Медитация без объекта. Ниргуна.
В процессе освоения вышесказанного, если вы сумеете удерживать мысль, позволяя входить в сознание свободному потоку родственных образов, вы достигаете состояния дхараны или истинной медитации. По этому поводу Патанджали указывает следующее: «Другая степень медитации предполагает саморепродуктивную мысль. Здесь уже нет того, что мыслится или воспринимается. Это есть медитация без семени, т.е. без какого бы то ни было объекта и безо всякого усилия в его восприятии для возникновения медитации». Как высшей ступенью этой медитации считается медитация шуньяты (пустоты), когда сознание становится абсолютно чистым, являясь как бы частью мирового сознания.
Сагуна. Ниргуна.
Войти в поток и выйти обновленным. Забыть, чтоб вспомнить. Окружить себя безмолвным колоколом.
С.К.
А теперь о некоторых условиях, при которых процесс медитации проходит благоприятнее.
1. Тренировки должны проводиться в спокойном месте, в изоляции от других людей и неожиданных ситуаций. Однако отсутствие подобных условий вовсе не означает невозможность заниматься медитацией. Существуют методы, которые можно применять, где угодно, даже в трамвае. Со временем, в результате многократных тренировок практикующийся становится менее чувствительным к разнообразным внешним раздражителям.
2. В помещении, отведенном для тренировок, должно быть уютно, желательно, чтобы цвета и формы располагали к психическому расслаблению.
3. Медитация наиболее полезна рано утром или вечером.
4. Медитация выполняется натощак или через час после еды.
5. Во время тренировок следует одеваться потеплее, так как при медитации кровообращение становится менее интенсивным и увеличивается опасность простудных заболеваний.
6. Во время медитации не сопротивляйтесь мыслям, спонтанно возникающим в сознании. Пусть они исчезнут сами.
7. Мантры и янтры создают психический фон, способный освобождать сознание от спонтанно возникающих мыслей и образов.
8. Не упражняйтесь, если вы эмоционально перевозбуждены, физически утомлены или же если вы нездоровы.
9. Тренируйтесь через день и не пропускайте занятий. В Бхагавад‑Гите по этому поводу есть следующее замечание:
«И да отыщет он себе уголок чистый и место в нем, что покойное и не слишком высокое, и не слишком низкое, с освященной травою и ковром на ней из шкуры или материи».
Традиционно йоги предпочитают медитировать, сидя в классической для этого позе – Падмасане или в «лотосе», но можно использовать и более простые варианты, такие, как Сукхасана или Сидхасана.
Медитацию, лежа, можно проводить в Шавасане, но при этом надо следить за тем, чтобы ни в коем случае не заснуть. Правильное, ритмичное дыхание при занятиях медитацией поможет вам достичь благополучия и необходимой свободы, которые высвобождают вас из тисков различных физических неудобств и раздражений. Найдя для себя удобную асану и приняв ее, начинайте медитацию. Держите глаза открытыми, задержите взгляд на каком‑либо предмете или точке, находящихся на уровне вашего взгляда. Предмет этот должен быть четко видимым без напряжения глаз. К примеру, выберите одну букву в заголовке книги, сконцентрируйтесь на ней так, чтобы остальные исчезли из поля восприятия. Не напрягайте глаза до слез, а сознательно сотрите все лишнее, кроме объекта концентрации. Теперь, когда внимание ваше взято под контроль, вы готовы к следующему шагу. Плавно перенесите ваши мысли на желаемый объект медитации. Спрячьте их от всех влияний извне, как черепаха втягивает голову в панцирь. Таким образом, концентрация незаметно перейдет в медитацию.
Это и есть озарение: вещи, увиденные в состоянии констаза, то есть освещенные изнутри светом их подлинной реальности, таковости это и есть самадхи момента.
Ю.Х.
Предметами для перехода от конкретного к духовному созерцанию могут быть: свет от пламени свечи, переходящий в солнечный и разливающийся в потоке душевного озарения, книга, ставшая символом познания, любое животное как символ совершенства или облако как отражение изменчивости и мимолетности. Далее объекты медитации должны выбираться вами свободно, но только с положительным, конструктивным характером. Постепенно вы почувствуете, как перестроили свой мыслительный процесс к работе на себя и полностью подчинили его своему контролю.
Медитация на чакрах является древней практикой, представляющей собой эффективное средство стимулирования функций вегетативной нервной системы.
Муладхара. Концентрация происходит в области окончания позвоночника. Четыре лепестка чакры связывают со следующими психическими реакциями: веселье, удовольствие, контроль над страстями, устойчивость концентрации внимания. В центре находится янтра Л. Ей соответствует мантра Ланг.
Свадхистхана. Концентрация происходит в области позвоночника от уровня половых органов до пупка. Шесть лепестков чакры связаны со следующими качествами: ограниченностью сознания, отсутствием сострадания, желанием разрушения, заблуждением, презрением, подозрительностью. В центре – янтра В, ей соответствует мантра ВАНГ.
Манипура. Концентрация совершается на участке позвоночника от пупка до солнечного сплетения. Десять лепестков чакры связаны со следующими недостатками: алчность, ревность, коварство, отсутствие совести, страх, ложь, заблуждение, глупость, жестокость. В центре чакры находится янтра Р, ей соответствует мантра РАНГ.
Анахата. Концентрация на участке позвоночника на уровне сердца. Двенадцать лепестков связаны со следующими качествами и недостатками: похоть, мошенничество, нерешительность, неуверенность, надежда, нетерпеливость, леность, безразличие, высокомерие, беспокойство, пристрастность, задиристость. В центре – янтра Й, ей соответствует мантра ЙАНГ.
Вишудха. Концентрация в области шеи. В центре – янтра X, ей соответствует мантра ХАНГ.
Аджна. Концентрация на переносице, в центре – янтра О, ей соответствует мантра ОНГ, два лепестка отвечают за волю и чувства.
При медитации на чакрах занимающийся сначала концентрируется на идее преодоления недостатков, связанных с лепестками чакр, затем в течение 3‑4 минут создается психический фон с помощью любых мантр. Внимание концентрируется на зрительном изображении чакры, и одновременно с этим начинается процесс джапа (проговаривания ведущей мантры).
Коллективная медитативная практика.
В качестве предложений для медитации с «семенем» нам хотелось бы предложить стихи Валентина Сидорова из книги «Возвращение». М., 1980.
Не думай о себе. А то, что мучит,
ты погрузи в безмолвие свое.
Спокойствие и выдержка твоя –
проверка вечности в твоем живущем сердце.
Бесстрастье не даруется. Оно
рождается в труде упорном духа.
А в медитации твоей какая сила!
Она поток и горная река.
Твой мусор низменный течение уносит.
Прикованность к привычным внешним формам,
к вещам, словам – вот главный враг свободы.
Ушел в себя – какой неточный термин,
Сказать бы надо: вышел на простор.
Путь творчества и есть волшебный путь,
ведь он несет с собой преображенье.
А медитация есть творчество,
в котором огонь вечности преобразует нас.
Твой путь – не упражнения над телом
(хотя о теле должен помнить ты),
твой путь – не подавление желаний,
не аскетизм (хотя свои желанья
ты должен твердой воле подчинить).
Твой путь – другой. Духовным озареньем
Ты должен все в себе преобразить.
Необходимо помнить, что целью медитации не является сделать из вас замкнутого в себе эгоиста. Напротив, ваше выработанное самопознание и понимание неизбежно приведут вас к осознанию слабости и недостатков других, и вы будете не столь расположены к осуждению ближних. Соответственно, отношения ваши с людьми станут более гармоничными и теплыми. В вашем сердце не должно остаться места для зависти, ревности, обид или гнева, так как все эти эмоции порождены слабостью, неуравновешенностью или страхом. Вместо них вы должны ощутить свежую внутреннюю силу, ставшую для вас опорой в жизни.
Чакры в традиции хатха йоги.
Спокойным и уравновешенным можно быть даже в суете городской жизни.
Лишь сильные духом способны избежать ошибок на этом пути.
Шри Ауробиндо
Глава 5.