Причины развития нарушения осанки
1) Анатомо-функциональная предрасположенность: позднее завершение процесса окостенения скелета (к 20-25 годам), высокая эластичность скелета у детей
2) Высокие учебные нагрузки и связанная с ними длительная вынужденная поза в сочетании с гиподинамией и недостаточной физической подготовкой,
3) Недостаточное развитие мышц спины и пресса
4) Мебель, не соответствующая гигиеническим требованиям
5) Обувь на высоких каблуках
6) Нерациональная конструкция и чрезмерный вес портфеля, сумки.
Методы исследования нарушения осанки:
1) Осмотр
2) Пальпация
3) Рентгенологические исследования
4) Методика Ковальковой З.П.(с использованием антропометра и измерением длины и глубины изгибов позвоночника – в норме 3-4 см)
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В СЕМЬЕ
Это система мер, ее основные направления:
· подбор мебели и организация рабочего места,
· рациональное освещение
· соблюдение режима дня – с ограничением учебной и иной малоподвижной деятельности в пользу движения, физической культуры, пребывания на свежем воздухе, сна
· рациональное питание (белок, микроэлементы)
· медицинский контроль :своевременная диагностика и коррекция.
· специфика физвоспитания – укрепление мышц спины, брюшного пресса
· ранцы с твердым основанием
4. БЛИЗОРУКОСТЬ: ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В СЕМЬЕ.
Причины и условия формирования близорукости у детей:
внутренние · Анатомо-функциональное несовершенство, по сравнению с взрослым, органа зрения ребенка: податливость стенок глазных яблок к внутриглазному давлению и способность его к удлинению в передне-заднем направлении · Продолжительная аккомодация и систематическое кровенаполнение глаз при значительном наклоне головы | внешние · Значительная зрительная нагрузка (не имеющая аналогов в прежние годы, длительная и преждевременная, в семье и образовательных организациях) · Нерациональное освещение · Нерациональное использование ТСО и гаджетов: телевизор, компьютер, мобильный телефон, плейер · Нерациональный подбор мебели · Нерациональный подбор книг и наглядных пособий · Внеклассные занятия с гиподинамическим компонентом (рисование, музыка и проч.) |
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1) ограничение зрительной работы, особенно взаимодействия с компьютером и различными гаджетами
2) рациональное освещение,
3) подбор мебели и организация рабочего места,
4) рациональный выбор книг, тетрадей и наглядных пособий
5) соблюдение режима дня – с ограничением учебной и иной малоподвижной деятельности в пользу движения, физической культуры, пребывания на свежем воздухе, сна, «зрительные» физкультминутки на уроках
6) медицинский контроль: своевременная диагностика и коррекция
ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
Вследствие существенного ухудшения здоровья детей, в том числе вследствие роста школьной патологии роль оздоровительной работы в образовательных организациях (ОО) приобретает все большее значение.
Виды оздоровительной работы коллективов детей и подростков:
I. Летняя оздоровительная работа.
II. Оздоровление в образовательной организации во время учебного года, которое проводится согласно плану.
План оздоровительных мероприятий в образовательной организации:
I. Организационные
II. Общие и специальные оздоровительные
III. Специальные лечебно-профилактические
IV. Оздоровление средовых факторов
Обучение детей-инвалидов
· В мире существует два основных способа обучения детей-инвалидов: 1) в коррекционных учреждениях (сегрегированное обучение) и в образовательных организациях общего типа (интегрированное обучение). Возможно обучение на дому.
· Европейские принципы гуманного отношения к инвалидам, в частности – это интегрированное обучение. Доказана высокая эффективность такого обучения и для больных и для здоровых детей.
В России действует 4 типа коррекционных учреждений для детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста:
I. для слепых и слабовидящих,
II. для глухих и слабослышащих,
III. для детей с двигательными нарушениями
IV. с психоневрологическими нарушениями
Медико-организационные аспекты обучения детей инвалидов в общеобразовательных организациях
· Обязательно наличие индивидуальной программы реабилитации (ИПР), в которой оговорен способ обучения ребенка и учреждение, даны основные рекомендации
· Программа составляется в Бюро МСЭ
Проблемы обучения детей инвалидов в ОО:
МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: почти полное отсутствие в ИПР гигиенических рекомендаций, для школьного врача и учителя – особенностей режима, учебной и трудовой деятельности, группы физического воспитания, рекомендаций по питанию и других аспектов, важных в отношении реабилитации ребенка, но не известных школьному врачу.
СРЕДОВЫЕ: отсутствие в школах лифтов, пандусов, подъемников, ряд других факторов создают непреодолимые трудности передвижения и интеграции в целом
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: сегрегация инвалидов – исключение их из социума здоровыми людьми, родителями
6. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ): ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ, УСЛОВИЯ, РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, МЕТОДЫ И КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – совокупность мер личности и государства, способствующая сохранению и укреплению здоровья человека и населения.
Государственный характер формирования здорового образа жизни регламентирован в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» (2011 г.)