Зависит ли вес от генов? Переезжаем на ПМЖ на север и боремся с нежеланием мозга менять пищевые привычки

Хвост или есть, или его нет.

По-моему, тут нельзя ошибиться.

Правила жизни Винни-Пуха и Алана Александра Милна

Зависит ли вес от генов? Неразрывно. Ожирение – хроническое системное заболевание, развивающееся в результате дисбаланса потребления и расхода энергии преимущественно у лиц с генетической предрасположенностью. Однако полнота не является неизбежной, даже если у человека имеется предрасположенность к набору лишнего веса.

Гены предрасположенности всего лишь формируют риск, ответственность за реализацию которого целиком ложится на наши плечи. Более 100 генных комбинаций влияют на мультифакториальные изменения веса. Каждая индивидуальная генетическая вариация, ведущая к нарушению функции или количества белка, кодируемого данным геном, имеет сравнительно малое влияние на излишний вес и не обязательно вызывает ожирение, но «награждает» восприимчивостью и изменяет баланс контроля веса, если человек выбирает неподходящий образ жизни. То есть оказывает влияние на то, склонен ли человек набирать и сохранять вес, насколько быстро его организм реагирует на физическую нагрузку, на какие именно упражнения и какой вид диеты он реагирует. Генетика и молекулярная биология – это те современные инструменты, которые позволяют применить законы точных наук для объяснения явлений живой природы.

Не гены виноваты в том, что брюки или юбка не застегиваются. Виноваты их обладатели, не делающие выводов из очевидного.

Но самих по себе мутаций этих генов редко бывает достаточно для накопления избыточного веса. Скорее они выступают в роли генетических триггеров, для реализации патологического эффекта которых необходимо наличие неблагоприятных аллелей других генов, а также действие повреждающих факторов внешней среды.

Поэтому обратная зависимость важна не менее: не только генетические вариации влияют на телосложение; но питание и образ жизни оказывают влияние на каждый из наших генов, которые постоянно претерпевают изменения. Они то активируются, то ингибируются, причем до полного выключения.

В случае обладания «особенными» генами обмена липидов полезно на постоянной основе ввести разгрузочные дни и пересмотреть количественный и качественный состав жира в рационе, ограничив продукты, богатые «скрытыми» жирными кислотами.

Вариантные сочетания генов играют ключевую роль в липидном обмене, потреблении энергии и инсулинорезистентности, контроле аппетита и формировании стереотипов пищевого поведения, или попросту привычек. Совокупность полиморфных эффектов этих генных сетей определяет разницу в подходах к диетической коррекции и объеме физических нагрузок.

Контроль аппетита осуществляется с участием, среди прочих, гена LEPR – рецептора лептина. Лептин – это гормон, сигнализирующий о дефиците энергии. Уровни лептина в кровотоке соответствуют массе жировой ткани. Лептин транспортируется в мозг и через нервное окончание в гипоталамусе активизирует выработку меланокортина, контролирующего супрессию «возбуждающих аппетит пептидов», индукцию «подавляющих аппетит пептидов» и снижает потребление человеком пищи. Адекватный уровень лептина и оптимальная к нему чувствительность стимулируют окисление жирных кислот и потребление глюкозы, предотвращая накопление липидов.

Изменения в любой точке генетической сети метаболического пути лептина – меланокортина приводят к высокому риску набора веса.

Мутации гена LEPR изменяют чувствительность клеток к лептину. Носители просто не получают сигнала о достаточности накопления энергии в виде жира в жировых клетках. Видимо, когда-то, давным-давно, люди, которых эволюция одарила такой мутацией, жили в более суровых климатических условиях, мерзли и чахли. Поэтому мать-природа озаботилась оказанием помощи: лечением головной боли посредством топора. Может, рекомендовать моим пациентам, имеющим такую особенность, переехать на ПМЖ на Север? Или, по крайней мере, установить климат-контроль в квартире градусов на 17 и увеличить в рационе долю балластных веществ? Правда, непонятно, насколько это понравится домочадцам.

Группа генов, участвующих в липидном обмене, достаточно обширна. Яркими ее представителями являются гены с именами FTO-1 (fat mass and obesity-associated) и FABP2 (fatty-acid-binding proteins).

Ген FTO кодирует фермент со страшным названием альфа-кетоглутарат-зависимая диоксигеназа и четко ассоциирован с количеством жировой массы, а определенные варианты этого гена – с ожирением. Оптимальная активность позволяет FTO регулировать экспрессию пула генов, участвующих в метаболизме липидов. Полиморфные эффекты гена еще вчера считались главной причиной избыточного веса. Все как всегда – то найдем ген старости, то ген молодости, то лень спишем на родителей.

Распространенность мутации по гену FTO в европейской популяции составляет от 55 до 61 %. И не надо себя успокаивать, что это означает носительство «жирного» гена, например, половиной из балерин. Обладатели полиморфизма, скорее всего, уходили из балетных классов на стадии обучения, а крупноформатные «звезды», видимо, победили природу. Слава героям!

Ген FABP2 кодирует белок, связывающий жирные кислоты в тонком кишечнике. Белки, связывающие жирные кислоты (БСЖК), – это семейство транспортеров жирных кислот и других в жирах или липофильных веществах. Продукт гена обеспечивает захват, внутриклеточный транспорт и метаболизм жирных кислот сквозь клеточные мембраны.

Полиморфный вариант обладает повышенным сродством к насыщенным жирам, что приводит к усилению транспорта триглицеридов в клетки тонкого кишечника, повышенному окислению жиров и устойчивости к инсулину. Вариантная форма с одинаковой частотой встречается у 27–34 % мужчин и женщин.

В случае обладания «особенными» генами обмена липидов полезно на постоянной основе ввести разгрузочные дни и пересмотреть количественный и качественный состав жира в рационе, ограничив продукты, богатые «скрытыми» жирными кислотами. При отсутствии противопоказаний рекомендуются препараты, блокирующие всасывание жиров в кишечнике.

Для обладателей полиморфного гена PGC1A физическая активность обязательна, желательно заниматься регулярно, используя пульсометр; весовых скачков не допускать – это может привести к ожирению.

Если у ваших родителей имеются нарушения обмена глюкозы или вы, как крейсер, увеличиваетесь «вперед», то весьма вероятно, что вы являетесь носителем заинтересованных генов, продукты которых являются активными участниками углеводного обмена. Хотя о возможных рисках пока не подозреваете. В этом случае без соблюдения режима питания, рекомендуемого диабетикам, специальной коррекции пищевого набора и адекватных физических нагрузок эффект снижения веса будет недостаточен.

Основным маркером углеводного обмена является группа генов PPAR (рецепторы пероксисом) и UCP (митохондриальные транспортеры). Как считается, белки, связывающие жирные кислоты (гены FABP), обеспечивают транспорт липофильных молекул к внутриклеточным PPAR рецепторам.

Таблица 42

Наши рекомендации