Цель СП – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей человека.
Достижение цели сестринского процесса осуществляется путём решения следующих задач:
- создания базы информационных данных о пациенте;
- определение потребностей пациента в сестринском уходе;
- обозначения приоритетов в сестринском обслуживании, их первоочерёдности;
- составление плана ухода, мобилизации необходимых ресурсов и реализации плана, т.е. оказания сестринской помощи прямо и косвенно;
- оценка эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.
Сестринский процесс несёт новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от неё не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход. Конкретно он подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества, и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством сестринского ухода.
Медсестра на основе собранной информации определяет нарушенные потребности пациента или его семьи и в связи с этим должна выявить проблемы для проведения должного ухода. Значит, медсестра в пределах своей компетенции помогает пациенту в получении «недостающего» и решает, как помочь пациенту в коррекции и восстановлении нарушенных потребностей.
СП – процесс цикличный, его организационная структура предусматривает пять последовательных этапов, каждый из которых тесно взаимосвязан с остальными четырьмя.
Участие пациента или членов семьи – это обязательное условие СП. Степень участия пациента зависит от нескольких факторов:
· взаимоотношения сестры и пациента;
· отношения пациента к здоровью;
· уровня знаний, культуры;
· осознания потребности в уходе.
Современная технология ухода определяет партнерскую модель взаимоотношений медицинского работника (сестры, акушерки, фельдшера) с пациентами. При активном участии пациента в процессе профилактики, лечения, ухода и реабилитации возможно сокращение сроков лечения, адаптации к новому качеству жизни в социальной среде.
СП динамичен, так как любой его этап может быть пересмотрен и изменён после проведения текущей оценки. Документирование всех этапов СП – это обязательное условие.
Медицинская сестра должна знать этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа.
Пять этапов сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа.
Первый этап: обследование пациента или оценка ситуации – процесс сбора информации о состоянии здоровья пациента, подтверждение её достоверности.
Цель обследования: собрать, обосновать и связать полученные данные о пациенте для создания о нём информационной базы.
1. Субъективные данныемедсестра выявляет на вербальном(манера говорить, адекватность ответов на вопросы, логичность построения фраз) и невербальном(зрительный контакт, мимика, жесты, положение тела) уровнях.
Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Полноценность информации будет зависеть от умения сестры расположить пациента к необходимой беседе.
Субъективная информация – этопредставления пациента о состоянии его здоровья.
Субъективное обследование медсестра начинает с паспортных данных о пациенте, затем выявляет его:
1) жалобы – то, что заставило человека обратиться за медпомощью;
2) анамнез жизни, болезни – историю возникновения той или иной проблемы в здоровье; медсестра подробно расспрашивает пациента об удовлетворении основных жизненных потребностей человека;
3) социологические данные (взаимоотношения в семье, коллективе, финансовый статус, окружающая среда, в которой пациент живёт и работает);
4) интеллектуальные данные (речь, память, оценка коммуникативных способностей);
5) данные о культуре (этнические, культурные ценности);
6) данные о духовном развитии (духовные ценности, отношение к религии, привычки, убеждения и обычаи).
Источником информации являются:
· сам пациент (наиболее достоверный источник);
· члены семьи, родственники;
· медперсонал;
· коллеги, друзья;
· медицинская документация.
2. Объективная информация – это данные, которые получает медицинская сестра в результате осмотра, наблюдения, измерения (физикального обследования). К ним относятся:
· психологические данные (индивидуальные особенности характера, поведение, настроение, самооценка, способность принимать решения).
· физические данные – осмотр пациента, оценка морфологических и функциональных особенностей, используя методики пальпации, перкуссии, аускультации.
3. Дополнительные исследования:
· лабораторные и инструментальные (рентген, эндоскопия, УЗИ) методы.
На основе субъективных и объективных данных сестра сопоставляет каждую из 10 потребностей (по адаптированной модели сестринского ухода В.Хендерсон) с реальной возможностью пациента удовлетворять её самостоятельно или же он испытывает дефицит самоухода.
Значит, первый этап (сбор информации) определяет направление сестринской помощи.
II этап – сестринский диагноз – это выявление реальных и потенциальных проблем пациента, которые должна разрешить или устранить медсестра в силу своей профессиональной компетенции.
Проблема пациента – это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья (то есть сестраделаетвыводы, которые и становятся проблемами-предметами сестринского ухода).
Сестринская проблема – это продуманный вывод, основанный на анализе информации, полученной при обследовании. То есть, врач ставит свой диагноз по патологическому процессу, а сестра определяет проблему по реакции пациента на болезнь или состояние здоровья.
Значит, медицинская сестра, проводя обследование, анализирует данные, выявляет нарушенные потребности и определяет проблемы пациента.
Пример возможных нарушенных потребностей молодой девушки: после операции по поводу аппендэктомии 23-летняя пациентка испытывает трудности в осуществлении личной гигиены.
Цели этапа:
1) определение проблем, возникающих у пациента;
2) установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем;
3) выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем;
Пациент сам часто осознаёт наличие проблем и потребность в помощи, но существуют проблемы, о которых он не догадывается и которые могут быть выявлены только медсестрой.