Ивановское региональное отделение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИВАНОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

АССОЦИАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР РОССИИ

СБОРНИК АЛГОРИТМОВ

ПРАКТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ

ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЧАСТЬ IV

ивановское региональное отделение - student2.ru

       
 
Иваново 2011
    ивановское региональное отделение - student2.ru
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИВАНОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

АССОЦИАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР РОССИИ

СБОРНИК АЛГОРИТМОВ

ПРАКТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ

ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЧАСТЬ IV

Под общей редакцией

Заслуженного учителя РФ,

доктора медицинских наук Н.Е. Филиппова

       
 
Иваново 2011
    ивановское региональное отделение - student2.ru
 

УДК

ББК

С

СБОРНИК АЛГОРИТМОВ ПРАКТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ Пособие для студентов/ И.М. Игнатина, Е.Н. Филиппов, Н.Б. Симагина, Л.В. Посисеева, Т.Б Гудухина, Н.Б. Смирнова, Т.В. Русакова, Л.В. Кузьмина, Э.А. Таланова, Г.Н. Лебедева, Л.Б. Завалий, Е.Н. Глебова. Под общей редакцией Н.Е.Филиппова.– Иваново: ГБОУ СПО «ИМК» Минздравсоцразвития России, 2011. 160с.

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федеральных Государственных образовательных стандартов по специальности Лечебное дело, Сестринское дело, Акушерское дело.

Пособие содержит алгоритмы выполнения практических манипуляций. Содержащиеся в пособии материалы способствуют более чёткому выполнению практических манипуляций, помогают студенту в организации своей основной деятельности во время учебной и производственной практики, а также помогают организовать свою работу в условиях стандартизации сестринской деятельности.

Предложенные в пособии алгоритмы манипуляций составляют основу для изучения последующих специальных дисциплин.

Пособие предназначено для студентов ССУЗа, преподавателей ССУЗа и специалистов со средним медицинским образованием.

Рецензент: Л.В. Посисеева – Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор.

Сведения об авторах

Пособие подготовили сотрудники Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ивановский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

Филиппов Николай Евгеньевич – заслуженный учитель РФ, доктор медицинских наук, профессор, директор колледжа

Посисеева Любовь Валентиновна –д.м.н., проф., ЗДН РФ, преподавательакушерства и гинекологии

Филиппов Евгений Николаевич – заместитель директора колледжа по системе менеджмента качества, преподаватель дерматовенерологии

Игнатина Ирина Михайловна – заведующая практическим обучением колледжа

Симагина Н.Б.- заведующая медсестринским отделением, преподаватель инфекционных болезней

Гудухина Т.Б. – к.м.н., преподаватель акушерства и гинекологии

Смирнова Н.Б. – преподаватель акушерства и гинекологии

Русакова Т.В.- преподаватель акушерства и гинекологии

Кузьмина Л.В. - преподаватель акушерства и гинекологии

Таланова Э.А. – преподаватель педиатрии, сестринского дела в педиатрии

Лебедева Г.Н. – преподаватель педиатрии, сестринского дела в педиатрии

Завлий Л.Б. – преподаватель нервных и психических болезней

Глебова Е.Н. – преподаватель отоларингологии

ã Авторы, 2010.

ã ГБОУ СПО «ИМК»

Минздравсоцразвития России, 2011.

Предисловие

Освоение профессиональных модулей занимает одно из главных мест в государственном образовательном стандарте, так как освоение профессиональных компетенций в рамках того или иного профессионального модуля создают основу деятельности медицинской сестры, фельдшера и акушерки. Освоение профессиональных компетенций невозможно без освоения манипуляционной техники, так как именно она лежит в основе ухода за пациентом.

Данное учебное пособие является четвёртой частью сборника алгоритмов практических манипуляций и имеет целью помочь студентам освоить навыки профессионального ухода за больными, подготовить студента к стандартизированной профессиональной деятельности. В пособие вошли вновь разработанные алгоритмы деятельности медицинской сестры по уходу за здоровыми и больными детьми, за пациентами с инфекционными заболеваниями, с гинекологической патологией, при беременности и родовспоможении, при нервных и психических заболеваниях, дерматовенерологии, стоматологии, отоларингологии. При разработке данных алгоритмов учитывались новые требования к деятельности медицинской сестры.

Надеемся, что данное учебное пособие поможет не только студентам, но и молодым специалистам в начале их профессиональной деятельности, а также позволит способствовать преемственности в подготовке специалистовпри совместной работе с ЛПУ.

Авторы

Вычисление фертильных дней

Практический аспект Этико-деонтологический аспект
Цель:определение наиболее вероятных для наступления зачатия дней менструального цикла.   Показания: 1.Планирование беременности . 2.Предупреждение нежелательной беременности.   Противопоказания:нет.   Подготовка техническая:приготовитьменструальный календарь (календарь с отметкой в нем дней менструации).   Подготовка пациентки:не требуется.   Техника выполнения:оценить продолжительность 6 менструальных циклов. Начало первого фертильного дня цикла определяют путем вычитания 18 дней (для повышения эффективности - 19-21) от количества дней в самом коротком цикле. Последний фертильный день цикла определяют путем вычитания 11 дней (для большей эффективности – 8-10) из числа дней в самом длинном из менструальных циклов. В фертильные дни вероятность зачатия высокая, в остальные – низкая.   Последующий уход:не требуется.   Возможные осложнения:нет.   Примечания: наибольшая эффективность метода отмечается у женщин с регулярным менструальным циклом.   -рассказать пациентке о цели проводимой процедуры и ее значении.     - объяснить женщине, для чего и как необходимо вести менструальный календарь.  

Введение и удаление ВМС

Практический аспект Этико-деонтологический аспект
Цель:обеспечение высокого контрацептивного эффекта (предупреждение нежелательной беременности). Показания: рожавшие женщины в репродуктивном периоде.   Противопоказания: 1.Маточные кровотечения невыясненной этиологии. 2.Беременность. 3.Подслизистая миома матки. 4.Злокачественные процессы гениталий или подозрение на них. 5.Аномалии развития половых органов. 6.Деформация шейки матки, ИЦН. 7.Воспалительные процессы гениталий. 8.Неповрежденная девственная плева. Подготовка техническая: 1. Стерильные перчатки. 2. Гинекологическое зеркало. 3. Пулевые щипцы. 4. Маточный зонд. 5. Пинцет. 6. Ножницы. 7. Марлевые тампоны или ватные шарики. 8. Медицинский спирт.   Подготовка пациентки: 1.Провести предварительное обследование для выявления противопоказаний. 2.Введение ВМС рекомендуется проводить на 2-3 день менструального цикла. 3.Женщине перед процедурой следует опорожнить мочевой пузырь и кишечник, провести гигиенический туалет наружных половых органов. Техника выполнения: 1.Вымыть руки и надеть стерильные перчатки. 2. Уложить пациентку на гинекологическое кресло. 3. Провести двуручное гинекологическое обследование 4. Ввести гинекологическое зеркало во влагалище, обнажить шейку матки 5..Обработать шейку матки антисептиком. 6.Захватить переднюю губу шейки матки пулевыми щипцами. 7.Измерить длину полости матки маточным зондом. 8.Установить подвижную метку на проводнике ВМС согласно длине полости матки. 9.Ввести проводник с ВМС в полость матки до соответствующей метки. 10.Проводник извлечь. 11.Подрезать нити ВМС. 12. Снять с шейки матки пулевые щипцы, шейку матки обработать антисептиком, извлечь зеркало. Извлечение ВМС проводится во время менструации: 1.Пациентку уложить на гинекологическое кресло 2.После гигиенической обработки рук и надевания стерильных перчаток во влагалище пациентки ввести гинекологическое зеркало, обнажить шейку матки. 3. Извлечь внутриматочную спираль путем захвата ее нитей корнцангом или пинцетом. При этом осторожно, медленно потягивать за нити. 4.Показать удаленную спираль женщине. 5. Извлечь из влагалища гинекологическое зеркало. Последующий уход:обучить женщину определять нити ВМС во влагалище пальцем. Возможные осложнения: 1.Боли. 2.Дисменорея. 3.Обрыв нитей ВМС. 4.Экспульсия ВМС. 5. Воспалительные процессы матки и придатков матки. 6. Эктопическая беременность. 7. Нарушения менструального цикла (увеличение менструальной кровопотери, межменструальные кровотечения). 8. Маточная беременность. 9. Перфорация матки. Примечания: 1. Введение и извлечение спирали осуществляет врач, при отсутствии врача процедуру может выполнять обученная акушерка. 2. Перед введением ВМС проводится обследование, предусмотренное стандартом. 3.При появлении болей в первые 24-48ч возможно применение обезболивающих таблеток.   -рассказать пациентке о цели проводимой процедуры, провести беседу о возможных осложнениях, получить информированное согласие на проведение манипуляции.   - успокоить пациентку, если она испытывает тревогу перед манипуляцией, предупредить о возможных побочных эффектах и осложнениях при применении ВМК.     - объяснить, что применение инструментов при подготовке к введению ВМС (гинекологическое зеркало, пулевые щипцы) не должно вызвать у нее большого дискомфорта.     - рассказать пациентке о возможных ощущениях и попросить сообщить, если появятся неприятные ощущения.   -наблюдать за реакцией пациентки во время введения ВМС. - попросить пациентку при появлении небольшой болезненности глубоко дышать.   -спросить пациентку о ее самочувствии. -осуществлять наблюдение за ней в течение 30-60 минут.    

Альцами правомоды

Введение влагалищных свечей

Практический аспект Этико-деонтологический аспект
Цель: местное лечение воспалительных заболеваний и дефектов слизистой шейки матки и влагалища, восстановление флоры влагалища.   Показания: 1.Патология шейки матки. 2.Восстановительное лечение после деструкции шейки матки, удаления полипов и кондилом влагалища, ушивания разрывов слизистой. 3.Вагинит. 4.Изъязвления слизистой влагалища. 5.Подготовка к гинекологической операции. Противопоказания: 1.Аномалии и выпадения половых органов. 2. Кровотечение.   Подготовка техническая: 1.Стерильные перчатки. 2.Гинекологическое зеркало. 3.Корнцанг или пинцет. 4.Стерильный тампон. 5. Лекарственный препарат.   Подготовка пациентки: женщине следует опорожнить мочевой пузырь и провести туалет наружных половых органов.   Техника выполнения: 1. Обработать руки и надеть стерильные перчатки. 2 Уложить пациентку на гинекологическое кресло. 2.Ввести гинекологическое зеркало во влагалище. 3.Удалить выделения из влагалища тампоном. 4.С помощью пинцета ввести свечу во влагалище и приложить ее к шейке матки или к заднему своду влагалища. 5.Осторожно извлечь зеркало, придерживая свечу пинцетом.   Последующий уход:не требуется. Возможные осложнения: 1.Травма слизистой влагалища и шейки матки. 2.Занос инфекции. 3.Аллергия на препарат. Примечания:обычно лечение свечками осуществляют в течение 10-14 дней.   -рассказать пациентке о значении проводимой процедуры для её здоровья.     - успокоить пациентку, если она испытывает опасения перед манипуляцией.     -предупредить пациентку о возможных ощущениях от введения инструментов, заверить, что их применение не принесет ей вреда, попросить немного потерпеть.     - рассказать пациентке о возможных ощущениях от данного лекарственного средства и попросить ее сообщить, если появятся неприятные ощущения (например, пощипывание, жжение).   -спросить пациентку о ее самочувствии.    

Спринцевание влагалища

Практический аспект Этико-деонтологический аспект
Цель: 1.Местное лечение воспалительных процессов шейки матки и влагалища. 2. Профилактика воспалительных процессов перед проведением гинекологических операций.   Показания: 1.Воспалительные заболеванияшейки матки. 2. Вагинит. 3. Подготовка к операции.   Противопоказания: 1. Маточные кровотечения. 2. Тяжелое состояние больной. Подготовка техническая: 1. Стерильные перчатки. 2. Кружка емкостью 2-3 литра с трубкой диаметром 1,5-2см с зажимом и наконечником. 3. Лекарственный препарат, подогретый до 36-37◦С. 4. Корнцанг или пинцет. 5. Стерильные марлевые или ватные тампоны.   Подготовка пациента: женщине следует опорожнить мочевой пузырь и провести туалет наружных половых органов.   Техника выполнения: 1.Провести гигиеническую обработку рук и надеть стерильные перчатки. 2.Уложить пациентку на гинекологическое кресло. 2.Кружку для спринцевания поместить на специальный штатив выше уровня тела больной. 3.Выпустить некоторое количество лекарственного вещества из трубки и омыть им наружные половые органы женщины. 4.Раздвинуть большие половые губы пальцами левой руки и осторожно ввести наконечник во влагалище на глубину 6-8 см. 5.Струей жидкости обработать влагалище, изменяя положение наконечника. Длительность процедуры 3-5 минут. 6.Удалить наконечник постепенно, не прекращая поступление жидкости. 7.Осушить наружные половые органы.   Последующий уход:не требуется. Возможные осложнения: 1.Травма и ожог слизистой влагалища и шейки матки. 2.Инфицирование. 3.Аллергия на препарат.   Примечания:количество процедур определяет врач.   -рассказать пациентке о значении проводимой процедуры для её здоровья.   - успокоить пациентку, если она испытывает опасения перед манипуляцией.   -поинтересоваться у пациентки о ее самочувствии, объяснить, что введение инструмента не принесет ей вреда. - рассказать пациентке о возможных ощущениях.     -наблюдать за пациенткой во время проведения процедуры.   -спросить пациентку о ее самочувствии.    

Осмотр последа

Цель: Показания: Противопоказания: Техника выполнения: Последующий уход: Возможные осложнения: Примечания:   Диагностическая - для определения целостности последа и патологических его изменений ранний послеродовый период. нет. 1.Послед кладут на ровную поверхность материнской стороной вверх, ватным тампоном удаляют сгустки крови и внимательно осматривают его целостность и структуру. В норме поверхность долек гладкая и блестящая, дольки плотно прилегают друг к другу) 2.Переворачивают послед и осматривают плодовую часть плаценты, обращая внимание на место прикрепления пуповины (центральное, краевое, оболочечное). 3.Осматривают оболочки и определяют их целостность. Для этого послед приподнимают за пуповину. Смотрят, не проходят ли по оболочкам кровеносные сосуды. Если заметны оборванные сосуды, значит в матке осталась добавочная долька. При обнаружении рваных оболочек следует думать об их остатках в полости матки. 4.Сведения об осмотре последа заносят в историю родов в графу: «Послед осмотрен» и поставить свою подпись.   1.Осмотр родовых путей. 2.Наблюдение за родильницей в раннем и позднем послеродовом периоде. нет. В процессе осмотра может быть выявлен дефект в последе или оборванный сосуд на оболочках, что свидетельствует о задержке частей плаценты в полости матки. Следует обращать внимание и описывать размеры последа, патологические изменения (гематомы и их размеры, известковые и жировые включения, дряблость тканей, цвет, запах)

Ведение последового периода

Практический аспект Этико-деонтологический аспект
Цель: профилактическая – предупреждение осложнений у матери (кровотечение, эмболия околоплодными водами). Показания: III период родов. Противопоказания: состояния матери, требующее принятия экстренных мер лечебного характера (кровотечение, шок, эклампсия). Подготовка техническая: 1.Стерильный катетер. 2.Большой лоток для последа. 3.Два малых лотка 4.Два зажима 5.Мерный сосуд 6.Физраствор- 400-500 мл, окситоцин – 10 ЕД. Подготовка роженицы: 1.На пуповину наложить зажим на уровне половой щели, отрезок пуповину опустить в лоток. 2.Вывести катетером мочу в другой лоток 3.Не трогать руками матку, руки роженицы лежат на груди. Техника выполнения: Последовый период ведется строго выжидательно, с иглой в вене. 1. Проводится наблюдение за общим состоянием женщины, выделениями. 2. Внутривенно капельно осуществлять инфузию физраствора с раствором окситоцина – 10 ЕД . 3.Следить за признаками отделения плаценты: - признак Шредера: изменение формы и высоты стояния дна матки. Матка из срединного положения на уровне пупка вытягивается в длину и отклоняется вправо; - признак Альфельда: наложенный на пуповину зажим опускается вниз на 10см.; - признак Довженко – при глубоком вдохе и выдохе пуповина не втягивается в половую щель; - признак «песочных часов»: выпячивание отделившейся плаценты над лоном; - признак Кюстнера-Чукалова: при надавливании ребром ладони на надлобковую область пуповина не втягивается в половую щель. 4.При наличии признаков отделения последа попросить роженицу потужиться и потягиванием за пуповину родить послед. 5.Произвести осмотр последа (см. алгоритм манипуляции). 6.Кровь из лотка перелить в мерную колбу и измерить величину кровопотери. Последующий уход: 1.Родильницу подмыть, уложить на стерильную подкладную пеленку, 2.Произвести осмотр родовых путей 3.Сменить подкладную стерильную пеленку, уложить родильницу удобно на родовом столе с вытянутыми ногами, под ягодицы положить лоток, укутать одеялом или простыней 3.Наблюдать за общим состоянием, маткой, выделениями из половых путей в течение 2 часов в родовом зале Возможные осложнения: нарушение отделения и выделения последа, кровотечение, шок, эклампсия. Примечания: 1.При задержке рождения отделившегося последа применяют наружные приемы для выделения последа (способ Абуладзе, Гентера, Креде-Лазаревича). 2.Если после рождения плаценты обнаруживается, что оболочки задерживаются в матке, родившуюся плаценту берут в ладони обеих рук и вращают в одном направлении. При этом происходит скручивание оболочек и их рождение. Либо предлагают роженице опереться на ступни и приподнять таз; при этом плацента свисает вниз и своей тяжестью способствует отслоению и рождению оболочек.     - объяснить пациентке, что роды не закончены, и должен родиться послед.     - поинтересоваться у пациентки о ее самочувствии (нет ли головокружения, слабости), попросить не закрывать глаза, не дремать.     -попросить пациентку выполнять все указания медицинского персонала.     - при отсутствии потуги просят потужиться «от себя».   - поинтересоваться самочувствием пациентки.    

Подготовка пациентки к малой гинекологической операции

Практический аспект Этико-деонтологический аспект
Цель: профилактическая (профилактика инфицирования , осложнений анестезии, хирургической случайной травмы ). Показания: 1.По назначению врача. 2.Устранение отрицательных эмоций. 3. Подготовка к наркозу. Противопоказания: отмена оперативного вмешательства. Подготовка техническая: 1. Перчатки. 2. Бритвенный станок одноразовый. 3. Гигиенические стерильные салфетки, ватные шарики. 4. Корнцанг (зажим). 5. Катетер. 6. Емкость с дез.раствором. 7. Раствор антисептика. 8. Хлопчатобумажные стерильные бахилы. 9.Стерильные пеленки. Подготовка пациентки: 1.Установить доверительные отношения, объяснить последовательность и ход процедур, необходимых перед операцией, получить согласие на процедуры. 2.Проинформировать пациентку о соблюдении бесшлаковой диеты в течение 1-2 дней до операции. 3. Обратить внимание пациентки на то, что накануне операции последний прием пищи (легкий ужин) не должен быть позднее 18 ч, а утром в день операции запрещается прием пищи и жидкости. 4. Проинформировать пациентку о проведении туалета наружных половых органов накануне вечером и непосредственно перед операцией утром. Техника выполнения: (выполняется медсестрой или акушеркой): накануне операции 1.Уложить женщину на кушетку и произвести бритье наружных половых органов. 2.При отсутствии самостоятельного стула предложить очистительную клизму. в день операции 1. Уложить женщину на гинекологическое кресло, предвари-тельно подстелив стерильную пеленку. 2.На ноги женщины надеть стерильные бахилы. 3. Вывести мочу катетером. 4. Провести обработку операционного поля раствором антисептика с помощью салфеток или ватных шариков на корнцанге (зажиме) в последовательности: область лобка и внутренняя поверхность бедер, наружные половые органы и промежность, область заднего прохода. Возможные осложнения:1.Травматизация. 2.Инфицирование. Примечания: 1.Работа ведется в стерильных перчатках. 2.Весь инструментарий подвергается дезинфекции согласно инструкции ЛПУ. 3.После операции женщина на каталке транспортируется в палату.   - внимательно расспросить больную, что ее волнует, и постараться внушить ей уверенность в необходимости операции и благоприятном исходе ее. - объяснить, что исключение продуктов, способствующих газообразованию, облегчит работу кишечника, предотвратит возникновение рвоты.   - пояснить, что процедура проводится с гигиенической целью.     - предупредить пациентку о возможных ощущениях.   -успокоить пациентку, если она испытывает страх перед манипуляцией.     - предупредить пациентку о возможных ощущениях от антисептического раствора (жжение, зуд).  

Подготовка пациентки к полостной гинекологической операции

Практический аспект Этико-деонтологический аспект
Цель: : профилактическая (профилактика инфицирования , осложнений анестезии, хирургической случайной травмы ). Показания: 1.По назначению врача. 2.Устранение отрицательных эмоций. 3. Подготовка к наркозу. Противопоказания: отмена оперативного вмешательства. Подготовка техническая: 1. Набор инструментов и материалов для постановки очистительной клизмы. 2. Бритвенный станок одноразовый. 3. Перчатки. 4. Емкость с дезраствором. 5. Катетер. 6. Гигиенические стерильные салфетки, ватные шарики. 7. Корнцанг (зажим). 8. Раствор антисептика 9. Лекарственные препараты для премедикации. 10. Набор для внутримышечной инъекции. 11. Ватно-марлевый тампон. 12. Хлопчатобумажные стерильные бахилы, косынку. Подготовка пациентки: 1.Установить доверительные отношения, объяснить последовательность и ход процедур, необходимых перед операцией, получить согласие на процедуры.   2.Проинформировать пациентку о соблюдении бесшлаковой диеты в течение 1-2 дней до операции. 3. Обратить внимание пациентки на то, что накануне операции последний прием пищи (легкий ужин) не должен быть позднее 18 ч, а утром в день операции запрещается прием пищи и жидкости. 4. Проинформировать пациентку о проведении гигиенического душа накануне вечером перед операцией. Техника выполнения (выполняется медсестрой или акушеркой): Накануне операции 1.Уложить женщину на кушетку и произвести бритье наружных половых органов. 2.Поставить очистительную клизму.   3. Провести премедикацию по назначению врача.   В день операции 1. Провести туалет наружных половых органов.   2. Провести премедикацию по назначению врача.   3. Транспортировать женщину в операционную на каталке, уложить на операционный стол, надеть косынку, бахилы. 5. Вывести мочу катетером. 6. Провести обработку наружных половых органов раствором антисептика с помощью салфеток или ватных шариков на корнцанге (зажиме) в последовательности: область лобка и внутренняя поверхность бедер, наружные половые органы и промежность, область заднего прохода. Последующий уход: 1.Все инструменты подвергаются дезинфекции согласно инструкции ЛПУ. 2.Женщину транспортируют на каталке в ПИТ. Возможные осложнения: 1.Травматизация. 2.Инфицирование. 3.Аллергия на лекарственные препараты. Примечания: 1.Работа ведется в стерильных перчатках. 2.При наличии запоров вместо очистительной клизмы можно использовать препарат «Фортран» по схеме накануне операции. 3.Для премедикации используются: Вечером перед сном 1—2 таблетки транквилизаторов (седуксен, триоксазин, элениум, мепро-бамаг, тазепам и др.). 4.Утром в день операции за 1 — 1,5 ч до ее начала - инъекция 2 мл раствора промедола 1% или 1 мл 2% раствора промедола и 1 мл 1% раствора димедрола. 5.За 30—40 мин до начала операции с целью блокады парасимпатических (вагусных) реакций (секреция слюны, мокроты, желудочного сока) - 0,5 — 0,8 мл 0,1% раствора атропина с учетом частоты пульса.     - внимательно расспросить больную, что ее волнует, и постараться внушить ей уверенность в необходимости операции и благоприятном исходе ее.     - объяснить, что исключение продуктов, способствующих газообразованию, облегчит работу кишечника, предотвратит возникновение рвоты.     - пояснить, что процедура проводится с гигиенической целью.     - предупредить пациентку о возможных ощущениях. -успокоить пациентку, если она испытывает страх перед манипуляциями. - объяснить, что назначенные препараты снимут эмоциональное напряжение, создадут психический покой, улучшат сон .     -успокоить пациентку, если она испытывает страх перед манипуляциями, предупредить о возможных ощущениях.   - объяснить действие лекарственных препаратов для подготовки к наркозу.   - спросить о самочувствии.     - предупредить пациентку о возможных ощущениях от антисептического раствора (жжение, зуд).    

Признак Вастена

Практический аспект Этико-деонтологический аспект
Цель:диагностическая – определение соответствия между размерами головки плода и тазом матери, для прогноза возможности родоразрешения через естественные родовые пути. Показания: роженицыв1 периоде родов, при прижатой к плоскости входа в малый таз головке плода. Противопоказания:нет. Подготовка техническая:стерильные перчатки. Подготовка роженицы: попросить женщину лечь на спину на жесткой кушетке и освободить от одежды переднюю брюшную стенку. Техника выполнения: 1. Обработать руки и надеть стерильные перчатки. 2. Установить ладонь своей руки на лонное сочленение роженицы и по средней линии живота скользить (подниматься) ладонью вверх, переходя на область предлежащей головки. 3. Оценить результат: - если ладонь, соскальзывая с симфиза, отклоняется вниз – признак Вастена отрицательный. - если ладонь при переходе с симфиза на головку поднимается вверх – признак Вастена положительный. - если ладонь плавно переходит с симфиза на головку – признак Вастена вровень. Последующий уход: не требуется. Возможные осложнения: нет. Примечания: 1.При отрицательном признаке Вастена прогноз родов через естественные родовые пути благоприятный 2. Положительный признак Вастена указывает на несоответствие между размерами таза матери и головки ребёнка (клинически узкий таз). В этом случае необходимо оперативное родоразрешение. 3. Если признак Вастена вровень, то при активной родовой деятельности и хорошей конфигурации головки роды через естественные родовые пути возможны. При слабой родовой деятельности, крупной и плотной головке ребёнка необходимо экстренное кесарево сечение. - объяснить пациентке значение манипуляции.     -успокоить пациентку, если она испытывает страх перед манипуляцией.     - пояснить, что данная манипуляция не нанесет вреда ребенку.   -наблюдать за реакцией пациентки, справиться о самочувствии.   -сообщить пациентке результаты обследования.

Признак Цангемейстера

Практический аспект Этико-деонтологический аспект
Цель:диагностическая – определение соответствия между размерами головки плода и тазом матери, для прогноза возможности родоразрешения через естественные родовые пути. Показания: роженицыв1 периоде родов, при прижатой к плоскости входа в малый таз головке плода   Противопоказания:нет. Подготовка техническая: 1.Стерильные перчатки. 2.Тазомер. Подготовка пациентки: 1.Уложить роженицу на бок, спиной к исследующему, нижележащую ногу нужно согнуть в тазобедренном и коленных суставах, а вышележащая ногу вытянуть. 2. Освободить от одежды переднюю брюшную стенку и пояснично-крестцовую область. Техника выполнения: 1. Выполнить гигиеническую обработку рук и надеть перчатки. 2. Измерить наружную конъюгату: одну пуговку тазомера расположить на верхнем крае симфиза, другую– в надкрестцовой ямке. Зафиксировать полученный результат. 3. Переместить переднюю пуговку тазомера с симфиза на наиболее выступающую кпереди точку предлежащей головки. По шкале тазомера определить результат. 4. Оценить полученные результаты: - если наружная конъюгата на 3 – 4 см длиннее размера от головки до надкрестцовой ямки, то размеры головки соответствуют размерам таза. - если размер от головки до надкрестцовой ямки больше наружной конъюгаты, это означает несоответствие, т.е. клинически узкий таз. - если размеры равны, это свидетельствует о наличии нерезкого несоответствия: прогноз родов через естественные родовые пути сомнителен. Последующий уход:не требуется. Возможные осложнения:нет. Примечания:тазомер предварительно должен быть обработан дезинфицирующим раствором, установленным к применению в данном ЛПУ.   - объяснить пациентке значение манипуляции.   -успокоить пациентку, если она испытывает страх перед манипуляцией.   - пояснить, что данная манипуляция не нанесет вреда ребенку. - предупредить о возможных неприятных ощущениях от плотного прижатия пуговок тазомера.     -наблюдать за реакцией пациентки, справиться о самочувствии.     -сообщить пациентке о результатах обследования.

Определение белка в моче

Цель: Показания: Противопоказания:   Подготовка техническая: Подготовка пациентки: Техника выполнения: Последующий уход: Возможные осложнения: Примечания:.   диагностическая – определение функционального состояния почек. беременность и ее осложнения (гестоз), заболевания почек   нет.   1. Стерильная стеклянная ёмкость под мочу. 2. Чистые пробирки (3 шт.). 3. Раствор сульфосалициловой кислоты 20%. 4. Раствор уксусной кислоты 3 – 5%. 5. Спиртовку. 6. Спички.   выполнить туалет наружных половых органов.   I. Проба с сульфосалициловой кислотой. 1. Взять 2 пробирки, пометить их: «О» - опыт, «К» - контрольная. 2. В пробирки налить по 4 - 5 мл профильтрованной мочи. 3. В опытную пробирку добавить 4 – 5 капель сульфосалициловой кислоты, хорошо перемешать. 4. Рассмотреть обе пробирки на тёмном фоне. 5. При наличии белка в моче в опытной пробирке отмечается помутнение или осадок в виде хлопьев. Контрольная пробирка остаётся прозрачной и служит для сравнения. II. Проба с уксусной кислотой. 1. В пробирку налить 8 – 10 мл мочи и кипятить на спиртовке. Моча, содержащая белок или большое количество солей, мутнеет. 2. К помутневшей моче добавить несколько капель раствора уксусной кислоты и снова кипятить мочу. 3. Если моча остаётся мутной, значит, моча содержит белок. Если моча становится прозрачной, значит, помутнение связано с наличием солей, которые в присутствии уксусной кислоты растворились.   не требуется.   ожог кожи рук медицинского работника.   при выполнении манипуляции (работе со спиртовкой, кипячении мочи) соблюдать технику безопасности – использовать специальный фиксатор для пробирки.

Уход за пупочной ранкой

Практический аспект Этико-деонтологический аспект
Цель:профилактическая ( профилактика омфалитов и для лучшего заживления пупочной ранки). Показания:все дети в период новорожденности. Противопоказания:нет. Подготовка техническая: 1.70% раствор этилового спирта (для обработки рук). 2. 3% раствор перекиси водорода. 3. Раствор фукарцина. 4.Стерильные марлевые салфетки и шарики. 5.Почкообразный лоток. 6.Пеленальный стол, обработанный раствором антисептика. 7. Стерильные перчатки. Подготовка пациента:ребенка распеленать. Техника выполнения: 1.Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки. 2.Взять две стерильные марлевые салфетки и придерживая их большим и указательным пальцами левой руки расширить края пупочной ранки. 3. Смочить стерильный марлевый шарик в 3% растворе перекиси водорода. 4. Очистить пупочную ранку от центра к периферии. 5. Взять стерильный марлевый шарик, смоченный в растворе фукарцина, обработать пупочную ранку. Последующий уход:ребёнка запеленать, уложить в кроватку. Возможные осложнения и их профилактика: 1. Инфицирование. 2. Травматизация. Примечания: 1.Обработка пупочной ранки проводиться 2 раза в день (во время утреннего туалета и вечером, после гигиенической ванны). 2.После выписки ребёнка под наблюдение участкового врача, пупочная ранка обрабатывается только 3% перекисью водорода.       - беспокойство ребёнка при проведении процедуры не связано с болевыми ощущениями.   - при этом стараться вычистить всё содержимое ранки. Ранка может немного кровоточить, что не является патологией.     - маму обучить обработке пупочной ранке дома. После выписки.

Пеленание

Практический аспект Этико-деонтологический аспект
Цель:профилактическая. Показания:дети периода новорождённости.   Противопоказания:нет.   Подготовить: 1. Ситцевую распашонку. 2. Фланелевую распашонку. 3. Ситцевую пеленку. 4. Фланелевую пеленку. 5. Подгузник. 6. Вчетверо сложенную пеленку. 7. Уголок. 8. Байковое одеяло. 9. Чепчик ситцевый и фланелевый (или шапочка).   Подготовка пациент

Наши рекомендации