Зрелый человек доверяет людям - здоров
Я считаю, что психологически, нравственно зрелый человек, как и открытый опыту, развивающийся ребенок, подросток доверяет людям.
Он свободен, не стеснен в отношениях с ними (в быту, в семье, на работе, в учебе - везде).
Его конфликты обычно - необходимые, продуктивные столкновения по делу. Они не бывают способом самоутверждаться за счет других, не становятся борьбой за абстрактную идею, чуждую интересам реальных живых людей[180].
Зрелый человек признает право других иметь и отстаивать иное мнение, даже противоречащее его интересам. «Я ненавижу то, что вы говорите, но я готов отдать жизнь за то, чтобы вы имели возможность это говорить!» (Вольтер) - лучше не выразишь это, нравственно зрелое отношение к своему миру.
Такой подход бережет от обид не только на сторонников, но и на противников. Он не обижает, так как по-человечески понятен и тем и другим. Признание себя и другого бережет от взаимной личностной агрессии. Оно становится профилактикой неврозов и психосоматических расстройств.
Нравственно зрелый человек - здоров.
Незрелый взрослый. Его неразрешимый конфликт с миром и его болезнь
Инфантильный, незрелый человек с его «комплексом различия» людям не доверяет.
В отношениях пристраивается к ним не вровень, а «снизу» или «сверху».
«Сверху» - в судейско-воспитательскую роль благодетеля, выступающего не как частное лицо, но от имени справедливости. Ему все должны.
«Снизу» - в потребительскую роль дитяти, ждущего ото всех опеки, на всех обиженного за неласковость. Такой человек - всегда не свободен, болен.
Конфликты его оказываются обидной дракой за самоутверждение по принципу: «Я умный - ты дурак, ты умный - я дурак!». Они не вытекают из практической необходимости, «не по делу», унижают и себя и других.
Такие конфликты, как известно, неразрешимы. Даже прекращаясь внешне, они остаются в скрытой форме гетеро и аутоагрессии. Рождают либо новые конфликты, либо болезни «на нервной почве».
Нравственно незрелый человек болен.
Эмоциональный контакт - инструмент ориентировки в мире людей
Инструментом, осуществляющим связь между чувствами двух людей, при помощи которого общественные нравственные стереотипы присваиваются отдельным человеком и, с помощью которого формируется, развивается, меняется нравственное чувство, инструментом, благодаря которому человек ориентируется в мире чувств других людей, таким инструментом включения человека в человеческую среду является эмоциональный контакт.
Общение в этом контексте - есть ни что иное, как беспрерывный эмоциональный диалог.
«Человек - животное, обособляющееся в обществе» (К. Маркс).
Становясь людьми, мы не перестаем быть животными -стайными животными.
Я не буду здесь рассказывать о «врожденных масках эмоций», о наших безусловных (тоже врожденных) рефлексах на эти маски других животных и людей - эмоциональных рефлексах (Дарвин)[181].
Напомню только, что в стае настороженность одного животного передается всем другим (заражает).
Эмоция одного человека передается другим окружающим, заражает, особенно тех, чьих эмоциональных интересов она касается.
Мы «заражаем» своими чувствами других и сами «заражаемся» их чувствами. Чувствуем состояние другого и на безусловнорефлекторном эмоциональном уровне эти чувства разделяем и «навязываем» свои.
7. Мы можем не сознавать сваи чувства!
Другой вопрос - насколько мы этими ощущаемыми «чужими» и своими (что здесь - одно и то же) чувствами руководствуемся в организации нашего поведения?
Насколько знаем о существовании этих чувств вообще? И как ясно осознаем их в каждый конкретный момент?
Будем ли мы строить поведение, реализуя эти чувства? Или будем черпать силы в их подавлении?
От такого выбора зависят и наша энергетика, и здоровье, и органичность, подлинность проявлений и реакций на нас других людей. От того, как мы относимся к своим чувствам, зависит наше обаяние, место среди людей!
Парадокс иногда в том, что абсолютно «закрытые» люди (действующие вопреки чувству) и абсолютно «открытые» (не прячущие первых, «не играных» чувств) окружающих настораживают почти одинаково.
Первые трудны открытым людям.
Вторые воспринимаются угрозой закрытым.
«И умным кричат: «Дураки, дураки!»
А вот дураки - незаметны!»
(Булат Окуджава)
Это ни плохо, ни хорошо, это - факт.