Залог успеха – опора на «гигантов»?
В результате у меня получилась достаточно цельная концепция формирования психики человека от рождения и до зрелого состояния. На этой базе я построил максимально полную (насколько это возможно на современном уровне знаний) модель формирования болезней и психологических проблем у современных людей.
Насколько она полно отражает реальные законы, что работают внутри нас - сказать трудно. Но те психотерапевтические техники, которые основаны на подобном видении внутреннего мира человека, входят в число самых эффективных психотерапевтических методик, которые созданы в мире.
Конечно же, пока эта теория еще «сырая», так как невозможно сразу объять и объяснить все. Но я все равно предлагаю всем желающим ознакомиться с тем, что уже есть, надеясь на то, что они мне отплатят доброжелательной критикой. И с этой помощью мне удастся «шлифовать» теорию дальше и таким образом делать ее все более совершенной.
©Комплекс неполноценности чрезвычайно важен не только для самого человека, но и для всего общества, являясь своеобразным противовесом агрессии и наглости. Она помогает человеку быть более терпимым к слабостям других людей и мириться с неидеальным вариантом, который приходится выбирать из-за комплекса (например, взять в жены не очень красивую женщину).
Все, что мы создаем в жизни, по большому счету принадлежит не только нам. Те, кто нас любит и обеспечивает наши “тылы”, помогая нам таким образом творить, не в меньшей степени, чем мы сами, авторы всего того, что мы создали. С благодарностью и любовью посвящаю эту книгу моему “соавтору” - жене Надежде.
Часть вторая,
В которой мы постараемся создать эклектическую теорию формирования психики.
Одной из самых отличительных черт нашего времени является повсеместный переход от слепой веры к убеждениям на основе твердых знаний и фактов. Можно сказать, что только сейчас Человечество входит в век просвещения.
Когда человеческое общество было устроено попроще, то оно с грехом пополам могло обойтись только верой. Но сейчас без знаний - никуда! Это проявляется практически во всех сферах жизни современного человека.
Глава четвертая, в которой мы порассуждаем о возможном «отце-основателе» Человечества.
Если мы хотим найти реальные ответы на вопрос о движущих силах и базовых мотивациях, которые заставляют нас двигаться по жизни, то можем исходить только из двух основополагающих установок.
Первое: Что они (наши действия) основаны на нашем естестве, которое исходит от животного начала. Это рациональное объяснение, основывающееся на реальной жизни и ее реальных требованиях к нам. А также на безусловных телесных потребностях, которые обеспечивают наше выживание и безбедное включение в общество.
И второе: что они обусловлены какой-то силой, не зависящей от нашей природы. Это уже иррациональное объяснение, которое зиждется на промысле Божьем (или иных сверхъестественных существ). Т.е. на чем-то, что выше нас, не зависит от нас.
Обе эти установки веками существовали в коллективном сознании Человечества. И обе внешне имеют совершенно одинаковые права на существование.
А может все-таки Бог?
Мы знаем, что вся история человечества пронизана спорами о том: есть Бог или же его нет, есть или нет потусторонний мир. Понятно, что эти споры (иногда переходившие в вооруженный обмен «мнениями»), имеют большой смысл. Если Бог есть, то картина мира, которая может быть построена на этом будет одной, если же нет – совершенно другой.
Одни люди истово верят в то, что Бог есть. Другие столь же истово отрицают все трансцендентальное. Я не зря подчеркнул слово “верят”, ибо в нем все дело.
Только то, что рождено разумом и обращается к разуму, может стать духовной силой для всего человечества.
А.Швейцер.
Есть или нет Бог - мы не знаем наверняка, это больше акт личной веры каждого конкретного человека. Или же его неверия. Этот вопрос входит в когорту “проклятых” проблем, на которые в этой жизни найти ответ невозможно. Так же, как и вопрос: есть у человека душа или же нет.
Если мы начинаем считать, что есть, то нам надо изменить все представления о своей жизни. Архитектура этого мира станет совершенно другой. Ведь если душа у человека есть (в том понимании, которое в него вкладывала религия), то это предполагает, что это что-то, что не зависит от нашего тела. А, значит, это определенная сущность, связанная или с Богом или же с другими Высшими существами. Все эти споры в принципе неразрешимы, т.к. нет никаких доказательств ни того, что Бог есть, ни того, что его нет.
Лично я считаю, что этот мир не может существовать без связующей идеи. И Бог в той или иной форме все-таки существует. Но я прекрасно знаю, что строить мотивацию поведения человека на этом моем желании совершенно глупо (ситуация не меняется даже в том случае, если это будет желание всех людей на планете). Желание всегда останется только желанием!