Анатомия, физиология и патология

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ

ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ

Направление:44.03.03

Специальное(дефектологическое) образование

Уровень образования:бакалавриат

Профильная направленность: Логопедия

Челябинск 2017

 
  анатомия, физиология и патология - student2.ru

анатомия, физиология и патология - student2.ru

 
  анатомия, физиология и патология - student2.ru

анатомия, физиология и патология - student2.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ

ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ

Направление:44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

Уровень образования:бакалавриат

Профильная направленность: Логопедия

Челябинск 2017

Оглавление

1. Пояснительная записка.. 5

2. Содержание дисциплины.. 9

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 16

4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 17

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 22

6. Перечень информационных технологий.. 23

7. Описание материально-технической базы.. 24

8. Иные сведения и (или) материалы.. 24



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».

Очная форма обучения

Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» является дисциплиной базовой части основной образовательной программы. Трудоемкость дисциплины составляет для очной формы обучения 3 ЗЕТ (108 часов), из них 36 часов – аудиторная (20 часов – лекционные занятия, 16 часов – семинарские занятия); 45 часов - самостоятельная работа студентов; 27 часов – подготовка и сдача экзамена. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений оценки. Дисциплина изучается в течение 2 семестра. Курс завершается экзаменом в 2 семестре.

Заочная форма обучения

Для заочной формы обучения 3 ЗЕТ (108) часов, из них 10 часов – аудиторная (6 часов – лекционные занятия, 4 часа – семинарские занятия); 89 часов - самостоятельная работа студентов; 9 часов – подготовка и сдача экзамена. Дисциплина изучается в течение 3 семестра. Курс завершается экзаменом в 3 семестре.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» тесно связан с дисциплинами «Генетические основы специальной психологии и педагогики», «Анатомо-физиологические основы сопровождения детей с ОВЗ», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Клиника интеллектуальных нарушений», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с наиболее важными проблемами анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения с учетом возрастных особенностей. В разделе патологии органов слуха, речи и зрения рассматриваются аномалии развития, повреждения и заболевания с учетом их лечения и профилактики. Особо выделены вопросы гигиены и охраны органов слуха, речи и зрения у детей. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о анатомии, физиологии и патологии органов зрения, слуха и речи. Это позволит понимать этиопатогенез нарушений деятельности анализаторов и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин. Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Психологический онтогенез детей с нормальным развитием и с ОВЗ», «Специальная психология», «Специальная педагогика» дисциплин вариативной части основной профессиональной образовательной программы.

1.4. Цели дисциплины:

-формирование у студентов необходимых представлений о современной анатомии и физиологии, основных закономерности развития человека в эмбриогенезе, а также изменениях и процессах, происходящих в организме человека в разные возрастные периоды;

- формирование у студентов необходимых знаний о патологии органов зрения, слуха и речи, ознакомление с основными лечебными и профилактическими мероприятиями при нарушениях слуха, речи и зрения

Задачи дисциплины:

-углубление уровня и расширения объема знаний в области анатомии и физиологии детей разного возраста

- расширение объема знаний о патологии органов слуха, речи и зрения: аномалиях развития, повреждениях и заболеваниях, а также о лечение и профилактике.

Планируемые результаты обучения

№ п/п   Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
ПК-3 Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ З.1. анатомо-физиологические особенности детей и подростков З.2. этиопатогенез нарушений органов слуха, речи и зрения   У.1. определять диагностические и прогностические показатели психофизического развития ребенка   В.1. навыками образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями органов слуха, речи и зрения, с учетом актуального состояния и потенциальных возможностей ребенка
ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико- психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития З.3. классификации нарушений развития З.4. алгоритм проведения психолого-педагогического обследования детей с нарушениями органов слуха, речи и зрения У.2. провести анализ результатов комплексного медико- психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями органов слуха, речи и зрения на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития В.2. навыками психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями органов слуха, речи и зрения

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

(для очной формы обучения)

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ.            
1.2 Органы чувств – анализаторы        
1.3 Анатомо-физиологическое строение органа слуха.  
1.4 Анатомия и физиология органов речи.    
1.5 Анатомия и физиология зрительного анализатора.  
     
2. ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ          
             
2.1 Патология органа слуха.  
2.2 Классификация и характеристика стойких нарушений слуха у детей.    
2.3 Патология органов речи.    
2.4 Лечебно-профилактические мероприятия при нарушениях голоса и речи у детей.      
2.5 Патология зрительного анализатора.  
2.6 Классификация и причины детской слепоты и слабовидения.    
  Итого:  
  Контроль        
  ВСЕГО:  

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

(для заочной формы обучения)

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ.            
1.2 Органы чувств – анализаторы        
1.3 Анатомо-физиологическое строение органа слуха.    
1.4 Анатомия и физиология органов речи.      
1.5 Анатомия и физиология зрительного анализатора.    
     
2. ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ          
             
2.1 Патология органа слуха.    
2.2 Классификация и характеристика стойких нарушений слуха у детей.      
2.3 Патология органов речи.      
2.4 Лечебно-профилактические мероприятия при нарушениях голоса и речи у детей.      
2.5 Патология зрительного анализатора.    
2.6 Классификация и причины детской слепоты и слабовидения.    
  Итого:  
  Контроль        
  ВСЕГО:  

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1.АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ.
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ПК-3: З.1; ПК-5: 3.4
Содержание раздела   Органы чувств – анализаторы. Современные представления о сенсорных системах. Общие положения учения И.П. Павлова об анализаторах. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем. Общие представлении о рецепции. Показатели функций рецепторов. Принцип обработки сенсорной информации. Анатомо-физиологическое строение органа слуха. Анатомия слухового анализатора. Краткие сведения. Перифирический и проводниковый отдел слухового анализатора. Центральный отдел слухового анализатора. Физиология слухового анализатора. Краткие сведения из физической и физиологической акустики. Звук и его виды. Свойства звука. Распространение звука в среде. Звуки речи. Звукопроводящая и звукововоспринимающая функции слухового аппарата. Звукопроизведение. Звуковосприятие. Чувствительность органа слуха. Основные этапы развития слуховой функции у ребенка.   Анатомия и физиология органов речи. Анатомия органов речи. Нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие. Грудная клетка и диафрагма. Дыхание. Голосообразование (фонация). Образование звуков речи (артикуляция). Основные этапы развития произносительной стороны речи у ребенка. Исследование органов речи. Роль слуха в развитии речи. Роль зрения в развитии речи. Речь как основа мышления. Анатомия и физиология зрительного анализатора.   Анатомия и физиология органа зрения. Связь органа зрения с центральной нервной системой и организмом в целом. Основные этапы развития органа зрения в возрастном и клиническом аспектах. Анатомическое устройство органа зрения: веки, глазное яблоко. Система кровоснабжения глаза. Нервная система. Глазодвигательные мышцы, или наружные мышцы глаза. Слезные органы. Цветоощущение. Периферическое зрение. Светоощущение. Бинокулярное зрение.  
План лекций Лекция 1 Тема I.1. Органы чувств – анализаторы. Кол-во часов: 2 План: 1. Современные представления о сенсорных системах. 2. Общие положения учения И.П. Павлова об анализаторах. 3. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем. 4.Общие представлении о рецепции. 5. Показатели функций рецепторов. 6. Принцип обработки сенсорной информации.   Литература: [1;2; 3; 5; 10; 16; 37] Лекция 2 Тема I.2. Анатомо-физиологическое строение органа слуха. Кол-во часов: 2 План: 1. Анатомическое строение органа слуха. 2. Строение, функции наружного уха и его возрастные особенности. 3. Строение, функции среднего уха и его возрастные особенности. 4. Строение, функции внутреннего уха и его возрастные особенности. 5. Строение и функции проводникового отдела слухового анализатора. 6. Строение и функции центрального отдела слухового анализатора. 7. Физиология органа слуха.   Литература: [1; 2; 3; 5; 7; 15; 21; 36 ]   Лекция 3 Тема I.3. Анатомия и физиология органов речи. Кол-во часов: 2 План: 1. Периферический и центральный отделы речевого аппарата. 2. Анатомическое строение и функции органов речи. 3. Возрастные особенности органов речи. 4. Физиология органов речи. 4.1. Дыхание (образование воздушной струи). 4.2. Фонация (голосообразование). 4.3. Артикуляция (образование звуков речи). 5. Исследование органов речи. Литература: [1;2; 3; 5; 9; 10; 14 ] Лекция 4 Тема I.4. Анатомия и физиология зрительного анализатора. Кол-во часов: 2 План: 1. Анатомия и физиология органа зрения. 2. Связь органа зрения с центральной нервной системой и организмом в целом. 3. Основные этапы развития органа зрения в возрастном и клиническом аспектах. 4. Анатомическое устройство органа зрения: веки, глазное яблоко. 5. Система кровоснабжения глаза. 6. Нервная система.   Литература: [1; 2; 3; 5; 8; 9; 10; 16;17] План семинарских занятий Практическое занятие 1. Тема I.1. Анатомо-физиологическое строение органа слуха. Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Физические и акустические свойства звука. 2. Звукопроводящая функция органа. 3. Звуковоспринимающая функция органа слуха. 4. Чувствительность органа слуха. 5. Основные этапы развития слуховой функции у ребенка. 6. Исследование слуховой функции у детей. Литература: [1; 2; 3; 5; 7; 15; 21; 36 ] Практическое занятие 2. Тема I.2. Анатомия и физиология органов речи. Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1.Речь как особое средство общения. 2.Основные разделы речевого аппарата. 3.Речь сенсорная и моторная. 4. Строение носа, обонятельная и дыхательная области. 5. Функции и возрастные особенности носа. 6. Строение и функции рта. 7. Строение и функции глотки. 8. Строение и функции гортани. 9. Грудная клетка строение, функции.   Литература: [1;2; 3; 5; 9; 10; 14 ] Практическое занятие 3. Тема I.3. Анатомия и физиология зрительного анализатора. Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Глазодвигательные мышцы, или наружные мышцы глаза. 2. Слезные органы. 3. Цветоощущение. 4. Периферическое зрение. 5. Светоощущение. 6. Бинокулярное зрение. 7. Составление схемы «Строение зрительного анализатора» Литература: [1; 2; 3; 5; 8; 9; 10; 16;17]
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема I.1 Органы чувств – анализаторы 1. Мультимедийная презентация «Современные представления о сенсорных системах»   5 баллов   Тема I.2. Анатомо-физиологическое строение органа слуха. 1. Составление таблицы «Анатомия органа слуха» 2. Составление схемы «Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста» 10 баллов Тема I.3. Анатомия и физиология органов речи.   1. Составление таблицы «Возрастные особенности органов речи» 3. Конспект «Гигиена, охрана голоса и речи у детей»   10 баллов Тема I.4. Анатомия и физиология зрительного анализатора 1. Составление схемы «Факторы пренатального и постнатального повреждения анализаторов» 5 баллов 5. Контрольная работа 10 баллов  
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ПК-3: З.1 анатомо-физиологические особенности детей и подростков     - Таблица «Анатомия органа слуха» - Таблица «Возрастные особенности органов речи» - Схема «Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста» - Коллоквиум по теме 1.1. - Контрольная работа.
ПК-5: 3.4 классификации нарушений развития   - Мультимедийная презентация «Современные представления о сенсорных системах» - Конспект «Гигиена, охрана голоса и речи у детей» - Схема «Факторы пренатального и постнатального повреждения анализаторов» - Контрольная работа.
     
Раздел 2. ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ.
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ПК-3: З.2, У.1, В.1 ПК-5: 3.4, У.2, В.2
Содержание раздела Патология органа слуха. Заболевания и аномалии развития наружного уха: атрезия наружного слухового прохода, серная пробка, инородные тела. Заболевания барабанной перепонки: аномалии развития барабанной перепонки, повреждение барабанной перепонки. Заболевания и аномалии среднего уха: катар среднего уха, отит, отсклероз. Заболевания и аномалии внутреннего уха: дефекты и повреждения, воспаление внутреннего уха, болезньМеньера. Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозгу: неврит слухового нерва, патология проводящих путей,повреждения слуховой области коры головного мозга, воздушная контузия. Профилактика и лечение. Классификация и характеристика стойких нарушений слуха у детей. Понятие о стойких нарушениях слуха у детей. Причины стойких нарушений слуха. Классификация стойких нарушений слуха. Глухие дети. Глухие дети без речи. Глухие дети, сохранившие речь. Слабослышащие дети. Основные профилактические мероприятия при нарушениях слуха. Структура специализированных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушениями слуха. Задачи и функции специализированных детских садов для детей с нарушениями слуха. Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы. Психолого-педагогические и социальные проблемы детей с нарушениями слуха. Патология органов речи. Заболевания наружного носа и носовой полости: сужение и зарастание полости носа, повреждение носа, искривление носовой перегородки, инородные тела носа, острый и хронический насморк, озена, гнусавость. Заболевания полости рта: дефекты губ и неба, дефекты языка, дефекты челюстей и зубов, нервно-мышечные нарушения. Заболевания глотки: рубцовые деформации глотки, инородные тела глотки, ангина, хронический тонзиллит, гипертрофия носоглоточной миндалины, гипертрофия небных миндалин, фиброма носоглотки, паралич мягкого неба. Заболевания гортани: аномалии развития, инородные тела, ларингит, ложный круп, узелки голосовых связок, фиброма голосовой связки, папиллома гортани, злокачественные опухоли, нервно-мышечные нарушения. Нервно-мышечные нарушения голоса и речи. Расстройство голосообразования.   Лечебно-профилактические мероприятия при нарушениях голоса и речи у детей. Гигиена, охрана голоса и речи у детей. Отрицательное воздействие вредных примесей к вдыхаемому воздуху. Препятствия, мешающие нормальному носовому дыханию. Ограничение речи простудных заболеваниях. Закаливающие мероприятия. Профилактика и лечение при функциональных нарушениях голоса и речи. Воспитание ребенка в семье и в дошкольных учреждениях. Роль речи родителей и воспитателей. Ранее выявление недостатков слуха с одновременным развитием речи. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей. Патология зрительного анализатора. Патология век: аномалии развития век, заболевания нервно-мышечного аппарата век, воспаление век. Патология роговой оболочки и склеры: врожденные аномалии рогогвой оболочки, воспалительные процессы роговицы, заболевания склеры. Патология сосудистого тракта: аномалии радужной оболочки, воспалительные заболевания сосудистой оболочки глаза. Патология сетчатки. Заболевания зрительного нерва. Патология хрусталика и стекловидного тела. Повреждения органа зрения: травмы орбиты, травмы придаточного аппарата глаза, повреждение глазного яблока, контузии органа зрения, ожоги органа зрения.   Классификация и причины детской слепоты и слабовидения. Факторы пренатального и постнатального повреждения органа зрения. Причины слепоты и слабовидения. Врожденная патология органа зрения: аномалии глазного яблока, типичные колобомы, аномалии хрусталика, аномалии склеры, аномалии роговицы, аномалии радужки, аномалии стекловидного тела, аномалии зрительного нерва, врожденная патология органа зрения при инфекционных заболеваниях. Гигиена зрения детей. Гигиенические требования к освещению.  
План лекций Лекция 1 Тема 2.1. Патология органа слуха. Кол-во часов: 2 План: 1. Заболевания и аномалии развития наружного уха: атрезия наружного слухового прохода, серная пробка, инородные тела. 2. Заболевания барабанной перепонки: аномалии развития барабанной перепонки, повреждение барабанной перепонки. 3. Заболевания и аномалии среднего уха: катар среднего уха, отит, отосклероз. 4. Заболевания и аномалии внутреннего уха: дефекты и повреждения, воспаление внутреннего уха, болезньМеньера.   Литература: [7; 14; 15; 21; 36 ] Лекция 2 Тема 2.2 Классификация и характеристика стойких нарушений слуха у детей. Кол-во часов: 2 План: 1. Понятие о стойких нарушениях слуха у детей. 2. Причины стойких нарушениях слуха у детей. 3. Классификация стойких нарушениях слуха у детей. 4. Характеристика глухих детей. 5. Характеристика слабослышащих детей.   Литература: [7; 14; 22; 23; 25; 34] Лекция 3 Тема 2.3. Патология органов речи. Кол-во часов: 2. План: 1. Заболевания наружного носа и носовой полости: сужение и зарастание полости носа, повреждение носа, искривление носовой перегородки, инородные тела носа, острый и хронический насморк, озена, гнусавость. 2. Заболевания полости рта: дефекты губ и неба, дефекты языка, дефекты челюстей и зубов, нервно-мышечные нарушения. 3. Заболевания глотки: рубцовые деформации глотки, инородные тела глотки, ангина, хронический тонзиллит, гипертрофия носоглоточной миндалины, гипертрофия небных миндалин, фиброма носоглотки, паралич мягкого неба. 4. Заболевания гортани: аномалии развития, инородные тела, ларингит, ложный круп, узелки голосовых связок, фиброма голосовой связки, папиллома гортани, злокачественные опухоли, нервно-мышечные нарушения. 5. Нервно-мышечные нарушения голоса и речи. Расстройство голосообразования. Литература: [ 9; 14; 28; 38]   Лекция 4 Тема 2.4. Лечебно-профилактические мероприятия при нарушениях голоса и речи у детей. Кол-во часов: 2 План: 1. Гигиена, охрана голоса и речи у детей. 2. Отрицательное воздействие вредных примесей к вдыхаемому воздуху. 3. Препятствия, мешающие нормальному носовому дыханию. 4. Ограничение речи простудных заболеваниях. Закаливающие мероприятия. 5. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей. Литература: [9; 18; 28; 36 ] Лекция 5 Тема 2.5. Патология зрительного анализатора. Кол-во часов: 2 План: 1.Патология оптической системы глаза. 2. Патология сетчатки. 3. Патология проводникового отдела зрительного анализатора. 4. Патология подкорково-коркового отдела зрительного анализатора. 5. Повреждения органа зрения: травмы орбиты, травмы придаточного аппарата глаза, повреждение глазного яблока, контузии органа зрения, ожоги органа зрения.   Литература:[4; 11; 12; 19; 20; 26; 27; 30; 32; 33;35]   Лекция 6 Тема 2.6. Классификация и причины детской слепоты и слабовидения. Кол-во часов: 2 План: 1. Факторы пренатального и постнатального повреждения органа зрения. 2. Возможные виды и причины врожденно-наследственной глазной патологии. 3. Причины слепоты и слабовидения. 4. Гигиена зрения детей. 5. Гигиенические требования к освещению. Литература:[13; 18;25; 35] План семинарских занятий Практическое занятие 1 Тема 2.1. Патология органа слуха. Кол-во часов: 2 Форма проведения: Изучаемые вопросы: 1.Заболевания и аномалии развития наружного уха. Профилактика и лечение. 2. Заболевания барабанной перепонки. Профилактика и лечение. 3. Заболевания и аномалии среднего уха. Профилактика и лечение. 4. Заболевания и аномалии внутреннего уха. Профилактика и лечение. Литература: [7; 14; 15; 21; 36 ] Практическое занятие 2 Тема 2.2. Классификация и характеристика стойких нарушений слуха у детей. Кол-во часов: 2 Форма проведения: Изучаемые вопросы: 1.Основные профилактические мероприятия при нарушениях слуха. 2.Структура специализированных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушениями слуха. 3.Задачи и функции специализированных детских садов для детей с нарушениями слуха. 4.Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы. Литература:[7; 14; 22; 23; 25; 34] Практическое занятие 3 Тема 2.3. Патология органов речи. Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия Изучаемые вопросы: 1. Аномалии развития и заболевания носа. 2. Заболевания полости рта. 3. Заболевания глотки. 4. Заболевания гортани. 5. Нервно-мышечные нарушения голоса и речи. 6. Расстройства голосообразования. Литература:: [ 9; 14; 28; 38]   Практическое занятие 4 Тема 2.4. Патология зрительного анализатора. Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия Изучаемые вопросы: 1.Патология оптической системы глаза. 2. Патология сетчатки. 3. Патология проводникового отдела зрительного анализатора. 4. Патология подкорково-коркового отдела зрительного анализатора. 5. Повреждения органа зрения: травмы орбиты, травмы придаточного аппарата глаза, повреждение глазного яблока, контузии органа зрения, ожоги органа зрения. 6. Врожденная патология органа зрения: аномалии глазного яблока, типичные колобомы, аномалии хрусталика, аномалии склеры, аномалии роговицы, аномалии радужки, аномалии стекловидного тела, аномалии зрительного нерва, врожденная патология органа зрения при инфекционных заболеваниях. Литература:[4; 11; 12; 19; 20; 26; 27; 30; 32; 33;35] Практическое занятие 5 Тема 2.5. Классификация и причины детской слепоты и слабовидения. Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия Изучаемые вопросы: 1. Факторы пренатального и постнатального повреждения органа зрения. 2. Возможные виды и причины врожденно-наследственной глазной патологии. 3. Причины слепоты и слабовидения. 4 Гигиена зрения детей. 5. Гигиенические требования к освещению. Литература:[13; 18;25; 35]  
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема 2.1. Патология органа слуха 1. Составление конспекта «Основные профилактические мероприятия при нарушениях слуха» 2. Составление схемы «Основные профилактические при нарушениях слуха» 10 баллов Тема 2.3. Патология органов речи. 1. Мультимедийная презентация «Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей» 5 баллов Тема 2.5. Патология зрительного анализатора. 1. Составление схемы «Виды нарушений цветового зрения 2. Составление таблицы «Гигиена зрения детей» 10 баллов 4. Контрольная работа 10 баллов
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка   наименование оценочного средства
ПК-3: З.2 этиопатогенез нарушений органов слуха, речи и зрения У.1 определять диагностические и прогностические показатели психофизического развития ребенка В.1 навыками образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями органов слуха, речи и зрения, с учетом актуального состояния и потенциальных возможностей ребенка   - Конспект «Основные профилактические мероприятия при нарушениях слуха» - Схема «Виды нарушений цветового зрения - Коллоквиум по теме 2.5 - Контрольная работа.
ПК-5: 3.3 классификации нарушений развития У.2 провести анализ результатов комплексного медико- психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями органов слуха, речи и зрения на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития В.3 навыками психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями органов слуха, речи и зрения - Мультимедийная презентация «Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей» - Схема «Основные профилактические при нарушениях слуха» - Таблица «Гигиена зрения детей» - Контрольная работа.
     

Максимальное количество баллов по дисциплине 75 (задания инвариантной части) + 40 (выступления на практических занятиях) = 115 баллов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Возрастная анатомия человека [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.М. Железнов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. — 96 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21795.html

2. Кокаева И.Ю. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения [Электронный ресурс] : учебное пособие для бакалавров, направления подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» / И.Ю. Кокаева. — Электрон. текстовые данные. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2014. — 138 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64543.html

Дополнительная литература.

3. Баёва Н.А. Анатомия и физиология детей школьного возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.А. Баёва, О.В. Погадаева. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2003. — 56 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64942.htm

4. Баёва Н.А. Анатомия и физиология детей младенческого и дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.А. Баёва, О.В. Погадаева. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2003. — 72 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64943.html

5. Бирич Т.А. Офтальмология [Электронный ресурс] : учебник / Т.А. Бирич, Л.Н. Марченко, А.Ю. Чекина. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2007. — 556 c. — 978-985-06-1298-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24072.html

6. Дроздов А.А. ЛОР-заболевания [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.А. Дроздов, М.В. Дроздова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Научная книга, 2012. — 159 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8205.html

7.Девяткин А.А. Офтальмология [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.А. Девяткин, М.В. Трифонова, Т.В. Колесникова. — Электрон. текстовые данные. — Самара: РЕАВИЗ, 2009. — 196 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10168.html

8. Клиническая анатомия органа зрения [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Е. Апрелев [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. — 113 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51452.html

9. Музурова Л.В. Анатомия центральной нервной системы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.В. Музурова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Научная книга, 2012. — 127 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8175.html

10. Петряков В.А. Советы ЛОР врача. Заболевания уха, горла и носа [Электронный ресурс] / В.А. Петряков. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2011. — 173 c. — 978-985-06-1927-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20135.html

3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

11. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи/ Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский - М., 2001.

12. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М. : Академия, 2004.

13. Шипицына, Л.М..Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. / Л.М. Шипицына, И.А. Вартанян. - М., 2008.

14.. Богомильский, М.Р. Детская оториноларингология / М.Р. Богомильский, Чистякова В.Р. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 432 с.

15. Бойкота Н.Н. Офтальмология / Н.Н. Бойкота.- М. : РИОР, 2007. - 320 с.

16. Гайворонский, Ю И. В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 496 с.

17. Глазные болезни / сост. Е.А. Егоров, Л.М. Епифанова. – М. :ГЭОТАР-МЕД, 2010. - 160 с.

18. Пальчун, В.Т. Оториноларингология / В.Т. Пальчун, М.М. Магомедов, Л.А. Лучихин – М. :ГЭОТАР-МЕД, 2011.- 656 с.

3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

19 . http://www.iprbookshop.ru/

20. Электронная библиотечная система ЮУрГГПУ - http://elib.cspu.ru/xmlui/

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Второй этап - экзамен.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Анализаторы, функции анализаторов.

2. Наружное ухо: строение, функции и возрастные особенности.

3. Среднее ухо: строение, функции и возрастные особенности.

4. Внутреннее ухо: строение, функции и возрастные особенности.

5. Слуховой анализатор: строение и функции.

6. Физические и акустические свойства звука. Звукопроводящая функция о

Наши рекомендации