Причины развития нарушения осанки

1) Анатомо-функциональная предрасположенность: позднее завершение процесса окостенения скелета (к 20-25 годам), высокая эластичность скелета у детей

2) Высокие учебные нагрузки и связанная с ними длительная вынужденная поза в сочетании с гиподинамией и недостаточной физической подготовкой,

3) Недостаточное развитие мышц спины и пресса

4) Мебель, не соответствующая гигиеническим требованиям

5) Обувь на высоких каблуках

6) Нерациональная конструкция и чрезмерный вес портфеля, сумки.

Методы исследования нарушения осанки:

1) Осмотр

2) Пальпация

3) Рентгенологические исследования

4) Методика Ковальковой З.П.(с использованием антропометра и измерением длины и глубины изгибов позвоночника – в норме 3-4 см)

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В СЕМЬЕ

Это система мер, ее основные направления:

· подбор мебели и организация рабочего места,

· рациональное освещение

· соблюдение режима дня – с ограничением учебной и иной малоподвижной деятельности в пользу движения, физической культуры, пребывания на свежем воздухе, сна

· рациональное питание (белок, микроэлементы)

· медицинский контроль :своевременная диагностика и коррекция.

· специфика физвоспитания – укрепление мышц спины, брюшного пресса

· ранцы с твердым основанием

4. БЛИЗОРУКОСТЬ: ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В СЕМЬЕ.

Причины и условия формирования близорукости у детей:

внутренние · Анатомо-функциональное несовершенство, по сравнению с взрослым, органа зрения ребенка: податливость стенок глазных яблок к внутриглазному давлению и способность его к удлинению в передне-заднем направлении · Продолжительная аккомодация и систематическое кровенаполнение глаз при значительном наклоне головы   внешние · Значительная зрительная нагрузка (не имеющая аналогов в прежние годы, длительная и преждевременная, в семье и образовательных организациях) · Нерациональное освещение · Нерациональное использование ТСО и гаджетов: телевизор, компьютер, мобильный телефон, плейер · Нерациональный подбор мебели · Нерациональный подбор книг и наглядных пособий · Внеклассные занятия с гиподинамическим компонентом (рисование, музыка и проч.)

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1) ограничение зрительной работы, особенно взаимодействия с компьютером и различными гаджетами

2) рациональное освещение,

3) подбор мебели и организация рабочего места,

4) рациональный выбор книг, тетрадей и наглядных пособий

5) соблюдение режима дня – с ограничением учебной и иной малоподвижной деятельности в пользу движения, физической культуры, пребывания на свежем воздухе, сна, «зрительные» физкультминутки на уроках

6) медицинский контроль: своевременная диагностика и коррекция

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

Вследствие существенного ухудшения здоровья детей, в том числе вследствие роста школьной патологии роль оздоровительной работы в образовательных организациях (ОО) приобретает все большее значение.

Виды оздоровительной работы коллективов детей и подростков:

I. Летняя оздоровительная работа.

II. Оздоровление в образовательной организации во время учебного года, которое проводится согласно плану.

План оздоровительных мероприятий в образовательной организации:

I. Организационные

II. Общие и специальные оздоровительные

III. Специальные лечебно-профилактические

IV. Оздоровление средовых факторов

Обучение детей-инвалидов

· В мире существует два основных способа обучения детей-инвалидов: 1) в коррекционных учреждениях (сегрегированное обучение) и в образовательных организациях общего типа (интегрированное обучение). Возможно обучение на дому.

· Европейские принципы гуманного отношения к инвалидам, в частности – это интегрированное обучение. Доказана высокая эффективность такого обучения и для больных и для здоровых детей.

В России действует 4 типа коррекционных учреждений для детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста:

I. для слепых и слабовидящих,

II. для глухих и слабослышащих,

III. для детей с двигательными нарушениями

IV. с психоневрологическими нарушениями

Медико-организационные аспекты обучения детей инвалидов в общеобразовательных организациях

· Обязательно наличие индивидуальной программы реабилитации (ИПР), в которой оговорен способ обучения ребенка и учреждение, даны основные рекомендации

· Программа составляется в Бюро МСЭ

Проблемы обучения детей инвалидов в ОО:

МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: почти полное отсутствие в ИПР гигиенических рекомендаций, для школьного врача и учителя – особенностей режима, учебной и трудовой деятельности, группы физического воспитания, рекомендаций по питанию и других аспектов, важных в отношении реабилитации ребенка, но не известных школьному врачу.

СРЕДОВЫЕ: отсутствие в школах лифтов, пандусов, подъемников, ряд других факторов создают непреодолимые трудности передвижения и интеграции в целом

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: сегрегация инвалидов – исключение их из социума здоровыми людьми, родителями

6. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ): ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ, УСЛОВИЯ, РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, МЕТОДЫ И КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – совокупность мер личности и государства, способствующая сохранению и укреплению здоровья человека и населения.

Государственный характер формирования здорового образа жизни регламентирован в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» (2011 г.)

Наши рекомендации