В конечном итоге, качество нашей жизни определяется тем, как мы общаемся с другими людьми и с самими собой.
О авторе
Д‑р Сатиэндра Шривастава является консультантом Общества Здоровья (Community Health), работающего в Индийском добровольном секторе с 1993 года. Излечился от заикания, организовал инициативу самопомощи в Индии на основе того способа излечения, который помог ему самому. В стране, где большинство питается менее чем на один доллар в день и очень плохо с логопедами инициатива самопомощи является обоснованной необходимостью. Он предполагает, что существует необходимость рассматривать заикание в более широкой перспективе человеческого разнообразия, а не только, как медицинское расстройство, которое нужно либо вылечить любой ценой с помощью специалиста, либо переносить молча. Он продолжает работать со своими коллегами и друзьями в индийской ассоциации заикания, которая была создана в 2008 году, проводит семинары по вопросам коммуникации. Мы такие разные, давайте праздновать наше разнообразие!
"Став спокойным в Випассане, я увидел темные уголки моего сознания, в первый раз, и нашел выход".
"Я должно быть реализовано с помощью собственных усилий" (Упанишады)
"Преодолеть страх перед заикания и стать хорошим коммуникатором!" – руководство самопомощи для людей, которые заикаются д-ра Сатуэндра Шивастава
"Я заикался все эти годы, и попробовал почти все виды терапии, начиная с контролирования ритма, расслабления, медленной речи и дыхательных упражнений до психоанализа и гипноза. Все они не помогли мне достичь больше, чем временной беглости с последующим рецидивом. Тем не менее, я, наконец, говорю свободно, хотя по-прежнему заикаюсь. "
Д‑р Чарльз Ван Рипер (1905–1994) "Отец" терапии заикания в США
"Если вы похожи на большинство из миллиона с половиной заикающихся в этой стране (США), клиническое лечение вам не подойдёт. Чтобы вы ни делали, вам придется много работать самому с теми идеями и источниками, которые вы сможете использовать. "
Д‑р Джозеф Шихан (1918–1983) автор концепции Айсберга заикания и т. д.
Самоотверженность
"Бескорыстная служба является частью Духовного Практики."
Шри Чандра Свами Удасин
Благодарность
Мы хотели бы искренне поблагодарить всех людей, которые участвовали в семинарах в рамках ТИСА, начиная с 2010 года, на которых эти идеи были испытаны и руководство по лечению заикания приняло конкретную форму; а также тем, кто читает его онлайн, практикует идеи и делится обратной связью. Мы искренне благодарны Peter Reitzes (США), от которого мы приняли четыре основные методf: повтор, пролонгация, пауза и намеренное заикание. Много друзей, которые практиковали Випассану и Брахмавидьи и поделились своими знаниями о роли медитации в процессе восстановления, также внесли свой вклад очень существенным образом.
Я многое узнал о том, что означает заикание для людей и каким долгим путём они идут, чтобы помочь самим себе от многочисленных посетителей нашего сайт, нашего блога, PWS чат-групп, писем и дискуссий. Сердечная благодарность всем им! И, наконец, моя вечная благодарность Шри Чандра Свами Удасин (Шри Чандра Свами Удасин (род. В 1930 г.) – парамсант (живой святой) в одной из индийских традиций) который дал мне взглянуть на другую сторону жизни через личный пример.
Пожалуйста, обратите внимание:
Тиса и данное руководство не претендует вылечить заикание. Основополагающим принципом ТИСА является безусловное принятие людей, которые заикаются, выбирают ли они делать что-нибудь с этим или оставить всё как есть. Заикание не является ни преступлением, ни грехом. Да, мы поощряем людей быть в мире с самими собой посредством принятия и открытости, а также работать над навыками общения, как никто другой.
Примечания:
Во-первых, мы использовали PWS – люди, которые заикаются (People who stammer), в предпочтение "заика" в большинстве мест. Мы также признаем, что, когда заикание, как образ мыслей, вылечено, такие условности мало что значат. Во-вторых, запинки и заикание используются как синонимы, так как они означают одно и то же.
Глава 1. Предисловие
Эта книга самопомощи включает семь основных тем, и она содержит также много упражнений для самостоятельной работы. Она не претендует ни на то, что вылечит 3 ваше заикание, ни на то, что все получат одинаковую пользу. Данное руководство будет полезнее одним людям, чем другим. Сегодня мы знаем, что возникновению заикания в детстве – и его продолжению во взрослом возрасте – способствуют многие факторы. Эти факторы различны для каждого из нас. Но мы уверены, что практикуя методы, содержащиеся в этом руководстве, вы освободитесь от постоянного парализующего страха заикания и сможете свободно общаться.
Логопедия? Это руководство по самопомощи не заменяет хорошую речевую терапию. Если вы можете позволить себе лечение у специалиста, пройдите курс терапии у логопеда, который специализируется на заикании. Если не можете, то попробуйте помочь себе самому. Самостоятельная работа требует самодисциплины и поддержки группы взаимной помощи (ГВП). Она также нуждается в долгосрочной приверженности и мужестве, чтобы перейти на новые способы мышления, чувства и действия.
Сколько времени это займет? Это зависит от вашей целеустремленности, стойкости и способности напряженно трудиться! Если вы можете работать последовательно, использовать техники в установленном порядке, каждую неделю посещать ГВП и другие мероприятия TISA, ТОГДА через шесть-девять месяцев вы справитесь с большей частью своих проблем. Но важно помнить, что достижение более глубоких мировоззренческих изменений и навыков общения, а также трансформация представлений о самом себе занимает больше времени, чем указано. В любом случае, прочными будут те изменения, которые происходят медленно, в течение длительного периода.
–
3Такие организации, как Национальная ассоциация заикающихся Америки, Британская ассоциация заикания и т. д. едины в том, что не существует универсального волшебного лекарства от заикания, как для малярии, бронхита и т. д. Большинство методов лечения помогают в краткосрочной перспективе, но не могут вылечить заикание. Но есть хорошая новость: заиканием можно управлять. В большинстве случаев останутся небольшие дефекты речи, но это, по сути, почти нормальная речь. В конце концов, вы можете прекрасно общаться, стать полноценным человеком и освободиться от постоянного страха. Вот почему в данном контексте реклама "лечения" вводит в заблуждение и является неэтичной.
Но прежде чем мы начнем, давайте проверим некоторые важнейшие факты:
1. Вы заикаетесь? Ответ будет утвердительным, если вы можете говорить нормально в определенных ситуациях (например, наедине с собой, разговаривая с детьми младшего возраста, шепча, крича и т. д.) или когда вы можете хорошо петь, но испытываете много трудностей в разговоре, особенно в некоторых ситуациях, например в школе, в магазине, в ходе интервью, при разговорах по телефону и т. д.
2. Во-вторых, и что более важно, – вы действительно хотите преодолеть свое заикание? Здесь ответ не может быть простым и однозначным. Многие из нас ежедневно чувствуют боль и дискомфорт, связанные с заиканием, но они уходят так же быстро, как и приходят. Kamchalta rehta hai (Жизнь продолжается)… и поэтому мы не чувствуем достаточной решимости выполнять длительную тяжелую работу, необходимую для борьбы с заиканием.
Достаточно ли вы намучались и достигли точки, откуда нет возврата? Убедились ли вы в бесполезности всех реакций избегания или уловок, найденных вами до сих пор? Вы действительно видели, что все эти маленькие советы, уловки и приемы избегания работают только кратковременно, а затем вы возвращаетесь туда, откуда начали?
Но почему положение должно быть настолько ужасным, прежде чем оно может измениться? Многим из нас не так легко достичь устойчивых изменений и поддерживать их, потому что заикание – это не просто привычка. Это привычка плюс много еще чего. Вы можете понять это, если поймете природу и причины заикания. В следующей главе содержится краткое описание этих вопросов.
Энтони Роббинс
Адлин Синклер
Уинстон Черчилль
Глава 3. Вы запинаетесь? (на картинке – Ты заикаешься? Неет!)
Принятие этого факта является самым важным и трудным шагом. Если нищий не признает, что он беден, будет ли он хотя бы пытаться найти работу и заработать деньги? Это-то, почему много pws не получают улучшения от многих методов лечения: в глубине души они еще не приняли это полностью, что они запинаются, серьезность этого, и при этом у них не возникло потребности изменить что-либо в себе. Они просто хотят, чтобы мир вокруг них изменился – волшебно!
Принятие – это трудно и становится еще более трудным нашими собственными прошлыми усилиями предотвратить и замаскировать заикание (поведение, как будто мы пытаемся вспомнить что-то, а фактически стоим перед блоком или используем вводный звук и т. д.). Но это не невозможно. Если Вы будете отчаянными и если вы пострадали достаточно, то вы не будете отворачиваться от этой последней боли. Но начните с простого объединения ситуаций, поскольку речь идет о принятии факта, что вы запинаетесь ИНОГДА, и что это вызывает у вас ОГРОМНЫЕ страдания и неудобства.
Здесь предложены шаги, которые dы должны пройти, прежде чем перейдете к следующему уроку самоусовершенствования:
1. Вы можете написать эссе – или стихотворение – о вашей запинающейся жизни
2. Вы можете повторить это себе: Я запинаюсь иногда, и это причиняет мне много боли… и т. д. и т. д.
3. Вы можете сказать то же дереву, цветку, домашнему животному, ребенку; или Богу, молясь и т. д.
4. Вы можете разделить это со своим очень близким другом, которому доверяете.
5. Вы можете сказать так вашему близкому родственнику, например, матери, жене, брату, сестре и т. д. – и посмотреть, как они реагируют. Если они реагируют, как будто им причинили боль, не повторяйте больше. Но если они сохраняют спокойствие и задают вопросы, попытайтесь ответить правдиво и БЕЗ лишних эмоций.
6. Несколько месяцев спустя представьте идею в своем офисе каким-нибудь способом: прикрепите плакат Ассоциации заикающихся или заведите кофейную кружку с надписью по теме заикания или фразу с запинкой в кавычках (“Я принадлежу клубу VIP – Дарвин, Ньютон, Черчилль, Брюс Уиллис, Ритик Рошан (индийский актёр-кинозвезда).” и т. д.)
7. Напишите сообщение в каком-нибудь блоге о вашем запинающемся опыте. Сами запишите 2‑минутное видео, говорите о запинках (с улыбкой), и поместите его на YouTube. Напишите свое жизнеописание и опубликуйте.
8. Поговорите о заикании в небольшой группе друзей
9. Возьмите разрешение учителя и расскажите о своем запинающемся опыте группе учеников в местной школе.
ВСЕ вышеупомянутые методы использовались многими членами ТИСЫ (Индийская Ассоциация заикающихся) за эти годы. Их обратная связь была исключительно положительна. Они нашли, что первый шаг был трудным, но как только они положили начало, это стало ПРОСТЫМ, и они чувствовали себя намного легче и целостнее впоследствии. Когда вы признаётесь, что запинаетесь и чувствуете себя комфортно при принятии этого факта, это является лишь первым шагом длительного путешествия.
Это не то, если бы вы приняли и затем остались по-прежнему стеснённым и напряжённым. Принятие не “поражение”; это не подчинение СУДЬБЕ. Принятие только означает бросить вызов, отказываясь жить в раю дурака. Это также означает, что вы больше не слишком остро реагируете, если кто-то спрашивает или дразнит вас при запинке. Вы принимаете свою запинку таким же образом, как вы принимаете свою фамилию или свой родной язык. Ни больше, ни меньше. Это требует смирения и практического здравого смысла. В конце концов, сколько времени вы можете убегать от ежедневного очевидного факта вашей жизни?
Всё человеческое может быть высказано, и будучи высказанным, становится более управляемым. Когда мы можем говорить о наших чувствах, они становятся менее подавляемыми, менее сокрушительными, и менее страшными. Люди, которым мы доверяем, важный разговор с которыми может помочь нам узнать, что мы не одни”.
Фред Роджерс
Далее, принятие должно охватить длительный период, и поэтому вы должны повторить и пересмотреть действия за многие месяцы, пока не настанет время, когда вы сможете ответить на вопрос, “Вы запинаетесь?” всего одним простым “да”, не чувствуя необходимости убеждать, объяснять, оправдываться или рационализировать дальше. Да, вы заявляете факт, не испытывая каких либо сильных эмоций от этого.
Джон Коттер
Чэ Ричардсон
Б.И. Гупта
Колин Пауэлл
Как справиться с блоком
Блок – это совершенная блокада и прерывание речи. Это весьма затруднительно для говорящего и отвлекает слушателя. И, тем не менее, это ежедневное тяжелое испытание для многих PWS. Не трудно научиться успешно справляться с блоками, если сначала тщательно практиковать три навыка: намеренное заикание, повторы и растягивание-пролонгация в течение нескольких месяцев, по меньшей мере.
Вот рекомендуемые методы в правильном порядке.
1. Остановка после блока:
Во-первых, вы целенаправленно идёте в блок (т. е. делаете намеренное заикания.) проходите блок, как вы обычно это делаете, а затем ОСТАНОВИТЕСЬ, ПОДЫШИТЕ, РАССЛАБЬТЕСЬ в течение нескольких секунд, а затем, скажите ТО ЖЕ САМОЕ слово во второй раз. Если снова запинка – в третий, а затем продолжите остальную часть предложения. Таким образом, это исправление слова, которое вы, возможно, сказали неправильно – если вы обратите внимание на людей вокруг, они часто делают так.
В записи это будет выглядеть следующим образом:
Меня зовут Вимал; Я живу в K……………………… (Остановиться, подышать, расслабиться). Канпуре (Нет необходимости повторять все предложение, только слово, на котором блок.)
2. Коррекция внутри блока:
Снова вы идете в блок (то же намеренное заикание) и, находясь в самом блоке, «вытаскиваете себя», используя растягивание гласных или мягкий повтор. Это походит на планирование во время падения и благополучное приземление на ноги. Это немного сложнее, чем остановка после блока, о которой написано выше, но вполне реально с некоторой практикой и помощью «тренера».
В записи:
Меня зовут Вимал. Я живу в K………………………… Ка ка ка Канпуре. (Используя повторы)
Меня зовут Вимал. Я живу в K………………………… а а а а а анпуре. (С использованием растягивания гласных)
3. Коррекция перед блоком:
Здесь вы не входите в блок, а останавливаетесь как раз перед трудным словом – останавливаетесь, дышите, расслабляетесь и говорите слово с помощью наработанной техники. Итак, вы начинаете говорить предложение и останавливаетесь непосредственно перед трудным словом – сознательно расслабляетесь и выбираете технику (пролонгации или повтор), а затем идёте вперед и говорите это слово.
Как-то так:
Меня зовут Вимал. Я живу в……………………… Ka Канпур. (Используя повтор)
Меня зовут Вимал. Я живу в……………………………… Kaaanpur. (Используя пролонгацию)
Практикуйте эти методы на различных словах, в разных ситуациях и с разными людьми. Но учитесь им в указанном порядке: остановка после блока – первое, коррекция внутри блока – второе и, наконец, коррекция перед блоком, в течение 2–3 месяцев. Записывайте себя и смотрите запись, пока вы не сможете делать это плавно, спокойно и расслабленно.
Помощь «тренера» из TISA может очень поддержать вас. И не забывайте – вы должны освоить три основных метода (намеренное заикание, пролонгация, повтор), прежде чем начать учиться исправлять блоки
Глава 6. Ещё немного игры
Если вы практиковали повторы с удовольствием и пели наедине с собой, как описано выше, значит, у вас есть мужество и выносливость, чтобы изменить некоторые из ваших старых привычек и моделей мышления. Это также означает, что вы можете продвинуться дальше! В этой главе мы будем поднимать еще несколько вопросов, которые, хотя и являются базовой основой речи, всегда воспринимаются как само собой разумеющееся: дыхание, паузы между словами, контакт с глазами другого человека и внимательное слушание. Многие люди считают, что слушание составляет более девяносто процентов хорошего общения! Было ли вам трудно вспомнить имя человека, которого вы встретили на следующий день? Стояли вы на рынке, почесывая затылок и вспоминая, что вас просили купить? Вы чувствуете, что задерживаете дыхание, когда заикаетесь? Если да, то читайте дальше внимательно и пробуйте эти идеи. Да, вы меняетесь, но не от того, что вы знаете, а то того, что вы на реально ДЕЛАЕТЕ, снова и снова
Дыхание
Согласно медицинским исследованиям, различные типы дыхания достигают различных физиологических целей, например, дыхание животом вентилирует нижние доли легких, и это способствует более эффективному обмену кислорода. Ещё, когда мы ожидаем стресса, мы подтягиваем грудь, живот и переходим на поверхностное неровное дыхание или задерживаем дыхание на какое-то время. Раз нет выдоха, мы не можем говорить. Некоторые дети рассказывают о том, что именно выдыхание помогает им во время блока. Но после выдоха, когда легкие полностью опустели, звук тоже не может начаться! Получается только прошептать несколько слов с большим трудом на остаточном воздухе.
В то же время, расслабленное глубокое дыхание может успокоить PWS и помочь ей / ему получить сознательный контроль над речью. Наблюдая за своим собственным дыханием можно вызвать более глубокие состояния внутреннего осознания и увидеть свои избегания, страхи, привычные ответы, ожидание (не реальное) стресса и другие эмоциональные / психологические проблемы, связанные с заиканием – и как наше сознании предлагает нам бороться с этим. Исцеление себя через этот путь возможно в течение нескольких месяцев или лет. Технике наблюдения своего дыхания можно научиться у квалифицированного преподавателя или у человека, практикующего медитацию или на правильном курсе Випассаны. Метод не требует веры во что-либо сверхъестественное или божественное. Нужна только вера в собственные чувства, ум и наблюдательность
Практику можно начать с наблюдения своего дыхания в разное время суток; Стоя в пробке, вы дышали с помощью груди (выше? ниже?)? Или использовали мышцы живота, чтобы дышать? Когда вы думали о крайнем сроке сдачи важной работы, вы напрягали грудь и переставали дышать в течение нескольких секунд? Когда вы приблизижались к трудному слову, что случилось с вашим дыханием? и т. п.
Упражнения для развития вашей наблюдательности:
1. Лёжа ровно на полу практикуйте два различных вида дыхания;
2. Положите одну руку на грудь, а другую на пупок (живот). Вы можете использовать две книги вместо ваших рук.
3. Вдыхайте и выдыхайте медленно и нормально. Наблюдайте, как книги (на груди и на пупке) двигаются вверх и вниз с дыханием.
4. Сделайте глубокий вдох и попытайтесь поднять книгу на груди, не двигая книгу на пупке. Вам удастся сделать это после нескольких попыток: грудное дыхание полезно для сильных мышечных усилий, таких как быстрый бег, выкрикивания т. д. Для нормальной речи не нужны такие усилия.
5. Теперь попробуйте другой метод: Сделайте глубокий вдох и попытайтесь поднять книгу на животе так высоко, как только возможно без перемещения книги на груди.
6. Если вы правильно дышите животом, рука (или книга) на груди будет двигаться очень мало. Через несколько дней положите толстую книгу (или несколько кирпичей) на живот и попробуйте поднимать это всё вверх с каждым вдохом. Позже, вы можете почувствовать тонкую разницу между дыханием грудью и животом. И теперь всякий раз, когда вы заметите, что ваше дыхание неровное, поверхностное или вы задержали дыхание, быстро и сознательно переходите на мягкое дыхание животом – толкая живот вперёд и давая ему вернуться обратно на своё место.
7. Ещё польза от сосредоточения внимания на своем дыхании: это приведение ума к настоящему моменту в один миг! Ваш ум больше не размышляет о заботах будущего или сожалениях прошлого. Вы становитесь спокойным, собранным и укореняетесь в реальности настоящего момента. После некоторого времени занятий, вы сможете легко расслабляться, переключая ваше внимание на дыхание, сначала во время занятий, потом во время работы, во время вождения автомобиля и даже во время проведения презентации на работе!
8. Мы не имеем в виду, что грудное дыхание – это плохо или оно не играет никакой роли в речи; Вам иногда придется заполнить вашу грудь большим количеством воздуха, чтобы выкрикнуть инструкцию большой группе в большом зале или открытом поле. Но для нормального разговора, групповой презентации, интервью и т. д. дыхание животом является лучшим и достаточным
Теперь, почему люди, как правило, затаивают дыхание и начинают бороться, когда находятся в блоке? Почему бы им просто не расслабиться и позволить словам выйти? Импульсы от мозга говорят нам, что нужно задержать наше дыхание, когда мы ожидаем больших физических усилий, таких, как подъем тяжелого ящика. Это делается для того, чтобы грудь и живот стали герметичной камерой, которая может выступать в качестве точки опоры рычага. Но в момент речи нет необходимости делать такое усилие.
Однако, мозг в некоторых обстоятельствах ошибочно сигнализирует о таком усилии, скажем, во время решающего интервью. Импульсы, идущие вниз от головного мозга, таким образом, передаются в ошибочных нервных связях, и мы вдруг обнаруживаем, что напрягаемся изо всех сил во время речи, как будто конкретное слово это кусок пробки, который застрял в горле и может быть вытолкнут ТОЛЬКО силой. В норме кто-то будет напрягаться таким образом (так называемый маневр Вальсальвы), только если страдает запорами или поднимает тяжелый вес. Но наш мозг, из-за прошлого опыта, считает речь таким угрожающим тяжелым испытанием, что включает рефлекс Вальсальвы. И получается, вместо того, чтобы говорить, мы оказываемся напряжёнными изо всех сил и в блоке. (Статью доктора Перри об эффекте Вальсальвы и заикании можно прочитать здесь http://www.valsalva.org/valsalva.htm (на английском.).
Для того, чтобы понять рефлекс Валсалвы сделайте такое упражнение:
Встаньте, согнув колени, как будто сидите на воображаемом стуле. Сцепите пальцы перед грудью и потом тяните руки друг от друга. Это должно стоить вам больших мышечных усилий. Сохраняя сильное напряжение в ваших пальцах и руках, попытайтесь сказать свое имя. Это будет очень трудно. Это то, что происходит во время блока при заикании. Теперь станьте нормально, вдохните и выдохните пару раз и скажите свое имя или любое другое слово. Почувствовали разницу в груди и горле?
Общая рекомендация для вас: тренировать свой ум, чтобы воспринимать ситуации, связанные с речью, как прекрасные возможности (а не как ситуации "жизнь или смерть"), поддерживать мягкое дыхание живота и пресекать любую тенденцию к НАПРЯЖЕНИЮ в зародыше, то есть, как только она появляется на поверхности вашего сознания. Как только вы почувствуете тягу к напряжению – улыбнитесь, сделайте глубокий вдох, сознательно сделайте мягким живот и примените технику мягкого начала последовательно и удобно. Это "рефрейминг" реальной стрессовой ситуации можно встретить в техниках нейролингвистического программирования
Пауза
Общение представляет собой комплексный навык. Оба компонента речи – вербальный и невербальный – требуют координации и усилий. И конечно, гораздо удобнее общаться, если давать себе достаточно времени и использовать частые паузы. Многие из нас имеют ложное представление о том, что хорошее общение означает говорить нон-стоп! Мы считаем, что молчание в разговоре – неудобный момент для обеих сторон и слабость со стороны говорящего. PWS часто чувствуют себя под давлением необходимости непрерывно говорить! А всё как раз наоборот. Молчание является одной из важнейших и естественных частей хорошего общения. Люди, которые говорят нон-стоп, считаются грубыми и вытесняют партнеров из разговора. Паузы следует делать сознательно, как важные по смыслу остановки
.
Вот какие места можно выделить паузой:
1. Запятую, двоеточие и т. п.
2. Окончание значимого предложения.
3. Новую концепцию или мысль, которые обозначаются дефисом, тире, новым пунктом и т. д.
4. Слово, выражающее эмоции (восклицательный! или вопросительный? знак).
5. Многоточие (…), указывающее на недосказанность мысли.
6. Ремарки в скобках [] или () с указанием дополнительной информации.
7. Если вы хотите дать несколько минут для осмысления информации.
8. Если вы ожидаете ответа (вербального или невербального) от вашей аудитории.
Слушать своего партнера очень важно. Многие PWS настолько погружены в формулирование своего ответа, что совсем не прислушиваются к своим партнерам, что приводит к путанице и потере связи. Другой человек получает впечатление, что вы просто не заинтересованы в том, чем он или она хочет поделиться. Пауза должна быть неспешной, расслабленной, во время паузы можно сделать глубокий вдох, сформулировать свои мысли и проанализировать ответную реакцию аудитории, особенно во время официальной презентации. Такие сознательные значимые паузы помогают PWS контролировать свой механизм речи; в противном случае он имеет тенденцию набирать обороты и становиться неуправляемым после нескольких предложений, что приводит к заиканию или блоку в конечном счете.
Практика пауз
1. Начните с чтения газеты или книги с полным вниманием к пунктуации, как описано выше. 2. Останавливайтесь полностью и делайте глубокий вдох на каждом знаке пунктуации (запятая, двоеточие, точка с запятой, дефис и т. д.).
3. После такой практики в течении 2–4 недель, попробуйте разговор с другом в подобной манере: с остановками и мягким дыханием везде, где вы поставили бы знак препинания, если записывали бы свои слова. Во время неспешной паузы, поддерживайте контакт глаз, улыбайтесь, если это уместно, даже если почувствуете цейтнот, не реагируйте на него.
4. И только позже практикуйте паузы в большой группе и сложных обстоятельствах. Говоря в официальной обстановке, противодействуйте давлению времени. Если вы получили всего три минуты, чтобы представить длинный отчет и высказать своё мнение, оставьте только самое главное и говорите в расслабленном состоянии и со значимыми паузами. Вы можете предварить свою презентацию чем-то вроде этого: Поскольку у меня есть всего три минуты, я буду говорить сразу по существу. И для лучшего понимания раздать письменные материалы в конце.
Самое главное, помните: во время паузы ваш механизм речи должен действительно прийти к остановке, и вы должны быть полностью расслаблены. Ваша пауза не должна выглядеть как двигатель на холостом ходу перед красным светом светофора.
Вот групповые упражнений для развития силы сопротивления давлению времени во время речи:
Сядьте в круг с членами вашей группы самопомощи, в центре круга поставьте вазочку с орешками. Вы должны задать простой вопрос члену группы:
Какого цвета твоя рубашка? Или – Какой день недели сегодня? и т. д. Этот человек должен ответить только после того, как полностью разжует и съест орешек, а затем продолжить задавать вопрос следующему. Тот, кто забывает съесть орех перед тем как ответить, выходит. Тот, кто продержится до конца становится «королем или королевой Паузы». Это может быть забавная игра, как для взрослых, так и для детей. (
Из книги "Пятьдесят мероприятия для детей, которые заикаются», д-р Питер Реитзес. (‘Fifty Activities for the Children who stutter’, by Dr Peter Reitzes)
Активное слушание
Вы помните, как все ваше тело устремилось, чтобы услышать результаты ваших экзаменов или собеседования на плохой телефонной линии? Или ваш босс говорил вам о том, что вы много работали и заслуживаете повышения? Или последнее объявление посадки на нужный рейс? Когда мы крайне заинтересованы в информации, наше тело и ум принимают положение, которое называется активное слушание. Такому отношению можно научиться и сознательно применять его всякий раз, когда хотите показать, что вы слушаете и заинтересованы. Поскольку слушание это почти 90 % общения, вы должны использовать этот подход почти все время!
Вот как можно практиковать это:
1. Смотрите на говорящего, поддерживайте зрительный контакт, наклонитесь к нему (если это уместно).
2. Сосредотачивайтесь на сообщении в целом и его значении.
3. Повторяйте слова мысленно, как вы слышите их (это поможет вспомнить об этом позже).
4. Удерживайте ваш разум от любых других тем (кнопки телефона, окружение, что вы хотите делать дальше и т. д.), не отвлекайтесь.
5. Не прерывайте и не вставляйте встречные аргументы, даже в мыслях. Просто послушайте, как если бы ваша жизнь зависела от этого!
6. Если вы заскучали, держите эти мысли под контролем и сознательно заинтересуйтесь тем, о чём речь.
7. Кивайте или говорите: "Да" "Хорошо "и т. д., чтобы говорящий знал, что вы слушаете и понимаете его.
8. Используйте другие способы, чтобы показать заинтересованность: задавайте умные вопросы и резюмируйте то, что вы услышали, время от времени.
9. Задавайте уточняющие вопросы, если это необходимо. Активное слушание требует глубокого уровня тактичности, умения подобрать одно мягкое слово против «шумовой атаки». Учитесь переключать себя в режим активного слушания по собственному желанию. Это приходит с постоянной практикой. Вспомните, когда вы в последний раз имели дело со скучающим гослужащим или безразличным коллегой. Это может научить вас, чего вы не должны делать.
Вот интерактивное упражнение для группы:
Разделитесь на пары, и пусть все рассказывают друг другу некоторые основные факты о себе: имя, род занятий, знак зодиака, хобби, образование и т. д. Через десять минут в общей группе пусть каждый представит своего партнера по очереди. Пусть партнер исправит там, где нужно, и поставит оценку для сравнения. В следующем туре можно поделиться более сложными деталями, такими, как место рождения, опыт работы и т. п. В конце спросить, сможет ли кто-то вспомнить эти подробности о каждом из участников? Это будет трудно, но так будут проявляться активные навыки слушания каждого.
Питер Друкер
Рания Аль-Абдулла
Тим Галвэй (Tim Gallwey) убеждён, что никакое мастерство не принесёт удовлетворения в игре в какую бы то ни было игру, если не обращать внимание на внутреннюю игру – игру, которая происходит в сознании игрока.
Внутренняя игра! Мы уже упоминали в разговоре о дыхании и паузах, что общение, как и все другие виды деятельности, имеет два компонента: внешнее действие – говорить и слушать- и внутреннее осознание этого. Большинство проблем начинаются на уровне внутреннего осознания, и только потом проявляются во внешнем мире. Пока мы не научимся понимать эту внутреннюю игру, стать хорошим коммуникатором будет трудно.
Мы все знаем, что, перед тем, как мы фактически заикаемся, возникает внезапная мысль ("как это будет, если я запнусь СЕЙЧАС?"), внезапный страх и навязчивая идея НЕ запнуться в этом месте любой ценой. И решение сопротивляться и бороться против возникновения блока. Да, это игра – чтобы играть и выиграть на уровне внутреннего осознания. И как в любой другой игре, вы становитесь мастером путём постоянной практики.
Давайте сначала осознаем несколько основных фактов о нашем мозге. Во-первых, он не слышит (не регистрирует) отрицательные команды и ему трудно им подчиняться. Если вы говорите, что не должны заикаться в этом интервью, скорее всего, ваш ум слышит: ты должен заикаться в этом интервью! ("Не" просто отбрасывается, игнорируется). Именно поэтому большинство методов лечения, которые прямо или косвенно просят вас не заикаться в погоне за беглостью, терпят неудачу рано или поздно. Происходит рецидив в течение нескольких недель или месяцев.
С другой стороны, это облегчает сосредоточение на положительной идее или команде: в приведенном выше примере, если вы сказали бы себе пару раз – я должен смотреть в глаза интервьюеру и улыбаться, высоки шансы, что вы могли бы на самом деле сделать это и улучшить свои качества собеседника. Однако, говорить себе: "Кто? Я? Нет, я не заикаюсь. Этого нет, и это не касается меня" – это не "положительная идея".
Скорее, это здесь разрыв между положительной идеей и избеганием (-отрицанием-) проблемы из СТРАХА. Жизнь в избегании, но в надежде, что интервью пройдёт нормально как-нибудь само по себе не есть пребывание в положительном состоянии. Это нереалистично и легкомысленно.
В процессе психологических и речевых исследований мы очевидно доказали, что заикание – это конфликт, особый вид конфликта между движением вперед и сдерживаем – конфликт «уклонение от уплаты налогов". Вы хотите сказать, но в то же время стремитесь сдерживать себя из страха.
Д‑р Джозеф Шехан
Конечно, практика положительного самовнушения в подобных ситуациях не может быть лёгкой, особенно если мы привыкли ожидать приближающегося интервью с вытянутым лицом и колотящимся сердцем, как столкновения с эскадроном смерти! И это подводит нас ко второму важному факту о мозге: хорошие привычки возникают точно так же, как и вредные привычки: через повторение в течении определенного периода времени
Третий важный факт о нашем мозге: вы можете изменить только то, о чем вы знаете. Поэтому знание о проблемах речи, записи и прослушивания предстоящей презентации и т. д. имеет решающее значение для успеха. И это не может быть разовым упражнением один раз в какое-то время. У вас получится только если это осознание устойчиво и находится на одном уровне день ото дня задолго до интервью. Другими словами, осознанность своих мыслей и действий фактически должна работать как антивирусный сканер, проживающий в памяти компьютера и ВСЕГДА работающий в фоновом режиме. И это приводит к необходимости пересмотра всего стиля нашей жизни и ежедневной практики спокойствия и понимания в той или иной форме – медитация, молитва, дыхательные упражнения (Брахмавидьи, Випассана и т. д.). Если вы занимаетесь круглый год, вы будете достаточно подготовлены к двухдневному стрессу, такому, как перед экзаменами.
Но если вы не занимались вообще, какие шансы что однодневный аварийный курс поможет вам набрать 90 % на экзамене? Таким образом, своего рода фон "осознанности", работающий на уровне обслуживания круглосуточно, очень нужен, чтобы поддержать вас во время кризиса
Такой образ жизни поможет вам удерживать повышенный уровень осознанности во время официальной презентации, поможет вам сознательно расслабиться, улыбнуться, сделать глубокий вдох, поддерживать зрительный контакт, использовать тактичные паузы в нужных местах и применять все те методы, которым вы научились в клинике или группе самопомощи. Если вы не общаетесь на английском языке в вашей повседневной жизни, разве можете вы вдруг начать говорить на английском языке во время ответственного интервью?
Ну как, вы готовы пересмотреть и изменить свой образ жизни? Вот некоторые небольшие советы, которые работают для многих:
1. Ложитесь спать рано и почитайте какую-нибудь вдохновляющую книгу перед сном. Убедитесь, что вы спите 7–8 часов в сутки. Ранние утренние часы лучшее время, чт