилось с вашим дыханием? и т. п.

Упражнения для развития вашей наблюдательности:

1. Лёжа ровно на полу практикуйте два различных вида дыхания;

2. Положите одну руку на грудь, а другую на пупок (живот). Вы можете использовать две книги вместо ваших рук.

3. Вдыхайте и выдыхайте медленно и нормально. Наблюдайте, как книги (на груди и на пупке) двигаются вверх и вниз с дыханием.

4. Сделайте глубокий вдох и попытайтесь поднять книгу на груди, не двигая книгу на пупке. Вам удастся сделать это после нескольких попыток: грудное дыхание полезно для сильных мышечных усилий, таких как быстрый бег, выкрикивания т. д. Для нормальной речи не нужны такие усилия.

5. Теперь попробуйте другой метод: Сделайте глубокий вдох и попытайтесь поднять книгу на животе так высоко, как только возможно без перемещения книги на груди.

6. Если вы правильно дышите животом, рука (или книга) на груди будет двигаться очень мало. Через несколько дней положите толстую книгу (или несколько кирпичей) на живот и попробуйте поднимать это всё вверх с каждым вдохом. Позже, вы можете почувствовать тонкую разницу между дыханием грудью и животом. И теперь всякий раз, когда вы заметите, что ваше дыхание неровное, поверхностное или вы задержали дыхание, быстро и сознательно переходите на мягкое дыхание животом – толкая живот вперёд и давая ему вернуться обратно на своё место.

7. Ещё польза от сосредоточения внимания на своем дыхании: это приведение ума к настоящему моменту в один миг! Ваш ум больше не размышляет о заботах будущего или сожалениях прошлого. Вы становитесь спокойным, собранным и укореняетесь в реальности настоящего момента. После некоторого времени занятий, вы сможете легко расслабляться, переключая ваше внимание на дыхание, сначала во время занятий, потом во время работы, во время вождения автомобиля и даже во время проведения презентации на работе!

8. Мы не имеем в виду, что грудное дыхание – это плохо или оно не играет никакой роли в речи; Вам иногда придется заполнить вашу грудь большим количеством воздуха, чтобы выкрикнуть инструкцию большой группе в большом зале или открытом поле. Но для нормального разговора, групповой презентации, интервью и т. д. дыхание животом является лучшим и достаточным

Теперь, почему люди, как правило, затаивают дыхание и начинают бороться, когда находятся в блоке? Почему бы им просто не расслабиться и позволить словам выйти? Импульсы от мозга говорят нам, что нужно задержать наше дыхание, когда мы ожидаем больших физических усилий, таких, как подъем тяжелого ящика. Это делается для того, чтобы грудь и живот стали герметичной камерой, которая может выступать в качестве точки опоры рычага. Но в момент речи нет необходимости делать такое усилие.

Однако, мозг в некоторых обстоятельствах ошибочно сигнализирует о таком усилии, скажем, во время решающего интервью. Импульсы, идущие вниз от головного мозга, таким образом, передаются в ошибочных нервных связях, и мы вдруг обнаруживаем, что напрягаемся изо всех сил во время речи, как будто конкретное слово это кусок пробки, который застрял в горле и может быть вытолкнут ТОЛЬКО силой. В норме кто-то будет напрягаться таким образом (так называемый маневр Вальсальвы), только если страдает запорами или поднимает тяжелый вес. Но наш мозг, из-за прошлого опыта, считает речь таким угрожающим тяжелым испытанием, что включает рефлекс Вальсальвы. И получается, вместо того, чтобы говорить, мы оказываемся напряжёнными изо всех сил и в блоке. (Статью доктора Перри об эффекте Вальсальвы и заикании можно прочитать здесь http://www.valsalva.org/valsalva.htm (на английском.).

Для того, чтобы понять рефлекс Валсалвы сделайте такое упражнение:

Встаньте, согнув колени, как будто сидите на воображаемом стуле. Сцепите пальцы перед грудью и потом тяните руки друг от друга. Это должно стоить вам больших мышечных усилий. Сохраняя сильное напряжение в ваших пальцах и руках, попытайтесь сказать свое имя. Это будет очень трудно. Это то, что происходит во время блока при заикании. Теперь станьте нормально, вдохните и выдохните пару раз и скажите свое имя или любое другое слово. Почувствовали разницу в груди и горле?

Общая рекомендация для вас: тренировать свой ум, чтобы воспринимать ситуации, связанные с речью, как прекрасные возможности (а не как ситуации "жизнь или смерть"), поддерживать мягкое дыхание живота и пресекать любую тенденцию к НАПРЯЖЕНИЮ в зародыше, то есть, как только она появляется на поверхности вашего сознания. Как только вы почувствуете тягу к напряжению – улыбнитесь, сделайте глубокий вдох, сознательно сделайте мягким живот и примените технику мягкого начала последовательно и удобно. Это "рефрейминг" реальной стрессовой ситуации можно встретить в техниках нейролингвистического программирования

Тяжелая работа не гарантирует успеха, но значительно повышает шансы на успех. - student2.ru

Пауза

Общение представляет собой комплексный навык. Оба компонента речи – вербальный и невербальный – требуют координации и усилий. И конечно, гораздо удобнее общаться, если давать себе достаточно времени и использовать частые паузы. Многие из нас имеют ложное представление о том, что хорошее общение означает говорить нон-стоп! Мы считаем, что молчание в разговоре – неудобный момент для обеих сторон и слабость со стороны говорящего. PWS часто чувствуют себя под давлением необходимости непрерывно говорить! А всё как раз наоборот. Молчание является одной из важнейших и естественных частей хорошего общения. Люди, которые говорят нон-стоп, считаются грубыми и вытесняют партнеров из разговора. Паузы следует делать сознательно, как важные по смыслу остановки

.

Вот какие места можно выделить паузой:

1. Запятую, двоеточие и т. п.

2. Окончание значимого предложения.

3. Новую концепцию или мысль, которые обозначаются дефисом, тире, новым пунктом и т. д.

4. Слово, выражающее эмоции (восклицательный! или вопросительный? знак).

5. Многоточие (…), указывающее на недосказанность мысли.

6. Ремарки в скобках [] или () с указанием дополнительной информации.

7. Если вы хотите дать несколько минут для осмысления информации.

8. Если вы ожидаете ответа (вербального или невербального) от вашей аудитории.

Слушать своего партнера очень важно. Многие PWS настолько погружены в формулирование своего ответа, что совсем не прислушиваются к своим партнерам, что приводит к путанице и потере связи. Другой человек получает впечатление, что вы просто не заинтересованы в том, чем он или она хочет поделиться. Пауза должна быть неспешной, расслабленной, во время паузы можно сделать глубокий вдох, сформулировать свои мысли и проанализировать ответную реакцию аудитории, особенно во время официальной презентации. Такие сознательные значимые паузы помогают PWS контролировать свой механизм речи; в противном случае он имеет тенденцию набирать обороты и становиться неуправляемым после нескольких предложений, что приводит к заиканию или блоку в конечном счете.

Практика пауз

1. Начните с чтения газеты или книги с полным вниманием к пунктуации, как описано выше. 2. Останавливайтесь полностью и делайте глубокий вдох на каждом знаке пунктуации (запятая, двоеточие, точка с запятой, дефис и т. д.).

3. После такой практики в течении 2–4 недель, попробуйте разговор с другом в подобной манере: с остановками и мягким дыханием везде, где вы поставили бы знак препинания, если записывали бы свои слова. Во время неспешной паузы, поддерживайте контакт глаз, улыбайтесь, если это уместно, даже если почувствуете цейтнот, не реагируйте на него.

4. И только позже практикуйте паузы в большой группе и сложных обстоятельствах. Говоря в официальной обстановке, противодействуйте давлению времени. Если вы получили всего три минуты, чтобы представить длинный отчет и высказать своё мнение, оставьте только самое главное и говорите в расслабленном состоянии и со значимыми паузами. Вы можете предварить свою презентацию чем-то вроде этого: Поскольку у меня есть всего три минуты, я буду говорить сразу по существу. И для лучшего понимания раздать письменные материалы в конце.

Самое главное, помните: во время паузы ваш механизм речи должен действительно прийти к остановке, и вы должны быть полностью расслаблены. Ваша пауза не должна выглядеть как двигатель на холостом ходу перед красным светом светофора.

Вот групповые упражнений для развития силы сопротивления давлению времени во время речи:

Сядьте в круг с членами вашей группы самопомощи, в центре круга поставьте вазочку с орешками. Вы должны задать простой вопрос члену группы:

Какого цвета твоя рубашка? Или – Какой день недели сегодня? и т. д. Этот человек должен ответить только после того, как полностью разжует и съест орешек, а затем продолжить задавать вопрос следующему. Тот, кто забывает съесть орех перед тем как ответить, выходит. Тот, кто продержится до конца становится «королем или королевой Паузы». Это может быть забавная игра, как для взрослых, так и для детей. (

Из книги "Пятьдесят мероприятия для детей, которые заикаются», д-р Питер Реитзес. (‘Fifty Activities for the Children who stutter’, by Dr Peter Reitzes)

Тяжелая работа не гарантирует успеха, но значительно повышает шансы на успех. - student2.ru

Наши рекомендации