Травма водителя и пассажира внутри автомобиля
Повреждения внутри автомобиля возникают чаще при столкновении движущегося автомобиля с другими транспортными средствами или неподвижными предметам, реже при опрокидывании автомобиля и его падении с высоты.
Основным механизмом образования повреждений у водителя и пассажира является удар о внутренние части салона и сотрясение тела.
Водитель плотно фиксирует свое тело, а тело пассажира переднего сидения менее устойчиво, поэтому травмируется значительно чаще.
При лобовом столкновении у водителя возникают повреждения о рулевое колесо, панель щитка приборов управления, ветровое стекло.
При ударах о рулевое колесо у водителя возникают ссадины и кровоподтеки на передней поверхности грудной клетки - полулунные и дугообразные формы-отпечатки, разрывы кожи между 1- 2 пальцами кистей, ушибленные и рвано-ушибленные раны лица, резаные раны от осколков ветрового стекла, переломы костей лица, свода и основания черепа, повреждения головного мозга, переломы грудины и ребер, ушибы и разрывы сердца, легких. Кроме того, у водителя возникают переломы шейного отдела позвоночника, переломы костей стопы (плюсневых) при ударе о педали, повреждения в области нижних конечностей - ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, переломы берцовых костей, надколенника, бедренных костей (при ударе о панель приборов).
У пассажира переднего сидения возникают ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны лица, головы, переломы костей лицевого черепа, "хлыстообразные" повреждения шейного отдела позвоночника (при этом тело отбрасывается на спинку сиденья, голова запрокидывается с резким разгибанием шейного отдела позвоночника, возникает разрыв передней продольной связки и межпозвоночного диска, перелом отростков и тел позвонков), резаные раны лица, кистей рук; переломы костей нижних конечностей, повреждения внутренних органов и др. Если тело было закреплено ремнями безопасности, то в области плечевого пояса, на груди и иногда животе могут образоваться полосовидные кровоподтеки, ссадины, иногда переломы ребер, ключиц, разрывы грудино-ключичных суставов.
23.1.5. Травма от сдавления человека (пешехода) между частями движущегося автомобиля и другими преградами
Самый редкий вид автомобильной травмы. Встречается при перевертывании и опрокидывании автомобиля, при вертикальном положении тела сдавление между частями автомобиля и другим транспортным средством или неподвижными преградами.
Повреждения определяются степенью сдавления, площадью контакта, быстроты и длительности, положением человека. Наиболее характерны следующие повреждения: уплощение сдавливаемой части тела, множественные закрытые двусторонние переломы грудной клетки, разрывы, размозжения внутренних органов, закрытые двусторонние переломы костей таза др.
23.1.6. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при автомобильной травме:
1.Какие повреждения обнаружены при исследовании трупа?
2. Являются ли обнаруженные повреждения характерными для автотравмы?
3. Каков конкретный вид автомобильной травмы (удар, переезд и т.д.)?
4. В каком положении находился пострадавший в момент получения повреждений по отношению к транспорту?
5. Какой частью автомобиля причинены повреждения?
6. Какова последовательность повреждений?
7. Какие из них прижизненные, какие посмертные?
8. Какова причина смерти?
9. Как давно наступила смерть?
10. Не страдал ли пострадавший заболеваниями органов зрения и слуха?
11. Не принимал ли пострадавший незадолго до наступления смерти спиртные напитки?
12. Какова группа и тип крови погибшего?
Глава 24. Рельсовая травма
К рельсовой травме относится железнодорожная и трамвайная травмы, которые по числу погибших и пострадавших выходят на второе место после автомобильной.
Виды рельсовой травмы
Различают следующие виды рельсовой травмы:
- от удара по телу частями движущегося подвижного состава,
- от переезда через тело колес рельсового транспорта,
- от выпадения человека из движущегося поезда, от сдавления тела между частями подвижного состава и другими предметами,
- травма пассажиров внутри вагонов при катастрофах