Отношения в семьях родителей моих пациентов
Явная (осуществляемая) и скрытая (как личностное неприятие трудностей) тенденция к самообереганию от необходимого выявляется и как свойство подхода к жизни воспитателей моих пациентов.
Результаты исследования ситуации, в которой формировались характеры пациентов - отношения в родительской семье приведены в таблице № 12.
Из таблицы ясно, что отдельные характеристики отношений часто сочетаются.
И здесь «прекрасное безразличие» женщин сочетается с пьянством мужей или разводами.
В семьях родителей, как и в семьях самих пациентов, «прекрасная безразличная» часто выходит замуж за пьющего («я его перевоспитаю»). Она любит одолжать и «мстить» заботой. Во многих случаях мужу «прекрасных безразличных» запивает через 1,5-2 года, когда первенцу уже более полугода, когда мама «восходя на крест материнства», забывает и о себе и о муже.
У таких мам часто болеют ими же «взвинчиваемые» дети.
Мои пациенты росли в атмосфере явной или скрытой вражды родителей, без одного из родителей. Здесь формировали они свои характеры.
Частой оказалась ситуация, где мать - «лидер» и «мягкий» отец - ведомый. Условно я назвал эти отношения ситуацией «старика из сказки о рыбаке и рыбке» (A.C. Пушкин).
Во всех этих обстоятельствах формируются не признающие себя, женоподобные мальчики и прячущие за псевдомас-кулинным[107]поведением женскую неуверенность непризнанные девочки.
В ситуациях «безоблачного» детства, воплощавших в семейной традиции тенденцию к самообереганию от необходимого, последний или единственный ребенок в защищающейся от мира семье вырастает неприспособленным, и пугается жизненного «хаоса».
Невротизм «заразителен»!
Сведения об отношениях в родительских семьях, сопоставленные с характеристикой преморбидных особенностей пациентов и характером их «внешних конфликтов» (76% -семейных) показывают, что невротизм «заразителен» и для взрослых и для детей.
Хроническое пребывание невротика в состоянии дистресса[108](31), скрытой депрессии (8) «заразительно» для всех, кто с ними эмоционально связан.
Невротизм передается как жизненный стиль, но его последствия для детей видны чаще, когда те уже вырастают и сами не умеют успешно построить свои жизненно важные отношения.
Выводы
1. Таким образом, в исследуемой группе направленных с НЦД все пациенты страдали неврозом.
2. Преобладающими невротическими синдромами были истерический (преимущественно у женщин) и фобический (чаще у мужчин).
3. Микросоциальные условия, в которых формировали себя мои пациенты, характеризовались извращением ролевых отношений родителей.
4. Матери имитировали мужскую роль. Отцы соглашались на безответственную роль слуг.
Женщины оставались «прекрасными безразличными», не обнаруживающими своей инициативы, позволяющими себя любить и выбирать. Мужчины спивались.
Семьи оставлялись без отца.
5. Преморбидные особенности моих пациентов характеризовались демонстративностью у женщин и тревожной мнительностью у мужчин.
6. Все акцентуации проявлялись безынициативной, эгоцентрической, нетворческой, пассивно-потребительской жизненной позицией инфанта, неосознанно рассчитывающего на опеку, заботу о нем всех и вся.
7. Такая позиция обусловливала конфликты во всех значимых сферах жизни, неудовлетворенность везде.
8. Неудовлетворенность накапливаясь, рождала скрытую депрессию (рис. 2).
Депрессивность возникла чаще, становилась интенсивнее, сохранялась дольше (рис. 2).
9. Тенденция к самообереганию от необходимого (стремление отвлечься от проблем и оберечься от необходимых трудностей) оставляла конфликты неразрешенными, приводила к игнорированию их (рис. 3, 4)
10. Под воздействием провоцирующих и оформляющих факторов манифестировал невроз с его психическими, эмоциональными, вегетосоматическими проявлениями (рис. 2).
11. Эти проявления в свою очередь вызывали определенную реакцию личности. Искажался весь ее жизненный стиль (рис. 2-4).
12. Нейроциркуляторная дистония оказалась только симптомокомплексом в этом развитии.
13. Естественно, что устранение этого комплекса без разрушения всего невроза оказалось задачей неразрешимой. Это требовало психотерапии, как системы мер, направленных на коррекцию всего многообразия отношений пациента с самим собой и миром.
Необходимым условием такой коррекции я считал личностное раскрепощение - растормаживание инициативы.
ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПИИ
Суть терапии поведением
Основополагающий факт
Психотерапия невроза сочеталась с общепринятым комплексом терапии нейроциркуляторной дистонии.
Методом я избрал разработанную мной в процессе лечения неврозов с обсессивно-фобической симптоматикой в 1969 - 1972 годах систему с условным названием «Терапия поведением» (23).
В основу этой системы лег факт, что при психогенных и психосоматических заболеваниях обнаруживаются конкретные свойства поведения, которые закономерно приводят к конкретному заболеванию и без которых возникновение, становление и развитие этого заболевания затруднительно или невозможно.
Суть терапии поведением
Суть Терапии поведением в выявлении и ликвидации тех свойств поведения, которые обуславливают болезнь и без которых она излечивается или становится доступной обычной терапии.
Главной задачей терапии было растормаживание инициативы, приобщение пациентов к активной жизненной позиции.
На отдельных этапах терапии последовательно вставало множество конкретных задач.
На симптоматических этапах терапии использовались любые помогающие психотерапевтические приемы и методики: от рациональной психотерапии, гипноза, АТ, наркопсихотерапии, музыко- и библиотерапии до физических тренировок, йоговских асан и туристических многокилометровых пеших походов под врачебным контролем.