Исследование и оценка физического развития (фр)

ИССЛЕДОВАНИЕ ФР – сбор данных (соматоскопические, физиометрическиесоматометрические методы)

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФР индивидуума включает определение биологического возраста и степень гармоничности морфофункционального состояния.

Методы оценки фр:

1. Оценка физического развития (или морфофункционального состояния) индивидуума

2. Оценка биологического развития (возраста, БР) индивидуума

3. Комплексная оценка физического развития индивидуума (ФР и БР)

4. Оценка физического развития коллектива (генерализующий и индивидуализирующий или лонгитудинальный методы)

Основные методы оценки физического развития индивидума

1. метод ИНДЕКСОВ (Кетле или BMI)

2. метод СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ(стандартных) – это параметрический вариант вариационного анализа, измерение основано на оценке вариации, разброса данных вокруг среднего арифметического значения, вариация измеряется в стандартных отклонениях (+ 1, 2, 3 δ).

3. метод ЦЕНТИЛЬНЫХ ШКАЛ– это непараметрический вариант вариационного анализа, измерение основано на оценке вариации, разброса данных вокруг медианы, вариация измеряется в персентилях (Р0 – Р100) и центилях (Р10, Р20, …Р90) .

4. метод ШКАЛ РЕГРЕССИИ– в основе разработки стандартов лежит регрессионный анализ, рассчитывается зависимость массы тела и/или других признаков от длины тела.

2. АКСЕЛЕРАЦИЯ, ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ: ПРОЯВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ,

ГИПОТЕЗЫ.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

АКСЕЛЕРАЦИЯ — это ускорение темпов роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений. Особенно ярко проявляется в подростковом возрасте.

ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ (РЕТАРДАЦИЯ) — это замедление темпов роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений.

ГРАЦИЛИЗАЦИЯ СТРОЕНИЯ– уменьшение широтных размеров тела при сохранении длины тела.

Проблемы акселерации и ретардации: физиологические

1. Меньшая приспособленность к физическим нагрузкам и низким температурам

2. Повышенная утомляемость и низкая работоспособность в пубертатный период

3. Частые нарушения работы сердечно-сосудистой системы

4. Отставание темпов психического развития

5. Повышенные возбудимость, реактивность, лабильность эндокринного аппарата

Проблемы акселерации и ретардации: гигиенические:

необходим учет произошедших анатомо-физиологических изменений в регламентации и организации всех видов деятельности (обучение, спорт, труд, питание) предметов обихода, оценки ФР и здоровья.

Причины акселерации: множество гипотез

· ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ

· Влияние ГЕОМАГНИТНОЙ активности: в годы повышенной солнечной активности процесс полового созревания замедлен, наступает позже, относительная длина ног меньше, а обхват грудной клетки больше по сравнению с подростками, родившимися в период нормальной солнечной активности.

· Влияние растущего потока ИНФОРМАЦИИ: длительное возбуждение коры головного мозга и подкорки – повышение продукции гонадотропных гормонов гипофиза и андрогенов надпочечников.

· теория ГЕТЕРОЗИСА

· КАЛОРИЙНАЯ ЕДА (факторы урбанизации)

До настоящего времени ни одна из теорий акселерации не получила всеобщего признания. Все большее число ученых склоняется к выводу о СОВОКУПНОСТИ воздействия на растущий организм множества факторов, приведших к резкому ускорению физического развития детей во второй половине XX столетия.

ЗДОРОВЬЕ, ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ, ПРИОРИТЕТЫ.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ЗДОРОВЬЕ- это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

ЗДОРОВЬЕ – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (ФЗ № 323 от 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)

ЗДОРОВЬЕ- такое состояние человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения (БМЭ).

ЗДОРОВЬЕ -состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифичные социальные функции (Г.И. Царегородцев).

Наши рекомендации