Самоубийство как крик о помощи.
Часть "Я" человека, которая заставляет его совершить самоубийство, может таким образом найти легкий путь решения внутреннего конфликта. Вследствие различных причин ситуация, в которую попадает человек, начинает казаться ему неразрешимой, а положение, в которое он попал, безвыходным. Самоубийца похож на шахматиста, который, столкнувшись с очень трудной шахматной задачей, просто смахивает фигуры с доски.
Часть, ответственная за самоубийство, может использовать его как крик о помощи: “Мне плохо, я не могу найти приемлемого для себя выхода из создавшейся ситуации! Обратите на меня и мои проблемы пристальное внимание!”
Ты, дорогой мой читатель, наверное заметил, что очень большой процент людей после попытки самоубийства все - таки "откачивают". Казалось бы - уезжай за город, найди безлюдное место, где тебя в течение месяца никто не побеспокоит, и виси себе все это время без постороннего вмешательства. Ан нет! Все это происходит так, что есть большая вероятность своевременной помощи и спасения.
Ненависть - месть труса за испытанный страх.
Б. Шоу.
Поэтому мне кажется, что смерть при попытке самоубийства скорее является несчастным случаем, чем запланированным результатом. Часть, ответственная за самоубийство, на самом деле является частью, ответственной за безопасность и таким образом пытается вывести человека из тупика. Попытка самоубийства в большой степени является неосознаваемым шантажом, попыткой воздействия на тех людей, которые не хотят согласиться с точкой зрения данного человека.
Скандинавский исследователь Бертиль Якобсен (1987) обнаружил связь между самоубийством и характером рождения. Самоубийства, связанные с удушением, были связаны с удушением при рождении, насильственные самоубийства – с механической травмой рождения, наркомания – с опиатами или барбитуратами, назначавшимися при родах.
Вообще, я очень люблю работать с пациентами после суицидальной попытки - мне при работе с ними не приходится продираться сквозь психологические защиты. Такое ощущение, что их нет совсем! И любые психотерапевтические техники действуют на них как пальцы на разогретый пластилин.
Высок ли “интеллект” у частей “Я”?
Частенько приходится слышать, что подсознание мудрее сознания. Но я не думаю, что это так (во всяком случае, я уверен в этом относительно себя). Подсознание является скопищем достаточно примитивно “мыслящих” (на уровне идиота), но очень мощных программ, которые с железной последовательностью выполняют свое единственное предназначение, ради которого созданы.
Эти части “Я” прекрасно разбираются в том, за что ответственны, но не имеют связи с внешним миром. Да и не имеют к этому никакого интереса, так как не для этого созданы. Единожды образовавшись, они ВСЕГДА и в ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ действуют однообразно.
Уже образовавшиеся части “Я” не способны обучаться на основе нового опыта. Если организм встречается с чем-нибудь новым, то на основе этого нового опыта образуются НОВЫЕ части “Я”. И если их цели будут противоречить целям старых частей “Я”, то между ними начнется противоборство. И победит сильнейший!
©Мы можем считать свое беспокойство псевдопроблемой: -если оно не приносит физического ущерба; -если оно не мешает счастью людей.
И в этом плане правомерно сравнивать их с компьютерными программами, которые действуют ТОЛЬКО так, как в них заложил команды программист. Если извне в компьютер будет введена чуть измененная программа, то он не сможет выдать НИКАКОГО результата!
Наш разум – «гранат»?
Для того, чтобы образно представить взаимоотношения сознательного и бессознательного материала, можно сравнить нашу психику с фруктом гранат. Его шкурка - наше сознание, а подсознание - его ягодки. Каждая из этих “ягодок” - часть “Я”, ответственная за реализацию какой-либо ценности. И каждая появилась внутри нас для того, чтобы приносить ту или иную пользу.
По объему подсознание намного больше сознания. Но каждая “ягодка”, которая составляет подсознание, намного меньше сознания. Еще один образ, который помогает осознать эти взаимоотношения: сознание - это средневековый феодал - сюзерен, который сильнее отдельного вассала, но намного слабее всех их, вместе взятых.
В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа.
Г. Фрейтаг.
Между “шкуркой” и “ягодками” в реальном психическом пространстве нет явной границы. Мы отделяем их только для удобства. Например, память является механизмом хранения информации, а процесс вспоминания - механизм вытаскивания в “светлый круг” хранящейся информации. И в зависимости от того, как далеко в подсознании лежит эта информация, настолько долго и трудно происходит процесс воспоминания. И на определенном этапе память пасует и не может выполнить свою роль. Казалось бы - вот это и есть граница “шкурки”. Но это не совсем так – если человеку поставить условие: “Вспомнишь – выживешь!”, то он сможет вспомнить намного больше, чем при обычных условиях.
Например, бывает, что ты, дорогой мой читатель, изо всех сил пытаешься вспомнить какой-нибудь факт. Но все твои усилия ни к чему не приводят! Но когда тебе скажут эту информацию, ты «вдруг» вспоминаешь, что прекрасно знал ее. Но не мог вспомнить! То есть она была внутри тебя, но ты ее не мог там найти.
Таким образом, значительную часть той информации, которая попадает в мозг, мы в обычных условиях не можем осознать. И может показаться, что мы ее давно и “успешно” забыли. Но, оказывается, это далеко не так.
Для того, чтобы хорошо понять – как организована наша психика и как она работает, я приведу несколько образных вариантов объяснения его работы.
Мозг - лучший компьютер планеты?
Для начала полезно будет сравнить наш мозг с компьютером. В результате взаимодействия с окружающим миром новорожденный младенец очень быстро и многому чему обучается. Связано это с тем, что он появляется на свет с великолепным инструментом, обеспечивающим этот процесс - человеческим мозгом. Многие психологи пришли к выводу, что человеческий мозг можно рассматривать как автономный и самопрограммируемый компьютер.
Мой опыт работы и с компьютером и с человеческой психикой подтверждает это - наш мозг работает по тем же законам, что и современные компьютеры. В период освоения работы с компьютером я частенько ахал - ну надо же! Как принципы его работы похожи на работу мозга!
Но даже у маленького ребенка его мозг работает на неизмеримо более высоком уровне, чем самые лучшие образцы современной компьютерной техники. И основное его отличие от “железных” собратьев - способность к самоорганизации, саморазвитию и усложнению в фантастической степени.
Когда человек только появляется на белый свет, то его мозг сравним с самыми примитивными моделями компьютеров - по типу советского БК-0010. Но в течение жизни он постепенно усложняется и развивается. И у взрослого человека параметры работы мозга настолько выше, чем у младенца, насколько последние модели современных компьютеров выше БК-0010.
Как работает компьютер?
Каждый компьютер работает на машинных кодах, основанных на обработке информации по двоичной системе. Следующий этаж компьютера - операционная система, которая руководит работой компьютера. И третий этаж – прикладные программы, например, экранный редактор, в котором набран данный текст.
Настоящее всегда чревато будущим.
В. Лейбниц.
Операционная система состоит из базовых управляющих программ – как и каким образом работать с информацией и таким образом “взрослеть” этому компьютеру. И в зависимости от того – с чем и с кем приходится работать этому компьютеру, в зависимости от той информации, которую он получает извне, на основе операционной системы будет формироваться отличный от других компьютер. Хотя базовые программы у него такие же, как у других. Если вводимая в компьютер информация будет содержать ошибки или входить в противоречие с операционной системой, то компьютер может “зависнуть”, то есть перестать работать.
Примерно так же устроена психика человека. Роль операционной системы выполняют родительские управляющие программы, а роль машинных кодов – базовые инстинкты. А сознание – своеобразный «экранный редактор», который полностью зависим от «операционной системы» и «машинных кодов», но без которого человеческий компьютер совершенно бесполезен.
Правда, надежность и “антивирусные программы” мозга на несколько порядков надежнее, чем у современного компьютера. Но если такое противоречие все-таки образуется (например, конфликт “белое–черное”), то психика или полностью теряет свою продуктивность (появляется шизофрения) или же образуются комплексы, то есть отделенные от остальной психики блоки информации, несущие в себе психологический конфликт. Наша психика для преодоления этих комплексов образует неврозы и тому подобные вещи.