Социальныеотрицательныеэмоции
Стыд
Когдачеловек чувствуетстыд, он, какправило, стараетсякак бы уменьшитьсяв размерах,отводит взгляд,краснеет, опускаетили вообщезакрываетглаза. Широкооткрытые глазаи стыд — явлениянесовместимые.«Бесстыжиетвои глаза!Отвернись!»— так частоговорят ребенкуи воспитываюту него стыдливость.Психологическиеисследованияпоказывают,что стыд испытываютпрактическивсе. При этомсознание человеказаполнено имсамим, но осознаетон в себе толькото, что ему кажетсянеприличным.В это же времяон чувствуетсебя несостоятельным,некомпетентным.
Вот какпишет о стыдеТомкинс: «Хотяужас обращаетсяк жизни, а смертьи страданиеокутывают мирпокрываломслез, стыднаносит самыеглубокие ранысердцу.Хотястрах и страданиепричиняют боль,они наносятудары, которыесмягчаютсясамоанализоми самооправданием;но стыдпереживаетсякак внутреннеемучение, болезньдуши.Безразлично,были ли причинойунижения истыда чьи-тообидные насмешкиили человеквысмеял самсебя. В обоихслучаях ончувствует себябудто нагим,потерпевшимпоражение,отвергнутым,потерявшимдостоинство».Стыдясь, человеквидит себяобъектом презренияи насмешки,ребенком, слабостькоторого выставленана всеобщееобозрение,считает, чтодругие над нимбудут смеяться.
Сразуже практическийвыход: никогдане следуетстыдить партнера.Если у него нетсовести, вашистрелы пройдутмимо. Если выпопадете вцель, то наживетеврага. Но какчасто мы стыдимзависящегоот нас партнеравместо того,чтобы потребоватьпрямого выполнениязадачи. «Кактебе не стыдно!Опять не помылобувь!» — вместо:«Помой обувь».«Как вам нестыдно! Опятьоставили рабочееместо в беспорядке!»— вместо: «Приведите,пожалуйста,в порядок рабочееместо». Ещелучше в такихслучаях начатьсразу так: «Яуверен, что ссегодняшнегодня...» Но самоеглавное, чточеловек теряетсамоуважение.Застенчивыйчеловек чересчурозабочен тем,как он выглядитв глазах других.
Стыдвозникает учеловека тольков процессевоспитания.У животныхстыда нет. Некоторыеученые считают,что стыд все-такиприносит какую-топользу. Так,человек, какправило, стараетсяизбегать ситуаций,вызывающихстыд, лучшеучиться и работать,приличней вестисебя. Говорят,что стыд способствуетмысленномупроигрываниютрудных ситуаций,что приводитк усилению Яи самокритики,облегчаетразличиесамостоятельности.
Но я, какпрактикующийврач, большевижу вреда отстыда и согласенс теми, ктоутверждает,что стыд содержитвраждебныйимпульс поотношению кмышлению. Гинекологи,сексопатологи,урологи и хирургизнают, как частостыд и застенчивостьприводят ктому, что многиелюди поступаютна лечение вклинику ужес запущеннымиформами тяжкихболезней, какрак прямойкишки и груднойжелезы, фибромиомаматки, простатит,геморрой и т.п. А скольконесчастийпроисходитиз-за того, чтомужчина стыдитсяобратитьсяза помощью кврачу по поводуимпотенции,а женщина попричине половойхолодности.
Приведув этой связиодин пример.
Моемуклиенту было57 лет, и он встречалсяс женщиноймоложе его на21 год. Оба онибыли разведены.Она потянуласьк нему, но онбоялся углублятьотношения, таккак всю жизньсчитал себяв сексуальномплане слабыммужчиной.
Вот вкратцеего история.
Женилсяон по любви ввозрасте 23 лет.Жена была годана три моложе.Оба не имелиопыта половойжизни. Вначалесексуальныеотношения какбудто былинормальные.Но потом понял,что его супругаотносится ккатегории такназываемыхХолодных Женщин.Удовлетворенияот интимныхотношений онане испытывалаи стараласьих избегать.На этой почвестали возникатьконфликты.Как-то раз, когдамуж, настаиваяна близости,сказал ей, чтожена должнавыполнять своисупружескиеобязанности,она легла наспину, раздвинуланоги и сказала,чтобы он делалсвое дело.Естественно,у него ничегоне получилось.Она высмеялаего. С тех порнеуверенностьпри интимныхотношенияхмоего клиентане покидала.
Семейнаяжизнь проходилав конфликтах.Дети их не сблизили.Развестисьс женой притакой потенциине решался. Такхоть иногда,хоть и неполноценно,он жил половойжизнью. Встречалисьженщины, которыеему нравились,но рассказатьим о своем «дефекте»он не мог, аобратитьсяк врачу стеснялся.В 54 года почувствовалсебя полнымимпотентом.Дети были ужевзрослые, и онразошелся сженой. Высвободилосьвремя, и он сталпосещать изостудию,вспомнив увлечениедетства. Тамон и познакомилсяс женщиной, окоторой шларечь выше.
Я посоветовалсвоему клиентурассказатьвсе этой своейприятельницеи объяснил, чтобеспокоящиеего нарушенияимеют функциональныйхарактер и,конечно, обратимы.Вот уже десятьлет я с удовольствиемвстречаюсьс этой счастливойпарой. Как-тоон сообщил мне,что никогдане подозревал,что у него такаявысокая потенция.Он даже внешнепомолодел, акогда я с нимпознакомился,он выгляделстариком.
А вотслучай не стаким счастливымконцом.
Естьтакая категориялюдей, которыедаже у хорошихзнакомых стесняютсяходить в туалет.Так вот, нашгерой принадлежалк таким людям.В молодостион полюбил. Онибыли однокурсниками.Дело шло к свадьбе.Однажды вовремя свиданияу него случилосьрасстройствожелудка. Следовалобы сказатьсвоей любимой,что ему нужносрочно разыскатьтуалет, но онпостеснялся.Настроениесразу упало.Чтобы быстреерасстатьсяс девушкой, онпридрался ккакому-то пустяку.Они рассорилисьи в конечномитоге расстались.Все получилось,как в комедии.Только в комедиив конце концовгерои все-такисходятся. Здесьже разрыв былокончательным.У каждого потомбыла своя неудавшаясяжизнь. Судьбасвела их через20 лет на традиционнойвстрече выпускников,и только тутвыяснилосьто староенедоразумение.
Я могбы привестиеще много такихслучаев. Оникурьезны, комичныи даже трагичны.Вот почему ядумаю, что у человекане должно бытьни чувствастыда, ни застенчивости.Не нужны такиестимуляторыи ограничителидля развитияличности. А чтоже тогда нужно?Вы уже догадались.Развиватьмышление! Онодолжно статьи нашим стимулятором,и нашим ограничителем.Оно подскажет,когда не стоитраздеватьсядонага, но заставитпойти к врачупри болезниполовых органови будет сохранятьнейтралитетв вопросахлюбви.
Вина
Однаиз основныхзадач современнойпсихотерапии— это снятиечувства вины. Оноявляется неврожденным,а воспитаннымсостояниемдуши, как и связаннаяс ним мораль.Чувство виныребенку навешиваетсяв первые годыего жизни, когдамышление егоне развито ипредлагаемыенормы морали(«что такоехорошо, а чтотакое плохо»)принимаютсябез критики.Когда же нормыморали нарушаются,человек начинаетиспытыватьчувство вины.Тот, кто читал«Психологиюайкидо», ужезнает, что нормыморали являютсясодержаниемРодителя. В неми наша совесть.Но требованияморали меняются.То, что моральносейчас, былоаморально впрошлом и, можетбыть, будетаморально вбудущем. Жизньменяет своиочертания исуть. Но требованияустаревшейморали жестконакладываютна человекачувство вины,и он перестаетбыть самимсобой.
Моральноеповедениенеобходимо.В этом нет никакогосомнения. Иначечеловечествоперестало бысуществовать.Кроме того,правила моралиоблегчаютжизнь: многиедействия становятсяавтоматическими,не надо думать— следуй правиламморали!
Но нужнали мораль нашейдуше? ВспомнимМоисеевы заповеди:«Не убий», «Неукради», «Непрелюбодействуй»и т. д. Но именнозапреты делаютдля человекажеланным то,что запрещено.Помните, этомы уже обсудили.Дайте себезарок во времячтения не смотретьна правый верхнийугол страницы,удерживайтесьот взгляда направый верхнийугол страницы,все время помните,что вы не должнысмотреть направый верхнийугол страницы,пристыдитесебя за то, чтовам все времяхочется посмотретьна правый верхнийугол страницы(там есть что-тотакое, на чтосмотреть нельзя).И вот вас уженеудержимотянет тудапосмотреть.И если вы удержитесь,тянуть всеравно будет.Итак, бессознательноотрицание невоспринимается.
«Нашемуполку запретиличитать, — рассказывалШвейк, — и черездве недели полкстал самымчитающим».Причем солдатычитали все, втом числе обрывкигазет, в которыеторговки заворачивалипокупки. «Несмотрите награфин с водой»,— сказал я как-тона лекции. Однаслушательницатут же взглянулана него. Я ееупрекнул. Онаответила: «Нодолжна же япосмотретьна то, на чтоне должна смотреть!»Запрещая, мысоздаем образзапрещаемого,и через некотороевремя у человекапоявляетсяжелание сделатьто, что запрещено.А желание надоудовлетворять,и он делает то,что запрещено.А если не делает,то его раздираетпротиворечиемежду желаниеми запретом,между чувствоми долгом. Такнедалеко и доболезни.
Сухойзакон увеличиваетпотреблениеалкоголя, сексуальныезапреты усиливаютразврат, а строгиезаконы — тяжестьпреступлений.Все идет поЗакону — Законуприроды. Будемпомнить, чтописаные законы,если они несоответствуютему, паутина— только дляслабых, сильныйее прорвет.
КогдаИисуса Христаупрекнули, чтоон разрушаетзаповеди, онответил, чтопришел не разрушитьзакон, а усилить.Так, Иисус Христоспрелюбодеяниев «сердце своем»тоже называетгрехом.
Во времясемейной ссорыжена одногомоего пациентасказала ему:«Я тысячу размогла тебеизменить, нотолько мояпорядочностьменя удерживала!».Так сколькоже раз она изменялаему «в сердцесвоем»? И послеэтого эпизодаони разошлись,хотя прожиливместе 23 года.Понятно, чтовместе былиих тела, а душау жены была вдругом месте.Но ведь любовь— функция души.Именно онаделает наслюдьми.
У счастливогочеловека душане расстаетсяс телом. Когдаже мы охваченыстрахом, душаустремляетсяв будущее, когдамы в депрессии— в прошлое.При личностныхконтактахследует беспокоиться,чтобы преждевсего душапартнера былас нами. Своимученикам явсегда говорю,чтобы они неходили ко мнена занятия,если у них идетборьба мотивов.Пусть идуттуда, а неко мне. Еслитам будетинтереснее,я порадуюсьза них, а еслинет, душа ихостанется сомной, и потомона приведеттело. Когдачисло моихучеников заметноуменьшится,это будет сигналомтого, что я сталнеинтереснымчеловеком. Яначну интенсивнееработать надсобой. Можетбыть, я не вернуушедших, носмогу удержатьвновь прибывших.Я постараюсьлучше вестизанятия, и мнене надо будетапеллироватьк морали и твердить,что нужно регулярнозаниматься,что без учебынельзя статьхорошим специалистом.Им будет интересно,и они станутхорошимиспециалистами.Будут поступатьморально и дажене будут подозревать,что поступаютморально. |Вотэто и есть, смоей точкизрения, истиннаясвобода: я Сделаюто, что хочу, анужно это всем.Именно онанужна душе, ане мораль.
А теперьхочу обратитьсяк вам, дорогойчитатель! Еслия вам наскучил,бросьте читать,пойдите туда,куда влечетвас душа. Вашуход принесетмне пользу: япостараюсьписать лучше.
Спасибо,что вы осталисьсо мной! Большоеспасибо!
Итак,поведениедолжно бытьморальным, амораль душене нужна. Нетли здесь противоречия?И если нет морали,то что же обеспечиваетморальноеповедение?Какие качестваследует развивать,чтобы избавлениеот моральныхдогм не дезорганизовалоповедения?
«Не убий!»Яхочуубить ближнего,но мораль непускает. Неубиваю, сдерживаюсебя, но тогдаубиваю себя,а это тоже аморально.И себя нельзяубивать. Итак,давайте думать!Ну хорошо, вымне не понравились,и я вас убил.Мне стало легче.Но что дальше?Конечно же, увас есть друзья,родственники,они начнутвыяснятьобстоятельства.В конечномитоге они меняразыщут. И убьют.Предположим,мне удалосьизбежатьразоблачения.Но ведь я живув страхе, нарушаяэмоциональнуюдиету и темсамым убиваясебя. Как-то ясмог преодолетьстрах разоблачения.Теперь я начнуубивать всечаще. В концеконцов людиобъединятсяи убьют меня.Итак, если уменя хорошоразвито мышление,я не буду васубивать. Есливы мне не понравились,я могу постаратьсяс вами не общаться.Но и это не выход.Ибо люди с подобнымикачествамимогут встретитьсяи в будущем.Поэтому лучшевсего научитьсяобщаться с вамии не наступатьна вашу больнуюмозоль. А таккак у вас естьдостоинства,попытаюсьвыявить их ииспользовать.Нет, я не будувас убиватьне потому, чтоя хороший, апотому, что этоглупо. Постараюсьсделать вамхорошо не потому,что я хороший,а потому, чтомне это выгодно.
Ребенкас ранних летучат заповеди«Неукради»,часточ при этом калечаего психику.Именно это ипроизошло вдетстве с одноймоей пациенткой,интеллигентнойженщиной 45 лет.
Однажды,когда ей былолет пять-шесть,она захотеламороженого.Родителей домане было. Онавзяла из сумочкиматери деньгии купила, мороженое.С ее точки зрения,она не крала,а удовлетворяласвоя потребности.Но в доме поднялсятакой грандиозныйскандал на тему«Не укради»,что этот случайзапал ей в душуи она потом всюжизнь бояласьбыть уличеннойв краже. Никогдане оставаласьодна в классе,когда былаученицей, апотом в учительской,когда сталапедагогом.Всегда следила,чтобы коллегине оставлялина виду деньгии ценные вещи.Все это былоизвестно коллективу,и когда в учительскойпропали деньги,то, конечно,все в первуюочередь подумалина нее. Моя пациенткастала оправдываться,что толькоусугубило дело.Уволиться онапобоялась, таккак считала,что тем самымкак бы докажетсвою вину, ипродолжаладолгие годыработать срепутациейворовки.
Что можетзаменить заповедь«Не укради»?Конечно, умениезарабатывать.Ведь чаще всегокрадут тогда,когда денегнет, а хочетсяудовлетворитькакую-то потребность.Когда человекумеет зарабатывать,да к тому жееще и работау него творческая,интересная,ему и мысль окраже в головуне придет, апотребностине будут слишкомвысокими. Вдетстве —занимательныеигры, в школьныегоды — интереснаяучеба, у взрослых— творческаяработа сделаютлишней заповедь«Не укради».
Случай,когда человекворует из зависти,гораздо сложнее.Он может бытьбогатым и темне менее воровать.Но тогда егонадо избавлятьот зависти.Зависть делаетчеловека несчастным,и помочь избавитьсяот нее — однаиз задач психотерапии.
Комунужна заповедь«Непрелюбодействуй»? Конечно, человеку,у которого естьсексуальныепроблемы. Еслиони решены, нетнеобходимостихранить этузаповедь вдуше. Если жене решены, тодля того, чтобыя не ухаживалза вашей женой,вы обязательнобудете призыватьменя соблюдатьэту заповедь.Итак, решениеопять-таки нев простом следованиизаповеди, а влюбви. Ибо, какговорил Франкл,только отношениялюбви исключаютизмены. На этомя прекращаюобсуждениеэтой важнойтемы, так какей посвященаочередная книгаэтой серии. Онауже написанаи скоро выйдетв свет.
«Моральмаскирует нашунизость и злобу,как одежда —физическиенедостатки.Мораль делаетнас ручнымизверями, наряжаетво что-то благородное»,— писал Ницше.Великим дракономназывал онмораль. «Тыдолжен» называетсядракон... Чешуйчатыйзверь «ты должен»,искрясь золотымиискрами, лежит...на дороге, и накаждой чешуеблестит, какзолото, «тыдолжен». И «яхочу» не должносуществовать.
Возражатьморализирующемучеловеку оченьтяжело, потомучто он прав, ночто-то делатьнадо. Ведь насамом деле оннеправ. Конечно,мы должны делатьзарядку, ходитьна работу, мытьруки, чиститьзубы, платитьза услуги, бытьблагодарными,почитать родителейи т. п. Но проглоченныев детстве безвсякой оценкии непереваренные,эти правилатребуют стопроцентногоисполнения,что весьмазатрудняетжизнь. Так, вынадели плащвместо куртки,сели в трамвайи поехали наработу. Черездве или триостановки выобнаружили,что у вас нетни рубля. Вседеньги осталисьв куртке! Бесплатноехать нельзя,просить деньгиили талон унезнакомыхлюдей нельзя!Возвратитьсядомой или встатьи пойти пешком?Но нельзя опаздыватьна работу! Какни поступи, всеравно нарушаютсяправила, и выначинаетеиспытыватьчувство вины.Так вот, моинаблюденияпоказывают,что последнеевозникаеттогда, когдачеловек нарушаетправила, привитыеему родителямии обществом,а не выработанныена основесобственногоопыта. Я вамсоветую провестиревизию вашихправил. Те изних, которыевытекают изопыта, следуетоставить, остальныеже отрыгнутьили переварить.В противномслучае вы рискуетезаболеть, атакже испортитьжизнь не толькосебе, но и окружающим.
Приведув связи с этимодин типичныйслучай.
У моей45-летнейклиентки, директорашколы, материтроих детей,страдала хроническимпсихическимзаболеваниеммать. Ухаживаяза ней, онасовершенноизмучилась.Но состояниебольной ухудшилось,и требовалсявсе большийуход. Клиенткастала раздражительнойна работе иневыносимойдома. Крометого, нарушилсясон, побаливалосердце, труднобыло справлятьсяс обязанностямина работе. Когдая предложилрешить вопросв принципе, т.е. поместитьмать в больницудля психохроников,она категорическиотказалась:«Я себе этогоникогда непрощу!» Не хотеланарушить некоторыесвои заповеди,а то, что из-заэтого косвеннострадает околотысячи человек,в расчет непринималось!
Итак,надо с помощьюразума избавлятьсяот моральныхдогм и тем самымот чувствавины. И Божемой! Какое облегчениеиспытываешь,когда это случается!Я всю жизньруководствовалсяидеей, котораязаложена впословице: плохтот солдат,который немечтает статьгенералом. Еея понимал какнеобходимостьпродвигатьсяпо службе. Нокак мне сталолегко, когдая понял, чтодолжен мечтатьстать генераломтолько длятого, чтобыбыть хорошимсолдатом, чтоуспех — этопобочный продуктправильноорганизованнойдеятельности,что нужно думатьтолько о своемличностномросте. Как мнестало легко,когда я понял,что надо простоделать своелюбимое делои что чудакаот человека,добившегосяуспеха, отличаеттолько то, чтовторой добилсяуспеха. Но самоеинтересное,что после этогоя начал продвигатьсяпо лестницеуспеха, хотяпока еще слывучудаком. Мнеочень хочется,чтобы эта книгаи, конечно,самоанализпомогли вампереваритьхотя бы некоторуючасть вашихдогм.
Безэмоциональныесостояния
Названиеподраздела,и я сам понимаюэто, неудачно.Дорогие читатели!Если вы найдетеболее удачное,при второмиздании книгия воспользуюсьвашим предложением,а вы получитечасть моегогонорара. Вначалея назвал этотподраздел«Эмоциональныйнуль», а затем«Эмоциональныйпереключатель».Но все это тожене то. Дело втом, что в норметак, чтобы учеловека небыло никакихэмоций, не бывает.Эмоциональныйтон, которыйотражает состояниенаших внутреннихорганов, называетсянастроением. Что-тослучается, иэмоциональнаяжизнь становитсяболее выраженной,возникаютчувства —положительныеили отрицательные.Значительныесобытия частовызывают эффект,при которомбурное выражениечувств сопровождаетсядвигательнымиреакциями,некоторойдезорганизациейповедения.Вспомним, какиногда ведутсебя футболисты,выигравшиеважный матч.Выраженноеи длительноезаострениеэмоциональностиназываетсястрастью(любовь,ненависть,горячее увлечениекаким-либовидом деятельностии т. д.). «Страсти— это ветры,надувающиепаруса корабля,иногда они еготопят, но безних он не могбы плавать»,— писал Вольтер.
И лишьпри тяжелыхпсихическихзаболеванияхвсе чувствамогут пропасть,наступаетапатия. У здоровогочеловека апатиикак таковойне бывает. То,что в быту называетсяапатией, — простонерезко выраженнаятоска. Но всеже есть двасостояния,которые условноможно назватьбезэмоциональными.Это скука иудивление.
Скука
Бодлерне без основанийназывал скукувеличайшимпороком. Скукавозникаеттогда, когдана мозг невоздействуютэмоциональнозначимые раздражители(а для нашегонормальногосамочувствиянеобходимо,чтобы их было40 %, о чем уже говорилосьв гл. 1) и он лишеннеобходимойстимуляции.Это состояниеможно уподобитьтому, когда впище нет калорий,а в воздухе —кислорода иуглекислогогаза. Вот почемускуку долгоне может выдержатьникто. Шопенгауэрсчитал, чточеловечествомечется междунуждой и скукой.Тех, кому удаетсяизбежать нужды,на каждом углуподстерегаетскука. Лучшевсего от скукиспасают неприятности.Надо как-товыкручиваться,выходить изположения!Раздражители,вызывающиеположительныеэмоции, помогаютот скуки ненадолго,а постояннаяудача можетпривести кбольшому горю.
Оченьпоказательнав этом отношениитакая легенда,дошедшая к намиз античногомира.
Правителюострова СамосаПоликратувсегда и вовсем сопутствовалаудача. В любомделе он преуспевал.В военных походахнеизменноодерживалпобеды. Самосстал одним изсамых сильныхи богатых эллинскихгосударств.Блестящиеуспехи Поликратавстревожилиего друга исоюзника египетскогофараона Амасиса.И он решил направитьсамосскомуправителюпослание: «Конечно,приятно узнавать,что твой други союзник счастливи дела идут унего хорошо.Но все же твоипостоянныеудачи не оченьрадуют меня.Я ведь знаю:боги завистливы.Поэтому я желаютебе, как желаювсем своимдрузьям, которыхлюблю и уважаю,чтобы одноудавалось, адругое нет. Яи себе пожелалбы, чтобы мнена моем векусопутствоваликак успехи, таки неудачи. Яеще не встречалтакого человека,которому бывсегда всеудавалось ис которым быпотом не приключиласьбеда.
Выслушаймой совет иради своегоже счастьяпоступи так,как я скажу:самое ценноедля тебя постарайсяпотерять илиуничтожить.Эта потерянарушит твоеоднообразноесчастье, которое,я уверен, к добруне приведет».
Оченьудивился Поликрат,прочитав этопослание. Какможет человекпойти противсвоей судьбы?Но чем большеразмышлял, тембольше убеждалсяв мудрости словАмасиса. Взглядупал на большойизумрудныйперстень взолотой оправе,который онносил на среднемпальце. Он верил,что именно этотперстень приноситему удачу. Последолгих сомненийПоликрат решилпоследоватьсовету Амасиса.
Онснарядил большойкорабль и вышелсо своей свитойв море. Когдакорабль достигсередины моря,Поликрат снялсвой любимыйперстень, поцеловали бросил в мореи опечаленныйвернулся водворец.
Вскорев царские палатыявился рыбак.Он принес в дарПоликратунеобыкновеннуюрыбу огромныхразмеров:
— Яподумал, царьмой, что такаярыба —достойныйтебе подарок.Прошу тебя, неоткажись принятьмой скромныйдар.
Поликратобрадовалсястоль редкомуподарку. Он былв хорошемрасположениидуха и пригласилрыбака на обед.Представьтесебе, как удивилисьпридворные,узнав, что слуги,потроша рыбу,нашли в ее брюхеПоликратовперстень, которыйон выбросилв море!
Сомненийбыть не могло:это боги посылаютПоликрату удачуза удачей. Всепридворныеславили своегоцаря, самогосчастливогочеловека вмире. Так Поликратовперстень вошелв историю.
Случившеесяеще более убедилоАмасиса в том,что человекуот судьбы неуйти. Он послална Самос вестникаобъявить, чторазрываетдружбу с Поликратом.А поступилАмасис такпотому, что нехотел сокрушатьсяо Поликратекак о друге,когда его постигнетстрашная беда.
Летевшаяпо свету славао необыкновеннойудачливостиПоликратасделала егодерзким и алчным.Многие могущественныеправителивозненавиделисамосскогоцаря. Слеповеря в удачу,Поликрат попалсяна обман, хотявсе близкиеего предупреждали.В результатеон был убит ираспят.
Узнаво кончине Поликрата,многие заключили,что хотя Амасиси не был баловнемсудьбы, затобыл проницательными предвидел,какие бедысулит чрезмерноевезение.
Вспомнимеще раз судьбуЕвгения Онегина,которому всестало скучно.Вспомните, какжаловался насвою судьбуСобакевич. Дажехорошее здоровьеему было в тягость,и он мечтал,чтобы у негохоть прыщиккакой-нибудьвыскочил.
Обычнаяжизнь скучнаи плоска. Обэтом хорошознают опытныевоеначальники.В армии бытуетпоговорка: еслинет войны, держивойска занятыми.Я начинал своюкарьеру врачомвойсковой частии могу подтвердить,что большаячасть нарушенийпроисходилав выходные ипраздничныедни. Если праздникипродолжалисьтри-четыре дня,жизнь офицерскогосостава превращаласьв ад.
Сегодня,когда у насидет интенсивноерасслоениена бедных я богатых,можно заранеепредсказатьсудьбу богатых.Когда закончитсяпериод первичногонакопления,во время которогоскуки, конечно,не будет; когдаденег станетстолько, чтоможно будетудовлетворитьпрактическилюбую потребностьи дальнейшеенакоплениес целью удовлетворения«продающихся»потребностейбудет лишеносмысла, многимибогатыми овладеетскука.
Если ввоздухе отсутствуеткислород, человекпогибает черезпять минут, аесли его достаточно,все будетблагополучно.И кислородуменяться ненадо. Что жекасаетсяэмоциональныхраздражителей,то здесь делообстоит совсемдругим образом.Если эмоциональнозначимый раздражительне меняетсяни качественно,ни количественно,через некотороевремя он становитсянейтральным.«Да-с, и к свиступули можнопривыкнуть!»— говориллермонтовскийМаксим Максимыч.Еще быстреепривыкают людик постояннодействующимраздражителям,которые вызываютположительныеэмоции. Вспомните,как быстровыходят из модыодежда, мелодии,фильмы и книги,которые ещенедавно былибестселлерами!Монотонность,бездуховностьотношений всемье приводитк скуке, и тотже самый супруг(тот же самыйраздражитель)вызывает ужене радость, агнев. Довольночасто вся жизньстановитсябегством отскуки. Скукане имеет своеголица, но черезнее идет переключениена отрицательныеэмоции — тревогу,страх, вину,которые частокомбинируютсяс чувствомодиночества.
Большинстволюдей считаютисточникомскуки отсутствиевнешних впечатлений,интересныхлюдей или событии,тогда как источникомскуки, каксправедливосчитал Шопенгауэр,является внутренняяпустота. Онавсе время требует,чтобы ее заполнилихоть чем-нибудь.Если человекнеинтересенсамому себе,он пускаетсяв погоню завнешнимивпечатлениями,пытаясь расшевелитьсвои ум и душу,скрыть дефектысвоей психическойорганизации.Отсюда низкопробныеразвлечения(вино, азартныеигры), отсюдапостояннаяжажда общения,попытка напитатьсядуховностьюдругих. Этомуявлению я посвятилглаву «Психологическийвампиризм».
Ничтотак не спасаетот этих бед,утверждаетШопенгауэр,как внутреннеебогатство,богатство духа— оригинальноемышление, интеллект,умение увидетьновое в знакомоми т. д. Все этоделает человекаинтереснымпрежде всегодля самогосебя. Он не боитсяодиночества.Оно для неготак же желанно,как и общениес другими.
Так какже боротьсясо скукой? Путьодин — самоусовершенствование,обогащениесвоей духовнойжизни. Дорогоймой читатель!Я надеюсь, чтовы получиливеликолепноевоспитаниеи образование,что у вас никогдане было духовнойпустоты, чтовы всегда былиинтересны самимсебе. Мне, ксожалению, неповезло. Окончившколу с медалью,побеждая водворе своихсверстниковв шахматы иусвоив, чтоТатьяна Ларинаотвергла Онегина,потому что нерешилась броситьвызов обществу,а Анна Каренинаэтот вызовбросила, чтоПечорин чутьли не революционер,что до И. П. Павловафизиологиине существовало,что генетика— продажнаядевка, чтопсихоаналитическоенаправлениепсихотерапии— прислужницакапитализма,а сам я являюсьпредставителемсамого передового,что толькоможет быть, яочень заскучал.При этом я чувствовалсебя великим,одиноким,непризнанными непонятым.В результатезаболел. Болезньоказаласьдостаточнодолгой. Но я неостался один:моими друзьямистали 3. Фрейд,Ф. Перлз, А. С.Пушкин, ДжекЛондон, Данте,Ф. Ницше, А. Шопенгауэри многие другие.И вот мир преобразился,
Яувидел убогостьи пошлостьприведенныхвыше трактовоклитературныхобразов. Понял,что незаслуженноучительницапоставила«двойку» моемуодноклассникуза то, что оннаписал в сочиненииследующее:«Татьяна неответила начувства Онегина,потому что ужене любила егои считала пародиейна модных тогдалитературныхгероев:
И начинаетпонемногу
Моя Татьянапонимать
Теперь яснее— слава богу—
Того, по комона вздыхать
Осужденасудьбою властной...
...Что ж он?
Ужели подражанье,
Ничтожныйпризрак, ильеще
Москвич вГаральдовомплаще,
Чужих причудистолкованье,
Слов модныхполный лексикон?..
Уж не пародияли он?»
Можнос этой мысльюне согласиться,но она по-своемуоригинальнаи имеет правона существование.
Занявшисьсерьезно шахматами,я увидел, чтокрасота шахматнойпартии не тольков ходах, но и ввариантах.Понял, что И.П. Павлов — великийфизиолог ивполне заслуженнополучил Нобелевскуюпремию заисследованиепищеварения,но кроме негоесть Анохин,Селье и многиедругие. И физиологияперестала бытьдля меня скучнойнаукой. Сталоясно, что генетикасовсем не «продажнаядевка», но онаставит передомной определенныеграницы (дайБог мне дойтидо них), я пересталделать то, чтоне соответствоваломоей природе,и начал развиватьте качества,которые у меняимелись. Этопозволилосэкономитьмного сил, которыераньше растрачивалисьвпустую.
Я осознал,что психотерапевтыпсихоаналитическихнаправленийникогда никомуне прислуживали,и стал изучатьих работы. Этобыли ученые,которые честновысказывалисвое мнение.Среди них былигении, которыеесли чего-тои не сделали,то просто потому,что уровеньразвития наукитого времениим этого непозволил. Ихтруды дали мнеценнейшиезнания. И каждыйраз, возвращаяськ той или инойработе, я нахожув ней новое.
Я оценилсовет Франкла:поступайтепо своей совести,но при этомпонимайте, чтоваша совестьможет ошибаться.Вот тогда-тои возникаетприятие другихлюдей, будетлегче изменитьсвою позицию,если вдругфакты покажут,что вы былинеправы, станетисчезать упрямство.
Тогдаже я понял, чтоникаких принципиальныхизменений внашем обществене произойдетдо тех пор, покабудет большоеколичестволюдей с духовнойпустотой, покане начнетсянастоящаяработа по ееликвидации.Призываю васк самоусовершенствованию.Это очень интереснаяработа! Онасебя не исчерпает,и вам никогдане будет скучно.
Удивление
Удивление,как и скуку,нельзя назватьэмоциональнымсостоянием.Удивлениезнакомо каждому,но описать еготрудно. Оновозникает принеожиданномсобытии, длитсянедолго, и вэтот моменткажется, чтомыслительныепроцессыостановились.Человек незнает, как емуреагировать,имеет глуповатыйвид. На самомделе в это времямышление интенсивноработает надпринятиемрешения. Удивлениеспособствуетумственномуразвитию. Когдачеловек перестаетудивляться,оно прекращается.
При удивлениичеловек расположенк объекту, прискуке — нет.Вот почемусостояниеудивлениябольшинстволюдей оцениваетположительно,и если попроситьвас припомнитьслучай, когдавы удивились,вы расскажетео ситуацииприятной ирадостной.
Черезудивление внашей обычнойжизни происходитпереключениеэтого эмоциональногосостояния надругое. Представьтесебе, что вытолько чтопосмотрелипо телевизоруособо грустнуюсерию фильма«Дикая роза».Весь ваш организм,все ваши мыслиработают врежиме печали,поэтому вынесколькорасслаблены.Но вот вы вышлина улицу и увидели,как дерутсяна мужскойманер две женщины.Вы удивились,остановилисьна какое-томгновение. Ипечали уже какне бывало. Надоразобраться!Ваше мышлениевключено ужев новую ситуацию.После того каквы разобрались,разгневались,или испугались,или заинтересовались.
Итак,удивлениевыполняетфункцию выводанервной системыиз того состояния,в котором онав данный моментнаходится, иприспособленияее к внезапнымизменениямв нашем окружении. Удивление— это эмоция,очищающаяканалы, этотряпка, котораястирает с доскивсе, что на нейтолько что былонаписано. Какотмечает Изард,внезапноепоявлениеядовитой змеиили мчащегосяавтомобиляна пути человека,находящегосяв депрессии,могло бы означатьверную смерть,если бы удивлениене способствовалоизменению егосостояния.