Сущность ринолалии и ее формы
Оглавление
ОТ РЕДАКТОРА
СУЩНОСТЬ РИНОЛАЛИИ И ЕЕ ФОРМЫ
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ РИНОЛАЛИИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА
РАЗВИТИЕ ЛИЦА И РОТОВОЙ ПОЛОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ И ПРИЧИНЫ ВРОЖДЕННЫХ РАСЩЕЛИН
1. Развитие лица и преддверия полости рта
2. Мимические мышцы
3. Мышцы нижней челюсти
4. Развитие неба и разделение первичной ротовой полости на окончательную полость рта и носовую полость. Мышцы неба
5. Мышцы мягкого неба
6. Развитие языка. Мышцы языка
7. Причины врожденных расщелин верхней губы, твердого и мягкого неба
РАСЩЕЛИНЫ НЕБА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Формы расщелин
Влияние врожденных расщелин неба на физическое и речевое развитие ребенка
Характеристика речи. Психологические особенности ребенка с ринолалией
Механизм процесса речевого произнесения при ринолалии
Возможности коррекции дефекта при ринолалии
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ РИНОЛАЛИИ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ ДЕФЕКТАХ НЕБА
1. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии
2. Логопедическая работа в дооперационном периоде
Подготовительный период
Основной период
3. Особенности логопедической работы после операции
4. Профилактика нарушений речи при врожденных дефектах неба
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Дневники работы
Приложение 2. Оформление тетради для занятий
ЛИТЕРАТУРА
В пособии излагаются основные вопросы программы курса «Логопедии» по теме «Ринолалия» (расстройство артикуляции звуков и фонации)
В книге приводится методика логопедической работы в дооперационный и послеоперационный период по воспитанию правильной речи
Пособие рассчитано на студентов дефектологических факультетов педвузов и логопедов специальных учреждений
ОТ РЕДАКТОРА
Настоящее учебное пособие предназначено студентам дефектологических факультетов педагогических институтов. В нем рассматриваются вопросы изучения и коррекции речевого нарушения у детей с ринолалией.
В основу пособия легли материалы статей и рукописей видного советского логопеда А. Г. Ипполитовой, одной из первых посвятившей себя работе с этим нарушением речи. Эффективность изложенной в пособии методики доказана ею в практической работе с большим количеством детей.
Пособие состоит из шести глав и приложения. В нем излагаются основные вопросы программы по теме «Ринолалия». Однако главное внимание уделяется описанию одной из самых распространенных и труднопреодолимых форм — открытой ринолалии (хотя ею не исчерпывается многообразие ринолалий). Именно эта форма нарушения в логопедической практике представляет наибольшую сложность (см. главу 2 «История изучения ринолалий»).
В главе 3 (автор проф. Л. Ф. Гаврилов) рассматриваются анатомо-физиологические особенности развития лица и ротовой полости в онтогенезе.
Материалы главы 4 (§ 1, 2, 3) показывают, как врожденные расщелины влияют на физическое и речевое развитие ребенка, здесь же описываются особенности речи при ринолалии, приводятся данные о психологических особенностях детей, т. е. дается представление о формировании речевой деятельности у этих детей. Глава заканчивается § 4, в котором рассматриваются возможности коррекции дефекта при ринолалий.
Выводы, сформулированные в главе 4, определяют направленность психолого-педагогического и логопедического воздействия на формирование речи и личности больного с ринолалией.
Логопедическая работа при ринолалии описана в главе 5.
Выделены два периода работы: дооперационный и послеоперационный.
Описывая методику логопедического воздействия, автор указывает, что правильное ее применение позволяет добиться практически нормальной речи, в частности правильной артикуляции звуков, еще до операции.
Расщелина неба — врожденный дефект. Ребенок с расщелиной овладевает речью в патологических условиях. Несомненно, важной задачей логопедической помощи таким детям является профилактика речевых расстройств (см. главу 5, § 4).
Конкретный речевой материал, приведенный в этой главе, с нашей точки зрения, намечает пути профилактической работы с детьми.
В главе 6 «Обследование детей с ринолалией» приводится схема обследования, отдельные основные моменты которой иллюстрируются наблюдениями.
В «Приложении» помещен материал, который окажет пользу в практической деятельности логопеда: оформление тетради ребенка, примерный речевой материал, дневники работы с детьми.
Пособие дополнено выводами и списком литературы.
Работа над пособием проводилась в течение длительного времени и заканчивалась редактором, когда А. Г. Ипполитовой уже не стало. Мы надеемся, что эта книга будет памятью о ней и окажет помощь в сложной и кропотливой работе с больными, имеющими врожденные дефекты неба.
О. Усанова.
Мимические мышцы
В эмбриогенезе развитие мимических мышц связано с преобразованием мезенхимы II жаберной дуги, иннервируемой VII парой черепно-мозговых нервов. На четвертой-пятой неделе развития эта мезенхима начинает распространяться на область лица и шеи, образуя подкожную мышцу. На седьмой неделе развития подкожная мышца дифференцируется на подкожную мышцу шеи и подкожную мышцу лица. Последняя преобразуется в мимические мышцы.
Рис. 3. Мышцы, окружающие ротовую щель (вид сзади).
1. Круговая мышца рта. 2. Мышца, поднимающая верхнюю губу. 3. Щечная мышца. 4. Мышца, опускающая нижнюю губу. 5. Подбородочная мышца. 6. Мышца, опускающая угол рта.
Из мимических мышц имеют значение для речи лишь те, которые расположены вокруг ротовой щели. Эти мышцы принимают участие в артикуляции звуков и частично обеспечивают выразительность речи.
В центре этой группы находится круговаямышцарта.Она имеет вид широкого мышечного кольца, расположенного в окружности ротовой щели (рис 3). Верхний край мышцы достигает носовой перегородки, нижний край — подбородочно-губной борозды. Плотные фиброзные пучки, пронизывающие толщу мышцы, плотно соединяют ее с кожей и слизистой оболочкой губ. Мышца состоит из двух неравнозначных частей — краевой и губной. Краевая (глубокая) часть является основной и состоит из двух пучков — нижнего и верхнего, которые являются продолжением щечной мышцы (рис 3). В области угла рта эти пучки частично перекрещиваются, при этом большая часть мышечных волокон нижнего пучка переходит в толщу верхней, а верхнего пучка — в толщу нижней губы. По средней линии губ мышечные волокна противоположных сторон встречаются и сливаются между собой. Губная (поверхностная) часть мышцы представлена небольшой группой мышечных волокон, лежащих в толще красной каймы губ. Их периферические отделы частично переходят в пучки мышцы, опускающей нижнюю губу, и мышцы, поднимающей верхнюю губу. При сокращении краевой части круглой мышцы рта губы стягиваются и выдвигаются вперёд, как при свисте или поцелуе. При сокращении губной части мышцы губ плотно прижимаются к зубам, сближаются между собой, края их подворачиваются внутрь. При этом красная кайма губ суживается или полностью скрывается. При одновременном сокращении обеих частей круговая мышца рта выполняет функцию сжимателя и суживает ротовую щель.
В круговую мышцу рта вплетаются волокна других мышц, расположенных в толще мягких тканей щеки и преддверия полости рта Их мышечные волокна расходятся лучеобразно от ротовой щели, составляя в целом мускулатуру, расширяющую ротовое отверстие (рис. 3) Эта группа состоит из следующих мышц:
Рис. 4. Мимическиемышцы.
1. Лобное брюшко надчерепной мышцы. 2. Круговая мышца глаза. 3. Угловая головка мышцы, поднимающей верхнюю губу. 4. Мышца, поднимающая верхнюю губу. 5. Мышца, поднимающая угол рта. 6. Скуловая мышца. 7. Мышца смеха. 8. Круговая мышца рта. 9. Мышца, опускающая угол рта. 10. Мышца, опускающая нижнюю губу. 11. Подбородочная мышца.
Рис. 5. Мышцыщечнойиподбородочнойобластей.
1. Передний край жевательной мышцы. 2. Щечная мышца. 3. Подбородочная мышца
1. Мышца,поднимающаяверхнююгубу(квадратная мышца верхней губы). Хорошо развита, имеет квадратную форму (рис. 3).
2. Малаяскуловаямышца.При сокращении углубляет носо-губную складку, поднимает и растягивает верхнюю губу (рис. 4).
3. Большаяскуловаямышца.При сокращении прижимает верхнюю губу к зубам. Лицо становится смеющимся.
4. Мышца,поднимающаяуглырта.При сокращении тянет угол рта вверх.
5. Мышцасмеха. Непостоянна. Тянет углы рта в стороны.
6. Щёчнаямышца. Участвует в акте сосания. Удаляет содержимое преддверия рта.
7. Мышца,опускающаяуголрта. При сокращении мышц обеих сторон верхняя губа оттягивается вниз. Способствует смыканию ротовой щели.
8. Подбородочнаямышца. Поднимает нижнюю губу, поднимает её к верхней.
9. Резцовыемышцыверхнейинижнейгубы. Влияют на движение губ при сосании, свисте.
Мышцы нижней челюсти
Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть, относятся к жевательным, так как своим сокращением способствуют смещению нижней челюсти в различных направлениях. Кроме того, они участвуют в других функциях полости рта: речи, пении, глотании и пр.
Жевательные мышцы являются производными мезенхимы I жаберной дуги, которая иннервируется V парой черепно-мозговых нервов. Помимо жевательных мышц из этой мезенхимы формируются: челюстно-подъязычная мышца, переднее брюшко двубрюшной мышцы. Подборочно-подъязычная мышца происходит из межчелюстной мышцы и иннервируется XII парой черепно-мозговых нервов.
В зависимости от формы движения, которое совершает нижняя челюсть, мышца делится на группы, отличающиеся друг от друга по месту прикрепления и по характеру действия:
· группа мышц, поднимающих нижнюю челюсть и приводящих ее в соприкосновение с верхней; подвижные точки их прикрепления находятся на нижней челюсти, а неподвижные — а различных частях черепа (закрывают полости рта). К ним относятся: 1) височная мышца (рис. 6), 2) жевательная мышца (рис. 5, 6), 3) медиальная крыловидная мышца (рис. 7);
Рис. 6. Жевательные мышцы(вид снаружи)
1. Височная мышца. 2. Жевательная мышца.
· группа мышц, опускающих нижнюю челюсть и размыкающих зубные ряды (открыватели полости рта). К ним относятся: 1) челюстно-подъязычная мышца (рис. 8), 2) подбородочно-подъязычная мышца, 3) переднее брюшко двубрюшной мышцы (рис.8). Эта группа мышц не имеет неподвижных точек прикрепления, а, наоборот, обеими точками прикрепляется к двум подвижным костям: нижней челюсти и подъязычной кости;
· группа мышц, осуществляющих движение нижней челюсти в горизонтальной плоскости (передне-заднем и поперечном направлениях). К ней относятся левая и правая латеральные крыловидные мышцы.
Закрывателиполостирта.
1. Височнаямышцаберет свое начало на чешуе височной кости, где она располагается веерообразно (рис. 6).
Передние пучки волокон идут вертикально, а задние почти горизонтально. Все эти пучки сходятся книзу и образуют толстое сухожилие, проходящее под скуловой дугой иприкрепляющееся к венечному отростку нижней челюсти.
Височная мышца — наиболее крупная во всей группе жевательных мышц. Несмотря на то что отдельные ее пучки имеют различное направление, равнодействующая этих пучков при сокращении мышцы тянет нижнюючелюстьвверхинезначительно кзади.
2. Жевательнаямышцакороче височной, хотя значительно толще и мощнее ее (рис. 6). Она состоит из двух слоев: поверхностного, пучки волокон которого имеют косое направление, и глубокого, идущего более отвесно. Поверхностный слой прикрепляется сухожилием у нижнего края скуловой дуги, а глубокий — непосредственно к внутренней поверхности скуловой дуги. Подвижной точкой прикрепления этой мышцы служит шероховатость наружной поверхности угла нижней челюсти. Такой характер прикрепления обусловливает и направление ее действия при сокращении: при двустороннем ее сокращении мышца поднимает нижнюю челюсть кверху, а при одностороннем она, кроме того, сдвигает ее наружу в сторону сократившейся мышцы.
Рис. 7. Жевательные мышцы (вид изнутри)
1. Латеральная крыловидная мышца. 2. Медиальная крыловидная мышца.
3. Медиальнаякрыловиднаямышцаимеет ту же форму и то же направление, что и жевательная, с той разницей, что она располагается по внутренней поверхности нижней челюсти. Она меньше жевательной мышцы. Эта мышца начинается коротким, но плотным сухожилием от крыловидного отростка основной кости и небольшим пучком от тела верхней челюсти и прикрепляется к шероховатости внутренней поверхности угла нижней челюсти (рис. 7).
Медиальная крыловидная мышца, благодаря сходству сжевательной мышцей, оказывает сходное действие и на положение нижней челюсти, т. е. поднимает ее вверх при двустороннем сокращении; при одностороннем же сокращении она смещает нижнюю челюсть в сторону, противоположную той, на которой произошло это сокращение.
При совместном сокращении трех вышеописанных мышц нижняя челюсть поднимается кверху. Закрывание рта происходит за счет работы не одной какой-либо мышцы, а всей группы закрывателей, действующих совместно, несмотря на то, что пучки отдельных мышц (или даже целые мышцы этой группы) оказывают друг другу противодействие.
Открывателиполостирта.
Антагонистом всей группы закрывателей и их равнодействующей является группа мышц, опускающих нижнюю челюсть и получивших название открывателей. Обе точки прикрепления мышц этой группы являются, как сказано выше, подвижными и располагаются на нижней челюсти и на подъязычной кости. Эта особенность обусловливает чрезвычайную подвижность дна полости рта, состоящего восновном из этих мышц.
К числу открывателей относятся три мышцы.
1. Подбородочно-подъязычнаямышца,начинающаяся от подбородочной кости нижней челюсти, прикрепляется к подъязычной кости и тянет ее кпереди и вверх При неподвижном состоянии подъязычной кости мышца опускает нижнюю челюсть (рис. 13, 14).
2. Челюстно-подъязычнаямышца,составляющая основу дна полости рта — диафрагму (рис 8). Мышца берет начало широким основанием от косой линии на внутренней поверхности нижней челюсти на протяжении от третьего моляра до середины подбородка справа и слева. Мышца прикрепляется узким концом к подъязычной кости. Ее передние волокна лежат горизонтально, задние — косо к срединной линии рта. Когда подъязычная кость фиксирована, мышца опускает нижнюю челюсть; при фиксированной нижней челюсти мышца тянет подъязычную кость вперед и вверх
Рис. 8. Мышцы диафрагмы рта.
1. Челюстно-подъязычная мышца. 2. Подъязычная кость. 3. Заднее брюшко двубрюшной мышцы. 4. Переднее брюшко двубрюшной мышцы. 5. Нижняя часть
3. Двубрюшнаямышца.Заднее брюшко ее начинается от вырезки сосцевидного отростка височной кости и, направляясь вперед и вниз, прикрепляется у подъязычной кости промежуточным сухожилием. Переднее брюшко берет начало от этого промежуточного сухожилия, а также от подъязычной кости и прикрепляется в области двубрюшной ямки на внутренней поверхности нижней челюсти (рис. 8). Переднее брюшко опускает нижнюю челюсть и тянет ее назад, а при фиксированной нижней челюсти поднимает подъязычную кость итянет ее вперед.
Среди жевательных мышц особое место занимает латеральнаякрыловиднаямышца,являющаяся антагонистом височной мышцы.
Пятепальная крыловидная мышца начинается двумя <...> верхняя (меньшая) идет от подвисочного гребня <...> основной кости, а нижняя (большая) — от латеральной пластинки крыловидного отростка этой кости, отчасти от бугорка верхней челюсти. Первая, прикрепляясь к суставной капсуле, вплетается волокнами в диск межсуставного <...> и обусловливает своим сокращением его скольжение по заднему скату суставного бугорка, вторая прикрепляется к шейке суставного отростка (рис. 7).
При двустороннем сокращении латеральной крыловидной мышцы нижняя челюсть выдвигается вперед, а при одностороннем — смещается в сторону, противоположную той, на которой сократилась мышца.
Мышцы мягкого неба
Рис. 9. Мышцы мягкого неба и глотки (вид сзади).
1 Хоаны. 2. Носовая перегородка. 3. Мышца, натягивающая мягкое небо. 4. Мышца, поднимающая мягкое небо. 5. Шило-глоточная мышца. 6. Гортань. 7. Небно-язычная мышца. 8. Небно-глоточная мышца. 9. Мышца язычка.
Мягкое небо (рис. 9). Мышечный слой мягкого неба состоит из отдельных групп мышц, из которых только мышцы язычка заканчиваются в самом небе, являясь парными, соединяют его с другими органами.
Сюда относятся: 1) небно-язычная мышца, залегающая в передней дужке и соединяющая мягкое небо с языком; 2) небно-глоточная мышца, идущая позади первой и залегающая в задней дужке, соединяющая мягкое небо с глоткой; между этими двумя дужками располагается лимфоидная ткань, носящая название небной миндалины; 3) две крупные мышцы, напрягающие и поднимающие мягкое небо; 4) мышца язычка (увуля).
1. Небно-глоточнаямышца.Состоит из двух слоев, между которыми заключена мышца, поднимающая мягкое небо, и <...> направляется вниз к глотке и оканчивается у <...> мышца щитовидного хряща в стенке глотки; тянет мягкое небо вниз и назад до соприкосновения с задней стенкой глотки, вследствие чего носоглотка отделяется от ротоглотки (рис. 9).
2. Мышца,поднимающаямягкоенебо.Начинается на нижней поверхности основания черепа от верхушки пирамидки <...> височной кости и от хрящевой части слуховой трубы, направляется вниз и медиально к мягкому небу. Мышца поднимает небную занавеску (рис. 9).
3. Мышца,напрягающаямягкоенебо.Начинается от угловидного отростка клиновидной кости и хрящевой части слуховой трубы, идет вертикально вниз, огибает своим сухожилием крючок крыловидного отростка основной кости, поворачивает под прямым углом в медиальном направлении и вплетается в
апоневроз мягкого неба. Мышца напрягает небную занавеску в поперечном направлении (рис. 9).
4. Небно-язычнаямышца.Представляет собой тонкий слой мышечных волокон, который берет начало на нижней поверхности мягкого неба и оканчивается в боковой поверхности языка. Мышца опускает небную занавеску, суживает зев (рис. 9).
5. Мышцаязычка.Непарная. Состоит из двух узких мышечных пучков, которые начинаются от задней носовой кости и от апоневроза мягкого неба и оканчиваются в язычке. Мышца укорачивает язычок (рис. 9).
Пучки мышц мягкого неба левой и правой стороны доходят до средней линии мягкого неба, а иногда переходят через нее, переплетаясь с пучками одноименных мышц противоположной стороны. При сокращении этих мышц мягкое небо изменяет свое положение и форму, участвуя в акте глотания, дыхания и речи
Чувствительная иннервация неба обеспечивается разветвлениями второй ветви тройничного нерва (нервы небные и носо-небные). Мягкое небо иннервируется также от глоточного сплетения.
Мышцы мягкого неба, за исключением напрягающей, иннервируются так же, как и мышцы небных дужек и верхний сжиматель глотки, ветвями блуждающего, языкоглоточного и симпатического нервов, а также ветвями крыло-небного узла. Мышца, напрягающая мягкое небо, иннервируется от третьей ветви тройничного нерва через ушной узел.
Развитие языка. Мышцы языка
Рис. 10. Развитие языка на вентральной стенке глоточной кишки. (Вид сзади) Римскими цифрами обозначены висцеральные (жаберные) дуги.
А — эмбрион 5 недельный, Б — эмбрион 6 недельный, В — эмбрион 7-недельный. 1. Верхнечелюстной отросток. 2. Нижнечелюстной отросток. 3. Первая жаберная борозда. 4. Подъязычная жаберная дуга. 5. Закладка пищевода. 6. Закладка гортани. 7. Нижнежаберный выступ. 5. Слепое отверстие. 9. Непарный (язычный) бугорок. 10. Язычный боковой бугорок.
Язык развивается из нескольких зачатков, имеющих вид <...> и расположенных на дне первичной ротовой полости.
Чаще всего на четвертой неделе, появляется непарный язычный бугорок, из которого развивается небольшая часть спинки языка, лежащая кпереди от слепого отверстия. Кпереди от непарного бугорка образуются два парных утолщения, которые называются боковыми язычными бугорками (рис 10, А, Б). Сливаясь вместе, эти бугорки дают начало большей части тела языка и его кончику. Наконец, корень языка возникает из утолщения слизистой оболочки и мезенхимы, лежащей ниже закладки щитовидной железы. Все эти зачатки языка вскоре срастаются между собой в единое образование (рис 10, В). Язык представляет собой мышечный орган, играющий большую роль в механической переработке пищи и формирований речи. Он активно захватывает пищу, прижимает ее к твердому небу, распределяет пищу между зубными рядами обеих половин челюстей, способствует своим сокращением проталкиванию разжеванной пищи из полости в глотку, участвует в сложнейших речевых движениях. Значительная подвижность языка (вперед, назад, влево, вправо и более тонкие движения) его эластичность позволяют строить в полости рта различные артикуляционные позиции, что при направленной воздушной струе обеспечивает произношение звуков речи.
Рис 12. Язык в поперечном сечении в области средней трети.
1. Нижняя продольная мышца. 2. Подбородочно-язычная мышца
В языке различают верхушку, тело и корень. Верхняя поверхность языка носит название спинки (рис. 13). Середину спинки пронизывает фиброзная пластинка, делящая язык на две симметричные половины. Соответственно этой пластинке на спинке языка располагается бороздка, заканчивающаяся у корня языка небольшим углублением, получившим название слепого отверстия (место закладки щитовидной железы).
Мышцы языка подразделяются на собственные и скелетные. Собственные мышцы языка составляют его основу и состоят из пучков поперечно полосатых мышечных волокон, идущих в трех взаимно перпендикулярных направлениях. Среди них различают парную верхнюю продольную мышцу и парную нижнюю продольную мышцу. Верхняяпродольнаямышца(рис. 11)берет начало от фасциальной перегородки языка и, располагаясь под слизистой оболочкой его спинки, прикрепляется к ней вдоль краев языка и его кончика. При своем сокращении укорачивает язык, делает его толще и шире. При одностороннем сокращении кончик языка заворачивается в сторону спинки. Нижняяпродольнаямышца(рис. 12) берет начало от слизистой оболочки в области корня языка. Имея округлую форму, мышца проходит между волокнами подбородочно-язычной и подъязычно-язычной мышцы и прикрепляется к слизистой оболочке в области кончика языка. При сокращении укорачивает <...> являясь синергистом верхней продольной мышцы. При <...> сокращении опускает поднятый кончик языка и <...> заворачивать его внутрь, являясь в этом случае антагонистом верхней продольной мышцы.
Поперечная мышца языка. Берет начало от фасциальной (рис 11). Составляет основную часть мышц языка. Мышечные волокна ориентированы в поперечном (фронтальном) направлении. В области корня языка мышца усилена за счет волокон небно-язычной мышцы. Мышечные пучки поперечной мышцы берут начало от фасциальной перегородки или слизистой оболочки и заканчиваются в слизистой боковых отделов языка. Мышца парная, при двустороннем сокращении суживает язык, выдвигает его вперед, сворачивает его в виде желоба.
Вертикальная мышца. Парная, берет начало от слизистой оболочки нижней поверхности языка и прикрепляется в области спинки. При своем сокращении уплощает язык.
Все собственные мышцы языка иннервируются XII парой черепно-мозговых нервов.
Рис 13. Голова взрослого человека в передне-заднем сечении
1. Полость носа. 2. Пазуха основной кости. 3. Свод глотки. 4. Носовые раковины. 5. Носоглотка. 6. Глоточное отверстие слуховой трубы. 7. Мягкое небо. 8. Язычок. 9. Корень языка. 10. Надгортанник. 11. Щитовидный хрящ гортани. 12. Щито-подъязычная мышца. 13. Подъязычная кость. 14. Подъязычно-язычная мышца. 15. Челюстно-подъязычная мышца. 16. Подбородочно-язычная мышца. 17. Нижняя челюсть. 18. Кончик языка. 19. Спинка языка. 20. Преддверие рта. 21. Твердое небо. 22. Пазуха лобной кости.
Рис. 14. Мышцы языка и нижней челюсти.
1. Нижняя челюсть. 2. Подбородочно-язычная мышца. 3. Подбородочноподъязычная мышца. 4. Подъязычно-язычная мышца. 5. Гортань. 6. Подъязычная кость. 7. Шило-глоточная мышца (обрезана). 8. Шило-язычная мышца. 9. Челюстно-подъязычная мышца (обрезана).
Скелетные мышцы представлены антагонистическими и синергическими группами, а также мышцами-агонистами. В их состав входят:
1. Подбородочно-язычнаямышца.Она начинается узким сухожилием от подбородочной ости нижней челюсти на ее внутренней поверхности и веерообразно прикрепляется к языку. При своем сокращении тянет язык вперед (рис 13, 14).
2. Подъязычно-язычнаямышца.Имеет вид квадратной пластинки, начинается от подъязычной кости, проходит вперед и вверх и вплетается своими волокнами в боковую часть языка. При сокращении тянет язык вниз и назад (рис 13, 14).
3. Шило-язычнаямышца.Узким мышечным пучком берет начало от шиловидного отростка височной кости и прикрепляется к боковой поверхности языка. При своем сокращении тянет язык вверх и назад. Все скелетные мышцы языка иннервируются также XII парой черепно-мозговых нервов (рис. 14). Язык получает свое кровоснабжение от язычной артерии, разветвление которой образует густые капиллярные сети как в мышечных слоях языка, так и в его слизистой оболочке. В мышечных слоях языка кровеносные капилляры располагаются по ходу мышечных волокон. Иннервация слизистой оболочки языка осуществляется за счет V, VII, X пар черепно-мозговые нервов. В языке имеются также сплетения лимфатических сосудов, которые берут свое начало в слизистой оболочке и несут лимфу к регионарным лимфатическим узлам, расположенным в области шеи.
Формы расщелин
К врожденным недоразвитиям неба, дающим носовой оттенок в речи, относятся: 1) врожденные расщелины неба игубы; 2) подслизистые расщелины; 3) врожденные недоразвития неба; 4) врожденная ассиметрия лица при деформации неба
Чаще всего в практике встречаются расщелины губы инебного свода.
Формы небных расщелин чрезвычайно разнообразны, и все они ведут к нарушению речи. (Мы наблюдали лишь один случай двусторонней горизонтальной расщелины лица — расщелина по щекам, как продолжение ротового отверстия, когда речь была сохранной.) Чаще всего наблюдаются расщелины только верхней губы.
Расщелиныгуб.Следует различать частичную и полную расщелину губы.
Частичной расщелиной считается такая, при которой несращение произошло только в крае губы, т. е. дефект не доходит до нижнего носового отверстия. Полной расщелина считается в том случае, когда она захватывает нижний отдел носового отверстия и нередко передний край дна носового хода. Расщелины могут быть односторонними и двусторонними.
Расщелинынеба.Форма и величина расщелин неба чрезвычайно разнообразны Различие их состоит в размере (протяженности) и расположении.
Различают сквозные и несквозные расщелины неба. Сквозные расщелины бывают двусторонними и односторонними. Несквозные расщелины делятся на полные, неполные и подслизистые.
Сквозные расщелины характеризуются тем, что несращение по средней линии верхней челюсти проходит сквозь губы, альвеолярный отросток, твердое и мягкое небо. Если эта расщелина проходит по обе стороны межчелюстной кости и ни с одной стороны не произошло срастание неба с сошником и носовой перегородкой, то такую расщелину называют сквозной двусторонней. Если одна из сторон срослась с сошником и носовой перегородкой, то такую расщелину называют сквозной односторонней (правосторонней или левосторонней).
Несквозныеполныерасщелиныхарактеризуются тем, что несрастание доходит до области резцового отверстия. Обычно расщелины эти очень широкие. При этом наблюдается недоразвитие сошника и носовой перегородки: ткани мягкого неба недостаточно развиты, зев очень широкий. Для хирургического вмешательства полная несквозная расщелина — одна из самых сложных форм.
Несквозные полные расщелины могут быть правосторонними или левосторонними.
Несквозные неполные расщелины могут быть по величине близкими к полным несквозным, а иногда величина их бывает незначительной. Возможно только несращение увули (uvula). В большинстве случаев при этом одновременно имеется подслизистая расщелина твердого неба, причем горизонтальные пластинки небных костей в средней части тоже недоразвиты Пластинки, срастаясь в переднем отделе ротовой полости, при удалении от резцов кзади начинают расходиться в стороны, образуя треугольное отверстие в кости небного свода с вершиной к верхним передним резцам.
При таком недоразвитии в пластинках небных костей, сочетающемся с недоразвитием мышечных систем мягкого неба, но при достаточном развитии слизистых оболочек и образуются скрытые (субмукозные) расщелины неба.
Каждая расщелина, даже субмукозная, приводит к укорочению заднего края скелета твердого неба, вследствие чего все мягкое небо перемещается вперед. Таким образом, все небо укорачивается, поперечное расстояние между мягким небом и задней стенкой глотки увеличивается (А. А. Лимберг, 1927).
Подготовительный период
Основная цель занятий этого периода — формирование правильного речевого дыхания параллельно с усвоением артикулем. Период можно условно разделить на два этапа:
1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.
2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков.
Формированиеречевогодыхания.Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается формированием только длительного ротового выдоха.
В основе предлагаемой системы работы — использование физиологического дыхания, образование физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок речевых движений.
Наиболее продуктивным для формирования правильной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание.
I этап. В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если дыхание ребенка нижнереберное, логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключается на нижнеребернре дыхание.
С появлением правильного спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания. Необходимо объяснить ученику, что существуют различные виды вдоха и выдоха и их сочетания: при закрытом рте вдох и выдох происходят через нос; при открытом рте возможны различные сочетания вдоха и выдоха. После такого объяснения ребенку предлагается проделать конкретные дыхательные упражнения. Последовательность их выполнения фиксируется рисунками в таблице 1 в тетради ребенка.
Таблица 1
Вдох (рисунки) | Выдох (рисунки) |
нос рот нос рот | нос нос рот рот |
Цель этих упражнений — в процессе разучивания различных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох. Кроме того, эти упражнения закладывают основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха. Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, так как ребенок задерживает выдох, обращая внимание на то, как нужно осуществить выдох: через нос или рот при переходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта пауза будет постепенно увеличиваться и закрепляться. А с переходом к слоговым сочетаниям, словам и фразам она полностью нормализуется, что обеспечит правильное речевое дыхание.
Во время таких упражнений необходимо приучать ребенка к ощущению проходящей по слизистым оболочкам ротовой и глоточной полости направленной струи воздуха во время вдоха и выдоха.
Направление выдыхаемой через рот струи воздуха контролируется движением ватки, положенной на гладкую поверхность бумаги или ладони или поднесенной ко рту при выдохе, чтобы ребенок мог видеть направление ее движения и корригировать это направление в соответствии с указаниями логопеда. Такой выдох, ни в коем случае не отождествляемый с выдуванием, формирует направленность полного, спокойного ротового выдоха.
Мы не считаем нужным проводить каких-либо специальных упражнений по развитию дыхания (сдувание ватки, надувание мягких резиновых игрушек и т. п.), часто применяемых в логопедической практике, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти упражнения часто выполняются ребенком с напряжением, которое для речи вредно, так как оно может иррадиировать на весь мышечный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.
Внимание ребенка постоянно фиксируется на направлении речевого выдоха и на положении органов артикуляции при выдохе.
Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта.
Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка сразу же обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывании. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (последний применяется в крайнем случае).
Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.
Развитие орального праксиса. Параллельно с работой па развитию диафрагмального дыхания проводится гимнастика артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и согласных звуков (II этап работы).
На четкость речи в большой мере влияет характер произношения гласных звуков. С них и начинается специфическая гимнастика, в процессе которой тщательно прослеживается уклад органов произношения для каждого гласного звука. Особое внимание уделяется положению кончика языка, который на первых порах необходимо удерживать у нижних резцов при подготовке артикулем всех гласных звуков. Этот прием позволяет увеличить объем ротовой полости и тем самым обеспечить возможность для прохождения воздушной струи через рот. Изменение положения губ при артикуляции гласных, благодаря мышечной взаимосвязанности, естественным путем приведет язык к правильному положению для каждого отдельного звука. Гимнастика начинается с изучения артикуляции гласных звуков. Эти артикуляционные упражнения за