Подготовительный этап терапии (доврачебный)
Проводится медсестрой и пациентом самостоятельно, до встречи пациента с врачом[109].
Пациент сталкивается с обстановкой психотерапевтического кабинета, где к нему внимательны, но его не жалеют, не опекают.
Ему приходится самому подготовиться к встрече с врачом, написав «записку».
В записке: 1. Жалобы; 2. История болезни; 3. История Жизни и условия, в которых человек живет.
Рисунок 5. Памятка пациента
Задачи подготовительного этапа:
- ослабить эгоцентрические ожидания пациента;
- вынудить внести предварительный вклад в будущее сотрудничество;
- побудить пережить травму (!) от актуализации части своих проблем в отсутствии врача;
- вызвать некоторую эмоциональную разрядку;
- подготовить к обсуждению «больных» проблем;
- создать эмоцию ожидания.
I. Этап. Этап мотивирования - формирования саногенной установки[110]
Этап мотивирования проводится психотерапевтом. Обычно осуществляется в присутствии нескольких, уже участвующих в терапии пациентов и демонстративно записывается на магнитофон.
Врач без халата.
Задачи первого этапа
Задачи первого этапа работы с пациентом:
- уберечь от исповеди перед незнакомым человеком - врачом;
- сохранить личностную независимость пациента от врача;
- установление контакта (оптимальной дистанции) пациента с врачом и группой;
- ввод в группу;
- побудить пациента «искать подход» к врачу и другим участникам психотерапевтического сотрудничества;
- поколебать потребительскую установку;
- диагностика болезни, установок, направленностей, мотивов пациента, знакомство с концепцией болезни пациента;
- ознакомление пациента с концепцией врача, обоснованной изучением биографии пациента;
- мотивирование терапии: мобилизация воли пациента на сотрудничество в излечении.
Мотивирование. Саногенная установка
Мотивирование достигается выявлением всего необходимого, что пациенту ДАЕТ БОЛЕЗНЬ! Чем поэтому ему ГРОЗИТ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ?
Что у пациента БОЛЕЗНЬ ОТНИМАЕТ? И что поэтому ему СУЛИТ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ?
Мотивирование проникает всю терапию и приводит к формированию саногенной установки.
Саногенная установка оказывается сформированной, когда положительные перспективы, получаемые с выздоровлением, становятся и ощущаются пациентом существеннее Потерь, приносимых утратой болезни.
Существенно, что и перспективы и потери важны, во-первых, моральные, а только потом физические. То есть и те, и другие чаще представляются в виде социально-психологических факторов.
Само страдание не является достаточным, мотивом Для достижения выздоровления! Оно мотивирует деятельность пациента только до облегчения, за которым следует самоуспокоение и срыв.
II. Этап. Освоение нового поведения
Изменение внутреннего поведения
- сосредоточение на навязчивости
На этом этапе пациент осваивает внутреннее и внешнее поведение, необходимое для выздоровления (обучается такому поведению).
Пациенты сначала учатся быть «свидетелями» своих переживаний.
Потом учатся тягостные переживания удерживать. Это снижает остроту нежелательных переживаний (прекращая бесполезную борьбу с ними). Этот прием я называю «сосредоточением на навязчивом переживании».
Изменение внешнего поведения: создание себе
Утяжеленных обстоятельств, поощрение и наказание
Далее «тренируются» в создании себе тех необходимых ситуаций, которых они избегали в период болезни, в которых симптоматика усиливалась или возникла, и тренируются в пребывании в этих ситуациях.
Ухудшение состояния «наказывалось» увеличением и удлинением нагрузок.
Улучшение «поощрялось» их облегчением или укорочением.
Завершение этапа
Этот этап завершался, когда пациент переживал яркое чувство освобождения от невротического симптома, независимости от него - «выздоровления».
III. Этап. Актуализация и разрешение внешнего конфликта