Контроль санитарного состояния мест занятий (алгоритм оценки)
Набор, площади основных помещений, размещение в здании, интерьер.
Организация всех факторов среды и элементов благоустройства (свет, воздух, вода, тепло, мебель, инструментарий и другие средства обучения).
Оценка санитарного состояния, содержания (одежда, условия для соблюдения личной гигиены и уборки).
3. Контроль учебного процесса (алгоритм оценки режима)
Количество уроков труда в неделю (школа), максимальная недельная нагрузка.
Учебное расписание: распределение уроков труда по дням недели и в течение дня, наличие сдвоенных уроков, соотношение теории и практики в расписании, производственная практика, степень трудности предметов при профессиональном обучении.
Контроль проведения урока труда (плотность урока, хронометраж, оценка позы и проч.)
Сложность предметов
I степень (ранг) – требующие усвоения абстрактных понятий, сущности законов, категорий, большого объема информации (общеобразовательные дисциплины, философия, общественные науки)
II– с меньшей долей абстрактных понятий, необходимо усваивать законы и факты (химия, спецтехнология)
III – имеющие прикладной характер (материаловедение, организация производства, технология работ)
IV – требующие преимущественно физических усилий (физкультура, труд)
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ТРУДОВОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ДИП.
Детский травматизм
Среди детей во всех странах высок уровень травматизма.
В настоящее время от травм и несчастных случаев в мире умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний.
Наиболее опасные в плане травматизма сферы: участок школы, спортивный зал, трудовое обучение.
Причины детского травматизма и их исходов
1. Особенности детского организма:
- незнание условий и опасностей, существующих на рабочем месте
- неопытность и природная любознательность
- желание самоутвердиться и показать себя "настоящим взрослым"
- пренебрежение к принципу первостепенного значения мер безопасности
- быстрая утомляемость
- скука, вызывающая желание порезвиться или затеять возню
2. Здоровье детей, АФО:
- смертельные исходы чаще (более 75%) встречаются у детей с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе и общественной работе
- 70% детей имели слабый тип нервной системы
- 15% детей - двигательную заторможенность
3. Халатность и недисциплинированность:
- халатность взрослых - невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей (около 8,5% всех травм)
- недисциплинированность детей (более 25% случаев)
4. Несчастные случаи:происшествия, вызванные факторами, находящимися вне человеческого контроля, или непредвиденные, в которых никто не виноват (например, удар молнии) (не более 2% случаев).
Классификация несчастных случаев
- по количеству пострадавших:одиночные (пострадал один человек) и групповые (пострадало одновременно два и более человека);
- по тяжести:легкие (уколы, царапины, ссадины), тяжелые (переломы костей, сотрясение мозга), с летальным исходом (смерть).
Система профилактики травматизма в ходе
Трудового обучениядетей и подростков
I. Законодательные и административные мероприятия. Гигиеническое нормирование
- регламентация всех процессов
- разработка, принятие и исполнение законов, приказов, инструкций, СанПиН
II. Архитектурно-планировочные и конструктивно-технические решения
- соответствие СанПиП, возрасту, полу, характеру деятельности
- исправность всего оборудования, особенно – освещение, пол, двери, систем воздухообмена, контроль микроклимата, мебель, инструменты, рабочая одежда
III. Техника безопасности и инструктаж
- соблюдение всех требований ТБ
- виды инструктажа: вводный, на рабочем месте, периодический внеплановый
- рабочая одежда и СИЗ
- укомплектованная аптечка
IV. Медицинскиемеры
- учет здоровья обучающихся, результатов диспансеризации, допуска к урокам труда и обучения
- проф.консультация, проф. отбор
V. Педагогические
- выработка динамического стереотипа, устранение лишних движений,
- соблюдение требований к организации учебного процесса и к проведению урока труда