I. Первый этап терапии. Этап мотивирования -
формирования саногенной[35]установки
Это этап мобилизации воли пациента к выздоровлению. Выявление, актуализация или создание саногенной установки.
На этом этапе диагностируется установка.
При наличии саногенной установки выявляются значимые цели, которые ее активизируют, мобилизуют личность для лечения.
При отсутствии установки на выздоровление первый этап является самым сложным. Не завершив его, нельзя приступать к следующему.
С 1971 года этот этап обычно проводится в присутствии нескольких, уже участвующих в терапии пациентов и демонстративно записывается на магнитофон. Врач без халата.
Задачи этого этапа следующие.
1. Установление контакта (оптимальной дистанции) пациента с врачом и группой, ввод пациента в группу.
2. Сохранение личностной независимости пациента от врача.
Для этого:
- активность врача начинается только после того, как он нашел в пациенте то отличное, особое, свойственное тому, что он (врач) как человек безусловно признает и хочет поддерживать;
- врач настораживает пациента и оберегает того от исповеди перед собой - незнакомым человеком (первая беседа при других пациентах, демонстративное включение записывающего беседу магнитофона, врач, как и другие, чужие люди, без халата);
- врач побуждает пациента к активной защите собственных, даже вредных позиций, к сознательному сопротивлению активности врача.
Такое сопротивление открывает пациенту возможность ответственного выбора.
Чутко устанавливая в это время подлинный эмоциональный контакт, врач нарочито скрывает все внешние проявления доброжелательности.
При малейших проявлениях эгоцентризма - демонстрирует пациенту незаинтересованный, подчеркнуто «холодный прием».
Собственным своим реагированием врач поддерживает типичный для пациента конфликт с ним (контролируя этот конфликт).
Независимым своим поведением и другими специальными приемами врач вынуждает пациента искать подход к себе (врачу) и другим участникам психотерапевтического сотрудничества.
Врач знакомит пациента с принципиальным расхождением его (пациента) концепции болезни со своей
концепцией (врача). Это противоречие констатируется «необоснованно», априори, то есть утверждается до подтверждения объявленного разногласия изучением, например, биографии.
Пациент оказывается перед необходимостью выбора принять врача таким, какой он есть, или отказаться от него.
Так он научается актуализировать собственную заинтересованность и признаваться в ней партнеру.
Позже ему придется осуществить тот же выбор в отношении себя самого и своего окружения. Научиться осваивать свою необходимость, обретать свою свободу.
3. Обеспечение максимальной защищенности, безопасности для любых имеющихся свойств и стратегий пациента, для этого:
- пациент предупреждается о необходимости отказаться от попыток себя «переделать»:
«Это не только безнравственно, но и невозможно!» «Все, что в вас есть живого, прячется от таких ваших усилий»;
- демонстрируется и объясняется отказ врача от попыток «переделывать» пациента:
«Когда ребенок научается писать, он не переделывается, но обретает новые умения». «Тот, кто хочет переделаться останавливается в развитии в тот момент, когда к этому приступил. Тот, кто стремится остаться прежним, под влиянием обстоятельств взрослеет, меняется! Первая ваша задача - научиться беречь себя от собственного насилия!».
4. Диагностика установок, направленностей, мотивов пациента, знакомство с его концепцией болезни, начатые на подготовительном этапе, здесь становятся основным условием работы.
5. Собственно мотивирование терапии: мобилизация воли пациента на сотрудничество в излечении.
Мотивирование достигается выявлением всего,
- чем ГРОЗИТ выздоровление,
- что необходимое пациенту ДАЕТ болезнь,
- что она (болезнь) ОТНИМАЕТ,
- что СУЛИТ выздоровление.
Само страдание не является достаточным мотивом для достижения выздоровления. Оно мотивирует активность пациента только до облегчения, за которым следует самоуспокоение и срыв.
Мотивирование проникает всю терапию и приводит к формированию саногенной установки.
Саногенная установка оказывается сформированной, когда положительные перспективы, получаемые с выздоровлением, становятся и ощущаются пациентом существеннее потерь, приносимых утратой болезни.
Существенно, что и перспективы и потери важны, во-первых, моральные, а только потом физические.
На протяжении всех этапов лечения врачу необходимо поддерживать активность установки на выздоровление, не давая угаснуть интересу к тем целям, ради которых пациент предпринимает труд лечения.
АКТИВИЗАЦИЯ ИЛИ СОЗДАНИЕ
САНОГЕННОЙ УСТАНОВКИ [36]
На этом этапе распознаются установки, способствующие и препятствующие устранению невротической симптоматики.
Установки, осуществлению которых невротическая симптоматика мешает, используются для создания саногенной установки.
Установки, реализации которых невротическая симптоматика способствует, психотерапевт в ряде случаев стремится разрушить.
Для этого обнажает, обостряет их противоречия установкам, связанным с основными ценностями этой личности, главными в этот момент. В том числе и их противоречие с демонстративными претензиями: желанием считать себя и казаться добрым, честным, мужественным, волевым, властным в себе и так далее.
Но чаще психотерапевт, показывая, как симптом препятствует осуществлению важных человеку установок, помогает пациенту найти другие средства осуществления установки, фиксирующей симптоматику. Новые средства, таким образом, заменяют симптом, обращая его в «невыгодное» явление.
Для активизации саногенной установки врач помогает пациенту уяснить, прочувствовать, какими последствиями ГРОЗИТ тому невротическое поведение, какие результаты этого поведения уже наметились и неминуемы в дальнейшем.
Длительность предварительного безуспешного лечения медикаментами, тяжесть состояния в момент прихода к врачу, понимание неизбежных результатов САМООБЕРЕГАНИЯ (изменившегося щадящего себя поведения[37]) способствуют созданию и активизации саногенной установки.
Цели, активизирующие уже существующую нужную установку, вытекающую из других установок, не «ставятся перед пациентом», а только актуализируются - выявляются из тех целей, которые у него есть. Четче определяются в качестве направляющих.
Врач помогает эти цели выявить, принять их необходимость. Обнаружить возможность достижения, несмотря на болезнь, вопреки болезни, в процессе выздоровления и после выздоровления.
Основной тезис: выздоровление наступает в процессе достижения значимых, необходимых целей.
Врач никогда не позволяет себе прямой агитации. Словесное формулирование желанных возможностей снижает напряженность эмоциональной заинтересованности в выздоровлении, когда она есть. И тем более снижает, чем точнее, полнее, выразительнее формулировки.
Возможности должны предчувствоваться, а не называться!
Знание убивает чувство и хорошо только в планировании действий или в подведении итогов, когда чувство реализовано.
Пациент просит, требует уверений, врачу следует от них уклониться, и не уверять, но уверить.
Тезис: «жаждущий ищет в пустыне колодец не потому, что он есть и есть гарантии его найти, а потому, что без воды не может и хочет пить».
В случае отсутствия установки на выздоровление агитация отталкивает пациента, ставит врача в зависимое положение ищущего приятия. «То, что пихается в рот, наталкивается на сжатые зубы».
Всегда для лечения необходимо, чтобы пациент добивался врача. Заинтересованность врача под сомнение не ставится. Пациент же тем энергичнее работает, чем больше вкладывает в лечение собственных сил.
Здоровье, как самоцель, активизирует установку только при большой остроте страдания и только в начале лечения, до первого улучшения. Потом эта цель не действует, теряя актуальность. И пациент снова скатывается на исходный уровень. Страдание требует только облегчения, но не выздоровления.
Движущие цели находятся в жизни, вне состояния пациента.
Первый этап не подготавливает, а проходит красной нитью, через все лечение.
Этапы вообще проникают друг в друга.
II. Второй этап.
Освоение нового поведения
На этом этапе собственно лечения симптоматики невроза поведением пациент обучается самостоятельно устранять навязчивости в переживании сосредоточением на них, приобретает опыт поведения, демонстрирующий ему необоснованность фобий и его независимость от прочих навязчивых переживаний.
Он осваивает поведение, устраняющее симптоматику невроза.
Суть такого поведения в его выявляющем возможности пациента, убеждающем и обучающем характере. Причем всякое улучшение состояния «поощряется» облегчением условий, а ухудшение «наказывается» их усложнением и лишением личностно значимого.
«Поощрение» и «наказание» применяет сам пациент!
Этот этап терапии оказывается более успешным, если в ходе его пациент переживает ярко эмоционально окрашенный эпизод освобождения, независимости от болезненного переживания - «открытие», что он сам может устранить болезнь.
Схема поведения, предлагаемого пациенту, приспосабливается к его индивидуальным особенностям.
При лечении фобий ипохондрического[38]содержания используются физические нагрузки, групповые многокилометровые загородные прогулки и двухдневные походы, в ходе которых пациенты выявляют свои физические возможности.
В особо тяжелых случаях, когда пациент чрезвычайно ярко переживает навязчивость и трудно вызвать внимание к рекомендациям врача, начало обучения проводится на фоне действия введенного внутривенно раствора амитала натрия, в фазе эмоциональных сдвигов[39].
Второй этап завершается клиническим выздоровлением и приобретением навыков поведения, препятствующего возникновению и фиксации симптоматики невроза.
В некоторых случаях это приводит к спонтанной актуализации внешнего конфликта, чем и определяется необходимость третьего этапа лечения.
О ВТОРОМ ЭТАПЕ ТЕРАПИИ
В описании второго этапа терапии выражение «самостоятельно тренировались» неточно. Оно искажает существо ведения этого раздела терапевтической работы.
Здесь не было характерных признаков тренировки: постепенности, определенной закономерности наращивания нагрузок и сложностей. Не было и вынесения нагрузок из рамок обычной жизни, с целью последующего их использования и так далее.
Пациенты
- проверяли свои возможности-,
- обнаруживали стеничные[40]способы поведения;
- преодолевая необходимые трудности, осваивали навыки поведения, препятствующие фиксации невротической симптоматики;
- угашали условно-рефлекторные связи симптоматики с окружающими их неустранимыми явлениями жизни.
В конце концов, они просто жили. Без скидок на болезнь. Чтобы в жизни, приносящей удовлетворение потребностей, обрести свои цели, свое здоровье, обрести себя.
Содержание II этапа следовало сформулировать так.
Пациенты самостоятельно по предлагаемому врачом плану
- проверяли свои возможности,
- отличали и осваивали поведение, препятствующее сохранению и возникновению невротической симптоматики,
- приспосабливались к тем обычным и усложненным условиям, в которых эта симптоматика обычно возникла и усиливалась.
Для этого они искусственно создавали себе максимально неизменные, определенные условия, то есть условия, оптимальные для приспособления.
Постоянство и неизменность этих условий заключалось только в одном существеннейшем параметре:
- за всяким усилением невротических проявлений следовало «НАКАЗАНИЕ», то есть усложнение тех условий, которые это усиление невротических проявлений провоцировали, а также увеличение срока пребывания в этих усложненных условиях;
- за всяким ослаблением невротических проявлений следовало «ПООЩРЕНИЕ», то есть облегчение условий (снижением, укорочением нагрузок и, вообще, чем угодно приятным).
Этой определенностью создавались оптимальные предпосылки для приспособления.
Этап завершался только, когда пациент:
- обнаруживал четкую зависимость своего состояния от поведения,
- чувствовал себя в состоянии через изменение поведения управлять своим состоянием,
- переживал яркое чувство освобождения от невротических симптомов и от их власти над собой.
О ТЕРМИНАХ «НАКАЗАНИЕ > И «ПООЩРЕНИЕ»
Понятия «ПООЩРЕНИЕ» и «НАКАЗАНИЕ» заменили малопонятные для пациентов термины: «положительное и отрицательное подкрепление» физиологического процесса, состояния, реакции, их психических и поведенческих проявлений. Термин «ПОДКРЕПЛЕНИЕ» взят у И.П. Павлова и имеет то же содержание.
Положительное и отрицательное подкрепления в отличие от СПЕЦИФИЧЕСКОГО могут не иметь до воздействия никакого отношения к подкрепляемому процессу (если мясо для слюнотечения - специфическое подкрепление, то поглаживание после возникновения слюнотечения - положительное подкрепление, а удар током - отрицательное, как, впрочем, и неподкрепление).
Специфическое подкрепление может быть и положительным, и отрицательным.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ. СПОСОБНОСТЬ
ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ. УСЛОВИЯ,