Телефоны психологической помои

Считается, что помощь по телефону — одна из наибо/ адекватных для подростковой и юношеской психолог форм социально-психологической помощи. В 12—16 лет 1 ловек редко приходит на прием к психологу по добр воле.

Особенности телефонной связи обеспечивают ее бо! шую доступность. По телефону можно рассказать о сво проблемах оставаясь анонимным, не боясь быть осмея ным, подвергнутым санкциям и разоблачениям, не пря своих слабостей, страхов, ошибок. Важно, что подрост или юноша сам может контролировать ситуацию и в л: бую минуту может выйти из контакта, повесив труб! Имеют значение также неявный характер помощи и вс можность проецировать на консультанта качества «идеа/ ного взрослого», «идеального друга».

По самым общим данным, отражающим опыт как : рубежных, так и отечественных телефонных служб, д подростков и юношества более чем в половине случа содержание запросов носит психологический характс Примерно в трети случаев абонент, выйдя на конта! отвечает молчанием, дает «отбой», извиняется за ош бочное попадание. Существенная часть обращений нос деловой характер, когда функция консультанта сводит лишь к тому, чтобы дать разовую консультацию, соо щив необходимую информацию или став посредник» оказания помощи (Рабочая книга..., 1991). Есть случе когда от телефонной беседы переходят к очному коксу/ тированию. В нашей практике также были случаи возни новения консультирования по переписке после перви ного телефонного контакта.

Т. В. Снегирева выделяет следующие категории запрос;

1. Субъективные переживания по поводу неблагопсхг. чия отношений с другими: застенчивость и страх, прего ствующие общению, желание пользоваться большим } пехом у сверстников, переживание чувства обиды на ког то, давление и угрозы со стороны компании сверстник*

106

Глава 8

Консультирование в подростковом и юношеском возрасте К



2. Взаимоотношения в семье: непонимание со стороны
родителей, слежка и жесткие запреты, борьба подростков
за самостоятельность, уходы и удаления из дома, семей­
ные конфликты, где подростку не удается быть безучаст­
ным свидетелем, беспокойство о членах семьи.

3. Проблема взаимоотношений «он—она»: ссора с лю­
бимым человеком и страх потерять любовь, соперниче­
ство и ревность, желание привлечь внимание того, кто
нравится, отсутствие взаимности, поиск знакомств и т.д.

4. Секс и беременность: давление со стороны партнера
с требованием интимной близости, поиск информации о
контрацептивных средствах, ранняя беременность, пере­
живание страха перед венерическими заболеваниями, спи­
дофобия, сексуальные комплексы и функциональные сек­
суальные нарушения.

5. Школа: успеваемость, несправедливость и преследо­
вания со стороны учителей, отказ ходить в школу, про­
блемы жизненного предназначения, выбора профессии.

6. Отношения с законом: поиск правовой информации,
проблемы, затрагивающие широкий круг юридических
вопросов (от призыва на военную службу и нежелания
служить в армии до угрозы быть осужденным за противо­
правные действия).

7. Проблемы, связанные с приемом медикаментов и хи­
мических веществ: поиск медицинской информации, опа­
сения в связи с употреблением медикаментов, наркотичес­
кая зависимость, алкоголизация, несчастные случаи-и са­
моотравления химическими веществами и медикаментами.

8. Досуг и молодежная рок-культура.

9. Проблемы, перечисленные выше, но предполагающие
прямое участие и помощь: потребность в общежитии, ра­
боте или деньгах, справки и посредничество в установле­
нии связи с разного рода общественными учреждениями,
содействие в получении реальной медицинской помощи.

10. Общее личностное консультирование, не связанное
ни с одной из указанных выше категорий: чувства вины,
тоски, пустоты и одиночества, отчаяния, страдания по
поводу своего физического облика, переживание утраты

смысла жизни, намерение покончить с жизнью или не удавшаяся суицидальная попытка (Рабочая книга..., 1991 У помощи по телефону есть две особенности: конта» с абонентом носит сугубо вербальный характер, а ситуг ция подчас столь остра, что требует быстрых и точны действий. К тому же всегда остается возможность, что пе{ вая беседа окажется единственной. Тем не менее, сам консультирование строится, в основном, по тем же прик ципам и законам, которые применимы в практике очног консультирования.

8.3. Причины и проявления наиболее тяжелых проблем у подростков и юношества (суицид,

наркотическая зависимость)

В зарубежной литературе по консультированию выделя ют следующие причины суицида среди подростков (тиней джеров):

а) Потери

Разрыв романтических отношений

В большинстве случаев для подростка утрата таких вза имоотношений — травма. Его или ее мир рушится. Част за самоуверенным обликом кроется чувствительный и ра нимый молодой человек, а за высокомерием — чувстви тельная и ранимая девушка. Банальные выражения тип «время лечит» или «есть и другие» обидны для молодог человека и отражают его неприятие реальности.

Смерть любимого человека

Страдания, вызванные смертью любимого человеке могут быть столь сильными, что молодым человеком мо жет управлять желание соединиться с ним в смерти. Кро ме того, переживаемое семьей горе часто отодвигает под ростка на задний план. Многие взрослые считают, чт молодой человек не способен переживать смерть близког человека так глубоко, как они.

.


108

Глава 8

Смерть домашнего животного

Нередко бывает, что только собаке тинейджер может сказать все, Она и слушает, и любит, и никогда не осудит. А что если эта собака умрет?

Потеря работы

Для многих тинейджеров «работа» означает зрелость и независимость (для российских подростков, пожалуй, бо­лее характерно полное отсутствие возможности подрабо­тать и связанная с этим зависимость от взрослых).

Потеря «лица»

Посмотрите на мальчика, который публично заявил, что намерен стать капитаном футбольной команды, и не сде­лал этого. Взгляните на девочку, которая мечтала быть королевой на вечере, но была отвергнута и т.п.

Развод

Потеря одного из родителей вследствие развода ранит подростка больше, чем это принято считать. Многие ти­нейджеры чувствуют ответственность за развал семьи. На­думанный или реальный страх перед возможным разво­дом также вызывает непереносимые страдания.

б) Давления

Давление в школе

Стремление к высоким оценкам; одновременное выпол­нение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортив­ной жизни школы; прилежание.

Давление со стороны сверстников

Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; секс; музыкаль­ные пристрастия.

Давление родителей

Успех; деньги; выбор колледжа (или другого учебного заведения); хорошие друзья; подобающее образование; кон­фликт между потребностью в контроле и желанием быть

Консультирование в подростковом и юношеском возрасте 109

независимым; разногласия между родителями; устройство на работу; одежда; музыка; родители, которые хотят быть «друзьями»; скорее проповеди (идущие от родителей), чем примеры.

в) Низкая самооценка

Физическая непривлекательность

Обратите внимание на юношу, который уверен, что ему не сравняться в физической форме со сверстниками, или на девушку, которая считает себя некрасивой, невзрачной.

Второсортностъ

Взгляните на молодого человека или юную девушку, которые всегда остаются в стороне, когда приходит время назначать свидания или быть выбранными куда-то.

Сексуальность

Нельзя остаться равнодушным к страданиям и мучени­ям тинейджера, который мечется между двумя представле­ниями о сексе и не решается сказать кому-нибудь об этом, боясь показаться смешным. Нельзя не считаться с чувства­ми молодого человека, чей страх быть гомосексуальным ба­зируется на недостатке фундаментальных знаний о сексе.

Одежда

Под влиянием средств массовой информации и распро­страненной среди подростков манеры одеваться, тинейд­жер оценивает достоинства и недостатки одежды, кото­рую вынужден носить.

Физическое бессилие

Бывает, что тинейджеру трудно справиться не только с физическими проблемами, но и с недобрыми замечани­ями и взглядами окружающих.

Неуспешность в учебе

Часто «гениальность» старшего брата или сестры слу­жит причиной постоянного напоминания о различиях не в пользу тинейджера (конечно, это может касаться и свер­стников, одноклассников).


Глава 8

110

Еще одной распространенной проблемой, к сожалению, стало употребление подростками различных психоактивных веществ. Алкоголь и наркотики довольно часто рассматри­ваются в качестве инструмента в достижении важных под­ростковых целей:

принятие в группу сверстников;

быть «хладнокровным» или все повидавшим;

удовлетворение любопытства;

изменение настроения или усиление удовольствия от секса.

Наркотики также помогают:

снизить беспокойство, вызванное окружающей обста­новкой;

освободиться от скуки, испытав новые ощущения, выз­ванные наркотиками;

стимулируют бодрость при недостаточном сне.

Применение наркотиков, а также никотина и алкого­ля — это один из способов заявить свои права на зре­лость. Проявление грубости в данном случае восприни­мается как мужественность и «взрослость»; определенные стили курения или выпивки подразумевают женствен­ность и соблазнительность.

Употребление наркотиков или алкоголя воспринимает­ся среди тинейджеров как выражение групповой солидар­ности. Их использование поддерживает согласие в группе и помогает отделить «своих» от «чужих», а также играет роль в выражении группой сопротивления и бунтарства, наиболее привлекательного для данного возраста.

В большинстве случаев за помощью к консультантам обращаются не сами подростки, а их родители. Причем последние не всегда правильно могут оценить сам факт приема наркотиков. Возникают, большие сомнения: действи­тельно ли сын или дочь принимает наркотики или суще­ствует лишь родительский страх И негативные фантазии на эту тему.

Приведенные ниже типы поведения должны быть вос­приняты родителями подростков (тинейджеров) или дру-

Консулътирование в подростковом и юношеском возрасте Л1

гими заинтересованными лицами как красные флажки. Все они могут указывать на злоупотребление наркотиками.

— Неожиданное появление новых друзей и разрыв с
прежними.

— Подросток много времени проводит в одиночестве.

— На вопрос о своих занятиях дает неясный, запутан­
ный ответ.

— Неожиданно импульсивное и сумасбродное поведение.

— Пропажа медикаментов из домашней аптечки.

— Нарастание школьных проблем — сведения о прогу­
лах, провалы на зачетах, проблемы с поведением, потеря
интереса к школьной жизни.

— Наличие непонятно откуда взявшихся денег.

— Краткие визиты других подростков. Возможно, они
передают наркотики.

— Угрюмость и негативное ко всему отношение.

— Устойчивые проблемы со здоровьем — усталость,
красные опухшие глаза, изменение аппетита.

— Несоблюдение правил личной гигиены и безразлич­
ное отношение к своему внешнему облику.

Существует также ряд признаков того, что у подростка вообще начинаются какие-то серьезные личные проблемы.

Это может быть алкоголизм, общение с деструктивной группой сверстников, ассоциация с культом, потребление наркотиков, чрезмерный аппетит, потеря аппетита, малое количество друзей, изоляция от семьи, агрессивное пове­дение (драки, крики), безрассудное вождение автомобиля или мотоцикла, пренебрежение гигиеной, угрюмость, не­довольство, необщительность, низкая энергетика, чрезмер­ное хвастовство, ложь, симптомы беспокойства, показная сексуальность (чрезмерно «сексуальная» одежда или пове­дение).

Консультируя родителей, стоит отметить, что незави­симо от того, нуждается ребенок в наблюдении врачей или нет, ему необходимо следующее:

Любовь — без родительской любви подросток не смо­жет обрести чувство доверия, собственного достоинства и уверенности.

112

Глаза 8

Консультирование в подростковом и юношеском возрасте



Пространство — тинейджеру необходима своя комна­та, где бы он рос, думал, учился — и делал ошибки. Чрез­мерная родительская опека и внимание не смогут воспи­тать независимость и уверенность в себе, которые можно приобрести только в самостоятельном полете.

Друзья — они облегчают выход за пределы родительс­кого дома, предлагая комфорт, надежность и сочувствие.

Традиции — будь то религиозные или этнические узы, церемонии проведения школьных праздников или семей­ных торжеств, традиции дают тинейджеру корни и воз­можность обозначить настоящее.

Пределы — каждого подростка необходимо ограничи­вать, чтобы научить вести себя в реальном мире. Правила обеспечивают основу и безопасность.

Взрослые — кроме родителей и учителей, обществен­ных и религиозных лидеров и любимых родственников, тинейджеру иногда необходимо поговорить о неприятных вещах с кем-то, кто старше его, кто доступен, способен понять и мудр.

Я убежден также в том, что подростку необходимо иметь собственное дело, хобби (спорт, автокружок), свой собственный способ самовыражения и метод привлечения внимания сверстников. Если он социально приемлем, под­росток, как правило, адаптирован в социальной среде.

5. Есть ли какая-либо особая консультативная техни
работы с подростками и молодежью?

6. Перечислите типичные причины самоубийств ере,
подростков.

7. Какие цели достигаются в подростковой и молоде:
ной среде с помощью употребления наркотиков?

8. Что может указывать на злоупотребление наркотик

ми клиентов-подростков?

9. Что можно рекомендовать родителям подростков-на

команов?

Вопросы:

1. Каковы основные нормативные задачи подростково­
го возраста?

2. Перечислите варианты работы с подростками и их
родителями.

3. В чем состоит специфика построения консультатив­
ного контакта с юношами и девушками?

4. Назовите основные категории запросов, поступающие
на молодежные телефоны (каналы) психологической
помощи.

Глава 9

ДОБРАЧНОЕ, СУПРУЖЕСКОЕ И ПОСТСУПРУЖЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Наши рекомендации