Эффективные техники развития способности к запоминанию
Эффективные техники развития способности к запоминанию
Тренировки для улучшения зрительной памяти у взрослых и пожилых людей включают:
1. Применение метода Айвазовского. В течение 5 минут внимательно рассматривают изучаемый объект, потом восстанавливают образ мысленно, закрыв глаза. При этом используют как отдельные предметы, так и целые композиции. К примеру, возьмите цветок, внимательно рассмотрите и запомните форму лепестков, их расположение в соцветии, окрас, фактуру и другие особенности. Затем мысленно создайте четкое изображение цветка с закрытыми глазами. Также можно использовать вид из окна: смотрите 5 минут на окружающую среду, потом восстановите композицию мысленно. Подобные упражнения для улучшения памяти помогают эффективно повысить активность нейронов.
2. Структуризация информации. Методика предусматривает запоминание последовательности расположения элементов в выделенном пространстве и их визуальные характеристики.
Для развития слуховой памяти рекомендуют:
· читать вслух;
· использовать аудиозаписи;
· заучивать стихи, отрывки текстов из книг;
· запоминать услышанные диалоги и воспроизводить вслух, повторяя не только слова, но и интонацию.
Выполняйте упражнения для зрительной и слуховой памяти регулярно, используя подручные средства. Тренироваться можно в перерывах на работе, по дороге домой, в транспорте и даже перед сном.
Как тренировать внимание и развивать концентрацию?
Среди классических техник работы над вниманием особо выделяют следующие:
· фокусировка – упражнение помогает концентрироваться на выделенном объекте;
· наблюдение за ощущениями – техника призвана помочь контролировать внимание;
· нагрузки на периферическое зрение – тренировка помогает лучше ориентироваться в пространстве.
Данные упражнения для улучшения памяти выполняют комплексно. На отработку каждого из них следует уделять по 5 минут, в день можно повторять комплекс несколько раз.
Фокусировка: особенности выполнения
Расположитесь в удобном кресле, выберите любой предмет и задержите на нем взгляд. Спустя определенное время внимание рассеивается, в этот момент необходимо вновь концентрироваться на выбранном объекте. На следующем этапе упражнения нужно расширить обзор с включением окружающих предметов, а потом снова сфокусировать взгляд на том самом центре внимания, который выбран в начале.
В результате:
· развиваются способности фокусироваться, концентрировать внимание на определенных деталях и запоминать;
· усиливается активность мозга – человек отмечает, когда внимание рассеивается и пытается контролировать его, возвращая взгляд на выбранную точку.
Наблюдение за ощущениями
Сядьте на стул, выпрямите спину, направьте внимание на собственное дыхание в течение минуты. Сконцентрируйтесь на вдохе, отметьте напряжение организма при расширении легких, и выдохе, когда расслабляется дыхательный аппарат. Затем переключите внимание на ощущения усталости от однообразия действий. Отметьте:
· как быстро надоело так сидеть;
· как долго длится это чувство, где локализируется, особенности проявления;
· как быстро меняются направления мысли.
Дальше снова концентрируйтесь на дыхательном процессе. Следите за вдохом и выдохом несколько минут, потом возвращайтесь к анализу ощущений. Манипуляции помогают научиться наблюдать за действиями, мыслями и ощущениями, управлять вниманием.
Тренировка периферического зрения
Смотрите прямо, отметьте предметы, которые видите слева и справа от направления взгляда, а также те, которые расположены сверху и снизу. Внимательно рассматривайте их с помощью периферического зрения, направьте на них взгляд, не поворачивая голову. Когда в определенный момент взгляд невольно фокусируется в центре, верните его снова в периферии. С помощью регулярных упражнений с нагрузкой на периферическое зрение легко развить память и способность ориентироваться в пространстве, что особенно важно в случае стрессовых ситуаций.
Эффект от пальцовок станет заметен после 3 месяцев ежедневной практики.
Пальцовка №1
Исходное положение: руки перед собой пальцы направлены вверх и максимально выпрямлены. На каждой руке кончик указательного пальца соединяются с большим. Похоже на жест – О’кей.
Теперь одновременно обеими руками делаем достаточно сильное нажатие большим пальцем на кончики других пальцев по порядку – средний, безымянный, мизинец. Как только дошли до мизинца – возвращаемся также назад до указательного. Пальцы, которые не участвуют в нажатиях – стараемся насколько можно выпрямить. Это важно.
Делаем минимум 3 таких прохода вперед-назад.
Пальцовка №2
Это незначительное видоизменение первой пальцовки. Но выполнять ее намного сложнее, поскольку здесь уже необходима согласованность полушарий головного мозга.
Исходное положение: на одной руке с большим пальцем соединен указательный, а на другой – мизинец.
Теперь начинаем одновременно на обеих руках нажимать большим другие пальцы по порядку. На разных руках получается движение навстречу. На одной от указательного к мизинцу, на другой от мизинца к указательному.
Также делаем минимум 3 прохода.
Пальцовка №3
Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой. И одновременно указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Теперь те пальцы, которые ниже разнимаем, переводим наверх и снова делаем нажатие. И так дальше по циклу. Получится так называемая «дорожка».
Пальцовка №4
Это видоизменение пальцовки №3. Теперь большой палец правой руки нажимает не только на указательный палец левой руки, но и на все остальные по порядку до мизинца и обратно. А большой палец левой руки при этом продолжает нажимать только на указательный палец правой руки.
Делаем три прохода и после этого меняем руки ролями. Теперь большой палец левой руки нажимает по порядку на все пальцы правой.
Вместе с пальцовками, точнее после них, я вам рекомендую выполнять еще одно простое упражнение с близким эффектом.
· Надо взять 2 достаточно длинных палочки.
· Теперь берем одну из палочек и ставим на указательный палец или центр ладони, отпускаем вторую руку и стараемся удержать палку в равновесии в вертикальном положении. С этим обычно никто особых проблем не испытывает.
· Но теперь необходимо взять вторую палочку и поставить ее на другую руку. И теперь удерживать равновесие сразу двух палочек!
Непросто? То-то! Тренируйтесь! Вам надо научиться держать равновесие двух палочек хотя бы минуту.
Упражнение 1
Сложность **
Запоминайте в течение минуты расположение точек и линий в первых четырех строках. Затем, не глядя на них, добавьте недостающие линии в нижних четырех строках.
Упражнение 2
Сложность *
Придумайте ассоциации для цифр и слов в соответствии с их внешней формой. Можете потратить на это столько времени, сколько вам необходимо. Затем закройте их и ответьте на предложенные вопросы.
Ответьте на вопросы:
1. Какая цифра соответствует снеговику?
2. Какие цифры соответствуют оврагу и свече?
3. Какие цифры соответствуют паруснику, яйцу и змее?
4. Какие цифры соответствуют воздушному шарику, птице, детской горке и утке?
Упражнение 3
Сложность *
Рассматривайте в течение 20 секунд фигуру слева. Затем, не глядя на нее, скажите, какая из четырех фигур справа ей идентична.
Упражнение 4
Сложность *
Запоминайте в течение необходимого вам времени список покупок. Затем, не глядя на него, скажите, какой из представленных внизу списков — правильный. Обратите внимание на то, что очередность могла измениться.
Упражнение 5
Сложность ***
Запоминайте группу животных, изображенную на картинке, в течение одной минуты.
Затем, не глядя на рисунок, запишите на листе бумаги названия животных в алфавитном порядке.
Упражнение 6
Сложность ***
Изучите два списка слов. В правой колонке находятся анаграммы к словам из левой. Свяжите каждое слово из левой колонки с соответствующим ему из правой и запомните их.
Посмотрите на колонки, которые расположены ниже, и вслух назовите слова, которых не хватает.
Упражнение 7
Сложность **
Запоминайте одежду, предметы и имена этих четырех девочек в течение полутора минут. После этого закройте рисунок и ответьте на вопросы, приведенные внизу. Снова посмотрите на оригинал и исправьте свои ошибки.
Ответьте на вопросы:
1. У кого на голове синие бантики — у Марии или Бибианы?
2. Как зовут девочку в синих сапогах?
3. У кого из девочек челка и костюм в горошек?
4. У кого из девочек есть котенок — у Хуаны или Бибианы?
Упражнение 8
Сложность **
Запоминайте следующие пары изображений и слов в течение 30 секунд. Затем напишите эти слова на листе бумаги в том же порядке, не глядя на рисунок. Совет: ищите связь между объектами и словами, ассоциации облегчат запоминание.
Упражнение 9
Сложность ***
Изучайте рисунки в квадратах столько времени, сколько необходимо. Когда вам покажется, что вы все запомнили, закройте рисунок и ответьте на вопросы.
Ответьте на вопросы:
1. Сколько цветков с тремя лепестками изображено на рисунке?
2. Сколько черных цветков изображено на рисунке?
3. Сколько на рисунке цветков, у которых есть только пять лепестков, но отсутствуют любого рода дополнительные элементы?
Упражнение 10
Сложность **
Вам нужно меблировать комнату ваших детей. Ниже мы приводим цены из каталога мебели. Запоминайте их в течение минуты, затем закройте этикетки и ответьте на вопрос, приведенный ниже.
Сколько денег вы потратите, если решите купить двухъярусную кровать, круглый коврик, два кресла, две лампы и двухсекционный шкаф?
Эффективные техники развития способности к запоминанию
Тренировки для улучшения зрительной памяти у взрослых и пожилых людей включают:
1. Применение метода Айвазовского. В течение 5 минут внимательно рассматривают изучаемый объект, потом восстанавливают образ мысленно, закрыв глаза. При этом используют как отдельные предметы, так и целые композиции. К примеру, возьмите цветок, внимательно рассмотрите и запомните форму лепестков, их расположение в соцветии, окрас, фактуру и другие особенности. Затем мысленно создайте четкое изображение цветка с закрытыми глазами. Также можно использовать вид из окна: смотрите 5 минут на окружающую среду, потом восстановите композицию мысленно. Подобные упражнения для улучшения памяти помогают эффективно повысить активность нейронов.
2. Структуризация информации. Методика предусматривает запоминание последовательности расположения элементов в выделенном пространстве и их визуальные характеристики.
Для развития слуховой памяти рекомендуют:
· читать вслух;
· использовать аудиозаписи;
· заучивать стихи, отрывки текстов из книг;
· запоминать услышанные диалоги и воспроизводить вслух, повторяя не только слова, но и интонацию.
Выполняйте упражнения для зрительной и слуховой памяти регулярно, используя подручные средства. Тренироваться можно в перерывах на работе, по дороге домой, в транспорте и даже перед сном.