Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей роста и развития организма, здоровья детей и подростков.

ЛЕКЦИЯ № 13-14.

ГИГИЕНА СРЕДЫ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ: АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ, ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОЙ И СВЕТОВОЙ РЕЖИМ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

План лекции

1. Основы проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации различных детских организаций с позиций гигиены детей и подростков.

2. Гигиенические регламенты проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации детских организаций: участок, здание, оборудование, благоустройство.

3. Воздушно-тепловой режим в детских и подростковых образовательных организациях. Естественная и искусственная вентиляция, отопительные устройства, применяемые в детских учреждениях.

4. Световой режим в детских учреждениях. Гигиенические требования к освещению помещений в детских и подростковых учреждениях.

5. Ультрафиолетовая недостаточность и ее профилактика.

6. Государственный строительный надзор:
понятие, юридические основы, межведомственное взаимодействие, роль Роспотребнадзора.

Цель лекции

Получить представление о гигиенических основах проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации различных детских образовательных организаций с позиций гигиены детей и подростков; о воздушно-тепловом режим, естественной и искусственной вентиляции, отопительных устройствах, применяемых в детских учреждениях (ДУ); о световом режиме и гигиенических требованиях к освещению помещений в детских учреждениях, о профилактике ультрафиолетовой недостаточности в ДУ, о государственном строительном надзоре и роли Роспотребнадзора в системе Госстройнадзора.

ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПОЗИЦИЙ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Определения и понятия

Все учреждения для детей и подростков можно подразделить на образовательные и иные (например, лагеря отдыха). Однако принципы проектирования, строительства и эксплуатации общие, для разных учреждений есть только специфика.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (далее - федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (далее - государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации).

Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Типы образовательных организации

1. дошкольные (ДО)

2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

3. организации начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования

4. организации дополнительного образования взрослых

5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

6. организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)

7. организации дополнительного образования детей

8. другие организации, осуществляющие образовательный процесс

Основы проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации различных детских учреждений с позиций гигиены

Существует масса разнообразных гигиенических регламентов, норм и нормативов – от площади до вида источников света. Эти регламенты собраны в виде гигиенических нормативных документов (СН, СанПиН и др.), где четко и конкретно указано, что именно нормируется или регламентируется.

По данному разделу гигиены ситуация усугубляется многочисленными ссылками гигиенических нормативных документов на строительные регламенты (СНиП, ВСН).

Для гигиениста, эксперта очевидна необходимость не только знания указанных документов, но понимания сути многих смежных областей (строительства, техники, технологии), а также межведомственного сотрудничества в этой сфере (с инженерами, проектировщиками, техниками, строителями).

Гигиенические регламенты проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации детских учреждений

Все гигиенические регламенты имеют обоснование– целевое, анатомо-физиологическое и др. Это обоснование формулируется обычно в виде гигиенических требований.

Задача гигиениста, эксперта – знать это обоснование, т.к. только с этой точки зрения можно сформулировать влияние фактора на здоровье, провести качественную экспертизу проекта, особенно в условиях отсутствия регламентов или их противоречия (СНиП – СанПиН).

В наиболее общем, укрупненном виде это обоснование сформулировано в виде гигиенических принципов проектирования, строительства и реконструкции детских учреждений (ОУ) для детей и подростков.

Гигиенические принципы проектирования, строительства и реконструкции детских учреждений (ОУ) для детей и подростков.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ детских УЧРЕЖДЕНИЙ: участок, здание, оборудование, благоустройство

Гигиенические требования к участку детских и подростковых ОУ

I. Близость к месту жительства. Определяется возрастом детей, климатом и характером застройки

II. Удаленность от источников загрязнения воздуха.

III. Достаточная площадь для размещения всех зон и соблюдения общесанитарных требований.

Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей роста и развития организма, здоровья детей и подростков. - student2.ru

Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей роста и развития организма, здоровья детей и подростков. - student2.ru

Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей роста и развития организма, здоровья детей и подростков. - student2.ru

Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей роста и развития организма, здоровья детей и подростков. - student2.ru

Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей роста и развития организма, здоровья детей и подростков. - student2.ru

Размещение на участке

• расстояние здания от красной линии, от зон,

• с учетом инсоляции на участке, подъездов

Планировка

• тип строительства (централизованное, блочное)

• этажность

• наполняемость /вместимость

• набор помещений

• взаиморасположение помещений, блоков

• взаимосвязь отдельных помещений, блоков с зонами участка

• площадь, высота, объем помещений

• ориентация по сторонам света

Выбор оборудования с учетом

• назначения, специфики помещения (пищеблок, прачечная, вентиляционное оборудование и др.)

• поточности производства / процессов

• механизация и автоматизация

Гигиенические регламенты благоустройства ОУ:

Источник воды

Система водоснабжения

Качество воды

Система

Размещение коммуникаций

Часовой расход воды

Способ утилизации

5. Сан.тех.оборудование:

üнабор

üколичество

üвысота установки

üразмещение (по этажам, по помещениям, групповое, индивидуальное, площадь на 1 единицу)

ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ В ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ЕСТЕСТВЕННАЯ И ИСКУССТВЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ, ОТОПИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Воздушно-тепловой режим в детских и подростковых учреждениях

Играет большую роль в формировании среды ОУ и здоровья ДиП. Обеспечивает надлежащее качество воздуха и комфортный микроклимат. Гигиенические регламенты воздушно-теплового режима в различных учреждениях и помещениях различны.

Воздушно-тепловой режим в детских и подростковых учреждениях обеспечивают системы отопления и вентиляции.

Система

2. Теплоноситель (вода)

Расчетные параметры

Отопительные приборы

– тип (радиаторы, трубчатые)

– размещение

– ограждение

– регулировка

В ОУ применяются оба вида.

Освещение помещений

Подавляющее большинство помещений детских учреждений оборудовано системами естественного и искусственного освещения.

Освещение: виды и системы

Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей роста и развития организма, здоровья детей и подростков. - student2.ru

Освещение: источники

Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей роста и развития организма, здоровья детей и подростков. - student2.ru

Определения

КЕО (коэффициент естественной освещенности)– отношение уровней освещенности, создаваемой естественным светом внутри помещения и снаружи, выраженное в процентах

Люкс (ЛК)– единица освещенности

СК (световой коэффициент)– отношение площади застекленной части окон к площади пола

КЗ (коэффициент заглубления)– отношение высоты помещения к его глубине

Гигиенические требования к организации освещения

Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей роста и развития организма, здоровья детей и подростков. - student2.ru

УЛЬТРАФИОЛЕТОВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЛЕКЦИЯ № 13-14.

ГИГИЕНА СРЕДЫ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ: АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ, ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОЙ И СВЕТОВОЙ РЕЖИМ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

План лекции

1. Основы проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации различных детских организаций с позиций гигиены детей и подростков.

2. Гигиенические регламенты проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации детских организаций: участок, здание, оборудование, благоустройство.

3. Воздушно-тепловой режим в детских и подростковых образовательных организациях. Естественная и искусственная вентиляция, отопительные устройства, применяемые в детских учреждениях.

4. Световой режим в детских учреждениях. Гигиенические требования к освещению помещений в детских и подростковых учреждениях.

5. Ультрафиолетовая недостаточность и ее профилактика.

6. Государственный строительный надзор:
понятие, юридические основы, межведомственное взаимодействие, роль Роспотребнадзора.

Цель лекции

Получить представление о гигиенических основах проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации различных детских образовательных организаций с позиций гигиены детей и подростков; о воздушно-тепловом режим, естественной и искусственной вентиляции, отопительных устройствах, применяемых в детских учреждениях (ДУ); о световом режиме и гигиенических требованиях к освещению помещений в детских учреждениях, о профилактике ультрафиолетовой недостаточности в ДУ, о государственном строительном надзоре и роли Роспотребнадзора в системе Госстройнадзора.

ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПОЗИЦИЙ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Определения и понятия

Все учреждения для детей и подростков можно подразделить на образовательные и иные (например, лагеря отдыха). Однако принципы проектирования, строительства и эксплуатации общие, для разных учреждений есть только специфика.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (далее - федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (далее - государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации).

Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Типы образовательных организации

1. дошкольные (ДО)

2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

3. организации начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования

4. организации дополнительного образования взрослых

5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

6. организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)

7. организации дополнительного образования детей

8. другие организации, осуществляющие образовательный процесс

Основы проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации различных детских учреждений с позиций гигиены

Существует масса разнообразных гигиенических регламентов, норм и нормативов – от площади до вида источников света. Эти регламенты собраны в виде гигиенических нормативных документов (СН, СанПиН и др.), где четко и конкретно указано, что именно нормируется или регламентируется.

По данному разделу гигиены ситуация усугубляется многочисленными ссылками гигиенических нормативных документов на строительные регламенты (СНиП, ВСН).

Для гигиениста, эксперта очевидна необходимость не только знания указанных документов, но понимания сути многих смежных областей (строительства, техники, технологии), а также межведомственного сотрудничества в этой сфере (с инженерами, проектировщиками, техниками, строителями).

Гигиенические регламенты проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации детских учреждений

Все гигиенические регламенты имеют обоснование– целевое, анатомо-физиологическое и др. Это обоснование формулируется обычно в виде гигиенических требований.

Задача гигиениста, эксперта – знать это обоснование, т.к. только с этой точки зрения можно сформулировать влияние фактора на здоровье, провести качественную экспертизу проекта, особенно в условиях отсутствия регламентов или их противоречия (СНиП – СанПиН).

В наиболее общем, укрупненном виде это обоснование сформулировано в виде гигиенических принципов проектирования, строительства и реконструкции детских учреждений (ОУ) для детей и подростков.

Гигиенические принципы проектирования, строительства и реконструкции детских учреждений (ОУ) для детей и подростков.

Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей роста и развития организма, здоровья детей и подростков.

Наши рекомендации