Зачем нам нужно подсознание?
Хорошей метафорой для иллюстрации того, как происходит борьба частей Я (или субличностей) за право воздействовать на поведение человека, является представление нашего подсознания в виде своеобразного парламента. И то, как в реальном парламенте принимаются законы, является аналогией принятия решений внутри нас.
©Явный признак эволюционного уродства Человечества - нужда в витаминах.
«Парламент разума» принимает свои решения на основе свода законов. Одни из них "конституционные", т.е. обязательные для исполнения. Внутри нас эту роль выполняют родительские программы, которые были внесены в период формирования "скелета" личности ( Не трогай спички..... Запомни сынок, так делать очень плохо...... Хорошие дети поступают только так.....В нашей семье считается приличным......Прежде, чем перейти улицу..........Мой руки перед едой.......В нашей семье всегда любили есть.......Говорить такое неприлично.....Берегись мужчин.....Не езди одна в лифте......Собака - ходячая смерть! Бойся ее.....и т.д. и т.п.)
Есть и "простые" законы, которые появились в своде в более позднее время. С ними парламент считается тогда, когда посчитает это нужным и полезным для выживания. И есть "опросы общественного мнения", т.е. информация пришедшая к человеку от посторонних людей (или же книг), которые не имеют для него такого значения, чтобы быть вынужденным с ними считаться.
И внутри этого "парламента" есть много "фракций". Самые крупные и сильные - инстинкты развития, самосохранения, размножения и родительский. И масса более мелких, являющихся производными от них.
Лень - право вето “парламента” для воздействия на “президента”?
Ресурсы организма огромны, но они не бесконечны. И "парламент" вынужден считаться с их ограниченностью. И если жизнь все-таки умудрится заставить человека делать что-то, что прямо не связано с необходимостью выживания, он будет делать это так, чтобы затратить на это действие минимум усилий. Поэтому человек всегда выбирает самый легкий путь из всех возможных В ДАННЫЙ МОМЕНТ.
Это было очень рельефно выявлено при помощи опытов, проведенных в ГУМе. Там есть две лестницы для переходов со второго этажа одной линии на второй этаж другой. Первая сначала ведет на пол-этажа вниз, а затем на пол-этажа вверх. А другая, которая находится рядом, сначала ведет на пол-этажа вверх, в затем на пол-этажа вниз. То есть по энергии, которую нужно затратить для перехода, обе лестницы совершенно одинаковы.
Но оказалось, что 90% людей идут по лестнице, которая кажется более легкой - по той, которая вначале ведет вниз. И это человеческое качество в социальной жизни зачастую подкладывает нам здоровенную свинью.
Рутина парламентской жизни.
В каждый момент времени внутри “парламента” подсознания идет борьба мотивов: "Чем заняться? На что затратить энергию?" И за то, чтобы встать у штурвала организма борются все части “Я”. Львиная доля энергии и организменного времени ВСЕГДА достается жизнеобеспечивающим "фракциям". И чем важнее они для выживания, тем сильнее у них голоса в "парламенте".
И, когда мы голодны, мы никогда не ленимся искать пищу! Человек должен сорваться с “дивана” и съесть все, что попадет под руки. Если же все уже давно съедено и ничего под руки не попадает, то он будет вынужден взять дубинку в руки и идти на добычу своего пропитания. Когда же он поймает, зажарит и съест очередного мамонта, то опять заваливается на диван, чтобы с “кайфом” переварить все, что удалось запихнуть в желудок. И силы, которые его могут с этого “дивана” стянуть, должны быть достаточно серьезными.
Печальная судьба не с неба сваливается, но рождается от человеческой глупости.
Л. Альберти.
Таким образом, можно вполне определенно утверждать, что первоосновы нашего поведения кроются в животном прошлом. Наше тело, хотим мы этого или нет, действует по законам наилучшего выживания. А эти законы говорят, что надо делать только то, без чего никак нельзя обойтись. Поэтому если рядом с человеком нет хищников и пузо набито, если ему тепло и его не мучают половые гормоны, то он предпочитает лежать на спине и плевать в потолок.
Ему естественным образом совершенно не хочется делать то, что не требуется для выживания. И универсальным регулятором, который позволяет ему увильнуть от нежелаемого действия, является лень. Ведь лень на самом деле является практическим воплощением принципа экономии сил.