Не сокрушил лукавый костей святого
История спасения мощей святого – эта история самоотверженности самых разных людей, занимавших ответственные посты в органах управления культурой, а иногда – и незримый миру подвиг. Ведь от их мнения часто зависело, будет ли святыня признана народным достоянием, а значит, сохранена, или будет уничтожена как «не имеющая культурной ценности».
Большую заботу о ценностях Александро-Свирского монастыря проявил известный искусствовед Георгиевский, который добивался, чтобы по проведении декрета об отделении Церкви от государства была разостлана особая инструкция для монастырей и церквей, имеющих художественное и историко-культурное значение – чтобы ничего нельзя было трогать без особой заявки. Георгиевский делал доклад на коллегии по делам искусства и музеев, после которой послал телеграмму в Петрозаводск с приказом: «Охранить ризницу и вернуть на место, а также всё имущество». Но телеграмма опоздала – к тому времени в монастыре побывал вооружённый отряд, разоривший святыню.
В январе 1919 года сотрудник Наркомпроса А.А. Крутецкий приехал в Александро-Свирский монастырь, зная, что там произошёл грабёж, что много различных ценностей разграбили сотрудники ЧК. Он должен был осмотреть все эти ценности и поставить на учёт. Конечно, председатель УЧК Оскар Кантор не смел утаить от него настоящие мощи Александра Свирского в часовне в Лодейном Поле – Крутецкий увидел их уже разоблачёнными, без одежды и убедился в том, что они собой представляют.
Он послал в Наркомпрос запрос: «Оба председателя ГубУездЧрезвычКома прочли мне дело об экспертизе мощей со всеми показаниями монахов и свидетелей. Причём просили меня выяснить, Не найдёт ли Центр останки преподобного исторической реликвией, и, если найдёт их таковой, то власти препроводят их во гробе в г. Петрозаводск и приобщать его в местном историческом музее, если же нет, то распорядиться поступить с ними по своему усмотрению».
От ответа, как мы понимаем, зависела судьба моще. Сохранился в архиве и ответ из Археологической комиссии Наркомпроса. Заведующий отделом Удаленков, ученик академика Петра Петровича Покрышкина, писал: «Признавая мощи преподобного Александра Свирского безусловно исторической реликвией,место нахождения должно быть в храме, просим принят меры по охранению это народной исторической ценности».
На полях этой резолюции, датированной 21 февраля 1919 года, рукою Покрышкина написано: «Охранять эти мощи и передать все материалы мне» - и подпись его: «академик П.П. Покрышкин».
«Оба они: и академик Покрышкин, и его сотрудник и ученик Удаленков были глубоко порядочными людьми, - говорит инокиня Леонида (Сафонова). – Нужно было немалое мужество, чтобы во время массовых арестов учёных, во время террора написать такое бескомпромиссное заключение. Особенно после того, как разные инстанции, в том числе отдел охраны и регистрации памятников искусства и старины Наркомпроса, отказался оставить у себя мощи – они не знали, как с ними обращаться, как их хранить, они были не по их профилю. Покрышкин же безбоязненно написал: их место в храме!
Пётр Петрович Покрышкин был известным искусствоведом, у меня, в частности, есть выписка из его работы, где он описывает оклад иконы Александра Свирского, находящейся в Успенском Соборе Кремля. Этот человек, член бывшей Императорской комиссии, явился защитником мощей в самое страшное время, он очень много сделал для сохранности наших зданий, монастырей, храмов. Мне рассказывали о нём сотрудники бывшей Археологической комиссии – ныне эта Академия истории материальной культуры. От них же стало известно, что Пётр Петрович Покрышкин, не выдержав всех безобразий и беспредела революции, в 1919 или в 1920 году в один из нижегородских монастырей. Оттуда он прислал письмо, в котором писал, что отказывается от всех регалий, звания академика, от всех почестей, потому что не хочет иметь ничего общего с этой властью.
Два года спустя он умер в этом монастыре во время эпидемии брюшного тифа. Такой была жизнь этого удивительного человека».
Мощи тайновидца Святой Троицы действительно выявили сущность каждого. Мы видим, как люди проявили трусость и мужество, предательство и самоотверженность. Но всё греховное оказалось бессильным перед истинной святостью, перед Промыслом Божиим. То, что хотели убить, оказалось неуничтожимым. Неподвластным лжи.
Сейчас, осмысливая результаты ликвидационной компании, мы видим, казалось бы, невероятное. Во время красного террора, катком прошедшего по жизням людей, поруганные мощи святых не были уничтожены, практически все они целы, и хотя часть святых останков ещё находятся в Музее истории религии, большинство обретены снова, что само по себе великое чудо.
Игумен Дамаскин (Орловский), собравший огромный материал о новомученниках российских, посвящённый судьбе святых мощей, сказал: «Это удивительно, что никакие мощи не были уничтожены».
Так что не сокрушил лукавый костей святых. Так Господь хранит Свои святыни.
«Белые ризы преображения»
«Уготовь душу твою во искушение..»
Казалось, в 1919 году мощи преподобного Александра Свирского, хотя и не были уничтожены, навсегда канули в безвестность. Но скрыть их было не в силах умов человеческих. Настало время заново обрести великую святыню. И удивительно, как ситуация 1998 года оказалась в каких-то деталях сходной с гонениями 1918 года. Мощи святого 70 лет спустя после ликвидационной кампании претерпели многое из того, что на них обрушилось в 1918 году…
Не для того дьявол так работал над сокрытием и фальсификацией мощей чудотворца всея Руси, чтобы запросто, без борьбы отдать Православному народу свою добычу. Когда святые мощи были обнаружены среди экспонатов Военно-медицинской академии, когда они во время молебна замироточили прямо на рентгеновском столе, Когда были явлены многочисленные чудеса помощи Божией людям по молитвам преподобного – как и в прежние времена, появилась «группу товарищей», которые, подобно богоборцам 1918 года, спровоцировали истерическую кампанию в бульварной печати.
Явное торжество благодати было нестерпимо для сил тьмы. Только лукавый на этот раз действовал более изощрённо – люди, часто далёкие от Церкви, дерзали называть себя радетелями за Православие, будучи вроде бы профессионалами, вели себя непрофессионально: иногда даже не видя самих мощей, не вникая в суть многочисленных убедительных экспертиз, пытались практически голословно, на зыбкой почве эмоций – оспорить подлинность мощей преподобного Александра Свирского. Это именовалось «альтернативными» взглядами.
Шумиха эта не стоила бы и выеденного яйца (тем более что сама Церковь очень трезво и взвешенно относиться к своим святыням, сотни раз проверяя и перепроверяя факты и свидетельства), если б вскоре не стала предельно ясной цель провокации: раздув оскорбительный скандал, якобы ограждая верующих от поклонения «лжемощам», побольше уязвить православного человека, подсеять сомнение в вере, показать мнимую благодарность Московской Патриархии.
Теперь, когда современная «антимощевая» кампания позади, начинаешь понимать, какая же поистине сатанинская сила обрушилась на святость и омрачила умы некоторых людей.
Сегодня среди неоязычников и потомков вчерашних безбожников прямо таки и витает мечта о новых гонениях на Церковь. Стоит посмотреть на невероятную активность атеистических сайтов, отличающихся н только кощунством, но и откровенным сатанизмом. Один из них называется предельно откровенно – «Денница» (то есть атеисты, отрицающие существование Бога, с удовольствием исповедуют сатану!). Газета Союза коммунистических партий «Гласность» в январе 2002 года опубликовала статью «Реакционная роль религии и церкви», полную лживых утверждений, будто «большевики сразу после революции не устраивали гонений на церковь». Вывод публикации о том, что сейчас «ожил, казалось бы, давно истлевший корень религии в сегодняшней измученной России», - не что иное,как мечта необогоборцев о реванше…
Впрочем, удивляться этому не приходиться. Вспомним слова Священного Писания: «Чадо, аще приступаети работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твоё, и потерпи» (Сир. 2, 1-2).Вспомним, что и при обретении мощей преподобного Серафима в начале XX века были искушения…
Сейчас «страсти», инспирированные врагом рода человеческого, слава Богу, улеглись. Но нет-нет, да и мелькнет в каких-то публикациях тень сомнения: «А разве, правда, что это подлинные мощи?» Остались в бульварных изданиях чёрные свидетельства вроде глумливой статьи «Святой с маникюром» - в духе воинствующих безбожников 20-30-х годов. Остался опубликованный в газетах кощунственный фальшивый «портрет» преподобного Александра, изображающий человека, похожего на инка, - вытянутое лицо, громадные развёрнутые губы (якобы эта совместная работа экспертов и художников). Авторы этих измышлений «обессмертили» себя тем, что оклеветали святого.
Вспомним, где теперь «обличители» времён ликвидационной кампании, которые изо всех сил пытались осмеять, унизить наши святыни? Не то ли ждёт и нынешних?..
Не стоит возражать этим людям. Не ради них пишутся эти строки. Нам не важны имена заблуждавшихся – искренне или сознательно. Важно торжество Истины над ложью. Сама история поиска святых мощей, обнаруженные во время этого поиска свидетельства их подлинности потрясающе очевидны.
Так что нет нужды отступать в бесплодную полемику. Наше дело – молиться и надеяться, что Бог просветит умы помрачённых людей, ещё не ощутивших благодати.