Показатели психологической готовности к материнству
Филиппова Г.Г., исследуя психологические факторы нарушения материнства, рассматривала психологическую готовность к материнству как ведущий фактор адаптации к беременности и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены:
Ø ценность будущего ребёнка;
Ø ценность себя как матери;
Ø материнская компетентность.
В готовности можно выделить пять основных блоков.
Личностная готовность:
1. Общая личностная зрелость
§ адекватная возрастно-половая идентификация;
§ способность к принятию решений и ответственности;
§ прочная привязанность;
§ внутренняя каузальная атрибуция и
§ внутренний локус контроля;
§ отсутствие зависимостей
2. Личностные качества, необходимые для эффективного материнства.
§ эмпатия;
§ способность к совместной деятельности;
§ способность быть «здесь и теперь»;
§ творческие способности;
§ интерес к развитию другой личности;
§ интерес к деятельности выращивания и воспитания;
§ умение получать удовольствие;
§ культура тела.
Адекватная модель родительства:
§ адекватность моделей материнской и отцовской ролей, сформированных в своей семье, по отношению к модели личности, семьи и родительства своей культуры;
§ оптимальные для рождения и воспитания ребенка родительские установки, позиция, воспитательные стратегии, материнское отношение.
Мотивационная готовность: зрелость мотивации рождения ребенка, при которой ребенок не становится:
§ средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины;
§ средством удержания партнера или укрепления семьи;
§ средством компенсации своих детско-родительских отношений;
§ средством достижения определенного социального статуса и т.п.
Сформированность материнской компетентности:
§ отношение к ребенку как субъекту не только физических, но и психических потребностей и субъективных переживаний;
§ сензитивность к стимуляции от ребенка;
§ способность к адекватному реагированию на проявления ребенка;
§ способность ориентироваться для понимания состояний ребенка на особенности его поведения и свое состояние;
§ гибкое отношение к режиму и установка на ориентацию на индивидуальный ритм жизнедеятельности ребенка в ранний период его развития;
§ необходимые знания о физическом и психическом развитии ребенка, особенно возрастных особенностях его взаимодействия с миром;
§ способность к совместной деятельности с ребенком;
§ навыки воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка.
Сформированность материнской сферы. Материнство как часть личностной сферы женщины включает три блока, содержание которых последовательно формируется в онтогенезе самой женщины (во взаимодействии с собственной матерью и другими носителями материнских функций; сюжетно-ролевой игре в куклы и семью; во взаимодействии с младенцами до рождения своего ребенка; в период полового созревания; во взаимодействии с собственными детьми).
В каждом блоке должны быть сформированы необходимые компоненты.
Ø В эмоционально-потребностном:
- реакция на все компоненты гештальта младенчества (физические, поведенческие и продуктивно-деятельностные особенности ребенка);
- объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке как объекте материнской сферы;
- потребность во взаимодействии с ребенком, в заботе и уходе за ним; потребность в материнстве (в переживании соответствующих выполнению материнских функций состояний).
Ø В операциональном:
- операции вербального и невербального общения с ребенком;
- адекватный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком; - операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками (уверенность, бережность, ласковость движений).
Ø В ценностно-смысловом:
- адекватная ценность ребенка и материнства (ребенок как самостоятельная ценность);
- оптимальный баланс ценностей материнской и других потребностно-мотивационных сфер женщины.
Содержание всех пяти блоков готовности к материнству взаимосвязано. В каждом случае будет наблюдаться индивидуальная картина содержания всех блоков.
Мещерякова С.Ю. выделяет несколько групп показателей психологической готовности к материнству.
1. Особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства.
Концепция Лисиной М.И. – основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми.
Мещерякова С.Ю. предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью можно судить по аффективным следам, оставленным в её:
Ø первых воспоминаниях о себе и родителях,
Ø об их стиле воспитания,
Ø о своих привязанностях.
2. Переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку.
Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
3. Установки на стратегию воспитания ребёнка.
То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку.
Милосердова Е. выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:
1. Отношение к беременности.
Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения.
2. Поведение женщины в процессе родов.
Ø Думает только об успешном завершении процесса родов для ребёнка, о его проблемах и состоянии, сопереживает малышу, мысленно помогает и поддерживает его, понимая как ему нелегко.
Ø Женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось.
Уровни психологической готовности к материнству (С. Ю. Мещерякова)
Были выделены три уровня психологической готовности к материнству:
Низкий уровень характеризуется наличием колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности. Многие не переживали чувства общности с ним, не придумывали имя, не представляли себе малыша. Они преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима, были сторонницами «строгого» воспитания. Такие матери чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к собственной матери и строгое отношение родителей, редко играли с куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.
Младенцы таких матерей достаточно инициативны, но имеют самые низкие показатели компонентов комплекса оживления; не у всех отмечается умение развивать коммуникативную ситуацию; часто наблюдаются отвлечения.
Средний уровень – наблюдалась противоречивая установка на воспитание, они не собирались часто брать ребенка на руки, не были сторонницами кормления по часам и т. д. У других, отмечалось отсутствие привязанности к матери, их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Третьи отдавали предпочтение играм в «дочки-матери», а некоторые мамочки отмечали: что любят детей до года, остальные постарше.
Младенцы таких матерей имеют более низкий уровень общения с матерью. Они менее инициативны, но имеют высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя преимущественно ответное поведение; слабее умеют развивать коммуникативную ситуацию; нередко сами прекращают общение.
Высокий уровень – женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности. Ориентировались на соблюдение мягкого режима. Все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери, ласковое отношение собственных родителей, любили играть с куклами. Все отметили, что любят детей младенческого возраста.
Младенцы матерей обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами общения, умеют развивать коммуникативную ситуацию, проявляют выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно протестуют, когда его прекращает мать.
3. Психологическая подготовка к родам
Цель психологической подготовки к родам: создание психологической установки на благополучное родоразрешение, воспитание чувств материнства, отцовства посредством формирования духовно-психологической связи между родителями и ребенком в утробе.
Психологическая подготовка:
1. Формирование у будущей матери ответственного отношения к вынашиваемой беременности, к процессу рождения и дальнейшего взращивания ребенка.
2. Ознакомление женщины с основными понятиями и физиологическими процессами в беременности и родах.
3. Ознакомление с особенностями режима, питания, выполнения правил гигиены во время беременности, родов и послеродовом периоде, правилами ухода за новорожденным.
4. Общение родителей с ребенком во чреве:
§ будущие родители разговаривают с малышом, читают ему стихи, сказки и т.п. - ребенок до рождения запоминает и различает голоса матери и отца, близких людей.
§ арттерапия: прослушивание приятной музыки, пение, движение под музыку, танцы создают позитивный фон и формируют эстетический вкус у ребенка; лепка, рисование, рукоделие позволяют развивать моторику ребенка уже во чреве; и т.д.
§ традиционное честование ребенка еще до рождения, как со стороны матери, так и отца.
5. Формирование понятия «домашних родов» у всех членов семьи. Формирование для беременной женщины пространства поддержки со стороны ее ближайшего окружения (членов ее семьи).
6. Информирование о вредных факторах, таких как: стрессовые ситуации, воздействие компьютера, неправильное питание и пр., объяснение их влияния на развитие ребенка, рекомендации, как избежать вредного влияния окружающей среды.
7. Рекомендации по формированию образа женщины, матери: женственность в одежде, внешнем виде, поведении (способствует выработке необходимых женских гормонов).
8. Информирование о порядке регистрации родившегося ребенка в социальных структурах, снятия беспокойств, связанных с этим процессом.
Недоношенные младенцы
Наиболее очевидным и частым признаком недоношенности является низкий вес младенца при родах. Международная организация здравоохранения дает следующее уточнение понятия «низкий вес»: новорожденный, весящий менее 2,5 кг, испытывает потребность в особом лечении и уходе
Два вида недостаточного веса новорожденных.
Первый из них относится к недоношенным детям.Младенец, родившийся ранее 35-й недели беременности (37-й недели после последней менструации матери) является недоношенным, и большинство недоношенных младенцев обладают при рождении недостаточным весом.
Ко второму виду относятся своевременно родившиеся младенцы с недостаточным весом при рождении. Таких детей называют доношенными новорожденными с недостаточным весом. Одна из причин низкого веса таких детей — плохое питание плода во время беременности.
Недоношенные младенцы рождаются по ряду причин.
§ Наиболее распространенная из них – множественные роды: двойня, тройня и т. д.
§ Болезни или аномалии плода,
§ Курение или употребление различных препаратов матерью во время беременности,
§ Неправильное питание.
§ Болезни матери.
Сразу после рождения недоношенные младенцы сталкиваются с большими трудностями при адаптации к внешнему миру, чем нормальные дети.
Проблемы.
1. Распространенной проблемой является температурный контроль. У недоношенных меньше жировых клеток, чем у доношенных младенцев. Им сложнее поддерживать необходимую температуру тела. Вот почему недоношенные новорожденные с недостаточным весом немедленно после родов помещаются в специальные инкубаторы.
2. Другой серьезной проблемой является питание в течение позднего фетального периода (фетальный период: с 11/12 недели до родов). Создается впечатление, что в течение первых нескольких месяцев жизни такие младенцы не могут догнать здоровых новорожденных в весе и росте.
Многие ученые считают, что последствия недоношенности могут еще долго напоминать о себе после окончания младенческого периода.
Исторически все исследования показывали, что первые 3 года жизни эти младенцы больше страдают от болезней, обладают более низкими баллами по коэффициенту интеллекта, отличаются большим количеством поведенческих нарушений, чем нормальные дети, родившиеся в срок.
Однако в более поздних исследованиях было доказано, что такие трудности появляются менее чем у одной четверти недоношенных младенцев. И все же среди детей, имеющих такие диагнозы, как нарушение способностей к обучению, гиперактивность или нарушение концентрации внимания, исследователи находят большой процент тех, кто родился раньше срока.
Ко всем подобным сообщениям следует относиться с известной долей осторожности. Нельзя делать вывод о том, что недоношенность является причиной этих нарушений. Хотя такие младенцы могут хуже адаптироваться к родовому стрессу, связь между недоношенностью и возникающими позже проблемами может оказаться более сложной.
Поэтому преждевременность появления на свет зачастую является лишь симптомом наличия аномалии, а не ее причиной.
1. Некоторые из проблем, возникающие у недоношенных детей на следующих стадиях развития, могут появляться из-за особенностей обращения с ними в первые недели их жизни. Вследствие необходимости содержания их в инкубаторах они меньше времени проводят в контакте с родителями, чем обычные дети.
2. Очень мало недоношенных младенцев приспособлены к кормлению грудью; немногим из них подходит искусственное вскармливание; некоторые вообще не умеют сосать первые несколько дней жизни. Следовательно, они не имеют социальных переживаний, получаемых нормальными детьми во время кормления и помогающих вырабатывать раннюю привязанность.
3. Кроме того, некоторые родители могут быть не такими внимательными к своим «преждевременным» детям, поскольку они внешне непривлекательны или больны, отличаются характерным пронзительным раздражающим криком.
Проводились особые исследования недоношенных младенцев, родители которых участвовали в уходе за ними в госпитале. Такие родители научились чутко реагировать на незначительные и практически незаметные поведенческие проявления своих малюток, которыми те выражали дискомфорт и наличие неких потребностей. В свою очередь, дети, на каждой стадии своего развития, демонстрировали значительное улучшение своего состояния. Еще в младенческом возрасте они начинали более адекватно выполнять социальные и интеллектуальные задачи (по сравнению с недоношенными младенцами, чьи родители не ухаживали за ними в клинике). К 12-летнему возрасту исследуемые дети демонстрировали повышенную интеллектуальную и социальную осведомленность.
Некоторые из нежелательных последствий недоношенности могут компенсироваться и условиями среды, окружающей ребенка в первый год жизни.
В пилотажном исследовании для младенцев, рожденных раньше срока в силу неправильного питания в течение фетального периода, они, помимо необходимого медицинского обслуживания и качественного питания, каждый день имели хороший уход, чувствовали проявление заботы о себе. Большинство детей, участвовавших в эксперименте, по всем показателям сравнялись с нормальными детьми к 18 месяцам. Младенцы из контрольной группы получали такую же медицинскую помощь и то же самое питание, но уход за ними производился в домашних условиях. Их нормализация происходила медленнее, а отставания в развитии проявлялись еще в 2-летнем возрасте.