Исследование и оценка физического развития (фр)
ИССЛЕДОВАНИЕ ФР – сбор данных (соматоскопические, физиометрическиесоматометрические методы)
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФР индивидуума включает определение биологического возраста и степень гармоничности морфофункционального состояния.
Методы оценки фр:
1. Оценка физического развития (или морфофункционального состояния) индивидуума
2. Оценка биологического развития (возраста, БР) индивидуума
3. Комплексная оценка физического развития индивидуума (ФР и БР)
4. Оценка физического развития коллектива (генерализующий и индивидуализирующий или лонгитудинальный методы)
Основные методы оценки физического развития индивидума
1. метод ИНДЕКСОВ (Кетле или BMI)
2. метод СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ(стандартных) – это параметрический вариант вариационного анализа, измерение основано на оценке вариации, разброса данных вокруг среднего арифметического значения, вариация измеряется в стандартных отклонениях (+ 1, 2, 3 δ).
3. метод ЦЕНТИЛЬНЫХ ШКАЛ– это непараметрический вариант вариационного анализа, измерение основано на оценке вариации, разброса данных вокруг медианы, вариация измеряется в персентилях (Р0 – Р100) и центилях (Р10, Р20, …Р90) .
4. метод ШКАЛ РЕГРЕССИИ– в основе разработки стандартов лежит регрессионный анализ, рассчитывается зависимость массы тела и/или других признаков от длины тела.
2. АКСЕЛЕРАЦИЯ, ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ: ПРОЯВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ,
ГИПОТЕЗЫ.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
АКСЕЛЕРАЦИЯ — это ускорение темпов роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений. Особенно ярко проявляется в подростковом возрасте.
ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ (РЕТАРДАЦИЯ) — это замедление темпов роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений.
ГРАЦИЛИЗАЦИЯ СТРОЕНИЯ– уменьшение широтных размеров тела при сохранении длины тела.
Проблемы акселерации и ретардации: физиологические
1. Меньшая приспособленность к физическим нагрузкам и низким температурам
2. Повышенная утомляемость и низкая работоспособность в пубертатный период
3. Частые нарушения работы сердечно-сосудистой системы
4. Отставание темпов психического развития
5. Повышенные возбудимость, реактивность, лабильность эндокринного аппарата
Проблемы акселерации и ретардации: гигиенические:
необходим учет произошедших анатомо-физиологических изменений в регламентации и организации всех видов деятельности (обучение, спорт, труд, питание) предметов обихода, оценки ФР и здоровья.
Причины акселерации: множество гипотез
· ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ
· Влияние ГЕОМАГНИТНОЙ активности: в годы повышенной солнечной активности процесс полового созревания замедлен, наступает позже, относительная длина ног меньше, а обхват грудной клетки больше по сравнению с подростками, родившимися в период нормальной солнечной активности.
· Влияние растущего потока ИНФОРМАЦИИ: длительное возбуждение коры головного мозга и подкорки – повышение продукции гонадотропных гормонов гипофиза и андрогенов надпочечников.
· теория ГЕТЕРОЗИСА
· КАЛОРИЙНАЯ ЕДА (факторы урбанизации)
До настоящего времени ни одна из теорий акселерации не получила всеобщего признания. Все большее число ученых склоняется к выводу о СОВОКУПНОСТИ воздействия на растущий организм множества факторов, приведших к резкому ускорению физического развития детей во второй половине XX столетия.
ЗДОРОВЬЕ, ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ, ПРИОРИТЕТЫ.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЗДОРОВЬЕ- это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
ЗДОРОВЬЕ – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (ФЗ № 323 от 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)
ЗДОРОВЬЕ- такое состояние человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения (БМЭ).
ЗДОРОВЬЕ -состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифичные социальные функции (Г.И. Царегородцев).