С каким сердцем приступить к святыне?
В Свято-Троицком Александро-Свирской обители у мощей преподобного Александра, как и 500 лет назад, явлены знаки необыкновенной Божией помощи людям. Чудотворец всея Руси готов помочь своей молитвой всякому – он щедр ко всем просящим, ко всем молящимся, ко всем изнемогающим и взывающим о помощи.
Сверхъестественные благодатные силы, который стяжал великий святой подвигами своей аскетической, многотрудной жизни, не перестали действовать за пределами земного бытия и в его теле, сохранившимся в нетлении. Животворная Божия сила сообщается всем, с верою приходящим к святым мощам.
«Но не слишком ли много здесь чудес?» - может спросить кто-то. Чтобы не смущаться сердцем, важно понять очень простую вещь. Говоря о многочисленных исцелениях, совершаемых через тайнозрителя святой Троицы, не забудем, что совершаются они не самим святым, а даром БОЖИИМ. Чудес никогда не бывает слишком много, как не бывает слишком много безмерной любви Бога к Своему творению. Никто из нас не достоин этих чудес, и совершаются они Господом не по каким-то нашим заслугам, а из любви и милости - ДАРОМ, по молитвам таких подвижников, как Александр.
Читая Евангелие, мы видим, что Господь во время своей земной жизни сотворил множество чудес. Но эти чудеса, по словам Игнатия Брянчанинова, «имели святой смысл, святую цель. Хотя они и сами по себе были великими благодеяниями, но в видах божественного смотрения служили только свидетельством и доказательством благодеяния несравненно высшего. Господь, приняв человечество, принёс человекам вечный, духовный, бесценный дар: спасение, исцеление от греха, воскресение из вечной смерти. Слово Господа и образ жизни являли этот дар со всею удовлетворительностью; по жизни Господь был безгрешен, всесвят; слово Его было преиспослено силы. Но человеки ниспали глубоко во мрак и мглу плотского мудрования; сердца и умы их ослепи. Оказалось нужным особое снисхождение к болезненному состоянию человеков;<…> оказалось нужным посредством телесных чувств сообщить жизненные познания уму и сердцу, которые умерли свойственной им смертью, смертью вечной. В помощь слову Божию даны Божии чудеса».
О том, какие именно чудеса более спасительны для нас и каких чудес надо искать, говорил преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Действительно, истребить в своей плоти нечистое вожделение, это есть большое чудо, нежели изгнать злых духов из чужих тел; силою терпения укротить мятежные движения гнева, это есть славнейшее знамение, нежели повелевать князьями, владычествующими в воздухе; избавить собственное сердце от мучительных недугов уныния, это гораздо важнее, чем исцелить телесные немощи и болезни другого; вообще врачевать болезни собственной души есть славнейшая добродетель и высшее совершенство, нежели врачевать болезни чужого тела. Ибо чем душа выше тела, тем важнее её здравие, и чем существо её драгоценнее и превосходнее, тем тягче и гибельнее её падение!»
Кроме того, важно, с каким сердцем мы приступаем к чуду. Иеромонах Серафим (Роуз) так писал о чудесах в книге «Когда Бог открывается сердцу»:
«Как избежать заблуждений и ловушек на пути религиозного поиска? Ответ однозначен: пускаться в путь следует не ради тех или иных ощущений, способных обмануть нас, а лишь ради самой Истины. Вопрос этот возникает перед каждым, кто всерьёз изучает религию, и ответить на него – дело жизни и смерти…Хотя чудеса, бывает и помогают обрести веру, они не могут служить её основанием».
Итак, помня, что Господь никогда не творил чуда ради чуда, что чудо без духовной пользы не может быть чудом от бога, расскажем о некоторых из дивных чудес, совершившихся по молитвам всея Руси чудотворца – Александра Свирского.
Чудеса у гроба преподобного
И отступил мучитель дьявол…
Юноша по имени Ераст с самого младенчества страдал от невидимых нападений дьявола, который немилостиво мучил его. Юношу часто трясло и бросало на землю, изо рта у него шла пена. Из-за этого он лишился рассудка и не помнил ничего, куда или откуда идёт, ли что бессмысленное говорит. Отказывался даже от пищи и совсем перестал спать. Мать его, вдова, очень горевала о сыне. Будучи же наслышана о чудесах у гроба преподобного отца Александра, привела своего несчастного сына в обитель. Припав к гробу Угодника Божия, начала плакать и покаянно взывать: «Помилуй меня, раб Божий, убогую вдову: сына моего свирепо мучит дьявол из-за многих моих грехов! Много лет страдет моё чадо от нападения нечистого духа. Знаю, что Богом тебе дана благодать прогонять духов лукавых и целить любую болезнь. Молю тебя: и ныне изгони лютого беса, мучающего сына моего!»
Когда же по просьбе её отслужили молебен и дали болящему приложиться к гробу и образу преподобного, тотчас нечистый дух оставил его, и юноша стал совершенно здоровым – будто бы и никогда и не болел. И прославили все Бога, творящего дивные чудеса через Своего угодника. Женщина же вместе с выздоровевшим сыном с радостью возвратилась домой, рассказывая всем о дивном чуде.
Неблагодарность
Чего именно ждём мы от чуда? Сколько раз взывала наша душа: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Взывали к Богу и десять прокажённых, девять из которых после исцеления не возвратились поблагодарить Бога. Какая же польза им была от этого исцеления? Они, как и большинство людей, получив вожделённое здоровье, не переродились духовно. Чудо пробудило веру только в одном самарянине, и эта вера, как сказал Христос, спасла его (Лк. 17, 19).То есть основа нашего спасения не исцеление тела (как бы не было заманчиво сделаться «здоровым»!), а исцеление души.
В ситуации, подобной девяти исцелённым прокажённым, оказалась и женщина по имени Евпраксия – жена некого Филиппа, жившего в селении Имоченицы в 45 верстах от обители преподобного. Скрутила её такая сильная болезнь, что казалось несчастной, будто у неё ломаются все кости и суставы. Долго мучилась женщина.
Однажды ночью вспомнила она о дивном и милостивом отце Александре Свирском и стала звать его на помощь. Готовый помочь всякому, преподобный вскоре вымолил ей не только облегчение, но совершенное исцеление от болезни. Евпраксия с мужем чрезвычайно были обрадованы, поняв, от кого пришла помощь, у Евпраксии даже появилась мысль сходить в обитель Святой Троицы и возле многоцелебного гроба милостивого молитвенника воздать благодарение Богу. Но, как это случается у многих людей, день ото дня она откладывала поездку, а потом и вовсе забыла, закрутившись в житейской суете.
Как-то срочное бытовое дело погнало её из дома с утра пораньше. Но едва она ступила на порог, её схватила невидимая сила и начала нещадно колотить – так что женщина ослабела и не могла двинуться с места. В этот момент осознала она свою вину, поняла, что такая напасть приключилась с ней за неблагодарность: она сама себя обрекла на мучение злой силе, обманув Бога, - ведь своё обещание сходить в обитель преподобного она не выполнила.
И начала Евпраксия рыдать о своих грехах, прося прощения у милостивого своего исцелителя за свою неблагодарность и укоряя себя как преступницу Божественных заповедей. Услышав это, собрались все домочадцы, и ужаснулись, и едва могли поднять женщину с места, где она упала. Вскоре после этого отвезли её в обитель Пресвятой Троицы и приложили к цельбоносному гробу преподобного Александра. Евпраксия молилась со слезами, исповедуя грех свой и снова прося у чудотворца прощения и облегчения от тяжкой болезни, которой страдает из-за своей небрежности. После молебна непонятная болезнь сразу оставила женщину. И рассказала она обо всём, что с ней произошло, воздавая великое благодарение.
***
Случаев у мощей преподобного Александра было великое множество вплоть до самой революции. Один из них был совершенно необычным. Случилось это с одной одержимой в начале XX века. Судороги и припадки мучили бедную женщину. Много ездила она по монастырям. Но исцеление получила внезапно: достаточно было монахам покрыть корчившеюся женщину покровом раки преподобного Александра Свирского. Правда, в ту минуту пострадал алтарь, вылетели с треском оконные стёкла. Это происшествие весьма запомнилось монахам Свирского монастыря, поэтому о нём сохранились документальные подтверждения.