Шаг 2: прохождение медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро медико-социальной экспертизы по письменному заявлению с приложением направления на медико-социальную экспертизу и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. Поэтому весь пакет документов, полученный из поликлиники или от других органов, вместе с направлением, следует передать в бюро МСЭ. Если у нас есть рекомендации специалистов, собранные после выдачи направления на МСЭ, надо написать заявление (Приложение 2) на имя руководителя бюро МСЭ с просьбой учесть эти рекомендации при составлении индивидуальной программы реабилитации (приложив к заявлению рекомендации и оставив себе их копии). Если же придется посылать документы заказным письмом с уведомлением — целесообразнее посылать копии документов, а оригиналы предъявлять непосредственно при прохождении комиссии.

После передачи документов мы получаем приглашение из бюро МСЭ на прохождение экспертизы.

При прохождении медико-социальной экспертизы самое главное — твердо соблюдать правила, изложенные в разделе «3. Как достичь эффективного сотрудничества». Надо отдавать себе отчет, что органы созданы и работают для того, чтобы организовать эффективную поддержку ребенка, нуждающегося в помощи, поэтому в целях максимальной ясности этой процедуры для Вас и посильного содействия специалистам мы должны твердо запомнить всего два положения:

– не подписывайте бумаг, которых не прочитали или не поняли;

– любая Ваша просьба относительно реабилитационных мероприятий и средств реабилитации, исполнителя реабилитационных мероприятий должна быть оформлена в письменной форме в виде заявления и передана в бюро МСЭ. Это может быть сделано как до проведения медико-социальной экспертизы, так и во время ее проведения. Повторимся: в любом случае у Вас должен оставаться документ, подтверждающий факт передачи заявления: отметка о приеме на копии или почтовое уведомление о вручении.

Обычно в ходе заседания комиссия бюро МСЭ принимает решение об установлении статуса «ребенок-инвалид» и — что самое важное! — составляет для ребенка карту ИПР. Однако и здесь не всегда можно пройти кратчайшей дорогой, поэтому надо понимать, как следует преодолеть этот путь успешно и без моральных потерь. В частности, бюро МСЭ может потребовать пройти дополнительное обследование(к примеру — пройти ПМПК). В этом случае бюро МСЭ должно составить программу дополнительного обследования[9], которая утверждается руководителем бюро МСЭ и с которой родителей обязаны ознакомить.

Вы вправе отказаться от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов. Для этого достаточно написать письменное заявление об отказе в проведении дополнительного обследования. В этом случае решение о признании или об отказе в признании ребенка инвалидом бюро МСЭ примет на основании уже имеющихся данных.

А как быть, если вашего ребенка не признали инвалидом? В этом случае вам могут по вашему желанию выдать справку о результатах медико-социальной экспертизы. Однако если мы не согласны с решением бюро МСЭ, следует в течение месяца написать жалобу (Приложение 6) в вышестоящее бюро МСЭ, отнести или послать ее заказным письмом с уведомлением, соблюдая необходимые формальности переписки. К жалобе необходимо приложить копии документов, подтверждающих наши доводы (непосредственно на заседании бюро МСЭ представляем оригиналы).

Если жепо результатам МСЭ ребенка признали инвалидом, то датой установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления от законного представителя ребенка о проведении медико-социальной экспертизы. Будем также иметь в виду, что категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет (Приложение 7).

Из бюро МСЭ выходим с двумя обязательными документами: справкой, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида — самым «главным» документом, заслуживающем того, чтобы на нем остановиться подробнее.

О самом главном: индивидуальная программа реабилитации (ИПР)

Смысл и роль ИПР

Замечательный механизм реализации права особого ребенка на реабилитационную помощь уже заложен в российском законодательстве. Это индивидуальная программа реабилитации (ИПР) — «реабилитационный паспорт», куда записываются, в соответствии с собранными рекомендациями, все реабилитационные мероприятия, необходимые инвалиду (в нашем случае — ребенку-инвалиду) для интеграции в обществе. В частности, что особенно важно для ребенка-инвалида, этот документ вполне соответствует современным представлениям о реабилитационной поддержке образования. В действующей форме ИПР есть место для внесения всех необходимых ребенку-инвалиду видов реабилитации: медицинской, профессиональной, социальной, психолого-педагогической.

Механизм ИПР, как он задуман законодателем, позволяет консолидировать усилия разных ведомств с целью организации реабилитационной поддержки всех сторон жизни конкретного ребенка-инвалида: жизни в семье, здоровья, воспитания и образования, профессионализации и в конечном счете — интеграции в обществе. Сосредоточивая различные финансовые потоки на помощи конкретному ребенку, ИПР представляет собой модель эффективной адресной помощи. От того, насколько правильно составлена ИПР, зависит в дальнейшем возможность успешной реабилитации. И пока еще не везде сотрудники МСЭ привыкли к новой парадигме реабилитации — попытаемся понять, как родители могут им помочь вместе реализовать на благо ребенку потенции, заложенные в механизме ИПР.

Наши рекомендации