Пубертатный период (2-я фаза периода полового созревания 14-17 лет).

· центральная нервная система, участвующая в становлении и регуляции менструальной функции, лабильна и легко ранимая.

· Созревание гипоталамических структур ускоряется, формируется циклическая секреция гонадотропных гормонов.

· Фолликулы начинают циклически созревать, но овуляция, как правило, отсутствует, фолликулы подвергаются обратному развитию. У 20% девочек, впервые 2 года пубертатного периода наблюдаются ановуляторные циклы.

· При овуляторных циклах в начале пубертатного периода желтое тело еще функционально неполноценно, так как прогестерон секретируется мало

· К концу пубертата заканчивается формирование «зрелого» функционирования репродуктивной системы с переходом к овуляторным менструальным циклам.

· Рецепторы матки в период становления менструальной функции развиты недостаточно, возможны ювенильные маточные кровотечения.

· В течение 0,5—1,5 лет после менархе( первые менструации) менструации могут быть нерегулярными, через 1—2 мес. Регулярные менструации у некоторых девушек устанавливаются лишь в первые 2 года пубертатного периода.

· Вторичные половые признаки достигают полного развития. Происходит быстрый рост матки, изменяется соотношение размеров тела и шейки матки (до 3:1), матка устанавливается таким образом, что дно ее направлено вперед, а передняя поверхность — вперед и вниз (положение anteflexio versio). Маточные артерии становятся извитыми, улучшается кровообращение матки и влагалища. Под влиянием гормонов яичника в функциональном слое эндометрия происходят циклические изменения.

· К концу пубертатного периода заканчивается формирование телосложения по женскому типу в результате расширения костей таза, развития подкожной жировой клетчатки.

· Изменяется тембр голоса, формируются психологические черты, свойственные женщине (застенчивость, желание нравиться, повышенный интерес к своей внешности).

· Пубертатный период сопровождается повышением сексуальной активностью и у девушек, что обеспечивается андрогенами. У девушек это выражено в меньшей степени и позже, чем у юношей, но в дальнейшем у женщин сексуальность развита значительно сильнее. В связи с этой проблемой девушке необходимы знания! Можно все, что не вредит здоровью. Единственное, с чем можно пока подождать, — это половая жизнь.

Половая зрелость у девушекначинается и заканчивается раньше, чем у юношей (10-15 лет и 12-19 лет, соответственно). И все равно половое созревание и способность к рождению детей развиваются гораздо раньше психических и материальных возможностей воспитать и обеспечить своего ребенка. Половое созревание означает лишь окончание детства и вступление в новый период жизни — юность.

Гигиена.

Установившийся менструальный цикл означает физическую готовность девушки к беременности. С менархе необходимо думать о контрацепции в случае начала половой жизни, т.к. забеременеть можно и при неустановившемся, нерегулярном цикле, в любой его день.

Для начала менструации необходима т.н. критическая масса тела (не менее 50 кг) и определенный процент (не менее 35) массы жировой ткани от общей массы организма (депо эстрогенов). Поэтому девушки, изнуряющие себя диетой, рискуют потерять или сильно нарушить свою репродуктивную функцию.

Менструации, как правило, безболезненны или умеренно болезненны. В норме при менструации теряется небольшой объем крови. При повышенной кровопотере, высокой нервной и физической нагрузке, недостаточном питании, гиповитаминозе происходит постепенная потеря железа. Гигиенические мероприятия во время менструаций не отличаются от обычных. Распорядок дня не должен меняться. Можно все. Если болезненность или обильность мешают нормальной работоспособности, необходимо обратиться к врачу.

Девушкам можно пользоваться тампонами. Отверстие в плеве, как правило, достаточно для прохождения маленького тампона. Тампон не должен находиться во влагалище больше 4 часов. Тампоны нельзя оставлять на ночь. Женщина должна вести менструальный календарь, отмечая в нем особенности выделений, их длительность, обильность. Эти календари помогают гинекологу поставить диагноз при обращении.

Наши рекомендации