Уроки преподобного Александра Свирского
«Драгоценный дар и отеческое наследство»
Происходящее вокруг мощей всея России чудотворца Александра настолько выходят за рамки обыденности, что тома исследований могут отразить лишь отблеск той славы, которой Господь осиял Своего угодника.
Кто он, преподобный Александр Свирский, единственный из известных нам русских святых, которому довелось видеть незримое для всех и вместить невместимое? Какими особенными событиями была отмечена его жизнь?
Попытаемся представить себя его современниками пройти по ступеням его жизни, известной из Жития, составленного учеником святого, игуменом той же обители Иродионом, который тесно общался с ним при жизни, ощущал дыхание его святости.
Ведь преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет (случай по тем временам особенный – обычно на это уходило не одна сотня лет). Потому Житие преподобного было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью и дыханием живой жизни. Теперь, когда тайнозритель Святой Троицы стал выходить из тьмы безвестности, в которую так хотели его загнать безбожники, Житие его опубликовано в разных изданиях. Но многие ли осознали всё величие и глубинную, незримую для нас, маловерных, суть подвига этого человека, как говорили его современники, «равноангельского жития»? Ведь даже автор замечательного Жития преподобного Александра – игумен Иродион – смиренно говорил о себе: «Непосильное для меня дело сие». Но, сознавая себя в отсталости от таких «одушевлённых столпов», каким был преподобный Александр, «и, осуждая себя в совести», ученик святого понимал, что нельзя предать забвению столь «драгоценный дар и отеческое наследство».
Как важно нам прикоснуться к тайне святой жизни, которая, как молния, прожигает лень и расслабленность.
«Сын утешения»
Будущий святой был обычным и в то же необычным ребёнком. Будучи вепсом, по происхождению, родился он в 1448 году в Мандерах, небольшом местечке на реке Ояти, намного позже своих старших братьев и сестёр, после периода, в который у его отца и матери – Стефана и Вассы – долго не было детей (что их очень смущало и печалило). Амос – так назвали долгожданного малыша – был ребенком, вымоленным в горячих слезах. Необычные знаки свыше сопровождали его появление на грешной земле. Ночью, когда родители стояли на молитве, было им явление Божие и голос: «Радуйтесь, добрые супруги, услышал Господь молитву вашу, родите вы сына утешения».
Вера – это особый дар. Судя по всему, маленький Амос был одарен им свыше, потому что вся жизнь его, с самого нежно возраста, показывала, что дитя это всем существом ищет чего-то отличного от размеренного будней односельчан, од жизни его добрых родителей. Отец с матерью были благочестивы и всей душой верили в Бога. Но сын тосковал о чём-то высшем, «Исполняясь духа Святого», как сказано в Житии, «был добр, кроток, ко всем приветлив и весьма нищелюбив». Весёлые игры со сверстниками не
очень-то привлекали мальчика.
Эта «неотмирность», которой его мудрые и чуткие родители не мешали, а оберегали её, часто водя младенца в Храм Божий, помогла ему в отрочестве и юности всей душой устремиться к Богу, любовь Которого он ощущал в дыхании неброских, но таких одухотворённых просторов родной северной земли, в дыхании каждого цветка и каждой былинки. Сколько распевал он на покосах; среди налитых солнцем трав: «Всякое дыхание да хвалит Господа»! Петь псалмы во время работы стало его любимейшим занятием, его сокровенной радостью.
О том, что этот ребёнок более от Бога дан, чем от родителей рождённый, говорит история с учением, приключившаяся с Амосом, подобно тому как , как это произошло с отроком Варфоломеем, будущим преподобным Сергием Радонежским. Отданный к благочестивому человеку для изучения Божественного Писания, Амос, в отличие от сверстников, учился очень медленно, хотя и сильно старался. Ребятишки смеялись над «неумехой», а родители сильно скорбели. Но был в этой «неспособности» к учению особый Промысл Божий – что бы будущий святой получил познание не от людей, а от Бога.
Огорчённый неудачами, мальчик пришёл в Островский монастырь Введения Пресвятой Богородицы, где на коленях, со слезами просил Матерь Божию помочь в этой беде. Во время молитвы услышал он голос:
- Встань, не бойся, о чём просил – будет тебе.
Когда с благодарностью к Богу и в великой радости отрок вернулся домой, родители по его просветлённому лицу поняли, что Бог посетил их сына. С той поры Амос в учении превзошёл всех сверстников, но для этого он трудился свыше всяких сил.
«Пища не приближает нас к Богу…»
Из Жития мы узнаём, что Амос в церковь ходил ежедневно, чрезмерный же пост его был непонятен даже благочестивым родным, которые умоляли его не изнурять себя. Но божественный отрок отвечал им твёрдо: «Пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8, 8).
Как мог преподобный Александр «поститься свыше всякой меры», как сказано в его Житии? В то время, когда нам трудно от лишнего куска отказаться, когда, даже питаясь постной пищей, мы умудряемся впадать в чревоугодие, какие усилия надо прилагать 10-12 летнему мальчику, чтобы по своей воле раз в день есть понемногу – не досыта – лишь хлеб и воду, мало спать?
- А для чего это нужно было? – может спросить тот, кто не привык ни к какому воздержанию. – Разве без такого изнурения нельзя было любить Бога?
Действительно, откуда такое стремление к чрезвычайным подвигам, казалось бы, способное не вдохновить, а только напугать современного человека, которому страшно даже помыслить, что он, привыкший к телесным удобствам нынешнего века, может стеснить свою плоть хоть в малой степени…
Каждый знает, сколько трудов надо, чтобы поститься во имя Христа. Помню, в тяжкий период, когда, вырываясь из атеизма, жила в различных оккультных предрассудках, как легко было в течении нескольких лет не прикасаться к мясу ради каких-то глупых идей. А вот когда пришла в Церковь и попробовала поститься иначе – не во имя себя, а во имя Бога – сколько препятствий и проблем сразу возникло! Трудным это дело оказалось невероятно.
«Иго моё благо и бремя моё легко», - сказал Господь. Судя по всему, воздержание и подвиги в радость были для любящего Господа отрока. Действительно, невозможно понять вне Бога, зачем нужно до такой степени стеснять себя. Но если задуматься: а не для того ли Господь дал такую силу этому скромному человеку, чтобы показать, ЧТО может горячее стремление к жизни в Боге – сверх всякой меры превзойти законы естества, поставив плоть ни во что, укрепиться духом, соединённым с Творцом. Нет, это ни манихейское гнушение телом, это победа божественного в человеке над тленным естеством. И свидетельство тому – необыкновенное нынешнее состояние мощей преподобного: за 470 с лишним лет его плоть не рассыпалась. Значит, плоть человека может быть иной – преображённой…
С детства, привыкнув прилагать «труды к трудам» ради Христа, Амос в юношеские годы не представлял для себя никакой другой жизни, кроме иноческой. Слушая рассказ старца Варлаамского Спасова монастыря, приехавшего по монастырским делам с другими иноками в соседнюю деревню, юноша до того расположился к монашеству, что прибавил «рыдание к рыданию», как пишет игумен Иродион. Дивясь теплоте любви его к Богу, старец сказал родителям Амоса, что сын их будет служителем Святой Троицы.
Но родители в тот момент не поняли этого знака Божия, у них были свои планы насчёт любимого сына – женить его. Видя это, Амос понял, что они ни за что не отпустят его в монастырь, и он решился «украсть» у них благословение на дорогу, но вместо деревни направиться в обитель Всемилостивого Спаса на Валаам. Перейдя реку Свирь, он остан6овился на берегу Рощинского озера, чтобы в молитве попросить вразумление у Господа. Неземной свет осиял его и был слышен голос: «О человече!.. Иди с миром, и там поработаешь Господу… и обитель создашь, и многие спасены через тебя будут». Спутником его на Валаам стал Ангел в образе мужчины, посланный Господом. Здесь, на Валааме, в святой обители, в возрасте 26 лет принял он монашеский постриг под именем Александр – игумен, видя, что юноша не страшиться жизни в нужде и скорби, а, наоборот, ищет её, предвидел, что тот станет избранником Божиим.
Удивительное смирение блаженного Александра и готовность к любому послушанию смогли погасить даже гнев отца, который, через три года найдя, наконец, сына и увидев его в худой одежде, измождённого от большого труда и воздержания, очень негодовал на настоятеля обители. Но преподобный Александр сумел молитвой умягчить сердце своего раздражённого отца и даже убедить его постричься в монахи вмести с матерью. Родители вняли сыновнему совету. Стефан постригся под именем Сергий, а мать облеклась в монашеский чин, приняв имя Варвары. Родители его, пожив благоугодно, с миром отошли ко Господу. Могилы их до сих почитают во Введено-Ояцком монастыре.
На каких только тяжёлых послушаниях не трудился Александр, «всех превосходя трудом» и в пекарне, и на работах в лесу и поле, беря на себя самое тяжелое, нося даже зимой латаную-перелатаную одежду – лишь бы прикрыть наготу, питаясь лишь малым количествам хлеба и воды! Увидев, что даже саамы строгие Валаамские иноки изумляются суровости его жизни, что вся братия его любит и почитает, преподобный, что бы избежать славы человеческой, решил удалиться в пустыню, в безмолвие. Не сразу отпустил его игумен (И смирился перед его отказом инок), но лишь после того, как преподобный Александр рассказал ему, как во время ночной молитвы увидел свет, указывающий ему путь на восток, и услышал голос, «указывающий то место, где теперь, по благодати Божией, монастырь стоит». Только сейчас рассказал он игумену о давнем видении по пути в Валаамской обители. Понял наместник, что не властен он над волей инока своего, но для каких-то особых подвигов избрал того Господь – и дал своё благословение.
Преподобный вышел из монастыря со слезами любви и благодарности, ничего не взяв с собою, кроме одежды, которую носил на себе. Свою маленькую хижину, которая стала прибежищем молитв святого, местом его полного уединения и новых подвигов, он поставил в красивейшем, но глухом лесу на берегу Рощинского озера. Шёл 1484 год…
Мы не знаем, как была явлена святому воля Божия на необыкновенные подвиги, на такой чрезмерный даже по тем благочестивым временам пост, во время которого, как пишется вЖитии, он «насыщался всегдашним воздержанием». Мы не знаем, какая, духовная борьба шла сначала в мальчике, потом в юноше, что бы не сломаться, не вознестись исключительностью своих подвигов. Мы видим только плоды, открытые нам: победу духа над немощью человеческой, торжеством свободной воли над рабством чреву и греху.
Разве это не вдохновляющий пример для избалованной цивилизацией жителей XXI века? Конечно, самовольно повторять такие подвиги, подвластные только избраннику Божию. Но будем помнить, что без такого поста и такой молитвы вряд ли были бы побеждены полчища бесовские, вряд ли могла быть построена Свирская обитель – твердыня духа свойственной Афонской.
«Победил полки страстей воздержанием…»
При таких подвигах как никто другой знал преподобный немощи свои, нам неведомые, как никто другой он может понять сегодня немощи наши. Нередко мы малодушествуем даже от ничтожных неприятностей, но стоит представить, что переживал святой, когда бесы, чувствуя свое скорое изгнание из мест, где находилась ег уединённая лесная хижина, пытались досадить подвижнику помыслами, покушались устрашить его, принимая, то зверя то змеи… Н преподобный Александр, как поётся в тропаре, «победил полки страстей воздержанием».
Сколько страстей бушует в каждом из нас: кто-то изнемогая от несобранности и лени, тщетно пытается бороться с этими пороками своей расслабленной волей и терпит поражение, кто-то бесплодно старается побороть своё раздражение, кто-то побеждается другими греховными недугами души. И у всех у нас не хватает смирения и мужества признать свою нищету перед Богом.
А преподобный жил в совершенной нищете телесной, смиренно осознавая свою духовную нищету. Чем можно было жить в глухих дебрях? Обычной пищей отшельника была трава, а хлеба несколько лет не было ни крошки. Он терпел наготу, даже зимой ходя в одной одежде, «как бесплотный». Подвизаясь в этой борьбе «во бдениях и чрезмерном посте», он перенёс тяжёлую сердечную болезнь, от которой был исцелён Господом.
Что особенно близко нам в этой суровой и многотрудной жизни? Если мы попытаемся взглянуть на его жизнь не с праздным любопытством, желая извлечь «любопытные» факты, а с сопереживанием и любовью, то увидим, что всей ег жизнью руководила Христова любовь.
Когда в месте своего отшельничества услышал он голос с Неба, повелевающий ему стать наставником к спасению бесчисленного множества людей, первым движением его души была молитва к Богу, чтобы избежать этого креста и славы человеческой (легко ли расстаться с пустынным безмолвием, которое он так любил?). Но когда дворянин Андрей Завалишин во время охоты по Промыслу Божию обнаружил уединённую хижину подвижника, когда в окрестностях распространился слух о святом, понял преподобный Александр, что нельзя противиться воле Божией, и он нашёл в себе силы своё удобное для личных подвигов уединённое житие принести в жертву любви к страждущим людям. Ведь он лишал себя земных удовольствий не ради только личного спасения, а ради Христа – а значит, ради Его дела спасения всех людей.
Когда к месту поселения преподобного Александра стали собираться жаждущие благочестивой жизни люди, он начал рубить деревья, пахать землю и сеять, получая от этой работы пропитания для себя, кормя нищих и странников и подавая просящим – кому сколько требовалось.
Но дьявол не терял надежды одолеть воина Христова. Однажды ночью, когда он шёл в отходную пустынь для уединённой молитвы, на него набросились полчища бесовские, скрежета зубами и испуская пламень. Лукавый всегда пытался устрашить человека, мстя за молитвы и подвиги, но смутить ему удаётся лишь маловерных – против молитвы праведника, знающего о слабосилии бесов, он ничего сделать не может. Опалённые огнём молитвы, исчезли полки бесовские, будто их не было…
В тот же день святому явился Ангел Господень в светлой одежде, посланный, чтобы сохранить подвижника от прелестей лукавого и возвестить повеление Божие – построить на месте уединения церковь во имя Святой Троицы, собрать братий и устроить обитель.
Как мы видим, чудеса сопровождали всю жизнь преподобного, и они служили ко спасению его души, потому что воспринимал он их со страхом и великим смирением.
«Источник живой воды»
В 1507 году, на 23-м году поселения в пустыни, келью великого подвижника во время ночной молитвы осиял невыразимый свет – и он увидел Трёх Мужей, облачённых в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой, у каждого из них в руке был посох. Затрепетав, преподобный поклонился Им до земли и воскликнул: «Никогда не видел кого-либо в такой Славе, как Вас вижу». На что Они ему отвечали: «Дух Святой живёт в тебе чистоты ради сердца твоего…» Преподобный Александр получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда он спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трёх Лицах, так и созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы… Я оставляю тебе мир и мир подам тебе». В истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Живоначальной Троицы известно как единственное.
А где именно строить церковь – преподобному было указанно Ангелом, явившимся в мантии и куколе и стоящим на воздухе с распростёртыми крыльями. Ангел трижды крестообразно обозначил место для храма и подтвердил явлённое святому в видении. В великой радости подвижник поставил на этом месте крест. В том же году в безвестной и до того непроходимой пустыни была построенная деревянная, а в 1526 году каменная церковь Живоначальной Троицы. Впоследствии на месте явления Бога-Троицы была построена часовня. И до сей поры на этом месте содрогается душа человеческая от осознания прекрасной и страшной близости Бога к нам…
По горячей просьбе братии преподобный получил священнический сан и стал игуменом. Свирское монашеское общежитие разрасталось, поделилось даже на две обители – Троицкую и Преображенскую, в которой появилась Церковь Преображения Господня. Вскоре окрепший монастырь стал центром религиозного просвещения Олонецкого края.
Замечательно, что приняв игуменство, получив старшинство над многими людьми, преподобный Александр не изменился, наоборот, стал проявлять ещё большее смирения. Читая его Житиё, поражаешься, что праведник, получивший так много Божественных откровений и даров, продолжал искренне считать себя худшим из всех. Наверно, это главнее лекарство против гордости, которая, как червь, вползает даже в искренне верующее сердце. Видя нынешнюю псевдоправославную «моду» на многочисленные «откровения», «видения», «мироточения», нелишне вспомнить о поразительном смирении человека, говорившего со Святой Троицей. Современные же «боговидцы», не победившие в себе даже одного, самого малого греха, считают себя достойным видения Матери Божией, святых и – впадают в глубочайшую прелесть…
Чтобы трезво взглянуть на своё «достоинство», полезно вдуматься в жизнь тайнозрителя Святой Троицы. Этот избранник Божий ходил в рубище, спал на голом полу, первым выходил на самую трудную работу. Он молол зерно на ручной мельнице, месил тесто, пёк хлебы, копал глину и делал кирпичи, держась со всеми, ни как начальник, но на равных. Однажды накануне праздника Святой Троицы в пекарне закончилась вода, келарь попросил игумена приказать кому-то из братии наносить воды – но преподобный сам стал носить воду из озера. В другой раз, когда на кухне не хватило дров и эконом попросил игумена послать кого-нибудь из иноков, кто празден, за дровами, преподобный ответил: «Я празден» - и отправился рубить дрова. И такое случалось постоянно. Любил преподобный делать добрые дела тайно. Например, придя ночью в помещение, где мололась мука для хлебов и заставив братию спящими, брал приготовленную каждым часть зерна и, измолов, ставил на прежнее место, сам же уходил в келью. И такое бывало не раз.
Ради этих добродетелей преподобный получил от Бога благодать и различные дарования Духа Святого. Ещё при жизни игумен Александр был известен своими чудотворениями, прозорливостью, врачеванием физических и душевных недугов, способностью изгонять бесов. В Житие сказано: «Он предвидел тайное и говорил о будущем как о настоящем, подавая всем в изобилии всё полезное, так как внутри сердца его был источник живой воды».
Удивительный случай произошёл с преподобным в день сошествия Святого Духа, когда игумен освящал храм во имя Святой Троицы. Богомольцев, желающих внести свою лепту в благоустройства храма и обители, было так много, что приношения пришлось класть в фелонь преподобного. Но у одного прихожанина по имени Григорий святой Александр не взял пожертвования – более того, он оттолкнул его руку, прозрев, что рука эта была осквернена – ею Григорий бесчестил мать, он бил её, пинал ногами и всячески оскорблял. Когда у нечестивца смутно заговорила совесть, преподобный, обличив его наедине, сказал, что единственное средство утолить праведный гнев Божий – вымолить прощение у матери, покаяться, чтобы никогда больше не делать такого беззакония. Святой был всегда готов прийти на помощь ближнему, но дерзкие и неразумные просьбы отвергал. Когда дворянин Тимофей Апрелев, у жены которого, рождались только дочери, стал просить преподобного помолиться, чтобы послал им Бог младенца мужского пола, говоря, что Бог может дать всё, что подвижник не попросит, преподобный Александр остановил его такими словами:
- Попусту горюешь сам и жену свою в скорбь вводишь. Зачем пришёл искушать наше смирение? Нет воли ни твоей, ни жены твоей рожать мужской пол или женский – это только от Бога зависит. А хочешь умолить Бога милостивым к тебе быть – в первую очередь следует тебе миловать нищих, сирот и вдовиц…
Поразительный случай был с устроением водяной мельницы, так необходимой для облегчения тяжелого труда братии. Когда был выкопан проток от верхнего озера к нижнему, вода прорвалась и с грохотом устремилась вниз, образовав громадный ров у стен монастыря – так что могла разрушиться обитель. Громогласно призвав имя Христа, преподобный Александр правой рукой изобразил крест против устремления воды – и она тотчас остановилась.
Много замечательного совершил чудотворец всея Руси за время своей многотрудной жизни. Но самым великим чудом было проявление через святого великой любви Бога к грешным людям. Никто не уходил от преподобного Александра не утешенным, каждому он подавал совет, скорую помощь, нужную ему именно в этот момент. Он мог обличить тайные дела нечестивцев (такое произошло с боярином Богданом Корюковым), по его молитвам шла большая рыба в сети к рыбакам. Но чем больше Господь помогал людям по молитвам своего угодника, тем строже относился к себе преподобный Александр, понимая, что без предельного смирения Богу и людям не покорить ему плотской гордости. Видя его в драной одежде, напоминающей рубище, приходящие не признавали в нём игумена, но считали его простым бедняком. Так принижал себя тот, которого Бог прославил выше многих иных подвижников, так действовала в нём благодать Божия.
За несколько лет до своей кончины преподобный Александр задумал создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с трапезой. Однажды ночью после вечернего молитвенного правила обитель озарил необыкновенный свет. Игумен увидел, что на основании Покровской церкви, на месте алтаря сидела на престоле Матерь Божия с Предвечным Младенцем на руках, окружённая множеством Небесных Сил. Она обещала быть неразлучной с обителью, а по кончине угодника Божия помогать монахам во всех нуждах и сохранять от козней видимых и невидимых врагов.
За год до своей кончины преподобный Александр Свирский знал о ней – видно, он был извещён о своём часе Господом. Он учил братию до последнего своего дня и завещал после представления связать своё тело по ногам верёвкой, стащить в болотную трясину и закопать во мху, притоптав ногами. Иноки со слезами молили своего наставника, чтобы он разрешил им похоронить его в обители. Видя их горе, преподобный Александр разрешил похоронить своё тело в монастыре, но только у церкви Преображения, что и было сделано после мирной кончины преподобного 30 августа (12 сентября по н. ст.) 1533 года. Последними словами 85-летнего подвижника были: «Господи, в руки твои предаю дух мой». Лицо же его не походило на лицо умершего человека, но светилось необыкновенным светом, кА и при жизни…
«И пребыло в сердце земли сие многоценное сокровище», - сказано в Житии.
«Молния падала на землю…»
Духовные семена, посеянные угодником Божиим, дали добрые всходы. У преподобного Александра было немало знаменитых духовных учеников, которые понесли свет Истины многим людям, основав Андрусовскую, Важеозёрскую, Задненикифоровскую и Сяндебскую пустыни.
А сам всея Руси чудотворец, так называли его ещё при жизни, продолжал своё служение людям и после своей кончины. У его гроба совершались вещи необыкновенные. Те, кто приходил с верой, получали небывалые исцеления: слепые становились зрячими, парализованные вставали на ноги, прежде бездетные рождали детей, из бесноватых изгонялись демоны. Казалось, не было такой болезни, которую не исцелял Господь по молитве святого. Читать в Житии об этих реальных чудесах даже для нецерковного человека просто поразительно. Живая жизнь оказывается богаче любой писательской выдумки.
Чудес было так много, а святость Свирского игумена была столь очевидна, что спустя всего 14 лет после своей кончины, в 1547 году, преподобный Александр Свирский был канонизирован в Успенском соборе Московского Кремля. Всего было тогда канонизировано 12 Всероссийских святых, среди благоверный князь Александр Невский, умерший в 1263 году. Случай такой быстрой во времени канонизации – редкий, обычно на это уходят столетия.
А спустя 107 лет и 7 месяцев после отшествия преподобного ко Господу, в апреле 1641 года, произошло событие, поразившее братию монастыря. Намереваясь стоить над телом преподобного Александра новую каменную церковь, монахи разобрали старую, сгоревшую во время польско-шведской интервенции. В четверг Вербной недели началась вдруг гроза, но гром и молния были необыкновенными – они устрашили всех свидетелей чуда. Молния падала на землю, но не исчезала сразу, как это обычно бывает, а ещё долгое время озаряла всё вокруг. То же самое повторилось и в пятницу вечером. А 17 апреля, в субботу праведного Лазаря, друга Божия, рабочие, копавшие ров на правой стороне церковного фундамента, обнаружили гроб. Их поразило, что земля над гробом… стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая!
Когда игумен Авраамий с братией пришли на это место и сняли верхнюю доску гроба, то от мощей разлилось сильное благоухание и все увидели тело преподобного Александра – совершенно целое и невредимое, в мантии и схиме, из-под которой виднелась часть бороды. Обе ноги подвижника лежали не как у пролежавшего во гробе больше века, а как у недавно скончавшегося: правая ступнею вверх, а левая – ступней в сторону, как написано в Житии. Запомним этот момент – он сыграет важную роль при опознании мощей преподобного после их заточения у богоборцев-большевиков.
В ужасе, благоговении и радости увидели монахи, как по телу святого «подобно некоторым растущим цветам разошлось благовонное миро и излилось, как вода». Почему в «ужасе»? Такова сила потрясения перед Высшим, невместимым в человеческом понимание. В Православии это называют «страх Божий».
Под пение псалмов, столь любимых преподобным, положили его нетленное тело в новый гроб и на плечах своих отнесли в храм святителя Николая в той же отходной пустыни. Был великий знак Божий в том, что нетленные мощи были обретены именно в Лазареву субботу – как символ бессмертия наших преображённых в будущем воскресении тел. Это обретение было подлинным торжеством Православия.
Человеческое тело, сотворённое Богом не для земли, а для вечности, тело, которое при жизни преподобного было Храмом Святого Духа, даже в могиле оказалось нетленным. Эт чудо подтвердило, что самой плоти человеческой открывается путь восхождения к нетлению – через обновления духа…
По повелению государя Михаила Феодоровича Новгородский митрополит Афоний освидетельствовал мощи преподобного Александра – в августе того же 1641 года. Когда во время водосвятного молебна гроб был открыт перед всем духовенством, святитель велел звонить во все колокола, а сам раскрыл лицо его, снял с его головы схиму и параман. Нельзя было без слёз видеть это лицо, которое было не только совершенно целым, как у только что положенного во гроб, но оказалось поразительно сходным с иконой, которую поставили у гроба для освидетельствования мощей. Стал ясно, что перед ними – сокровище, много лет сокровенное, те самые «многочудотворные мощи». В Житие сказано так: «Святитель внимательно смотрел на мощи преподобного и на бывший тут образ его с чудесам, написанный в очень давнее время». Затем архиерей и весь обор возгласили: «Воистину это преподобный отец Александр чудотворец!»
В ночь после этого знаменательного дня произошло ещё одно чудо: «С неба воссиял предивный свет и долгое время осиявал всё место то, ночь же тогда была очень темна». Святитель Афоний и все, кто был с ним, видели это чудесное явление.
Спустя три года святые мощи были переложены в драгоценную серебряную раку, пожертвованную государем Михаилом Феодоровичем Романовым (из Москвы её везли на 11 лошадях). Мощи явили великую чудодейственную силу при исцелении болящих, к ним стекались массы паломников со всей России. Поистине это был чудотворец всея Руси.
Чудом было и то, что после обретения мощей разорённый (практически сожжённый) во время шведско-польского нашествия монастырь начал возрождаться. Свято-Троицкая обитель стала воистину духовным центром всего северо-запада России. Историки XIX называли обитель «Северной Лаврой», ей подчинялось 27 монастырей и пустыней Олонецкого края. В тот период в монастыре было 8 храмов, богатая ризница. Здесь открылась духовная семинария, несколько десятков лет размещалась архиепископская кафедра. В богатейшем монастырском архиве с древними рукописями, свитками и книгами работали многие исследователи русской истории.
Особая связь существовала у обители и с царским домом. Практически е было ни одного русского царя, который бы не почтил всея России дивного чудотворца. Про него писали и так: «Молитвенник (за) царей и покровитель столиц».
Иоанн Грозный, когда одержал победу под Казанью (это было 30 августа – в день представления Александра Свирского), дал обет построить в честь этого события храм Покрова Божией Матери. Этот храм, носящий в народе имя Василия Блаженного, был возведён в 1552 году. Рядом с главным восточным пределом во имя Святой Троицы (тайнозрителя которой был преподобный Александр) находиться юго-восточный, посвящённый преподобному Александру Свирскому. Это тем боле знаменательно, что в то время не строили храмов русским святым. Первый собор Сергию Радонежскому был построен только в 1625 году.
В Успенском соборе Кремля над ракой Московского митрополита Макария вновь с мая 1998 г. После реставрации находиться уникальная икона – с необычно большим количеством клейм (их 128), в которых подробнейшим образом изображается Житие преподобного Александра Свирского. Эта икона была написана по повелению митрополита Макария в его же иконописной мастерской в 1552-54 годах. Перед ней совершилось столько чудес, что её в благодарность покрыли золочённым серебряным окладом, украсили жемчугом и другими драгоценностями. Надо учесть, что эта икона находилась в главном кафедральном соборе России, где всегда происходили Церковные Соборы и совершалось венчание на престол русских царей, следовательно, преподобный Александр незримо присутствовал при помазании царей на царство, был на всех Церковных Соборах.
Царь Пётр I, дважды останавливавшийся в Александро-Свирском монастыре, чтобы попросить помощи преподобного, первое монастырское подворье Санкт-Петербурга посвящается преподобному Александру Свирскому.
Многие государи, царствовавшие в России в XIX веке, либо бывали в монастыре, либо щедр посылали поистине царские дары.
В престольные праздники в обитель стекалось до 40000 богомольцев. Сейчас это даже невозможно представить.
За его именем стоит большая тайна…
Так почитали чудотворца Александра Свирского. Почему? Не только же за одни чудеса (которые, кстати, во множестве происходили и происходят возлей мощей других угодников Божиих). С именем Александра Свирского связана какая-то особая тайна. Инокиня Леонида (Сафонова), как учёный, отдавшая много сил для поиска мощей, казалось бы, навсегда исчезнувшей в адовой мясорубке большевистской революции, рассказывала о греческом архимандрите Иоасафе, который со слезами подошёл к заново обретённым мощам преподобного Александра, находившимся тогда, в 1998 году, в храме Веры, Надежды, Любови и Софии – подворье Покрова-Тервенического монастыря в Санкт-Петербурге. Около 2 часов провёл в молитве архимандрит у раки преподобного Александра. После обильных слёз, пролитых у раки, он поведал через переводчика послушнику Александру, постоянно находившемуся у раке, что святой Александр пришёл, чтобы каждый обнаружил себя, кто он есть и свою веру.
«Может быть мощам святого избранника действительно предстояло выполнить какую-то особую миссию? – говориться в статье О. Егоровой «Избранник Божий», опубликованной интернет-сайтом «Русская линия» (3 апреля 2005 г.).
Наверно, многое нам ещё не раскрыто Господом. «Задумаемся – когда святой Александр явился миру? – говорит инокиня Леонида. – На переломе времён, в смутное время, в 1448 году. Почему именно в это время? Год рождения святого Александра совпал с годом рождения Автокефальной Русской Православной Церкви – именно в этом году наша Церковь получила самостоятельность, вышла из под влияния Константинополя. В 1453 году пала Византия. Тогда же, в результате интриг со стороны Литвы, Украина подпала под её влияние и произошёл разрыв Москвы с Украиной. Украинская Митрополия получила самостоятельность и митрополита – приверженца Католической Церкви. Через некоторое время было покончено с татарским игом. Важным событием для Руси было образование единого Московского государства – многие удельные княжества присоединились к Москве. Для укрепления духа народного нужны были истинные подвижники (и их было не мало в то время), способные взять на себя небывалые подвиги и явить ярчайший образец святости. Ведь конец XV это время апокалипсических ожиданий. Святой вышел на молитвенные подвиги за 6 лет до 1492 года (7000 г. От сотворения мира) – в этом году заканчивался церковный календарь, многие православные ожидали конец света и даже новой Пасхалии уже не составляли. Конца света, естественно не произошло, но духовное напряжении, усиливаемое ещё с начало 70-х годов проникшей в новгородскую землю «ересью жидовствующих» - тех, кто пытался утверждать, что бог не может быть троичным, - было очень высоким. Именно в тяжкое борьбы время Церкви против ереси за Истину явилась преподобному Александру Святая Троица – как доказательства правоты Нового Завета. И ведь это сразу стало известным православному люду России. Случайно ли, что первая икона святого была написана ещё до его канонизации – в монастыре Иосифа Волоцкого? А после канонизации как утверждение торжества Православия начали появляться иконки-пядницы, на которых Александр Свирский изображался со Святой Троицей. А исчезновение его мощей после крушения Российской империи? И в третий раз преподобный вышел к людям в период нового смутного времени России – в конце 90-х годов прошлого века. Как вестник очередного апокалиптического времени? Как молитвенник и посланник Господа для укрепления народного духа в очередные тяжкие времена?»
Поистине мы до конца не поняли тайны прихода этого человека на русскую землю. Даже в наши дни трудно представить, какая огромная миссионерская работа велась под молитвенной сенью преподобного.
Большевики, фактически уничтожившие обитель, передавшие Совету народного хозяйства «Богатейший Александро-Свирский монастырь в Олонецкой губернии», в 1919 г. Сделали признание, что «всё благосостояние монастыря содержалось на мощах Александра Свирского». Это безбожники хорошо понимали. Не могли только вместить, что богатство духовное было в тысячекратно выше материального.
Перечислим лишь некоторые из пунктов большевицкого акта, чтобы понять, какие дела делались в «Северной Лавре» перед октябрьским переворотом.
«Недвижимое имущество монастыря составляло:
· Водяная мельница с турбинным двигателем при 5 амбарах для хранения зерна, жилой дом, скотный двор, каменная одноэтажная церковь в 6 верстах от монастыря, построенная на деньги архимандрита Назария;
· Плавучая пароходная пристань на реке Свирь, два деревянных дома, один из них двухэтажный;
· Судно, купленное за 700 рублей, на нём сооружена церковь;
· Лесопильный завод с рамой, два флигеля каменных и деревянный дом с водокачкой и кочегаркой;
· Кирпичный завод, при нём два деревянных дома;
· Подворье в Лодейном Поле и деревянный дом со службой при нём.
Во время первой мировой войны в 1915 г. В Троицкой части монастыря был открыт санаторий на 50 человек для больных и раненных воинов с пр