На запах миро слетались пчёлы
Каждого, кто подходит к святым мощам чудотворца всея Руси, поражают его обнажённые стопы и рука, тогда как всё остальное тело, покрыто под схимническим одеянием. Из стоп преподобного исходит миро, подобно, как оно стекает нынче с многих икон.
Необыкновенный запах миро (аромат роз, жасмина, мёда) со дня обретения мощей почти всё время присутствовал в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, поражает этот запах и паломников монастыря. Самое удивительное, что на этот запах слетались пчёлы. «Визиты» пчёл к мироточащим мощам святого зафиксированы на видеоплёнку, свидетелями этому были и многочисленные паломники…
Что означает мироточение? О нём ничего не говориться в Священном Писании. Однако это чудо присутствует в Священном Предании почти с самого начала Церкви. Ежегодно в день памяти святого Иоанна Богослова из его гробницы исходило тонкое благовонное миро, от которого многие исцелялись. Особенно известен чудом мироточения святой Димитрий Солунский, замученный в 304 году. Греки называют его – Мировлит, то есть Мироточивый. Древнейшее свидетельство VI века гласит, что одна женщина из города Сангины исцелилась, «почерпнув святое миро из колодца, в котором лежало тело святителя Димитрия, его (т. е. миро) источая». Когда в 1087 году мощи святителя Николая Чудотворца переносились из Мир Ликийских в Бар, его гроб был полон миро…
Необыкновенные события вокруг мощей преподобного Александра Свирского – повод задуматься: как отличить истинное мироточение от искушений? Случалось, некими маслянистыми каплями покрывались самочинные изображения различных исторических личностей и духовных лиц, и люди новоначальные, не полностью воцерквлённые, спешили объявить эти изображения «чудотворными иконами», утверждая, что один только факт «мироточения» является несомненным признаком Истины. Но если мы не будем учитывать, что дьяволу несложно спародировать мироточение (известно благоухание икон и крестов у сектантов из «богородичного центра», выделение некой коричневой жидкости из фотографий Алана Чумака и других оккультистов), - то легко впасть в прелесть и подменить веру в Бога чудоверием.
Истинная же вера никогда не строилась на чуде, но чудо, в данном случае – мироточение, может являться символом Божественной милости и благодати, знаком утверждения Истины. Из истории Церкви мы знаем множество случаев, когда тела дивных подвижников, утончившиеся и одухотворённые от постов и молитвенных подвигов, становились причастными благодатной силе Христовой. Когда же коды спустя после отшествия ко Господу эти святые тела обретались как святые мощи, то нередко эти чудесные события сопровождались благоуханием и мироточением.
То же самое видим мы и в случае с преподобным Александром Свирским. Его святые мощи замироточили в момент, когда надо было свидетельствовать об Истине, когда произошло первое, а затем второе их обретение. Происходило это всегда во время церковных молебнов – в отличии от соблазнительных явлений, когда дома у мирских людей иконы начинали как бы «мироточить», но после внесения в храм «чудо» прекращалось.
Не зря Церковь всегда соблюдала спасительную осторожность и трезвость по отношению к необычным явлениям. Церковная традиция предписывает обо всех необычных случаях сообщать правящему архиерею, который самолично или с помощью назначенной им комиссией удостоверяет или отрицает благодатность происходящего.
Истинное миро необъяснимым, сверхъестественным образом истекает из останков святого, либо из его гробницы, либо из его изображения. Ещё более удивительным это явление представляется после исследований, проведённых биохимиками.
Интересные данные были получены в одном из научно-исследовательских институтов Киева, изучавших состав миро из Лавры. Оказывается в миро присутствуют те компоненты, которые входят в состав живого организма, в частности, в нём содержится 75 миллиграммов животного белка на 100 миллилитров жидкости. Это означает, что плоть святого остаётся живой, и по воле Божией в ней могут начаться синтетические процессы. Нам же дано видеть только результат свершаемого чуда – капли миро.
Тайна иконы
Среди суровых, аскетических, как бы бестелесных икон русской школы – одна икона преподобного Александра Свирского стоит совсем особняком. Она является, можно сказать, живописным портретом святого. С появлением этой иконы связана необыкновенная тайна.
Паломники, приезжающие к святым мощам чудотворца всея Руси, могут видеть его совершенно живую на вид левую руку, лежащую на груди, открытые стопы ног. Остальное тело облачено в схимнические одеяния – не в традиции Русской церкви открывать лики святых. Но в сентябре 1998 года, через два месяца после перенесения мощей в храм Веры, Надежды, Любови и Софии, произошло чудесное событие, благодаря которому многие тысячи паломников смогли увидеть лик преподобного.
«27 сентября позвонили из антикварного магазина, - рассказывает инокиня Леонида (Сафонова). – Антиквар спрашивал, не нужна ли нам необычная двухсторонняя икона XIX века – на другой её стороне написана Казанская икона Божией Матери. Конечно, мы с радостью согласились, тем более что происходило это в канун празднования престольного праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который отмечается 30 сентября. Когда эту икону привезли, удивлению этому не было предела. Тех, кто видел мощи преподобного Александра, поразило сходство его лика с изображением на иконе.
Решено было документально подтвердить сходство. Специалисты-искуствоведы из Северо-Западного центра судебной экспертизы, внимательно изучив двухстороннюю икону и сопоставив её с фотографиями, сделанными при освидетельствовании мощей медицинскими экспертами, пришли к выводу: «Между изображением преподобного Александра Свирского на иконе и на представленных фотодокументах имеется несомненное портретное сходство». Таким образом, научные изыскания подтвердили, что это одно и тоже лицо.
Сейчас эта удивительная икона храниться на раке со святыми мощами в Александро-Свирском монастыре».
Удивительно и то, что казанская икона Матери Божией, на обороте которой написан лик преподобного, датируется началом XIX века, а изображение преподобного искусствоведы относят к 70-м годам этого же века. Но совершенной загадкой остаётся, как мог неизвестный иконописец XIX века написать такой точный – до мельчайших подробностей – портрет подвижника, жившего в XV веке?
Известно, что наши предки в 1641 году рядом с только что обретёнными мощами, когда из гроба было вынуто совершенно нетронутое тлением тело, поставили икону XVI века, чтобы сличить лицо преподобного с изображением на иконе. Это было возможным только потому, что лицо святого было совершенно целым – в том числе нос, глаза, губы, то есть совершенно таким же, как при его жизни.
Учёные-анатомы, хорошо знающие о закономерностях посмертных изменений органов и тканей, утверждают, что мумифицированные тела не изменяют свой вид столетиями. И даже большевистская пресса не смогла не признать этого. «Мумифицированные тела могут сохранятся в условиях храма в неизменном виде очень длительное время», - утверждается в книге Семеновского «Данные науки о мумификации трупов. Революция и церковь»(1920 г.). Конечно же, нетленное тело святого чудотворца Александра Свирского оставалось неизменным и в нынешнем – XXI веке.
Но не мог ли сам преподобный, вернее, его мощи «позировать» для иконописца XIX века? Ведь по умозрительному представлению, по описаниям современников такого уникального сходства не добьешься.
Такое предположение высказано в статье Ларисы Рудницкой «Тайна иконы преподобного Александра Свирского», опубликованной в альманахе «Православный летописец Санкт-Петербург» (№8, 2001 г.).
Автор статьи не исключает возможности, что во время посещения
Александро-Свирского монастыря в 1878 году великим князем Константином Константиновичем, который был тогда президентом Российской Академии наук, и министром просвещения Графом Уваровым – могла возникнуть идея: запечатлеть поразительно сохранившийся лик святого «с натуры», причём в преобладавшем тогда в иконописи реалистическом стиле. Только в таком исключительном случае могло быть дано благословение на написание иконы с мощей.
Что переживал неведомый нам иконописец у раки с мощами, списывая черты с нетленного лика? Мы не узнаем этого, как не узнаем, скорее всего, и его имени.
«К сожалению, мы не располагаем сведениями о мастере, создавшем столь необычное изображение, - пишет Лариса Рудницкая. – Несомненно, одно – он прошёл хорошую школу, профессионально владел кистью.
Преподобный, одетый в тёмно-коричневое монашеское одеяние, изображён на оливкового цвета фоне. Скромность колорита иконы позволяет сосредоточить внимание на главном – лике и руках святого. Лицо вылеплено уверенной рукой живописца с помощью широких свободных мазков кисти. В нём сосредоточена огромная нравственная сила, и в то же время это – образ святости. Левая рука крепко сжимает свиток – такое его положение вполне канонично и совпадает с иконописной традицией.
Удивление вызывает правая рука с раскрытой пальцами вниз ладонью. Согласно традиционному изводу, преподобный должен правой рукой делать благословляющий жест. Что же заставило художника отойти от привычной иконографии? Скорее всего, это было желание со всей точностью запечатлеть реальное положение рук святого, лежащего в раке, - левой, покоящейся на груди (художник вложил в неё свиток), и правой, с раскрытой ладонью, вытянутой вдоль туловища.
В том, сто эта рука написана с натуры, нет ни малейших сомнений: верхняя фаланга указательного пальца слегка согнута, что в точности передаёт положение руки мощей преподобного».
Случайно ли, что именно эта уникальная икона святого пришла в храм именно в тот момент, когда тысячи людей стояли в очереди, в несколько рядов обвивающей маленький храм, стояли – что бы с верой прикоснуться к только что вернувшейся святыне? Пришла почти одновременно с мощами. Случайность? Но бывают ли случайности у Господа?
Великий чудотворец всея Руси по милости Божией явил православному народу ещё одно чудо, снова сказав, но уже своей иконой: «Я вас слышу: это я….
Дивны чудеса Твои Господи!..