Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания механизмов заболевания, их профилактики, диагностики и лечения.

Н.И. Пирогов и его вклад в анатомию человека; методы, предложенные им для изучения топографии органов, их значение для анатомии и практической медицины.

Плодовый (фетальный) период – 2–9 месяцы

Переходный от внутриутробного развития к внеутробному (перинатальный) период — 28–я неделя плодного периода и первые 10 дней внеутробного.

Внеутробное (постнатальное) развитие

  • Неонатальный период (новорожденность) – первый месяц жизни.
  • Грудной возраст — 2–12 месяцы первого года жизни.
  • Раннее детство – 1–3 года.
  • Первое детство — 4–7 лет.
  • Второе детство (препубертатный период) – 8–12 лет (мальчики), 8–11 лет (девочки).
  • Подростковый (пубертатный) период полового созревания — 13–16 лет (мальчики), 12–15 лет (девочки).
  • Юношество (ювенильный) период — 17–21 год (юноши), 16–20 лет (девушки).p

Зрелый возраст:

  • I период — 22-35 л. (мужчины), 21–35 (женщины);
  • II период — 36-60 л. (мужчины), 36–55 (женщины).

Пожилой возраст: 61-74 (мужчины), 56-74 (женщины).

Старческий возраст: 75–90 лет.

Долгожители — 90 лет и более.

Эмбриональный, перинатальный и пубертатный периоды считают критическими, так как, проходя через них, человек становится наиболее чувствителен к внешним и внутренним факторам среды пребывания. Но во всех возрастных периодах сохраняются и работают основные закономерности роста и развития организма: эндогенность, цикличность и синхронность, последовательность и постепенность, необратимость.

Эндогенность обеспечивается постепенным и строго последовательным развертыванием генетической программы индивида. Внешние факторы либо стимулируют, либо тормозят внутренние процессы. Цикличность выражается периодами активации и торможения роста и развития, наступающими в разные возрастные сроки и даже сезоны одного года.

II. Анатомия опорно-двигательного аппарата

Классификация костей

Трубчатые кости: длинные и короткие имеюттело (диафиз) в виде цилиндра или трехгранной призмы;концы (эпифизы), покрытые гиалиновым хрящом для суставных поверхностей и образования суставов;апофизы (выступы)в виде бугров, отростков, надмыщелков для прикрепления мышц; внутри эпифизов находитсякрасныйкостный мозг, внутри диафизов –желтыймозг, трубчатые кости располагаются в скелете конечностей.

Губчатые(короткие)кости имеют форму куба, многоугольника с тонкой компактной частью и толстой губчатой (внутри ее красный костный мозг), то же имеют суставные поверхности, выступы для образования суставов и прикрепления мышц, находятся в запястье и предплюсне.

Плоские(широкие) кости: тазовые, черепные (свод), грудина, лопатка; в ряде плоских костей – черепные – губчатое вещество пронизано каналами, содержащими диплоические вены, и оно называетсядиплое, внутри остальных костей имеется красный костный мозг.

Смешанныекости – (позвонок и др.) сочетают в строении признаки плоских, губчатых костей и внутри себя содержат красный костный мозг.

Воздухоносныекости отличаются наличием полости, связанной с дыхательной областью носа или носоглоткой: верхняя челюсть, лобная, решетчатая, клиновидная, височная кости.

Сесамовидные(остаточные)кости: надколенник, гороховидная, вставочные кости черепа, маленькие косточки в сухожилиях сгибателей и разгибателей конечностей – сесамовидные кости изменяют угол прикрепления сухожилий, облегчая мышечную работу.

2. Позвонки: их строение в различных отделах позвоночника, варианты и аномалии; соединения между позвонками. Атланто-затылочный сустав, движения в этом суставе.

I) Позвонки: их строение в различных отделах

Общее строение позвонка

· Тело–corpus vertebrae– несет осевую нагрузку, служит для прикрепления внутренних органов, внутри содержит красный костный мозг;

· Дуга–arcus vertebrae– для прикрепления мембран и отростков;

· Ножки дуги–pedunkuli arcus vertebrae– для соединения дуги с телом;

· Отверстие позвоночное– foramen vertebrale– для спинного мозга и его оболочек.

Отростки — processi:

· поперечные:правый и левый—processus transversus– для прикрепления мышц и связок;

· суставные верхние и суставные нижние–processus articulare superiores et inferiores, – для образования межпозвоночных суставов;

· остистый–processus spinalis– для прикрепления связок и мышц.

Позвоночные вырезки–верхняя, нижняя(incisurae vertebrales superiores et inferiores),межпозвоночноеотверстие между вырезками –foramenintervertebrale– у ножек дуги – для прохождения спинномозговых нервов и сосудов.

Варианты и аномалии в строении позвонков

· появление реберных ямокнателеYIIшейного позвонка для редко встречающегося рудиментарного шейного ребра;

· сращение атлантас затылочной костью —ассимиляция;

· расщепление дуги позвонка(spinabifida), чаще наблюдается у поясничных и крестцовых позвонков и нередко сопровождается образованием спинно-мозговой грыжи;

· сакрализация —увеличение числа крестцовых позвонков за счет ассимиляции пятого поясничного позвонка;

· люмбализация– увеличение количества поясничных позвонков при поглощении двенадцатого грудного (редко) или первого крестцового (часто);

· сочетание аномалийныхпризнаковв одном позвонке, например – появление реберных ямок на шейных или поясничных позвонках и расщепление дуги;

· появление XIII грудногопозвонка (редко);

· спондилолиз– отсутствие костной ткани в фиброзной или хрящевой ножке, как правило, у поясничных позвонков;

· платиспондилия– уплощение тел позвонков – чаще у нижних грудных и поясничных.

Все соединения отдельных позвонков между собой подразделяются на соединения между телами – межпозвоночные симфизы, дугами и отростками – межпозвоночные синдесмозы и суставы.

Межпозвоночные симфизысостоят из:

· межпозвоночных дисковс центральным студенистым ядром и периферическим фиброзным кольцом;

· передней и задней продольных связок, расположенных вдоль тел всех позвонков.

Диски по диаметру больше тел позвонков и фиброзными кольцами выступают за края тел в виде валиков; в шейном отделе толщина дисков – 5–6 мм, в грудном – 3-4 мм, поясничном – 10-12 мм.

Пульповидное ядровключает неориентированные коллагеновые волокна, гликоз-амино-гликановый гель, воду (у молодых до 88 %, старых – до 69 %). Ядро занимает 30–50 % площади диска; в шейных позвонках лежит почти в центре диска, в грудных и поясничных смещено кзади.

Фиброзное кольцосверху и снизу ограничено гиалиновыми пластинками, между которыми находятся слои фибрилл, внутренние из которых крепятся к гиалиновым пластинкам, а наружные к компактным пластинкам тел позвонков.

Межпозвоночные симфизы обеспечивают непрерывность и надежность соединения, то есть выполняют роль несущей биомеханической конструкции, осуществляя при этом большой объем движений, в том числе и амортизирующих.

Процессы роста и формирования симфизов заканчиваются к 18–22 годам; до 40–50 лет структуры дисков наиболее стабильны. Далее с возрастом снижается эластичность ядра и кольца за счет дегидратации, появления зернистого распада волокон, образования костных уплотнений в ядре и связках.

Межпозвоночные синдесмозыпредставлены соединениями из эластической соединительной ткани, образующей связки:

· между дугами позвонков–желтые связки;

· между поперечными отростками–межпоперечные связки;

· между остистыми отростками–межостистые и надостистыесвязки; в шейном отделе позвоночника надостистая связка называетсявыйной.

Межпозвоночные(дугоотростчатые) суставы образуются между верхними и нижними суставными отростками, покрытыми гиалиновыми хрящами. Суставная капсула прикрепляется по периферии суставного хряща и усиливается пучками фиброзных волокон. Среди межпозвоночных суставов выделяют отдельнолюмбосакральныеправый и левый – между нижними суставными отростками пятого поясничного позвонка и крестца. Дугоотростчатые суставы по форме суставных поверхностей плоские, обладают тремя осями, но малым объемом движений.

Крестцово-копчиковый сустав

Суставные поверхности находятся на верхушке крестца и теле первого копчикового позвонка, они представлены гиалиновыми пластинками. Между гиалиновыми пластинками находится фиброзное кольцо и пульпозное ядро, в котором имеется щель.

Снаружи фиброзное кольцо укрепляется связками – вентральной и дорсальной, латеральными; в дорсальной связке различается поверхностная и глубокая части.

Крестцово-копчиковый сустав наиболее подвижен у молодых женщин, особенно у беременных и рожениц.

Крестцово-копчиковый синдесмозобразуется связками между рогами крестца и копчика.

Атланто-затылочныйсуставправый и левый – комбинированные и мыщелковые суставы – образованы затылочными мыщелками и верхними суставными поверхностями атланта. Суставные концы заключены в отдельные капсулы, укрепленные передней и задней атланто-затылочными мембранами.

Срединный атлантоосевой сустав– цилиндрический — образован ямкой зуба на внутренней поверхности передней дуги атланта, передней и задней суставными поверхностями зуба аксиса и поперечной связкой атланта. Полость сустава синовиальной оболочкой делится на переднюю камеру между ямкой атланта и зубом аксиса и заднюю – между задней поверхностью зуба и поперечной связкой атланта.Сустав укреплен связками – правой и левой крыловидными, крестообразной (из поперечной связки атланта и продольного пучка), связкой верхушки зуба, покровной мембраной между задней продольной связкой позвоночника и скатом затылочной кости.

Латеральные атлантоосевые суставыправый и левый – комбинированные и плоские — образованы нижними суставными поверхностями атланта и верхними суставными отростками аксиса. Каждый сустав обладает самостоятельной капсулой, укрепленной связками срединного атлантоосевого сустава.

Движения головы и шеи:

· сгибаниев 20 градусов осуществляется передними глубокими мышцами головы и шеи в составе длинных мышц, прямых передних и латеральных мышц головы, при сомкнутых челюстях включаются над- и подподъязычные мышцы;

· разгибаниевыполняют мышцы – трапециевидные, грудино-ключично-сосцевидные, ременные и длиннейшие головы, полуостистые головы и подзатылочные;

· наклоны головы вбокпроисходят за счет одновременного сокращения сгибателей и разгибателей правой или левой стороны, во вращательные движения включается атланто-осевой сустав и дополнительное сочетание мышц антагонистов;

· киваниеосуществляют согласованные сокращения грудино-ключично-сосцевидных мышц, старое название которых кивательные мышцы.

Грудина

Плоская кость, состоящая из:

· рукоятки, тела, мечевидного отростка;

· передней и задней поверхностей;

· правого и левого боковых краев, несущих на телереберные вырезки.

По верхнему краю рукоятки грудины находятся непарная яремная вырезка и парные ключичные вырезки, по боковому краю рукоятки располагаетсяуглублениедля синхондроза I ребра и полуямка для II ребра Нижний край рукоятки срастается с телом под тупым углом, открытым кзади в сторону позвоночника.

Ребра и грудина развиваютсяиз вентральных дуг сомитов вначале в виде фиброзных грудных полосок, которые быстро становятся хрящевыми, на 8-й неделе в реберных углах появляются первичные ядра окостенения, а вторичные ядра возникают в головке и бугорке в 15-20 лет, полное окостенение ребер в 18-25 лет.

Грудина формируется при срастании грудных полосок по передней срединной линии. Первичные ядра костной ткани появляются в рукоятке на 4-6 месяце, в теле – на 7-8 месяце плодного периода. Вторичные ядра возникают на 1 году жизни в нижней части тела, в мечевидном отростке на 6–20 году. Полное окостенение тела происходит в 15-20 лет, всей грудины – к 30 годам. Между рукояткой и телом окостенение может не происходить в течение всей жизни индивида.

Варианты и аномалии развития

· Появление добавочных ребер: шейных, поясничных.

· Редкое отсутствие XI, XII ребер.

· Срастание или расщепление передних концов ребер.

· Наличие отверстий и щелей в грудине.

· Расщепление грудины при не срастании правого и левого зачатка.

С позвонками ребра связаны реберно-позвоночными суставами:

· каждое ребро, — суставом головки ребра, который укреплен связками – от второго до десятого внутрисуставной связкой головки, во всех соединениях (I-XII) – снаружи лучистой связкой;

· верхние 10 ребер — реберно-поперечными суставами: правыми и левыми, укрепленными одноименными связками;

· все суставы комбинированные, простые, эллипсоидные.

С грудиной ребра соединяются:

· грудино-реберными суставами(II-YII), укрепленными грудино-реберными лучистыми связками, которые спереди образуют мембрану грудины;

· синхондрозами– между первым ребром и грудиной, между YIII-X ребрами;

· редко встречающимися межхрящевыми суставамиYIII-X ребра.

Между собой ребра соединяются фиброзными перепонками:

· наружноймежреберной мембраной – передние, грудинные концы;

· внутреннеймежреберной мембраной – задние, позвоночные концы.

Грудная клеткаобразуется 12 грудными позвонками, 12 ребрами, грудиной и различными соединениями между ними: межпозвоночными симфизами, суставами и синдесмозами, грудино-реберными суставами и синхондрозами, реберно-позвоночными суставами и межреберными мембранами.

В грудной клетке различают: переднюю, две боковые–правую и левую, заднюю стенки,верхнюю и нижнюю апертуры, межреберные промежутки, легочные борозды (в области углов ребер), реберную дугу (слияние хрящей ложных ребер), подгрудинный угол между реберными дугами с вершиной у мечевидного отростка.

Для проекции границ сердца, легких, плеврычерез грудную клетку проводят ряд условных линий:переднюю срединную(через середину грудины),стернальные(по правому и левому краям грудины),среднеключичные, подмышечные(переднюю, среднюю, заднюю),лопаточную, паравертебральную, позвоночную(по краям поперечных отростков),заднюю срединную(по остистым отросткам).

Используя перечисленные линии вертикального (продольного) направления и расположенные поперечно к ним ребра и межреберные промежутки устанавливают границы внутренних органов.

При определении формы грудной клеткиприменяют соотношение ее размеров:переднезаднего и поперечного, которое устанавливает индивидуальный тип строения.

Для брахиморфноготипа телосложения, характерной являетсяконическаяформа грудной клетки с широкой нижней частью, тупым подгрудинным углом, широкими межреберными промежутками, слабо наклоненными книзу.

У долихоморфноготипа грудная клеткаплоскаяс коротким переднезадним размером и длинным поперечным, подгрудинный угол острый, межреберные промежутки узкие и сильно наклонены книзу.

При мезоморфномтипе – грудная клеткацилиндрическая.

Женщиныимеют более короткую и округлую, амужчиныболее длинную и выпуклую грудную клетку. Уноворожденныхпереднезадний размер преобладает над поперечным.

На форме грудной клетки отражаются некоторые болезни и профессиональные занятия.

При вдохе передние концы ребер и грудина поднимаются на 1 см, вверх и на 5 см кпереди, окружность грудной клетки увеличивается на 10 см благодаря мышцам диафрагмы, наружным межреберным, поднимателям ребер в составе разгибателя спины, задним верхним зубчатым и лестничным мышцам. В акте выдоха участвуют поперечная мышца груди, внутренние межреберные, зубчатые задние нижние, прямые, косые и поперечная мышцы живота.

Кровоснабжение, иннервациямежреберных мышц, поднимателей ребер, зубчатых мышц, поперечной мышцы груди и мышц живота осуществляется межреберными сосудами и нервами. Диафрагма снабжается верхними и нижними диафрагмальными сосудами, одноименным нервом. В снабжении мышц живота участвуют межреберные, поясничные и эпигастральные сосуды и нервы, а также: подреберный, подвздошно-подчревный и подвздошно-паховый нервы из поясничного сплетения.

4. Ребра и грудина: их развитие, строение, варианты и аномалии. Соединения ребер с позвонками и грудиной. Грудная клетка в целом, ее индивидуальные и типологические особенности. Движения ребер; мышцы, производящие эти движения.

Варианты и аномалии костей черепа. Критика «теории» расизма в учении об изменчивости черепа.

Каналы височной кости

Сонный канал:короткий и кривой, имеет наружное отверстие на нижней поверхности пирамиды и внутреннее отверстие, открывающееся в полость черепа (среднюю черепная яму), пропускает внутреннюю сонную артерию с ее каменистым изгибом и внутренний сонный симпатический нерв.

Мышечно-трубный канал:

· имеет общую стенку с сонным каналом;

· состоит из двух полукружных каналов: верхнего для мышцы напрягающей барабанную перепонку и нижнего для слуховой трубы.

Оба полукружных канала открываются в барабанную полость, а слуховая труба противоположным концом еще и в носоглотку.

Лицевой каналимеет входное отверстие на дне внутреннего слухового прохода, выход из канала – шилососцевидное отверстие. В канале находится сложный, петлеобразный ход, а внутри каменистой части и ближе к основанию пирамиды образуется изгиб в виде коленца.

Канал содержит лицевой нерв с узелком коленца, внутри пирамиды он имеет отверстия для выхода ветвей нерва в барабанную полость.

Каналец барабанной струны:

· отходит от лицевого канала и открывается в барабанную полость;

· в канальце проходит ветвь лицевого нерва – барабанная струна, которая покидает череп через каменисто-барабанную щель.

Барабанный каналец:

· нижнее отверстие лежит в каменистой ямочке;

· канал проходит через барабанную полость и перегородку мышечно-трубного канала;

· верхнее отверстие открывается в расщелину малого каменистого нерва на передней поверхности пирамиды;

· в канальце проходит в барабанную полость барабанный нерв – ветвь языкоглоточного нерва (IX пары), а выходит малый каменистый нерв.

Сонно-барабанные канальцы (два):

· началов стенке сонного канала возле наружного сонного отверстия;

· конецв барабанной полости;

· содержимое— сонно-барабанные симпатические нервы и сосуды.

Сосцевидный каналец:

· началов яремной ямке, по своему ходу перекрещивает лицевой канал, открывается в барабанно-сосцевидную щель;

· содержимое— ушная ветвь блуждающего нерва (Х пары).

Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания механизмов заболевания, их профилактики, диагностики и лечения.

Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания механизмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.

натомия человека– наука о формах и внутреннем строении, происхождении и развитии человеческого организма под влиянием экологической и социальной среды.

Используя основной методисследования в виде вскрытия, рассечения, препарирования анатомия предусматривает систематические измерения, описания и зарисовки, фото и рентгеновское изображение формы, внутренних структур, положения и топографических взаимоотношений органов и частей тела с учетом возрастных, половых, индивидуальных, профессиональных особенностей. При этом широко используются данные эмбриологии, гистологии, сравнительной анатомии, антропологии и других биологических медицинских наук.

В зависимости от плана изложения анатомического материала различают несколько видов анатомии.

Систематическая анатомияописывает строение нормального, здорового человека по системам: костной, суставной, мышечной и т. д. Поэтому учение о каждой системе имеет свое название, какостеология, артрология, миология, спланхнология, эндокринология, вазология, иммунология, неврология, эстезиология.

Систематическую анатомию называют нормальной, т.к. она изучает методом системного подхода строение здорового, нормального человека; в связи с этим полезно знать определение здоровья и нормы.

Здоровье—полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, находящееся в равновесии с окружающей средой (определение Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ).Норма— определённый стандарт, типичный образец строения тела человека, обеспечивающий здоровую функцию организма.

Топографическаяанатомия изучает строение тела по областям с учетом положения органов и их взаимоотношений (синтопия), проекции органов на скелет (скелетотопия) или на кожу отдельных областей (голотопия); кровоснабжение, иннервация области и органов в ней находящихся, проекционные линии сосудисто-нервных пучков.

Пластическаяанатомия изучает внешние формы тела, их пропорции, топографию органов во взаимодействии с внешней средой, что особенно важно при изображении человека в различных видах искусства, при проведении косметических и пластических операций.

Сравнительнаяанатомия сопоставляет строение тела человека и животных, учитывая эволюционное развитие всего живого в процессе филогенеза.

Патологическаяанатомия, содержанием которой являются строение больных органов, тканей, клеток и в целом больного организма.

Клиническаяанатомия разрабатывает анатомические проблемы по специальным направлениям, а поэтому подразделяется на хирургическую, стоматологическую, рентгенологическую и многие другие.

Палеонтологическаяанатомия изучает ископаемые костные останки, мумии древнейших и древних людей: питекантропов, синантропов, гейдельберского человека, неандертальцев, кроманьонцев и нового (разумного) человека.

Динамическая, функциональная анатомия связывает строение с функцией, с биомеханикой опорно-двигательного аппарата, с гидравликой сосудистой системы и широко используется при физкультурной, спортивной и военной подготовке.

Возрастнаяанатомия изучает особенности строения человека в различные возрастные периоды до и после рождения; рост и развитие человека в материнской утробе (в пренатальном периоде жизни) изучает эмбриология; а в пожилом и старческом возрасте — геронтология; изучением отклонений от нормы — аномалий, уродств и пороков развития — занимается тератология.

Для понимания индивидуальных особенностей строения тела человека, его вариантных и аномалийных отклонений необходимо знание основных этапов фило — и онтогенетического развития. Поэтому в курсе анатомии рассматриваются начальные стадии эмбриогенеза, учение о зародышевых листках и тканях из них возникающих: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной.

Анатомия изучает строение мертвого тела для того, чтобы познать законы строения живого человека.

Поэтому анатомические знания необходимы врачу любой специальности, без них он способен принести только вред. Каждая клиническая дисциплина начинается с анатомо-физиологического вступления, с восстановления прочных и основополагающих знаний по строению здорового, нормального человеческого организма.

Они помогают разобраться с патогенезом болезни, увидеть структурные и функциональные нарушения. В конечном счете, диагноз устанавливается и подтверждается способами, которые определяют нарушения в структурно-функциональных единицах органов и во всем организме. Профилактика и лечение тоже базируются на анатомических знаниях.

Применяемыми в анатомии плоскостями - срединной, сагиттальной, горизонтальной; иосями— вертикальной, фронтальной, сагиттальной пользуется вся медицина. Связанные с ними термины: медиальный, латеральный, дистальный, проксимальный необходимы при описании строения органов, областей человеческого тела.

Для определения границ органов и проекции их на поверхность тела вводятся линии срединные (передняя и задняя), грудинные, среднеключичные, подмышечные, лопаточные, околопозвоночные, которыми широко пользуются в клинике для определения границ, проекции органов и областей (голотопия, скелетотопия).

Описание любой болезни человека связано со строением его тела, органов, тканей, систем. Поэтому и обследование пациента руками врача или инструментами требует знания анатомии человека. При этом врач обязан помнить, что структура и функция взаимосвязаны, и в здоровом и в больном организме. Известно, например, что строение костей, суставов и мышц настолько увязано с функцией, что приобретает особенности в зависимости от вида трудовой деятельности, занятий спортом и физкультурой, питания, образа жизни, болезней, иногда даже не связанных с опорно-двигательным аппаратом.

Анатомическая термины и номенклатура составляют основу клинической терминологии. Названия многих болезней, синдромов происходят от латинских названий органов, тканей, клеток, частей тела. В названиях многих методов лечения, особенно оперативных, в названиях медицинских приборов, инструментов, методик обследования звучат анатомические термины, отражающее строение человеческого тела. Поэтому вполне справедливо утверждение многих видных ученых, что анатомия – мать медицины, а «Врач не анатом, не только бесполезен, но и вреден» (Е.О. Мухин – видный профессор анатомии Московского университета XIX столетия).

При изучении анатомии каждый должен добиваться от себя умения хорошо ориентироваться в сложном строении человеческого тела: находить, определять положение и проекцию органов, их частей (долей, секторов, сегментов), топографию сосудов и нервов, свободно владеть теоретическим материалом. Знать внутреннее и внешнее строение органов, их размер и массу.

Основные методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.)

(I)Основные методологические принципы анатомии

Строение человеческого тела в современной анатомии рассматривается с позиции диалектического развития, где одним из основных положений является взаимообусловленное влияние формы и функций. При определенном единстве формы и функций наблюдается в процессе развития и жизни некоторая противоположность, и даже отрицание, что в разных условиях вызывает адаптационную перестройку организма. Человек, будучи одним из представителей животного мира планеты, в процессе эволюции сформировался в соответствии не только с биологическими законами, но и социальными. Появление и совершенствование у человека разумного речи, интеллекта, творчества, чрезвычайно экспансивной трудовой деятельности, постоянно возрастающих социальных потребностей сопровождалось биологическим преобразованием в строении и развитии тела, особенно мозга. Потребовались миллионы лет, чтобы обезьянолюди превратились в людей прямостоящих и, наконец, в людей разумных, процесс развития и совершенствования которых продолжается.

Целостность организма и взаимосвязь его частей — диалектическое единство и противоположность, которое осуществляется благодаря:

интеграции и соподчинения;

координации и корреляции.

способности к самостоятельному существованию и саморегулированию в определенной среде пребывания.

В организации трех выше названных основных типов связей ведущими выступает ряд систем: нервная, сосудистая, эндокринная, иммунная. На руководящем месте находится нервная система, т.к. структурные компоненты ее проникают во все органы и ткани, объединяя организм в единое целое. Она действует вместе с эндокринной и сосудистой системами, обеспечивающими интеграцию гуморальными связями.

Целостность организма проявляется в единстве психических и соматических процессов, состоящих в равновесии с окружающей средой пребывания, чем и определяется здоровье. Схема соподчинения строится от целого к части: организм - системы и аппараты - органы - ткани - клетки и неклеточные структуры.

Координация и корреляция показывают пропорциональную и топографическую связь частей тела, систем и аппаратов органов, тканей и клеток, например: череп и головной мозг, тип телосложения и соответствующее ему расположение органов, сосудов, нервов.

Структурно-функциональной единицейорганизмасчитаетсяклетка. Основными свойствами, которой являются обмен веществ и размножение. Клетка – микроскопическая часть целого многоклеточного организма – отличается сложностью устройства. Благодаря цитолемме, полупроницаемой биологической мембране, цитоплазме и ядру она обладает строго определенной формой: круглой, звездчатой, плоской, призматической, кубической, цилиндрической, веретенообразной.В клеточном ядре различают оболочку (кариотеку) из ядерных мембран с перинуклеарным пространством, карио – и нуклеоплазму с одним, двумя ядрышками и хроматином.

В цитоплазму входит гиалоплазма и органеллы - центросома с центриолями, митохондрии, внутренний сетчатый аппарат, цито –, эндоплазматическая сеть, лизосомы.

Современные представления о строении и функции клетки позволяют работать с ее структурными образованиями методами генной инженерии, выращивать и размножать клетки в искусственной среде. Из одной клетки создавать ткань, орган, системы органов и в целом весь организм, пересаживать клетки и ткани человеку и животным.

На основе клетки разработано ряд теорий построения организма, например, теория немецкого патолога Вирхова, который в прошлом веке рассматривал организм как своеобразное «государство клеток».

Из клеток образуются ткани – как эволюционно сложившаяся общность клеток и внеклеточных структур, объединенных единством происхождения, строения и функции.

У человека различают следующие основные ткани:

Эпителиальная— покровная ткань, т.к. располагается в коже и слизистых оболочках, отделяя организм от внешней среды. В ней разные по форме клетки лежат слоями на базальной мембране и образуют многослойный (ороговевающий и неороговевающий), однослойный, цилиндрический, кубический, плоский, переходный эпителии.

Соединительнаяткань — собственная, хрящевая, костная, состоящая из клеток, коллагеновых и эластических волокон и основного гелеобразного вещества. Собственная соединительная ткань (рыхлая и плотная) имеет много разновидностей (ретикулярная, жировая, пигментная, волокнистая, кровь и лимфа). Она присутствует во всех органах и частях организма, объединяя их в единое целое. Эта ткань обладает многочисленным набором клеток: фибробласты, макрофаги, плазматические и тучные клетки, форменные элементы крови и лимфы и др., благодаря которым осуществляется трофическая, защитная и др. функции.

Мышечнаяткань, состоящая из миоцитов и миофибрилл, она подразделяется на три вида: исчерченную поперечно-полосатую ткань в мышцах скелета, неисчерченную гладкую ткань в мышцах сосудов и внутренних органов и сердечную — проводящую и сократительную.

Нервнаяткань состоит из многочисленных и разнообразных нервных клеток и нейроглии. Данная ткань определяет взаимосвязь организма и среды, координацию внутренних функций, обеспечивая целостность, единство и управление. Нервная клетка для связи с другими нейронами и тканями органов имеет короткие отростки – дендриты, и длинные – аксоны (нейриты), по которым нервный импульс направляется к рабочим органам и другим нейронам. Нервные окончания воспринимают раздражение в тканях и проводят к телу нейрона. Клетки нейроглии: эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты, микроглиоциты, глиальные макрофаги и др. – образуют опорный, защитный и трофический аппараты нервной системы.

Из тканей образуются органы– как часть тела, обладающая определенной внешней формой и внутренней конструкцией, которые сложились в процессе эволюции благодаря единству происхождения, строения и функции. В органе одна ткань являются ведущей, главной в устройстве и работе, остальные выполняют вспомогательную роль: опорную, трофическую.

Органы с общим происхождением, развитием, строением и функцией объединяются в системы. В организме выделяют пищеварительную, дыхательную, сердечно-сосудистую, лимфатическую, нервную, эндокринную, иммунную и другие системы. В аппарате органов: опорно-двигательном, мочеполовом присутствуют органы с общей, единой функцией, но строение и происхождение у них разное. Системы и аппараты органов образуют целостный организм, в котором с топографической позиции выделяют части тела: голову, шею, грудь, живот, таз, верхние и нижние конечности.

Все части тела и органы, в них располагающиеся, взаимосвязаны между собой благодаря твёрдому и мягкому скелету, сосудам, нервам. Внутренние органы располагаются в полостях черепа, шеи, груди, живота, таза. Уже от начала развития прослеживается координация и корреляция между частями тела, что выражается в пропорциональных соотношениях между ними и в определяющем, направляющем влиянии некоторых, например мозга. В процессе роста изменяется совокупность в соотношениях длины и ширины, характеризующих телосложение; происходит относительное уменьшение головы, туловища и увеличение длины шеи и конечностей.

Целостность организма, его способность координировать функции систем и аппаратов органов нервно-гуморальным путем, его саморазвитие, самовоспроизведение и самоуправление обеспечивают жизнедеятельность каждой особи, адаптируя её к условиям среды.

Наши рекомендации