Неравномерность и гетерохронность развития

Объяснение данной закономерности дал академик П.К. Анохин в теории функциональных систем.

Избирательное и опережающее созревание обеспечивается за счет тех структурных образований и функций, которые обусловливают выживаемость организма на каждом этапе развития, что является полезным приспособительным результатом системы.

На разных этапах развития выживаемость организма в наибольшей степени обусловливают разные структуры и функции.

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ

На биологическом уровне: половой диморфизм, исключая строение половых органов, проявляется в половых признаках, обусловленным действием половых гормонов: развитие скелета, рост, мышц тела, волос, кожи, жировой клетчатки (груша – яблоко). Значение: отражает различия в задачах, решаемых в процессе полового размножения мужской и женской особью.

На социальном уровне: половой диморфизм человека стал проявляться в разделении труда (добывание пищи, рождение и воспитание потомства, приготовление пищи, постройка жилья и так далее).

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РОСТА И РАЗВИТИЯ

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ: наряду с учением об анатомо-функциональных особенностях составляют понятие «возрастных особенностей», которые лежат в основе гигиенического нормирования, обоснования гигиенических требований (к режиму, питанию, всем условиям для ДиП)

ПРАКТИЧЕСКОЕ: в ходе надзорных мероприятий и, особенно, в ходе экспертной деятельности специалист может правильно интерпретировать и прогнозировать ситуацию в сфере СЭБН, разрабатывать профилактические мероприятия.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД– время, необходимое для завершения морфофункционального развития на конкретном этапе и достижения готовности организма к определенной деятельности.

В пределах одного возрастного периода процессы роста и развития, физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители однозначны.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 1

Грудной (до 1 года)

Преддошкольный( 1 – 2 года)

Дошкольный (3 – 6 лет)

Младший школьный (7 – 10 лет)

Средний школьный (11 – 14 лет)

Старший школьный (15 – 17 лет)

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 2

Период новорожденности (первые 4-5 недель)

Преддошкольный возраст:

а) грудной или мл.ясельный от 4-5 недель до 1 года

б) старший ясельный от 1 года до 3 лет

Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет

Школьный возраст:

а) младший от 7 до 11 лет

б) средний от 12 до 14 лет

в) старший от 15 до 18 лет

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД»

Учет возрастной периодизации лежит в основе укрепления здоровья детей, гигиенического нормирования, санитарного надзора.

Понятие «возрастной период» отражает на практике реализацию закономерностей роста и развития человека - неравномерности и неодновременности.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ, ЗНАЧЕНИЕ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ– это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития и определяющих запас его физических сил.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)– совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ– это достигнутый уровень морфофункционального развития организма в сравнении с хронологическим возрастом. Позволяет судить о состоянии репродуктивного здоровья индивидуума.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ (ПАСПОРТНЫЙ) ВОЗРАСТ– период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год).

Значение физического развития

Именно физическое развитие в детском возрасте определяет здоровье в старшем возрасте, включая потенциальное активное долголетие и передачу соответствующих качеств будущим поколениям.

Физическое развитие детей – один из базовых, обобщающих параметров здоровья и поэтому используется в качестве индикатора социального благополучия общества (масса тела при рождении).

Требования к проведению оценки физического развития

Коллектива ДиП

1. Корректный выбор методик исследования, оценки, стандартов ФР в соответствии с задачами исследования, комплексность оценки (ФР и БР)

2. Соблюдение методических требований.

3. Время проведения (одномоментность, сроки, время суток)

4. Предварительная подготовка средств (объективность, точность, чувствительность инструмента, форма протокола и пр.)

5. Оперативная оценка.

Наши рекомендации