Глава 4. Что вы знаете о вашем заикания?

Вы будете удивлены, узнав, что средний PWS очень мало знает о своём собственном заикании! Все они знают только о странной реакции аудитории на них. Большинство из них начинают мигать и закрывают глаза во время заикания и, следовательно, не могут даже видеть реакцию людей на их заикание! Является ли это просто случайностью или это какое бессознательное построение в уме? Наше подсознание стирает заикание и моменты, связанные с ним, из внутренней ленты памяти, и поэтому мы не можем вспомнить, что же мы на самом деле делаем (глаза мигают, задерживается дыхание, резкое движение рук и т. д.), как же мы на самом деле чувствуем и реагируем в этот момент. И поэтому мы не можем сделать что-нибудь с этим. На самом деле, многие из нас считают, что заикание это не то, что Я делаю – это что-то таинственное, что просто происходит со мной, это проявление чего-то сверхъестественного – это просто кажется, этого нет на самом деле!

Некоторые из нас начинают проецировать всю ответственность на внешние обстоятельства и окружающих людей: я говорил хорошо, но когда я увидел учителя, который строго на меня посмотрел, я сразу начал заикаться. Некоторые из нас могут обвинять наших отцов и учителей. Но факт в том, что заикание – это то, что мы делаем, и только мы можем сделать что-то с этим. Но ЧТО же мы делаем? В эти беспокойные и размытые для сознания моменты (когда заикаемся)? Чтобы понять это, вам нужно много мужества – нужно смотреть в глаза правде о себе. Если у вас получится найти это мужество в себе, идите вперед – запишите себя на видеокамеру и внимательно посмотрите запись.

Вот предлагается порядок шагов, которые подходят для большинства:

Шаг 1 (Игра с аудио или видеокамерой)

Запишите свою речь при различных обстоятельствах: чтение газеты или книги; речь с самим собой или детьми, разговор с другом, обсуждение чего-то в небольшой группе, разговор со "старшим" по телефону, в шутливом тоне и т. д. Расположите их в порядке, от простого к сложному, перед тем, как начать (это очень важно). Начните с наиболее комфортной ситуации, такой, как чтение в одиночку. Используйте простой сотовый телефон с камерой или видеокамеру на штативе, главное, чтобы это было удобно и доступно. Если это возможно, попытайтесь захватить выражение лица и язык тела.

И ещё, в течение первых нескольких минут вы можете быть напряжены и слишком заняты записью, но позже вы привыкнете и будете говорить в вашем естественном стиле. Так что пусть запись идёт достаточно долго, 10 минут или больше. Если вы используете камеру телефона, вы можете попросить друга помочь. Если этот друг является PWS, тем лучше. По сути, это может быть кто-то, кому вы доверяете. Сохраните все записи, если это возможно, на компьютере, так чтобы вы могли легко их смотреть.

Глава 4. Что вы знаете о вашем заикания? - student2.ru

Шаг 2 (просмотр и анализ)

Проигрывайте запись и слушате вашу речь (слова, нюансы, громкость, высоту и т. д.), изучайте язык тела, выражения лица, рук и т. д. Анализируйте это даже в те моменты, когда вы говорите свободно. Сравните это, с теми моментами, когда вы испытываете лёгкие запинки или большие затруднения. Теперь в качестве слушателя, попробуйте наблюдать себя в процессе речи и общения. Уверенны ли вы в себе? Чувствуете себя удобно с самим собой и собеседником? Наслаждаетесь каждым моментом? Или спешите поскорее закончить? Исходя из того, что вы видите и слышите на записи, попытайтесь осознать, почувствовать своё эмоциональное состояние во время произнесения тех слов.

Проиграйте заново те моменты, когда вам показалось, что было особенно не комфортно. Ставьте на паузу и снова воспроизводите, чтобы видеть и слышать: что конкретно вы делаете и как проходите через "трудное" слово? Как вы боролись, чтобы вытолкнуть сложный звук? Смыкались ли ваши губы с большей силой и на более длительное время, чем обычно, например, на звуке B или P? Возможно, ваша голова поворачивалась назад? Рука дернулась? Брови поднимались? Запишите свои наблюдения в дневник. Запишите настолько подробно, насколько только это возможно. Помните, то, что вы запишите здесь – это то, что вы можете, наконец, изменить. То, что вы игнорируете, останется с вами, к сожалению. Так что будьте очень честным и смелым.

Шаг 3 (войти в контакт с эмоциями)

Пересмотрите эти записи через какое-то время: 3–6 месяцев, и попытайтесь записать, какие отличия есть в ваших действиях – в трудные моменты и когда вы говорите свободно. Намного лучше, если вы просмотрите запись с надежным другом или заикающимся человеком, который тоже занимается исправлением речи. Следующим шагом может быть намеренное заикание наедине с самим собой – останьтесь в моменте запинки на пару минут и понаблюдайте, что вы на самом деле чувствуете, ощущения во рту, в теле и уме. Другими словами – сознательно воспроизведите момент вашего заикания и удержите его на время:

Меня зовут S…………………… Achin. Я живу в К‑к-к-к… Канпур. и т. д.

Это добровольное заикание является важным инструментом познания вашего заикания и его преодоления. Да, это не предназначено для «слабых сердец» и можно пробовать делать это только после 2–3 месяцев занятий. Если вы попробуйте это в разговоре с животными, детьми и друзьями (именно в этом порядке), вы даже можете обнаружить уникальные эмоции, связанные с заиканием, но совершенно неизвестные вам до сих пор, похороненные глубоко внутри вас. И потом, в дальнейшем, когда вы начнёте наблюдать заикание, вы уже будете обращать внимание не только на то, что делает ваш рот, но и на то, что ваш ум и ваши эмоции делают в эти трудные моменты

Наши рекомендации