Телефоны психологической помои
Считается, что помощь по телефону — одна из наибо/ адекватных для подростковой и юношеской психолог форм социально-психологической помощи. В 12—16 лет 1 ловек редко приходит на прием к психологу по добр воле.
Особенности телефонной связи обеспечивают ее бо! шую доступность. По телефону можно рассказать о сво проблемах оставаясь анонимным, не боясь быть осмея ным, подвергнутым санкциям и разоблачениям, не пря своих слабостей, страхов, ошибок. Важно, что подрост или юноша сам может контролировать ситуацию и в л: бую минуту может выйти из контакта, повесив труб! Имеют значение также неявный характер помощи и вс можность проецировать на консультанта качества «идеа/ ного взрослого», «идеального друга».
По самым общим данным, отражающим опыт как : рубежных, так и отечественных телефонных служб, д подростков и юношества более чем в половине случа содержание запросов носит психологический характс Примерно в трети случаев абонент, выйдя на конта! отвечает молчанием, дает «отбой», извиняется за ош бочное попадание. Существенная часть обращений нос деловой характер, когда функция консультанта сводит лишь к тому, чтобы дать разовую консультацию, соо щив необходимую информацию или став посредник» оказания помощи (Рабочая книга..., 1991). Есть случе когда от телефонной беседы переходят к очному коксу/ тированию. В нашей практике также были случаи возни новения консультирования по переписке после перви ного телефонного контакта.
Т. В. Снегирева выделяет следующие категории запрос;
1. Субъективные переживания по поводу неблагопсхг. чия отношений с другими: застенчивость и страх, прего ствующие общению, желание пользоваться большим } пехом у сверстников, переживание чувства обиды на ког то, давление и угрозы со стороны компании сверстник*
106
Глава 8
Консультирование в подростковом и юношеском возрасте К
2. Взаимоотношения в семье: непонимание со стороны
родителей, слежка и жесткие запреты, борьба подростков
за самостоятельность, уходы и удаления из дома, семей
ные конфликты, где подростку не удается быть безучаст
ным свидетелем, беспокойство о членах семьи.
3. Проблема взаимоотношений «он—она»: ссора с лю
бимым человеком и страх потерять любовь, соперниче
ство и ревность, желание привлечь внимание того, кто
нравится, отсутствие взаимности, поиск знакомств и т.д.
4. Секс и беременность: давление со стороны партнера
с требованием интимной близости, поиск информации о
контрацептивных средствах, ранняя беременность, пере
живание страха перед венерическими заболеваниями, спи
дофобия, сексуальные комплексы и функциональные сек
суальные нарушения.
5. Школа: успеваемость, несправедливость и преследо
вания со стороны учителей, отказ ходить в школу, про
блемы жизненного предназначения, выбора профессии.
6. Отношения с законом: поиск правовой информации,
проблемы, затрагивающие широкий круг юридических
вопросов (от призыва на военную службу и нежелания
служить в армии до угрозы быть осужденным за противо
правные действия).
7. Проблемы, связанные с приемом медикаментов и хи
мических веществ: поиск медицинской информации, опа
сения в связи с употреблением медикаментов, наркотичес
кая зависимость, алкоголизация, несчастные случаи-и са
моотравления химическими веществами и медикаментами.
8. Досуг и молодежная рок-культура.
9. Проблемы, перечисленные выше, но предполагающие
прямое участие и помощь: потребность в общежитии, ра
боте или деньгах, справки и посредничество в установле
нии связи с разного рода общественными учреждениями,
содействие в получении реальной медицинской помощи.
10. Общее личностное консультирование, не связанное
ни с одной из указанных выше категорий: чувства вины,
тоски, пустоты и одиночества, отчаяния, страдания по
поводу своего физического облика, переживание утраты
смысла жизни, намерение покончить с жизнью или не удавшаяся суицидальная попытка (Рабочая книга..., 1991 У помощи по телефону есть две особенности: конта» с абонентом носит сугубо вербальный характер, а ситуг ция подчас столь остра, что требует быстрых и точны действий. К тому же всегда остается возможность, что пе{ вая беседа окажется единственной. Тем не менее, сам консультирование строится, в основном, по тем же прик ципам и законам, которые применимы в практике очног консультирования.
8.3. Причины и проявления наиболее тяжелых проблем у подростков и юношества (суицид,
наркотическая зависимость)
В зарубежной литературе по консультированию выделя ют следующие причины суицида среди подростков (тиней джеров):
а) Потери
Разрыв романтических отношений
В большинстве случаев для подростка утрата таких вза имоотношений — травма. Его или ее мир рушится. Част за самоуверенным обликом кроется чувствительный и ра нимый молодой человек, а за высокомерием — чувстви тельная и ранимая девушка. Банальные выражения тип «время лечит» или «есть и другие» обидны для молодог человека и отражают его неприятие реальности.
Смерть любимого человека
Страдания, вызванные смертью любимого человеке могут быть столь сильными, что молодым человеком мо жет управлять желание соединиться с ним в смерти. Кро ме того, переживаемое семьей горе часто отодвигает под ростка на задний план. Многие взрослые считают, чт молодой человек не способен переживать смерть близког человека так глубоко, как они.
.
108 |
Глава 8
Смерть домашнего животного
Нередко бывает, что только собаке тинейджер может сказать все, Она и слушает, и любит, и никогда не осудит. А что если эта собака умрет?
Потеря работы
Для многих тинейджеров «работа» означает зрелость и независимость (для российских подростков, пожалуй, более характерно полное отсутствие возможности подработать и связанная с этим зависимость от взрослых).
Потеря «лица»
Посмотрите на мальчика, который публично заявил, что намерен стать капитаном футбольной команды, и не сделал этого. Взгляните на девочку, которая мечтала быть королевой на вечере, но была отвергнута и т.п.
Развод
Потеря одного из родителей вследствие развода ранит подростка больше, чем это принято считать. Многие тинейджеры чувствуют ответственность за развал семьи. Надуманный или реальный страх перед возможным разводом также вызывает непереносимые страдания.
б) Давления
Давление в школе
Стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни школы; прилежание.
Давление со стороны сверстников
Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; секс; музыкальные пристрастия.
Давление родителей
Успех; деньги; выбор колледжа (или другого учебного заведения); хорошие друзья; подобающее образование; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть
Консультирование в подростковом и юношеском возрасте 109
независимым; разногласия между родителями; устройство на работу; одежда; музыка; родители, которые хотят быть «друзьями»; скорее проповеди (идущие от родителей), чем примеры.
в) Низкая самооценка
Физическая непривлекательность
Обратите внимание на юношу, который уверен, что ему не сравняться в физической форме со сверстниками, или на девушку, которая считает себя некрасивой, невзрачной.
Второсортностъ
Взгляните на молодого человека или юную девушку, которые всегда остаются в стороне, когда приходит время назначать свидания или быть выбранными куда-то.
Сексуальность
Нельзя остаться равнодушным к страданиям и мучениям тинейджера, который мечется между двумя представлениями о сексе и не решается сказать кому-нибудь об этом, боясь показаться смешным. Нельзя не считаться с чувствами молодого человека, чей страх быть гомосексуальным базируется на недостатке фундаментальных знаний о сексе.
Одежда
Под влиянием средств массовой информации и распространенной среди подростков манеры одеваться, тинейджер оценивает достоинства и недостатки одежды, которую вынужден носить.
Физическое бессилие
Бывает, что тинейджеру трудно справиться не только с физическими проблемами, но и с недобрыми замечаниями и взглядами окружающих.
Неуспешность в учебе
Часто «гениальность» старшего брата или сестры служит причиной постоянного напоминания о различиях не в пользу тинейджера (конечно, это может касаться и сверстников, одноклассников).
Глава 8 |
110
Еще одной распространенной проблемой, к сожалению, стало употребление подростками различных психоактивных веществ. Алкоголь и наркотики довольно часто рассматриваются в качестве инструмента в достижении важных подростковых целей:
принятие в группу сверстников;
быть «хладнокровным» или все повидавшим;
удовлетворение любопытства;
изменение настроения или усиление удовольствия от секса.
Наркотики также помогают:
снизить беспокойство, вызванное окружающей обстановкой;
освободиться от скуки, испытав новые ощущения, вызванные наркотиками;
стимулируют бодрость при недостаточном сне.
Применение наркотиков, а также никотина и алкоголя — это один из способов заявить свои права на зрелость. Проявление грубости в данном случае воспринимается как мужественность и «взрослость»; определенные стили курения или выпивки подразумевают женственность и соблазнительность.
Употребление наркотиков или алкоголя воспринимается среди тинейджеров как выражение групповой солидарности. Их использование поддерживает согласие в группе и помогает отделить «своих» от «чужих», а также играет роль в выражении группой сопротивления и бунтарства, наиболее привлекательного для данного возраста.
В большинстве случаев за помощью к консультантам обращаются не сами подростки, а их родители. Причем последние не всегда правильно могут оценить сам факт приема наркотиков. Возникают, большие сомнения: действительно ли сын или дочь принимает наркотики или существует лишь родительский страх И негативные фантазии на эту тему.
Приведенные ниже типы поведения должны быть восприняты родителями подростков (тинейджеров) или дру-
Консулътирование в подростковом и юношеском возрасте Л1
гими заинтересованными лицами как красные флажки. Все они могут указывать на злоупотребление наркотиками.
— Неожиданное появление новых друзей и разрыв с
прежними.
— Подросток много времени проводит в одиночестве.
— На вопрос о своих занятиях дает неясный, запутан
ный ответ.
— Неожиданно импульсивное и сумасбродное поведение.
— Пропажа медикаментов из домашней аптечки.
— Нарастание школьных проблем — сведения о прогу
лах, провалы на зачетах, проблемы с поведением, потеря
интереса к школьной жизни.
— Наличие непонятно откуда взявшихся денег.
— Краткие визиты других подростков. Возможно, они
передают наркотики.
— Угрюмость и негативное ко всему отношение.
— Устойчивые проблемы со здоровьем — усталость,
красные опухшие глаза, изменение аппетита.
— Несоблюдение правил личной гигиены и безразлич
ное отношение к своему внешнему облику.
Существует также ряд признаков того, что у подростка вообще начинаются какие-то серьезные личные проблемы.
Это может быть алкоголизм, общение с деструктивной группой сверстников, ассоциация с культом, потребление наркотиков, чрезмерный аппетит, потеря аппетита, малое количество друзей, изоляция от семьи, агрессивное поведение (драки, крики), безрассудное вождение автомобиля или мотоцикла, пренебрежение гигиеной, угрюмость, недовольство, необщительность, низкая энергетика, чрезмерное хвастовство, ложь, симптомы беспокойства, показная сексуальность (чрезмерно «сексуальная» одежда или поведение).
Консультируя родителей, стоит отметить, что независимо от того, нуждается ребенок в наблюдении врачей или нет, ему необходимо следующее:
Любовь — без родительской любви подросток не сможет обрести чувство доверия, собственного достоинства и уверенности.
112
Глаза 8
Консультирование в подростковом и юношеском возрасте
Пространство — тинейджеру необходима своя комната, где бы он рос, думал, учился — и делал ошибки. Чрезмерная родительская опека и внимание не смогут воспитать независимость и уверенность в себе, которые можно приобрести только в самостоятельном полете.
Друзья — они облегчают выход за пределы родительского дома, предлагая комфорт, надежность и сочувствие.
Традиции — будь то религиозные или этнические узы, церемонии проведения школьных праздников или семейных торжеств, традиции дают тинейджеру корни и возможность обозначить настоящее.
Пределы — каждого подростка необходимо ограничивать, чтобы научить вести себя в реальном мире. Правила обеспечивают основу и безопасность.
Взрослые — кроме родителей и учителей, общественных и религиозных лидеров и любимых родственников, тинейджеру иногда необходимо поговорить о неприятных вещах с кем-то, кто старше его, кто доступен, способен понять и мудр.
Я убежден также в том, что подростку необходимо иметь собственное дело, хобби (спорт, автокружок), свой собственный способ самовыражения и метод привлечения внимания сверстников. Если он социально приемлем, подросток, как правило, адаптирован в социальной среде.
5. Есть ли какая-либо особая консультативная техни
работы с подростками и молодежью?
6. Перечислите типичные причины самоубийств ере,
подростков.
7. Какие цели достигаются в подростковой и молоде:
ной среде с помощью употребления наркотиков?
8. Что может указывать на злоупотребление наркотик
ми клиентов-подростков?
9. Что можно рекомендовать родителям подростков-на
команов?
Вопросы:
1. Каковы основные нормативные задачи подростково
го возраста?
2. Перечислите варианты работы с подростками и их
родителями.
3. В чем состоит специфика построения консультатив
ного контакта с юношами и девушками?
4. Назовите основные категории запросов, поступающие
на молодежные телефоны (каналы) психологической
помощи.
Глава 9
ДОБРАЧНОЕ, СУПРУЖЕСКОЕ И ПОСТСУПРУЖЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ