Заболеваемость детей и подростков, методы изучения, нозологическая структура. индекс здоровья. понятие школьной патологии.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ. ПОНЯТИЕ ШКОЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.

Введение в проблему

Несмотря на многочисленные декларации о приоритетах интересов детей, в современной России (с начала 90-х гг.) здоровье детей прогрессивно ухудшается:

· растут показатели заболеваемости, инвалидности детей, стабильно высокими остаются показатели смертности в группе детей старшего возраста

· уровень младенческой смертности остается выше, чем в европейских экономически развитых странах

· отмечается рост хронической патологии в ранних возрастных группах (болезни ЖКТ, ССС, почек, онкология и др.)

· увеличивается распространенность функциональных расстройств (особенно у младших школьников)

· остается высоким уровень социально обусловленной патологии среди детей и подростков: туберкулеза, заболеваний, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, наркомании, токсикомании и др.

· ухудшается репродуктивное здоровье подростков.

· вследствие гипотрофии и нарушений физического и умственного развития снижается готовность к службе армии юношей

Определения

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ – ведущий показатель общественного здоровья, отражающий число случаев заболеваний за год в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей). Заболеваемость различают первичную (или собственно заболеваемость) и общую (распространенность, болезненность)

ПЕРВИЧНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬотражает число случаев заболеваний, впервые зарегистрированных в данном году в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей)

ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ отражает число всех случаев заболеваний независимо от срока их возникновения, но по поводу которых больной обратился в данном году в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей)

Определения

ОСТРАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ– совокупность всех случаев «острых» заболеваний за отчетный период, включая ОРЗ, детские инфекции, осложнения, травмы и хирургические вмешательства в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей).

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОРАЖЕННОСТЬотражает число случаев заболеваний и функциональных отклонений (диагнозов по МКБ), выявленных в процессе медицинских осмотров в расчете на 100, 1000 или 10000 осмотренных (детей).

ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ– удельный вес лиц, не болевших в отчетном году, % от числа обследованных

Методы изучения заболеваемости детей

1. По материалам обращаемости в медицинские учреждения (отчетные формы - № 12 и др.)

2. По данным медосмотров

3. По сведениям об инвалидности и причинах смерти (косвенно)

Нозологическая структура (НС)

· Это структура заболеваемости по отдельным классам болезней согласно общепринятой Международной классификации болезней 10-го пересмотра

· НС изменяется в динамике десятилетий в одной стране, различается в разных странах и регионах одной страны

· НС зависит от многих факторов – возрастных, природно-климатических, социальных, средовых.

· Первое ранговое место в структуре заболеваемости по обращаемости обычно занимают болезни органов дыхания

Региональные особенности заболеваемости

Могут быть обусловлены эколого-гигиеническими условиями региона, особенностями водоснабжения и др.

Типичные примеры: йоддефицитные заболевания, экологически обусловленные заболевания детей и подростков, инфекционная патология

Школьная патология

Наряду с причинами социально-экономического характера и факторами окружающей среды в ухудшении состояния здоровья детей и подростков большую роль играет «школьный фактор», т.е. условия воспитания и обучения, не соответствующие гигиеническим нормативам и санитарным правилам.

Главными негативными факторами школьной среды считаются: 1) качество питания, 2) интенсификация учебного процесса, 3) снижение двигательной активности, 4) компьютер и другие технические средства обучения (ТСО).

Основными проявлениями школьной патологии считаются нарушения зрения, осанки, болезни пищеварительной системы.

2. ИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.

Определения

ИНВАЛИДНОСТЬ— состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

ИНВАЛИД— человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Инвалидность детей: основные понятия

· В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру.

· Установление статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплату пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности.

· В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья».

· Инвалидность детей так же, как и заболеваемость, может быть: первичная и общая, в разных возрастных группах, по разным классам болезней.

Основные понятия

В отличие от заболеваемости инвалидность структурируется не только по классам болезней МКБ, но и по классификациям нарушений и ограничений - это принципиальные отличия инвалидности от заболеваемости.

Важно не только заболевание и его тяжесть, а то, насколько индивид приспособлен к данной среде и насколько он может выполнять функции, свойственные в его группе.

Абсолютно важна в этом смысле среда, ее адаптация к нарушению здоровья, возможности реабилитации.

В дополнение к МКБ для оценки здоровья человека в ходе определения инвалидности и разработки путей реабилитации используется Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья – МКФ (рекомендована ВОЗ)

На основе МКФ возможно стандартизированное описание и измерение здоровья всех людей, не только инвалидов

МКФпо своей сути очень близка гигиене, т.к. позволяет узнать, как могут повести себя индивиды с определенным состоянием здоровья в реальных ситуациях и в своей повседневной жизненной среде

Понятия МКФ и гигиена:

Функции организма – это физиологические функции систем организма (включая психические функции).

Структуры организма – это анатомические части организма, такие как органы, конечности и их компоненты.

Нарушения – это проблемы, возникающие в функциях или структурах, такие как существенное отклонение или утрата.

Активность – это выполнение задачи или действия индивидом.

Участие– это вовлечение индивида в жизненную ситуацию.

Ограничение активности– это трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид.

Ограничение возможности участия – это проблемы, которые может испытывать индивид при вовлечении в жизненные ситуации.

Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, где люди живут и проводят свое время.

Методы изучения инвалидности

Общая инвалидность:

по данным здравоохранения (отчетная форма № 19)

по данным служб соцобеспечения (Пенсионный фонд и др.)

Первичная инвалидность: по данным МСЭ (отчетная форма № 7д)

Способы получения информации о заболеваемости и инвалидности:

1. Опубликованные статистические отчетные данные (ф. 12, 19, 7д).

2. Межведомственное сотрудничество в рамках СГМ (закреплено юридически Постановлениями Правительства России) – от подразделений региональных министерств и управлений здравоохранения.

3. В ходе научных исследований.

ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ДАННЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА СГМ:

1. Медико-демографические показатели (численность детей до 1 года, 0-14 лет, подростков 15-17 лет; количество родившихся и умерших, в том числе до 1 года)

2. Здоровье населения, в частности, сведения о:

1) заболеваемости детей первого года жизни,

2) профилактических осмотрах детей и подростков-школьников и их результаты;

3) числе заболеваний с диагнозом, установленным впервые в жизни , в том числе детей и подростков,

4) первичной инвалидности детей и подростков в возрасте от 0 - 17 лет включительно,

5) заболеваниях злокачественными новообразованиями с впервые установленным диагнозом, в том числе в возрасте 0-14 лет;

6) заболеваемости, связанной с микронутриентной недостаточностью с впервые установленным диагнозом, в том числе у детей и подростков,

7) социальных болезнях населения с впервые установленным диагнозом в том числе у детей и подростков

3. НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В СЕМЬЕ.

ОСАНКА – привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо, без активного мышечного напряжения.

Осанка зависит от формы позвоночника, развития мускулатуры, некоторых возрастных и иных физиологических особенностей и навыков поддержания правильной позы.

Осанку нельзя изменить произвольно и в один момент.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ :

В САГИТТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ Сутулость Лордоз Кифоз Выпрямленная осанка   ВО ФРОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ (СКОЛИОЗ)
заболеваемость детей и подростков, методы изучения, нозологическая структура. индекс здоровья. понятие школьной патологии. - student2.ru заболеваемость детей и подростков, методы изучения, нозологическая структура. индекс здоровья. понятие школьной патологии. - student2.ru

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В СЕМЬЕ

Это система мер, ее основные направления:

· подбор мебели и организация рабочего места,

· рациональное освещение

· соблюдение режима дня – с ограничением учебной и иной малоподвижной деятельности в пользу движения, физической культуры, пребывания на свежем воздухе, сна

· рациональное питание (белок, микроэлементы)

· медицинский контроль :своевременная диагностика и коррекция.

· специфика физвоспитания – укрепление мышц спины, брюшного пресса

· ранцы с твердым основанием

4. БЛИЗОРУКОСТЬ: ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В СЕМЬЕ.

Причины и условия формирования близорукости у детей:

внутренние · Анатомо-функциональное несовершенство, по сравнению с взрослым, органа зрения ребенка: податливость стенок глазных яблок к внутриглазному давлению и способность его к удлинению в передне-заднем направлении · Продолжительная аккомодация и систематическое кровенаполнение глаз при значительном наклоне головы   внешние · Значительная зрительная нагрузка (не имеющая аналогов в прежние годы, длительная и преждевременная, в семье и образовательных организациях) · Нерациональное освещение · Нерациональное использование ТСО и гаджетов: телевизор, компьютер, мобильный телефон, плейер · Нерациональный подбор мебели · Нерациональный подбор книг и наглядных пособий · Внеклассные занятия с гиподинамическим компонентом (рисование, музыка и проч.)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

Вследствие существенного ухудшения здоровья детей, в том числе вследствие роста школьной патологии роль оздоровительной работы в образовательных организациях (ОО) приобретает все большее значение.

Виды оздоровительной работы коллективов детей и подростков:

I. Летняя оздоровительная работа.

II. Оздоровление в образовательной организации во время учебного года, которое проводится согласно плану.

План оздоровительных мероприятий в образовательной организации:

I. Организационные

II. Общие и специальные оздоровительные

III. Специальные лечебно-профилактические

IV. Оздоровление средовых факторов

Обучение детей-инвалидов

· В мире существует два основных способа обучения детей-инвалидов: 1) в коррекционных учреждениях (сегрегированное обучение) и в образовательных организациях общего типа (интегрированное обучение). Возможно обучение на дому.

· Европейские принципы гуманного отношения к инвалидам, в частности – это интегрированное обучение. Доказана высокая эффективность такого обучения и для больных и для здоровых детей.

В России действует 4 типа коррекционных учреждений для детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста:

I. для слепых и слабовидящих,

II. для глухих и слабослышащих,

III. для детей с двигательными нарушениями

IV. с психоневрологическими нарушениями

Медико-организационные аспекты обучения детей инвалидов в общеобразовательных организациях

· Обязательно наличие индивидуальной программы реабилитации (ИПР), в которой оговорен способ обучения ребенка и учреждение, даны основные рекомендации

· Программа составляется в Бюро МСЭ

Проблемы обучения детей инвалидов в ОО:

МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: почти полное отсутствие в ИПР гигиенических рекомендаций, для школьного врача и учителя – особенностей режима, учебной и трудовой деятельности, группы физического воспитания, рекомендаций по питанию и других аспектов, важных в отношении реабилитации ребенка, но не известных школьному врачу.

СРЕДОВЫЕ: отсутствие в школах лифтов, пандусов, подъемников, ряд других факторов создают непреодолимые трудности передвижения и интеграции в целом

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: сегрегация инвалидов – исключение их из социума здоровыми людьми, родителями

6. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ): ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ, УСЛОВИЯ, РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, МЕТОДЫ И КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – совокупность мер личности и государства, способствующая сохранению и укреплению здоровья человека и населения.

Государственный характер формирования здорового образа жизни регламентирован в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» (2011 г.)

Определение

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (ОБРАЗОВАНИЕ) – это комплекс мер государства, общества и личности по формированию знаний, навыков, умений и привычек, обеспечивающих гигиенически обоснованное поведение и потребность в здоровом образе жизни индивидуума и популяции в целом.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей:

…Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы, направленные на …… формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья … обеспечивается путем: … в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.

Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем … создания условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

Статья 79. Обязанности медицинских организаций .

Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи обязаны … проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.

Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь.

Первичная медико-санитарная помощь … включает в себя мероприятия по … формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Определения

МОТИВ (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

МОТИВА́ЦИЯ (от лат. movere) – побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, это способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация – есть совокупность мотивов.

ВЫБОР МОТИВА ДЛЯ ЗОЖ:

Очень важно, во многом определяет успех.

Зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, специфики микросоциальной группы (детдом, город, село и проч.).

Виды мотивации

ВНЕШНЯЯ мотивация - обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. ВНУТРЕННЯЯ мотивация – связана с самим содержанием деятельности.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ и ОТРИЦАТЕЛЬНАЯмотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

УСТОЙЧИВАЯ и НЕУСТОЙЧИВАЯмотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Виды мотивов:

Мотив САМОУТВЕРЖДЕНИЯ — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.

ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек отождествляется с группой, живет ее проблемами, интересами и целями.

Мотив ИДЕНТИФИКАЦИИ С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ(особенно актуален для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей).

Мотив ВЛАСТИ — стремление индивида влиять на людей.

Мотив ДОСТИЖЕНИЯ — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности.

Мотив САМОРАЗВИТИЯ — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться, желание ощущать свою компетентность.

Внешние и внутренние мотивы

ВНУТРЕННИЕ (или процессуально-содержательные) мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

ВНЕШНИЕ мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности (стремление получить одобрение других людей, соображения престижа или избежание наказания). Без подкрепления внешних мотивов внутренними невозможно достичь максимального и/или длительного эффекта.

НЕГАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний в случае невыполнения, страх перед ними и стремление их избежать.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они «работают» только на период их действия.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ. ПОНЯТИЕ ШКОЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.

Введение в проблему

Несмотря на многочисленные декларации о приоритетах интересов детей, в современной России (с начала 90-х гг.) здоровье детей прогрессивно ухудшается:

· растут показатели заболеваемости, инвалидности детей, стабильно высокими остаются показатели смертности в группе детей старшего возраста

· уровень младенческой смертности остается выше, чем в европейских экономически развитых странах

· отмечается рост хронической патологии в ранних возрастных группах (болезни ЖКТ, ССС, почек, онкология и др.)

· увеличивается распространенность функциональных расстройств (особенно у младших школьников)

· остается высоким уровень социально обусловленной патологии среди детей и подростков: туберкулеза, заболеваний, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, наркомании, токсикомании и др.

· ухудшается репродуктивное здоровье подростков.

· вследствие гипотрофии и нарушений физического и умственного развития снижается готовность к службе армии юношей

Определения

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ – ведущий показатель общественного здоровья, отражающий число случаев заболеваний за год в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей). Заболеваемость различают первичную (или собственно заболеваемость) и общую (распространенность, болезненность)

ПЕРВИЧНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬотражает число случаев заболеваний, впервые зарегистрированных в данном году в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей)

ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ отражает число всех случаев заболеваний независимо от срока их возникновения, но по поводу которых больной обратился в данном году в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей)

Определения

ОСТРАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ– совокупность всех случаев «острых» заболеваний за отчетный период, включая ОРЗ, детские инфекции, осложнения, травмы и хирургические вмешательства в расчете на 100, 1000 или 10000 населения (детей).

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОРАЖЕННОСТЬотражает число случаев заболеваний и функциональных отклонений (диагнозов по МКБ), выявленных в процессе медицинских осмотров в расчете на 100, 1000 или 10000 осмотренных (детей).

ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ– удельный вес лиц, не болевших в отчетном году, % от числа обследованных

Наши рекомендации