Заболеваемость детей и подростков, методы изучения, нозологическая структура. индекс здоровья. понятие школьной патологии.
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ. ПОНЯТИЕ ШКОЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.
Введение в проблему
Несмотря на многочисленные декларации о приоритетах интересов детей, в современной России (с начала 90-х гг.) здоровье детей прогрессивно ухудшается:
· растут показатели заболеваемости, инвалидности детей, стабильно высокими остаются показатели смертности в группе детей старшего возраста
· уровень младенческой смертности остается выше, чем в европейских экономически развитых странах
· отмечается рост хронической патологии в ранних возрастных группах (болезни ЖКТ, ССС, почек, онкология и др.)
· увеличивается распространенность функциональных расстройств (особенно у младших школьников)
· остается высоким уровень социально обусловленной патологии среди детей и подростков: туберкулеза, заболеваний, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, наркомании, токсикомании и др.
· ухудшается репродуктивное здоровье подростков.
· вследствие гипотрофии и нарушений физического и умственного развития снижается готовность к службе армии юношей
Определения
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ – ведущий показатель общественного здоровья, отражающий число случаев заболеваний за год в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей). Заболеваемость различают первичную (или собственно заболеваемость) и общую (распространенность, болезненность)
ПЕРВИЧНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬотражает число случаев заболеваний, впервые зарегистрированных в данном году в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей)
ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ отражает число всех случаев заболеваний независимо от срока их возникновения, но по поводу которых больной обратился в данном году в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей)
Определения
ОСТРАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ– совокупность всех случаев «острых» заболеваний за отчетный период, включая ОРЗ, детские инфекции, осложнения, травмы и хирургические вмешательства в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей).
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОРАЖЕННОСТЬотражает число случаев заболеваний и функциональных отклонений (диагнозов по МКБ), выявленных в процессе медицинских осмотров в расчете на 100, 1000 или 10000 осмотренных (детей).
ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ– удельный вес лиц, не болевших в отчетном году, % от числа обследованных
Методы изучения заболеваемости детей
1. По материалам обращаемости в медицинские учреждения (отчетные формы - № 12 и др.)
2. По данным медосмотров
3. По сведениям об инвалидности и причинах смерти (косвенно)
Нозологическая структура (НС)
· Это структура заболеваемости по отдельным классам болезней согласно общепринятой Международной классификации болезней 10-го пересмотра
· НС изменяется в динамике десятилетий в одной стране, различается в разных странах и регионах одной страны
· НС зависит от многих факторов – возрастных, природно-климатических, социальных, средовых.
· Первое ранговое место в структуре заболеваемости по обращаемости обычно занимают болезни органов дыхания
Региональные особенности заболеваемости
Могут быть обусловлены эколого-гигиеническими условиями региона, особенностями водоснабжения и др.
Типичные примеры: йоддефицитные заболевания, экологически обусловленные заболевания детей и подростков, инфекционная патология
Школьная патология
Наряду с причинами социально-экономического характера и факторами окружающей среды в ухудшении состояния здоровья детей и подростков большую роль играет «школьный фактор», т.е. условия воспитания и обучения, не соответствующие гигиеническим нормативам и санитарным правилам.
Главными негативными факторами школьной среды считаются: 1) качество питания, 2) интенсификация учебного процесса, 3) снижение двигательной активности, 4) компьютер и другие технические средства обучения (ТСО).
Основными проявлениями школьной патологии считаются нарушения зрения, осанки, болезни пищеварительной системы.
2. ИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.
Определения
ИНВАЛИДНОСТЬ— состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
ИНВАЛИД— человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
Инвалидность детей: основные понятия
· В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру.
· Установление статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплату пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности.
· В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья».
· Инвалидность детей так же, как и заболеваемость, может быть: первичная и общая, в разных возрастных группах, по разным классам болезней.
Основные понятия
В отличие от заболеваемости инвалидность структурируется не только по классам болезней МКБ, но и по классификациям нарушений и ограничений - это принципиальные отличия инвалидности от заболеваемости.
Важно не только заболевание и его тяжесть, а то, насколько индивид приспособлен к данной среде и насколько он может выполнять функции, свойственные в его группе.
Абсолютно важна в этом смысле среда, ее адаптация к нарушению здоровья, возможности реабилитации.
В дополнение к МКБ для оценки здоровья человека в ходе определения инвалидности и разработки путей реабилитации используется Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья – МКФ (рекомендована ВОЗ)
На основе МКФ возможно стандартизированное описание и измерение здоровья всех людей, не только инвалидов
МКФпо своей сути очень близка гигиене, т.к. позволяет узнать, как могут повести себя индивиды с определенным состоянием здоровья в реальных ситуациях и в своей повседневной жизненной среде
Понятия МКФ и гигиена:
Функции организма – это физиологические функции систем организма (включая психические функции).
Структуры организма – это анатомические части организма, такие как органы, конечности и их компоненты.
Нарушения – это проблемы, возникающие в функциях или структурах, такие как существенное отклонение или утрата.
Активность – это выполнение задачи или действия индивидом.
Участие– это вовлечение индивида в жизненную ситуацию.
Ограничение активности– это трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид.
Ограничение возможности участия – это проблемы, которые может испытывать индивид при вовлечении в жизненные ситуации.
Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, где люди живут и проводят свое время.
Методы изучения инвалидности
Общая инвалидность:
по данным здравоохранения (отчетная форма № 19)
по данным служб соцобеспечения (Пенсионный фонд и др.)
Первичная инвалидность: по данным МСЭ (отчетная форма № 7д)
Способы получения информации о заболеваемости и инвалидности:
1. Опубликованные статистические отчетные данные (ф. 12, 19, 7д).
2. Межведомственное сотрудничество в рамках СГМ (закреплено юридически Постановлениями Правительства России) – от подразделений региональных министерств и управлений здравоохранения.
3. В ходе научных исследований.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ДАННЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА СГМ:
1. Медико-демографические показатели (численность детей до 1 года, 0-14 лет, подростков 15-17 лет; количество родившихся и умерших, в том числе до 1 года)
2. Здоровье населения, в частности, сведения о:
1) заболеваемости детей первого года жизни,
2) профилактических осмотрах детей и подростков-школьников и их результаты;
3) числе заболеваний с диагнозом, установленным впервые в жизни , в том числе детей и подростков,
4) первичной инвалидности детей и подростков в возрасте от 0 - 17 лет включительно,
5) заболеваниях злокачественными новообразованиями с впервые установленным диагнозом, в том числе в возрасте 0-14 лет;
6) заболеваемости, связанной с микронутриентной недостаточностью с впервые установленным диагнозом, в том числе у детей и подростков,
7) социальных болезнях населения с впервые установленным диагнозом в том числе у детей и подростков
3. НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В СЕМЬЕ.
ОСАНКА – привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо, без активного мышечного напряжения.
Осанка зависит от формы позвоночника, развития мускулатуры, некоторых возрастных и иных физиологических особенностей и навыков поддержания правильной позы.
Осанку нельзя изменить произвольно и в один момент.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ :
В САГИТТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ Сутулость Лордоз Кифоз Выпрямленная осанка | ВО ФРОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ (СКОЛИОЗ) |
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В СЕМЬЕ
Это система мер, ее основные направления:
· подбор мебели и организация рабочего места,
· рациональное освещение
· соблюдение режима дня – с ограничением учебной и иной малоподвижной деятельности в пользу движения, физической культуры, пребывания на свежем воздухе, сна
· рациональное питание (белок, микроэлементы)
· медицинский контроль :своевременная диагностика и коррекция.
· специфика физвоспитания – укрепление мышц спины, брюшного пресса
· ранцы с твердым основанием
4. БЛИЗОРУКОСТЬ: ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В СЕМЬЕ.
Причины и условия формирования близорукости у детей:
внутренние · Анатомо-функциональное несовершенство, по сравнению с взрослым, органа зрения ребенка: податливость стенок глазных яблок к внутриглазному давлению и способность его к удлинению в передне-заднем направлении · Продолжительная аккомодация и систематическое кровенаполнение глаз при значительном наклоне головы | внешние · Значительная зрительная нагрузка (не имеющая аналогов в прежние годы, длительная и преждевременная, в семье и образовательных организациях) · Нерациональное освещение · Нерациональное использование ТСО и гаджетов: телевизор, компьютер, мобильный телефон, плейер · Нерациональный подбор мебели · Нерациональный подбор книг и наглядных пособий · Внеклассные занятия с гиподинамическим компонентом (рисование, музыка и проч.) |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
Вследствие существенного ухудшения здоровья детей, в том числе вследствие роста школьной патологии роль оздоровительной работы в образовательных организациях (ОО) приобретает все большее значение.
Виды оздоровительной работы коллективов детей и подростков:
I. Летняя оздоровительная работа.
II. Оздоровление в образовательной организации во время учебного года, которое проводится согласно плану.
План оздоровительных мероприятий в образовательной организации:
I. Организационные
II. Общие и специальные оздоровительные
III. Специальные лечебно-профилактические
IV. Оздоровление средовых факторов
Обучение детей-инвалидов
· В мире существует два основных способа обучения детей-инвалидов: 1) в коррекционных учреждениях (сегрегированное обучение) и в образовательных организациях общего типа (интегрированное обучение). Возможно обучение на дому.
· Европейские принципы гуманного отношения к инвалидам, в частности – это интегрированное обучение. Доказана высокая эффективность такого обучения и для больных и для здоровых детей.
В России действует 4 типа коррекционных учреждений для детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста:
I. для слепых и слабовидящих,
II. для глухих и слабослышащих,
III. для детей с двигательными нарушениями
IV. с психоневрологическими нарушениями
Медико-организационные аспекты обучения детей инвалидов в общеобразовательных организациях
· Обязательно наличие индивидуальной программы реабилитации (ИПР), в которой оговорен способ обучения ребенка и учреждение, даны основные рекомендации
· Программа составляется в Бюро МСЭ
Проблемы обучения детей инвалидов в ОО:
МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: почти полное отсутствие в ИПР гигиенических рекомендаций, для школьного врача и учителя – особенностей режима, учебной и трудовой деятельности, группы физического воспитания, рекомендаций по питанию и других аспектов, важных в отношении реабилитации ребенка, но не известных школьному врачу.
СРЕДОВЫЕ: отсутствие в школах лифтов, пандусов, подъемников, ряд других факторов создают непреодолимые трудности передвижения и интеграции в целом
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: сегрегация инвалидов – исключение их из социума здоровыми людьми, родителями
6. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ): ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ, УСЛОВИЯ, РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, МЕТОДЫ И КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – совокупность мер личности и государства, способствующая сохранению и укреплению здоровья человека и населения.
Государственный характер формирования здорового образа жизни регламентирован в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» (2011 г.)
Определение
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (ОБРАЗОВАНИЕ) – это комплекс мер государства, общества и личности по формированию знаний, навыков, умений и привычек, обеспечивающих гигиенически обоснованное поведение и потребность в здоровом образе жизни индивидуума и популяции в целом.
Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей:
…Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы, направленные на …… формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни
Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья … обеспечивается путем: … в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.
Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем … создания условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.
Статья 79. Обязанности медицинских организаций .
Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи обязаны … проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.
Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь.
Первичная медико-санитарная помощь … включает в себя мероприятия по … формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Определения
МОТИВ (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.
МОТИВА́ЦИЯ (от лат. movere) – побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, это способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация – есть совокупность мотивов.
ВЫБОР МОТИВА ДЛЯ ЗОЖ:
Очень важно, во многом определяет успех.
Зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, специфики микросоциальной группы (детдом, город, село и проч.).
Виды мотивации
ВНЕШНЯЯ мотивация - обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. ВНУТРЕННЯЯ мотивация – связана с самим содержанием деятельности.
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ и ОТРИЦАТЕЛЬНАЯмотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
УСТОЙЧИВАЯ и НЕУСТОЙЧИВАЯмотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Виды мотивов:
Мотив САМОУТВЕРЖДЕНИЯ — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.
ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек отождествляется с группой, живет ее проблемами, интересами и целями.
Мотив ИДЕНТИФИКАЦИИ С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ(особенно актуален для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей).
Мотив ВЛАСТИ — стремление индивида влиять на людей.
Мотив ДОСТИЖЕНИЯ — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности.
Мотив САМОРАЗВИТИЯ — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться, желание ощущать свою компетентность.
Внешние и внутренние мотивы
ВНУТРЕННИЕ (или процессуально-содержательные) мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.
ВНЕШНИЕ мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности (стремление получить одобрение других людей, соображения престижа или избежание наказания). Без подкрепления внешних мотивов внутренними невозможно достичь максимального и/или длительного эффекта.
НЕГАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ
Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний в случае невыполнения, страх перед ними и стремление их избежать.
Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они «работают» только на период их действия.
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ. ПОНЯТИЕ ШКОЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.
Введение в проблему
Несмотря на многочисленные декларации о приоритетах интересов детей, в современной России (с начала 90-х гг.) здоровье детей прогрессивно ухудшается:
· растут показатели заболеваемости, инвалидности детей, стабильно высокими остаются показатели смертности в группе детей старшего возраста
· уровень младенческой смертности остается выше, чем в европейских экономически развитых странах
· отмечается рост хронической патологии в ранних возрастных группах (болезни ЖКТ, ССС, почек, онкология и др.)
· увеличивается распространенность функциональных расстройств (особенно у младших школьников)
· остается высоким уровень социально обусловленной патологии среди детей и подростков: туберкулеза, заболеваний, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, наркомании, токсикомании и др.
· ухудшается репродуктивное здоровье подростков.
· вследствие гипотрофии и нарушений физического и умственного развития снижается готовность к службе армии юношей
Определения
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ – ведущий показатель общественного здоровья, отражающий число случаев заболеваний за год в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей). Заболеваемость различают первичную (или собственно заболеваемость) и общую (распространенность, болезненность)
ПЕРВИЧНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬотражает число случаев заболеваний, впервые зарегистрированных в данном году в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей)
ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ отражает число всех случаев заболеваний независимо от срока их возникновения, но по поводу которых больной обратился в данном году в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей)
Определения
ОСТРАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ– совокупность всех случаев «острых» заболеваний за отчетный период, включая ОРЗ, детские инфекции, осложнения, травмы и хирургические вмешательства в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей).
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОРАЖЕННОСТЬотражает число случаев заболеваний и функциональных отклонений (диагнозов по МКБ), выявленных в процессе медицинских осмотров в расчете на 100, 1000 или 10000 осмотренных (детей).
ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ– удельный вес лиц, не болевших в отчетном году, % от числа обследованных