Классификация проблем пациента
· В зависимости от времени появления:
Существующие (действительные или явные) – беспокоят пациента в момент обследования (например, у пациента головная боль в связи с повышением артериального давления, дефицит самоухода у неподвижного больного).
Потенциальные (вероятные) – те, которые не существуют на сегодняшний день, но могут появиться с течением времени (например, дефицит общения, появление пролежней, запоры у неподвижного пациента или риск обезвоживания вследствие упорной рвоты).
· По характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние:
1) физиологические (биологические или физические, связаны с обеспечением функционирования организма) – симптомы и синдромы заболеваний (боль в сердце, тошнота, диарея, нарушение сна);
2) психологические (беспокойство по поводу предстоящей операции, депрессия вследствие потери близкого человека);
3) духовные – проблемы высшего уровня, связанные с изменением ценностей, поисками смысла жизни, уходом в религию (одиночество, утрата смысла жизни, потребность обратиться к богу);
4) социальные (конфликтная ситуация на работе, в семье, потеря трудоспособности, финансовые трудности в связи с инвалидностью).
· Субъективные и объективные:
Субъективные – базируются на ощущениях пациента, определяются самим пациентом (например, страх предстоящей операции, неверие в выздоровление – часто носят психологический характер).
Объективные – связаны с использованием медицинских знаний, могут не осознаваться или игнорироваться пациентом, диагностируются чаще медработником (часто потенциальные – высокий риск развития пролежней, удушье).
В большинстве случаев у пациента может быть несколько проблем, связанных со здоровьем, поэтому сестра должна рассматривать их с учётом значимости.
Приоритетность проблем:
Первичные – требуют срочных мероприятий, опасны для жизни (одышка, удушье, расстройство сознания), те проблемы, которые в основном разрешает врач или медицинская бригада.
Промежуточные – не требуют экстренных мер, не опасны для жизни – это, в основном, те проблемы, которыми будет заниматься медсестра (потеря аппетита вследствие болезни, дефицит знаний о своём состоянии здоровья, недержание мочи у пожилого человека).
Вторичные – не имеют прямого отношения к заболеванию и прогнозу (например, дисфункция кишечника у пациента с бронхитом или дефицит знаний о здоровом питании пациента с переломом ноги).
План должен быть понятен всем специалистам, практичным, удобным в пользовании, легко корректироваться.
Во время планирования
1) определяют цели, ожидаемые результаты;
2) выбирают меры по уходу за больными;
3) составляют план ухода.
Существуют два вида целей по времени определения:
· краткосрочные – цели, которые достижимы за 1-2 недели. Цели определяют, как правило, в острой фазе заболевания в стационаре (например, уменьшение боли в области послеоперационной раны, снижение аппетита у пациента при остром гастрите);
· долгосрочные – цели, которые достижимы за более длительный период времени – более двух недель. Они обычно направлены на предотвращение рецидивов заболевания, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию. Если они не определены, то, по сути, пациент лишён планомерного сестринского ухода при выписке.
При написании целей должны быть указаны следующие обязательныемоменты:
1) мероприятия – действия;
2) критерий – дата, время, расстояние;
3) условия – помощник, ассистент.
Например, медсестра должна обучить пациента в течение двух днейставить себе согревающий компресс:
действия – ставить компресс;
временной критерий – в течение двух дней;
условие – с помощью медсестры.
Цель – это ожидаемый результат, то, чего хотят достичь медсестра и пациент по определённой проблеме. Формирование целей предполагает активное участие пациента. Цель и ожидаемый результат не должны создавать препятствий лечению, проводимому другими специалистами. В нашем случае, пациент должен научиться ставить себе компресс.
Требования к постановке целей:
1) должны быть сосредоточены на пациенте;
2) должны быть реальными, достижимыми;
3) должны быть поставлены так, чтобы их можно было оценить.
Проблема пациента – это база для планирования сестринской помощи.
Пример:
Проблема | Цель |
Пациент не понимает опасности курения | Пациент понимает опасности курения |
Пациент не знает о возможных осложнениях своего заболевания | Пациент знает о возможных осложнениях своего заболевания |
Пациент забывает дома регулярно принимать лекарства | Пациент регулярно дома принимает лекарства, назначенные врачом |
Пациент не знает принципов рационального питания | Пациент знает принципы рационального питания |
Пациент не может самостоятельно принимать пищу | Пациент своевременно принимает пищу с помощью медсестры или родственников |
Пациент испытывает дискомфорт при осуществлении физиологических отправлений в непривычном положении | Пациент не испытывает дискомфорта, принимает помощь медсестры или родственников |
Пациент не понимает необходимости соблюдения постельного режима | Пациент понимает и соблюдает постельный режим |
Пациент испытывает дискомфорт из-за нарушения привычного биологического ритма (дефицит сна) | Пациент спит не менее 8 часов в сутки |
Пациент не может осуществлять самоуход из-за высокой температуры | Пациент осуществляет самоуход при помощи медсестры или родственников |
Пациент испытывает трудности при осуществлении личной гигиены в постели из-за тяжёлого состояния | Пациент получает помощь медсестры или родственников при осуществлении личной гигиены в постели |
III этап – планирование необходимой помощи пациенту. Под планированием надо понимать процесс формирования целей (т.е. желаемых результатов ухода) и сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей.
IV этап – реализация плана (осуществление плана сестринского вмешательства (ухода)).
Цель 4-го этапа– обеспечение соответствующего ухода за пострадавшим, обучение и консультирование. Медсестра должна помнить, что все сестринские вмешательства основаны:
· на знании цели;
· индивидуальном подходе, безопасности;
· обеспечении конфиденциальности, уважении личности;
· поощрении пациента к самостоятельности.
Потребностьпациента в помощи может быть:
· временной– рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода;
· постоянный – требует помощи на протяжении всей жизни (ампутация конечности, травма позвоночника);
· реабилитирующей – процесс длительный, иногда всю жизнь (ЛФК, массаж, гимнастика);
· образовательной – процесс обучения родственников и самого пациента.
Четвёртый этап – выполнение действий, направленных на достижение цели. Включает то, что сестра делает для человека вместе с ним и в интересах его здоровья.
Категории сестринских вмешательств:
Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмешательств:
1) зависимые;
2) независимые;
3) взаимозависимые.
Зависимые вмешательства
Это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача. К примеру, инъекции антибиотиков каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка.
Независимые вмешательства
Это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, автономно, без прямого требования со стороны врача. Иллюстрацией могут служить следующие примеры:
1) оказание помощи пациенту в самообслуживании;
2) наблюдение за реакцией пациента на лечение и уход, а также за его адаптацией в условиях ЛПУ;
3) обучение и консультирование пациента и его семьи;
4) организация досуга пациента.