Биологическиеотрицательныеэмоции
Тревога
Тревога— эмоция, возникающаяпри общей оценкеситуации какнеблагоприятной. Тревога— настолькочастый эмоциональныйфеномен, чтонекоторыеисследователисчитают еенашим «сторожем»и определенныйуровень ее дажесчитают нормой.Человека, лишенногочувства тревоги,называют беспечным.Забегая вперед,скажу, что, смоей точкизрения, тревогане та эмоция,которая должнапостоянноприсутствовать.Она способнаотравить дажерадостноесобытие. Человекс постояннымчувством тревогине имеет шансовна счастье.
Находящегосяв тревоге узнатьдовольно легко.Он скован и вто же времясуетлив. В результатеактивностьпрактическиравна нулю. Приэтом стимулируетсяи симпатическая(активирующаяобменные процессы),и парасимпатическая(тормозящаяих) нервнаясистема, т. е.в кровь выбрасываютсяодновременновещества, истимулирующиеактивность,и способствующиеотдыху. Человека,находящегосяв тревоге, можноуподобитьавтомобилю,водитель которогодавит и на газ,и на тормоз. Врезультатетакую машинуможет разорвать.
Однистараютсяскрыть тревогу.Лицо принимаетбесстрастноевыражение, какбы застывает.Некоторыенастолькопривыкаютсдерживаться,что перестаютзамечать напряжение.Это даже становитсяпредметом ихгордости: «Внутривсе кипит, авида не показываю».Но рано илипоздно такойчеловек взорвется,что будет неожиданнодля окружающих.Еще болеенеблагоприятныйвариант — внутреннийвзрыв, которыйможет привестик гипертоническомукризу, инфарктумиокарда,кровоизлияниюв мозг и т. п.
Другиестановятсясуетливыми.Чтобы уменьшитьчувство тревоги,они делаютмассу ненужнойработы илинастолькостереотипизируютсвою жизнь, чтоне решаютсявнести в неекакие-либоизменения; этов конечномитоге можетпривести кзастою (про нихговорят «человекв футляре». Ихдевиз: «Как бычего не вышло»).
Тревогадовольно частоповышает аппетит,интенсифицируяобмен веществ.Те, кто работаютс тревогой,отмечают, чтона работе у нихаппетит повышен,тогда как вовремя отдыха,часто активного(турпоход, физическаяработа в саду),он умеренный.Интересноотметить, чтосклонные кполноте людипри этом поправляются,а к худобе —худеют («не вконя корм»). Яуже давно пришелк выводу, чтопохудеть припомощи диеты— миф. Необходимов душе навестипорядок. А этоможно сделать,только убравтревогу. Я приросте 172 сантиметрав молодые годыносил костюмы56-го размера.Попытки ограничитьсебя в еде иинтенсивныезанятия спортомэффекта почтине дали. Но когдаудалось убратьвнутреннюютревогу, размеркостюма уменьшилсядо 50—52. Но главное,я пересталследить за тем,сколько я ем,когда я ем ичто я ем. Всеэто дано наоткуп организму:ем тогда, когдахочется, сколькохочется и чтохочется. Наодном из совещанийя предложилрешить продовольственнуюпроблему,ликвидировавили хотя быуменьшив тревожность.
Вы можетелегко проверитьуровень вашейтревожностипри помощитеста «Субъективнаяминута».
Засекитевремя на часахс секунднойстрелкой иотведите взглядет часов. Мысленнофиксируйтетечение времени.Как толькоминута пройдет,посмотритена часы. Норма— 65 секунд. Легкаятревожность— 55—64 секунды,тревога среднейвыраженности—45—54 секунды.Подумайте, чтовас беспокоит.Меньше 45 секунд— обратитеськ психологу,меньше 35 секунд— к врачу.
Тревогаможет бытьситуационной иличностной. Ситуационнаявозникает передволнующимсобытием (экзамен,соревнование,свидание слюбимой, визитк начальнику).Эту тревогучеловек осознает.Он чувствует,как у него бьетсясердце, перехватываетдыхание, егобросает то вдрожь, то в холод,потеют ладонии т. п.
Как жеснять ситуационнуютревожность?Давайте подумаем.Если у машины,стоящей наместе, моторработает наповышенныхоборотах, толучше уж пустьона едет, а нестоит. Если отволнения бьетсясердце, то лучшепробежатьсяили присестьраз пятнадцать— двадцать, т.е. «подогнать»,деятельностьвсего организмапод работусердца. Послепрекращенияинтенсивнойнагрузки происходитобщее успокоение,и тревога снимается.Таким способомлегко снятьпредстартовуюлихорадку успортсменов.
Одинмолодой человекжаловался, чтовстреча с любимойдевушкой вызываету него стольсильное сердцебиение,что некотороевремя послемомента встречиему трудно сней говорить.Его знакомаяжила на седьмомэтаже. Я предложилему не пользоватьсялифтом, а подниматьсябегом. Он осталсядоволен советом.Действительно,входил он к нейзапыхавшись,но это выгляделовполне естественно,да и внутреннеговолнения небыло. Когдауспокаивалосьдыхание, одновременнопрекращалосьсердцебиение,и беседу онначинал спокойно.То же самоеможно проделать,если предстоитпубличноевыступлениев большой аудитории.Нужно тольковзбежать натрибуну.
Что касаетсяснятия личностнойтревожности,то лучше всегоприбегнутьк помощи профессионалов,использующихличностноориентированныеметоды психотерапии.Но кое-что можнопредпринятьи самому. Сейчасимеется многолитературы,посвященнойаутогеннойтренировке (AT).Овладение ATпоможет преодолетьличностнуютревожность.Хорошо помогаютупражнения,снимающиемышечное напряжение.Особенно следуетследить за тем,чтобы не былинапряжены мышцылица, таза иягодиц.
Страх
Еслитревога существуетдостаточнодолго, человекначинает искатьисточник опасности,ликвидируетего и успокаивается.Если источниктревоги ликвидироватьне по силам,тревога переходитв страх. Такимобразом, страх— это результатработы тревогии мышления.
Страх— самая опаснаяэмоция. Человекможет бытьзапуган досмерти. Толькострахом можнообъяснитьгибель африканскихаборигеновпосле нарушениятабу. От страхав древностиумирали приговоренныек смертнойказни. Когдажрец проводилрукой у них покоже локтевогосгиба, они думали,что им перерезаливены.
Мимикаиспуганногочеловека хорошознакома: бровипочти прямыеи несколькоприподняты,глаза широкорас крыты («устраха глазавелики»), губынапряжены ислегка растянуты,рот приоткрыти имеет эллиптическуюформу. Он можетозираться посторонам, убегатьот объектастраха илизастыть внеподвижности.
Но страх— не толькозло. Дело в том,что при страхеусиливаетсястимуляциянервной Системы.В таком состояниилегче бытьактивным(естественно,при низкихстепенях страха),что может привестик развитиюинтереса, которыйнередко заглушаетстрах.
Какпредупредитьстрах? Во-первых,неследует запугиватьребенка в процессевоспитания. Переживаяза ребенка,родители недолжны свойстрах передаватьему. Опыт показывает,что страх, тревогаза ребенка ивообще близкогочеловека поройуничтожаютего. Так, матьпереживает,что сын (частоуже великовозрастный)задерживается.Он не хочетволновать матьи стараетсяприбыть домойвовремя. Ужепоздний вечер,транспорт ходитредко. На противоположнойстороне улицыстрит автобус.Сын знает, чтосейчас его матьстоит у окнав тревоге иждет его возвращения.Он торопитсяперейти улицув страхе, чтодома волнуетсямать, и попадаетпод машину.Страх и тревогаматери погубилисына.
А вотпример, какстрахи материвесьма осложнилижизньсына.
К намв клинику поступилбольной в возрасте37 лет. Он так частоболел, что напроизводствебыл поставленвопрос о переводеего на инвалидность.При анализеего семейныхвзаимоотношенийвыясниласьодна любопытнаядеталь. Помноголетнейтрадиции онкаждый вечер,где бы ни находился,должен былпозвонить исообщить матери,что у него всеблагополучно.Потом матьпереехала вНовочеркасск,а он со своейсемьей осталсяв Ростове.Связыватьсяпо телефонустало труднее.Как-то раз онне позвонилматери, и черездва часа, пришлателеграмма-молнияс вопросом:«Что случилось?»
В дальнейшемпри неполадкахс домашнимтелефономбольной вынужденбыл ходить напереговорныйпункт, а это ненравилось егожене. Началиськонфликты домаи на работе. Онбыл неплохимспециалистом-рационализатором,и его пригласилив инициативнуюгруппу, котораяработала повечерам. Но напроизводствене было междугороднойтелефоннойсвязи, и он былвынужден бросатьработу длятого, чтобыуспевать позвонитьматери. Этовызвало недовольствоколлег, и онушел из группы.Конечно, былоочень обидно,когда премии,и довольнозначительной,он не получил.Отношения всемье тоже отэтого не улучшились.
Я провелбеседу с ними с его матерью.Мы выработалиновое правило:«Если звонятиз Ростова,значит, естькакое-то делоили случилосьнесчастье».Ритуальныезвонки, что вдоме все благополучно,были исключены.Почти сразубольной отметил,что и в семье,и на производствестало заметноспокойнее.
Расскажуеще один поучительныйслучай.
Мойприятель прибылв другой городна защитудиссертации.По ритуалу онобычно тут жезвонил жене,что долетелблагополучно.Но телефон вномере гостиницыне работал.Прилетел онпоздно вечером,и идти искатьпереговорныйпункт ему нехотелось. Попросилразрешенияу дежурной поэтажу позвонитьпо ее телефону,но он не работал.Тогда он обратилсяс той же просьбойк администраторугостиницы, нота с раздражениемему отказала.На следующийдень она позвонилав ученый советинститута, гдедолжна быласостоятьсязащита, и заявила,что если онибудут направлятьк ним такихбеспокойныхпостояльцев,то лишатсяправа поселятьу них гостей.В результатеза два дня дозащиты мойприятель имелнеприятнуюбеседу с председателемученого совета.Я посоветовалему впредьпредупреждатьблизких, чтонемедленногосообщения оприбытии небудет.
Сам я,когда приезжаюв другой город,прежде всегоделаю все дела,а потом уже,если естьвозможность,звоню домой.
Во-вторых,необходимонаучиться нестеснятьсявнешних проявленийтревоги и страха. Неругайте ребенказа то, что ониспугался. Есливы сами испугалиребенка, извинитесьи скажите ему,что вы этогоне хотели. Оченьвнимательноследите за тем,чтобы ребенокне боялся врачей,милиции, учителей,«хоки» и т. п.Тогда он научитсяуправлять своимстрахом. Хроническийстрах неминуемоведет к болезни.
Родителии педагоги! Нельзязапугивать,добиваясьподчиненияили приучаяребенка следоватьсоциальнымнормам .
Большую ошибкуделают родители,когда не обращаютвнимания напризнаки страхау ребенка иучат его переноситьстрах, а непротиводействоватьему. С моей точкизрения, хорошообучают блокироватьсвой страхфильмы ужасов.Ведь там, какбы героям нибыло страшно,они не впадаютв оцепенение,а продолжаютдействовать.
Страхне являетсянашим врожденнымсвойством.Посмотритена новорожденного.Ведь он ничегоне боится. Еслиего требованияне выполняются,он отвечаетна это агрессивнымплачем. Ужепотом, когдамы становимсявзрослыми,страх глубокопроникает внаши души. Частоон не осознаетсяи приобретаетразные формы.
Все страхиусловно можноразделить надве группы:нормы и патологии.О второй группея здесь говоритьне буду, ибоэто тема отдельногоразговора.Вообще-то границумежду нормойи патологиейпровести бываеттрудно. Естьтак называемыенавязчивыестрахи. Например,некоторые людибоятся переходитьширокие улицыи площади(агорафобия).Они понимаютнелепость этихстрахов, ноничего не могутс собой поделать.Некоторыепаническибоятся публичныхвыступлений.В одних случаяхтакие страхиможно отнестик норме (тогдамы говорим отревожно-мнительномхарактере), ав других — кпатологии (втакой ситуациилучше обратитьсяк врачу).
Итак,«нормальные»страхи. Еслинебольшаяопасностьвызывает сильноечувство страхаи человек неможет противостоятьему, то его называюттрусом. ИисусХристос назвалтрусость самымтяжким грехом. Храбрымчеловеком, ядумаю, можноназвать того,кто способенпреодолеватьсвой страх.Великий психотерапевтВиктор Франкиво время первоймировой войныбыл полковымврачом. Как-тоон стоял наогневых позицияхрядом с командиромполка, и тотсказал ему:«Все врачитрусы. Вот ястою и не боюсь,а вы весь дрожитеот страха!» Наэто Франклответил: «Да,я боюсь, но ястою. А интересно,вот если бы выбоялись, вы быстояли здесь?»
Не всегдавнешне храброеповедениесвидетельствуетоб истиннойхрабрости. Есликвалифицированныйспециалистпо восточнымединоборствамхрабро вступаетв бой с пятьюновичками, яне тороплюсьназвать егохрабрым. Надопосмотреть,как он будетвести себя сравным илиболее сильнымпротивником.
Однаждыя выступал наконференции.К этому времения уже вполнеовладел техникойпубличноговыступленияи даже организовалшколу ораторскогоискусства.Доклад вызвалмного возражений,но я продолжалстоять на своем,хотя мой непосредственныйначальникпридерживалсяпротивоположнойточки зренияи выступалпротив меня.У нас в коллективеотношениядемократические,и я знал, чтомое несогласиеникак не скажетсяна наших дальнейшихвзаимоотношениях.Поэтому я былспокоен, и храбрыммое поведениеназвать былонельзя. По-видимому,все выгляделоочень эффектно,потому чтопосле окончанияконференцииодна из моихучениц с восхищениемсказала: «Да,Михаил Ефимович,вы борец!»*(* Знайте, чтоте, кто возводитвас на пьедестал,потом скинутвас оттуда.Постарайтесьсами спуститьсяс него. Не следуетвступать вблизкие отношенияс теми, кто вамивосхищаетсяОни потом будутмстить вам зато, что в васразочаровались)Но я-то знаю,когда я былпо-настоящемухрабрым. До 42лет публичноевыступлениебыло для менянравственнойи физическоймукой. И вот,когда я сталпреодолеватьсебя и, несмотряна страх, выходитьна трибуну,проявляя чудесахрабрости,никто мною невосхищался,да и сам я этогоне осознавал.Между прочим,в момент самогодействия врядли кто понимаетего истиннуюцену.
А сейчаспопробуемразобратьсяв различныхпроявленияхстраха и трусости.
Страхи«могут возникатьтогда, когдаимеется угрозадля физическогосуществованиясубъекта. Когдаони становятсячрезмерными,человек безвсяких на тооснованийначинает боятьсяпростудиться,заразитьсякакой-нибудьтяжелой болезнью,пострадатьот хулиганови т. п. Если человекэти страхи непреодолеет,случится именното, чего онопасается.Например, есличеловек боитсяпростуды иначинает излишнекутаться, онстановитсяизнеженными раноили позднообязательнопростудится.Хорошая физическаяподготовкаи выполнениеправил гигиеныпозволяютзаблокироватьэти страхи.Кстати, от нихмы страдаемменьше всего,посколькувполне их осознаем.Конечно, я неимею в видуслучаи, когдастрахи носятявно болезненныйхарактер.
Болееподробно хотелосьбы остановитьсяна страхах,которые вызываютсяпсихологическимии социальнымипричинами.Людей, охваченныхэтими страхами,я называюпсихологическимитрусами.Нет,они не дрожатпри виде прямойопасности! Онимогут закрытьтелом амбразурудзота, спокойновойти в очагинфекции, ивсе-таки онитрусы. При этомстрадают онисами, их близкие,начальникии подчиненные.В конце концовони заболевают.Тяжела жизньпсихологическоготруса! Его положениеусугубляетсяеще тем, что онне знает истиннойпричины своихнесчастий инапоминаетчеловека изанекдота, которыйискал потерянныегде-то ключипод фонарем,потому что тамбыло светло.
Трусостьчасто рядитсяв различныемаски. Рассмотримих.
Принципиальность. Капитанодного из крупныхрыболовецкихсудов, заходящихв иностранныепорты, отличалсястрогим выполнениемвсех инструкцийи слыл принципиальнымчеловеком. Онне принес ниодного гвоздяс корабля, непозволял себедаже маленькихспекуляций— продажу домавещей, приобретенныхв других странах,и не разрешалжене заниматьсяэтим (они работалив одной системе).Даже когдапорядки сталимягче, прежниеинструкциине работали,его поведениене изменилось:раз инструкцияне отменена,значит, ее надовыполнять. Всебыло бы ничего,но он страдалот того, чтожена его презирает,и жена страдалаот того, чтоживет с трусом.Она-то знала,что он трус!Ведь не мог жеон не замечать,что уровеньих жизни несоответствуетуровню егоофициальнойзарплаты! Нотем не менееон ни разу непоинтересовалсяисточникамидохода жены.Она-то и пришлако мне на консультациюв состояниидепрессии.
А на службе,вы думаете,дела у негохорошо шли?Отнюдь! Особенноплохо сталопри рыночныхотношениях.Наиболееинициативные,квалифицированныеи активныеработники ушлиот него.
Щедрость. Дорогиечитатели! Ответьте,почему выпереплачиваететаксисту, даете«на чай» официантув дорожномресторане,делаете подаркиврачу или портному?С натяжкой, носогласен —врачу, портному,может быть, истоит. Ведьпридется обратитьсяеще раз. А зачемвам таксистили официантдорожногоресторана,которых выбольше никогдав жизни не увидите?На занятияхмне отвечали:«А что, мне жалко?»Тогда я спрашивал,почему онибрали мелкуюсдачу, когдапокупали хлебв магазине иливоду в киоске.Вот она, трусость,под маскойщедрости ивеликодушия!
На одногоиз моих слушателейтакое занятиепроизвелобольшое впечатление.Послушайтеего рассказ.
«До того,как началисьинфляционныепроцессы, ядовольно частопользовалсяуслугами таксии обычно оплачивалвесь проездполностью идаже несколькопереплачивал.Когда я понял,что это проявлениетрусости, всепошло по-другому.Нет, я еще небыл настолькохрабр, чтобыпросить сдачу,но всегда давалтаксисту подрасчет, а еслибыли попутчики,то только своюдолю оплаты.И вы знаете,конфликтовпрактическине было. Иногда,правда, у таксиставытягивалосьот удивлениялицо. И лишьодин раз водительв гневе сказалмне, что сегодняон возит бесплатно(я был на подсадке),и денег не взял.Я сказал «спасибо»...
Теперья торгуюсь набазаре, спокойноотношусь кнавязчивойрекламе продавцови не поддаюсьих внушению.В общем, отпсихологиия получилматериальнуювыгоду».
Гостеприимство. Я васне отговариваюходить другк другу в гости.Но внимательныйанализ показывает,что выставлятьна стол большееды, в десятьраз больше, чемэто требуетсяжелудку человека,тоже идет отстраха, страхаосуждения. Нокто вас осудит?Те, кто пришлиради вас? Ни вкоем случае!Осудят васобжоры. Но ведьэто же прелесть!В следующийраз к вам придуттолько друзья,для которыхвы сами по себепредставляетеценность. ЕщеАристотельговорил: «Укого многодрузей, у тогонет друга».Двойная выгода!Материальнаяи психологическая.
Галантность. Мойдруг, оченьхрабрый человек,готовый отстаиватьсправедливость,честный ивеликодушный,тем не менеебыл психологическимтрусом. Как-тоу него заболелапоясница.Естественно,он побоялсяостаться набольничном,чтобы не подвестиколлег, хотяколлеги, безусловно,его бы подменили.На работе быладовольно большаянагрузка. Онпрочел трехчасовуюлекцию и непозволил себепринять вынужденнуюпозу, котораящадила бы егонервные стволы.Нет! Он держалсятак, что никтоне догадался,как ему больно!
Возвращаясьдомой, он помогнести довольнотяжелые кошелкисоседке поподъезду, котораяподнималасьс ним по лестнице,как это делалобычно: «Необъяснятьсяже с ней по поводумоей поясницы».После поднятиятяжести больстала еще сильнее,но он продолжалходить на работу.В это время вКазани должнабыла состоятьсянаучная конференция.Ему бы остаться.Но нет, он поехал!С собой, чтобыне нагружаться,взял минимумвещей.
А теперьотгадайте, чтоон сделал, когдаприехал в Казань?Вы угадали!Донес до остановкитакси тяжелыечемоданы однойиз женщин, скоторой онвместе ехал.В общем, делокончилосьтяжелейшимрадикулитом.Проболел онв общей сложностиоколо восьмимесяцев. И выдумаете, этоего чему-нибудьнаучило? Правильно!Ничему не научило.
Доброта. Однаждына занятии мыиграли в игру«Волшебныймагазин». Сутьигры заключаласьв следующем.Каждый могприобрестив волшебноммагазине любоенедостающееему свойство(черту характера),но за это отдатьполностью иличастично тоили иное своеположительноесвойство. Таквот, одна участницаигры продаваладоброту, причемотдавала ееполностью, априобрестихотела немногорешительности.После того каксделка состоялась,я решил (продавцомобычно выступаетпсихотерапевт)выяснить, какогокачества товарполучил от нее.Между намипроизошел такойдиалог:
Я: Приведитепример вашейдоброты.
Она:Яне могу отказатьмужу и частоготовлю емучто-нибудь изтеста. У меняэто хорошополучается.
Я: А сколько веситваш муж?
Она:Стопять килограммов.
Я: А не кажетсявам, что это нестолько доброта,сколько трусость?Вы просто боитесьпортить отношенияс мужем!
Она(посленекоторогораздумья): Да,пожалуй, выправы. Я как-топробовала болеерациональноорганизоватьего питание,исключив мучныеблюда, он устроилмне скандал.
И такимиоказались всепримеры еедоброты.
Подумайте,а от какихположительныхкачеств хотелибы избавитьсявы? При внимательноманализе вамстанет ясно,что избавитьсявы хотите отстраха. Хорошиевещи не продают!
Заботливость. Однабольная жаловаласьна хроническуюусталость. Унее ныли суставы,побаливалосердце и иногдабыли приступыудушья. Однакосерьезнойболезни выявленоне было. В беседевыяснилось,что всю домашнююработуона делаетодна: «Муж оченьзанят на работе.Не буду же якухней загружатьсыновей. Ведьмужчины растут.Да я как-то уезжала,так они мне всерубашки застирали.А если дети вшколу или мужна работу будутходить в грязном,кого будутосуждать? Меня!»Нетрудно понять,что и за этимстоит страх:страх осуждения.
Скромность. Мойклиент присутствовална собрании,где бурно обсуждалсякакой-то вопрос.Он знал, какрешить его, новыступать нестал. «Я человекскромный», —ответил он,когда я спросил,почему он невзял слова. Такли это? Приведунаш диалог,который состоялсяс ним тогда,когда ему всеже необходимобыло выступить.
Он:Завтрая должен выступитьи уже взволнован,так как могупровалиться.
Я: Ну и что?
Он:Яэтого никогдане переживу!
Я: «Никогда» —это очень долго.Сколько временивы будете плохосебя чувствовать?
Он:Днядва-три.
Я: А потом?
Он:Потомвсе будет впорядке.
Я: Так чего же выбоитесь? Можетбыть, из-за этоговас бросит женаили мать от васоткажется?
Он:Нет,это чудесныелюди.
Я: Может быть,зарплату уменьшат?
Он:Ну,конечно же,нет!
Я: Так в чем жедело?
Он:Авдруг неправильнопоймут?
Я: Почему вы людейсчитаете дураками?
Он:Нучто вы, доктор!Почему вы такрешили?
Я: Вы сами мне обэтом сказали!Не понимаютдураки. Умныебы поняли, и увас не было быповодов дляволнения.
Он:Мыслио том, что моислушателидураки, я в своейголове не имел.
Я: Конечно, неимели! Дело втом, что нашапсихическаяжизнь напоминаетайсберг, гденадводная часть— наше сознание,а подводная— наше бессознательное.Движение айсбергазависит оттого, что делаетсяпод водой. Нашеповедение, даи судьба, в большейстепени зависятот бессознательного,чем от сознания.Вот и сейчася пытаюсь выяснить,какие неосознаваемыевами мыслиуправляют вашимповедениеми вызываютчувство дискомфорта,которое можетпривести кболезням.
Он: Нет, доктор, яс вами категорическине согласен!Я: Вот и сейчасваше бессознательноеназвало менядураком!
Он: Ну что вы, доктор!Я так много овас наслышан,я был на вашихлекциях, именноих логика иубедительностьпривели менясюда. Ведь яуже разуверился,что смогу избавитьсяот страхов! Явас считаюумным, дажевыдающимсяв этой областичеловеком!
Я: Правильно, этона уровне сознания.Ваша реплика:«Я с вами категорическине согласен!»свидетельствуето том, что вашебессознательноесчитает менядураком, носознание какцензор в такомчистом видеэто пропуститьне может. Отсюдаи ваш ответ. Всоциальномплане все культурно.Оскорблениякак будто инет.
Он (с некоторымнедоумением):Я как-то никогданад этим недумал!
Я: Не страшно.Подумайтесейчас! Я ужемного лет изучаюэту проблему,даже считаюсьзнатоком. Высознательнопришли ко мнеи признаетеэто. Если бы ввашем бессознательномне было мыслио том, что окружающиедураки, то реплики:«Я с вами категорическине согласен!»не было бы.Вслушайтесьв нее внимательно:«Я с вами категорическине согласен!»Это означаетпримерно следующее:«Весь ваш опыт,все ваши знания— ерунда, и выберетесь неза свое дело.Я в этом разобралсяв течение долисекунды».
Он (с некоторымсомнением):Вроде убедительно,но как-то странно.
Я: Вы раньше простоне задумывались,а теперь задумайтесь.Ведь если мыразберемся,какие мыслив вашем бессознательноммешают вамжить, то будемзнать, с чембороться. Ответьтемне, вы знаете,что гимнастикойпо утрам заниматьсяполезно?
Он: Да, конечно,
Я: А теперь скажитеоткровенно,занимаетесьли вы гимнастикойпо утрам?
Он: К сожалению,нет.
Я: Вот еще одинпример, что несознание управляетвашим поведением.Но вернемсяк вашим страхам.Представьтесебе, что вывыступилиуспешно. Какбы вы выступалив следующийраз?
Он: Точно так же!
Я: Раз точно также, два точнотак же, три,четыре... Не кажетсяли вам, чтопостоянныйуспех можетпривести кзастою?
Он: Да, что-то в этоместь!
Я: Вот видите!Успех — это,конечно, приятно,им надо насладиться,но следуетпомнить, чтоиметь успехвсегда невозможно.Вы согласнысо мной?
Он: Да, конечно.
Я: А что будет вслучае провала?
Он: Плохое самочувствие.
Я: Но ведь у васесть возможностьпроанализироватьсрыв и в следующийраз выступитьуспешней. Правильноеотношение кошибкам способствуетнашему росту.
Он: Да, это правильно.Но надо мноймогут смеяться!
Я: Правильно,могут. Но ктобудет над вамисмеяться? Умныйбудет смеяться?
Он: Нет.
Я: Вы бы сами смеялись,если бы кто-нибудьпровалился?
Он: Конечно, нет!
Я: Вот видите!Опять мы получилидоказательствотого, что вашебессознательноеплохо думаето людях! Но пойдемдальше. Действительно,кто-то поднялвас на смех. Ноесли бы вы непровалились,как бы вы узнали,что он к вамплохо относится?Еще одна пользаот провала! Припомощи неудачивы верно оценитесвое социальноеокружение. Ведьтолько по поступкаммы узнаем человека!А теперь скажите,не кажется ливам, что в вашембессознательноместь мысль,которая управляетвами: «Я такойчеловек, чтомоя жизнь должнапротекать безошибок, огорченийи неудач! У менявсегда вседолжно получаться!Мною все должныбыть довольны,в том числе идураки!»
Он:Нучто вы, доктор!Я человек скромный.— Вдруг широкоулыбается. —Ой, а сейчас я,кажется, назвалвас сумасшедшим.
Я (с облегчением):Ну вот, теперьу нас установилосьполное взаимопонимание.Можно подвестиитоги. У насполучилсяэтакий слоеныйпирог. В самойглубине подсознательного— нечто вродеидей величия:«другие хуже».Такую дикуюмысль в сознаниене пускают. Араз я великийчеловек, то те,кто хуже меня,могут принестивред. Идеи величияприкрываютсястрахом. Номысль «Я трус»тоже в сознаниене пускают.Трусость напути из бессознательногов сознаниетрансформируетсяв застенчивость,застенчивость— в скромность.А скромностьуже положительноекачество.
Он: Так что же делать?
Я: Убрать идеивеличия, ибоэтот гвоздьв подметкепроткнет любуюподкладку. Кактолько исчезаютидеи переоценкизначимостисвоей личности,все остальныеслои пирогаисчезают сами.Если я понимаю,что я такой жечеловек, каки все другие,то, следовательно,осознаю, чтоу меня будутнеудачи. Свойнеудачныйдоклад я проанализирую,приму меры, ив следующийраз выступлениебудет лучше.Застенчивостьисчезнет. Уменя нет необходимостидекларировать,что я скромный.
Он: Так, с вашейточки зрения,застенчивость— это плохоекачество?
Я: Конечно! В народеуже давно былозамечено, что«в тихом болотечерти водятся».Да и как я могусчитать застенчивостьположительнымкачеством,когда я считаюее одной измасок страха.
Он: А скромность?
Я: Каждый понимаетее по-своему.С моей точкизрения, скромность— это полноеосознаниечеловеком своихвозможностей.Пушкин говорил,что он гений,и это было скромноезаявление, таккак соответствовалодействительности.Ну а теперьпопробуйтеизбавитьсяот идеи величия.
Он: А как возникэтот слоеныйпирог? Ведьвоспитывалименя в скромностии держали встрогости.
Я: Скажите, пожалуйста,когда вы былималеньким, небыло ли у вашеймамы чрезмернойтревоги поповоду вашегоздоровья, небыло ли у неестраха, что васпобьют, изнасилуют,не слишком лиограничивалаона ваши действия?
Он: Да, все это было!
Я: Если ребенкаставить висключительныеусловия, то унего и появляетсянеосознаваемоечувство собственнойисключительности.А к великойличности нуженособый подход.
На следующемприеме мойклиент отметил,что очередноевыступлениепрошло неплохо.Чувство дискомфортабыло, но прошлогораздо быстрее,чем раньше. Внастоящее времяон выступаетдовольно свободнои вместо дискомфортаиспытываетудовольствиеот выступлений.
Описанныйвыше диалогпроводилсяв стиле когнитивного(познавательного)тренинга, которыйпозволил |выявитьскрытый страх.А успешно боротьсяможно толькотогда, когдаясно, с чем тыборешься.
Солидарность. Весь класс ушелс урока. Родителиупревают своегоребенка: «Тыже знаешь, чтоэтого делать|нельзя!» — «Знаю!»— «Почему жеушел?» — «Изсолидарности!»Нетрудно понять,что ребенкомна самом деледвижетстрах. Чеготолько не делаетсяиз солидарности!«Почему поступилав пединститут?»— «Все подружкитуда поступали,ну и я вместес ними». «Какаянужда былаторопитьсявыходить замуж?»— «Все ужеповыходили».С кем мы тольконе солидаризируемся!Половая солидарность,сословная,национальная,возрастная.Одеваемся изсолидарности,пьем из солидарности,любим и чувствуемиз солидарности,убиваем тожеиз солидарности.
За всемэтим стоитстрах отстатьот стада. Ницшеписал: «В стадахнет ничегохорошего, дажеесли они бегутвслед за тобой.Такая солидарностьпревращаетсообществов булыжнуюмостовую. Всеодинаковы! Араз одинаковы,то все автоматы,то есть духовномертвые».
Скольконесчастийпроисходитот того, чточеловек живетне своей жизнью,а из солидарности!Уберите страх!И тогда вы непобоитесьвысказать своемнение, тогдаесть возможностьстать личностью,есть возможностьстать счастливым.В стаде можнобыть толькоудовлетворенным.
Храбрость. Вернемсяк Пушкину. Ленскийвызвал Онегинана дуэль:
Онегинс первого движенья,
К послутакого порученья
Оборотясь,без лишних слов
Сказал,что он всегдаготов.
В душеже Евгенийбоится осуждениястарого дуэлянта:«Он зол, он сплетник,он речист...» Ивот страх скрылсяпод маскойхрабрости.
Страдание
Страдание— самая частаяотрицательнаяэмоция, так жекак интерес— положительная. Этоглубинныйэффект, которыйможет бытьвызван голодом,холодом, болью,шумом, жарой,ярким светом,разочарованием,неудачей, потерейи т. д.Свою жизньчеловек начинаетсо страдания.При акте рожденияребенок лишаетсярая внутриутробногосуществованияи выражает своевозмущениегромким криком.И в дальнейшем,как указываетИзард, страданиястановятсянеотъемлемойчастью жизни.
Страданиезависит отличностныхустановок. Вотпочему дляодних увольнениес работы, конфликтна производстве,лишение девственностивне законногобрака, неудачав любви являютсяглубокой драмой,другие переносятэто спокойно.Но существуетмного причиндля страданий,которые совершенноне зависят отличности. Этокризисы экономические,война, тяжелаяболезнь, катастрофа,внезапнаясмерть любимогочеловека. Частомы начинаемосознавать,что были счастливы,когда наступаетстрадание.
Печальноевыражение лицазнакомо всем.При явном страданииброви поднимаютсявверх и сдвигаются.Если человекчасто находитсяв состояниипечальногораздумья, томежду бровямизакладываютсявертикальныеморщины. В наиболеевыраженныемоменты страданиячеловек плачет.Слезы облегчаютстрадание, ненаходя выхода,они душат. Кактолько человекзаплакал,выраженностьстраданиястановитсяменьше. Однакос самого детстваребенка приучаютсдерживатьслезы. Поэтомуодной из задачпсихологическоготренинга являетсявозвращениечеловеку способностиплакать пристрадании.
Страдающийчеловек чувствуетсебя покинутым,одиноким, никомуне нужным,бессильным,глупым и т. д.,в общем, он чувствуетсебя несчастным.Но страданиевыполняет иполезную функцию.Оно дает знатьчеловеку, чтоему плохо, заставляетдействовать,решать проблемыи тем самымспасает человекаот разрушения.Кроме того,страданиесплачиваетлюдей.
Не следует,не разобравшисьв причинахстрадания,пытаться облегчитьего. Когда страданиевозникает приутрате близкогочеловека, необходимовремя, чтобыпривыкнутьк отсутствиютого, с кем провелдолгие годы.Довольно часточеловеку,находящемусяв горе, предлагаютвзять себя вруки. Но у человека,который всевремя держитсебя в руках,возникаетсвоеобразнаяболезнь. Какпишет Ницше,«...онпостояннопребывает воборонительнойпозе, вооруженныйпротив самогосебя, вечныйвахтер своейкрепости, накоторую онобрек себя.Да,он может достичьвеличия в этом!Но как ненавистенон теперь другим,как тяжек самомусебе, как истощени отрезан отпрекраснейшихслучайностейдуши!» А какчасто мы слышимтакую «поддержку»:«Тебе бы моибеды!»
Как жеподдержатьчеловека,находящегосяв горе? Я предлагаютакой вариант:«Я восхищентвоим мужеством,тем, как тыпереносишьсвое горе! Я быдавно не выдержали разревелся!»Это, по-моему,настоящаяподдержка,тогда как «Возьмисебя в руки»— это фактическивосхвалениесамого себя:«У меня обстоятельствапотяжелее, но ядержусь». Дорогоймой читатель!Я уверен, чтовы уже научилисьрасшифровыватьистинное значениебессознательного,прошедшегоцензуру сознания.
В этойсвязи хочурассказатьвам один случай.
У насв клинике лечился18-летний юноша.Кто-то из больныхего обидел, ион самовольноушел домой.Родители вернулиего. Он был весьв слезах. Медсестраподошла к немуи с презрениемсказала: «Чторазнюнился?Ты же мужчина!Прекрати плакать!Возьми себяв руки!» Я спросилсестру, чегоона добиваетсяот больного.Она мне ответила,что хотела бы,чтобы он прекратилплакать. Каквы думаете,чего хотеласестра на самомделе, что хотелоее бессознательное?Когда я ей сказал,что она добиваетсятого, чтобы онпопытался ночьюее изнасиловать,она очень удивилась.А как иначе онсможет доказатьей, что он мужчина?
Человеканадо не стыдить,а учить переноситьстрадание. КакуказывалаИзард, еслиродители выказываютк ребенку презрение,когда он плачет,он может привыкнутьсгорать отстыда всякийраз, когда емузахочетсяплакать. Всеэто может сделатьребенка боязливым,болезненнозастенчивым.По мнению Томкинса,отношение кстраданиювоспитываетсяпосредствомнаказания,поощрения,неполногопоощрения исмешаннымспособом.
Еслиродители наказываютребенка, необращая вниманияна причину егострадания, иу него нетвозможностиобъясниться,это может привестик притворству,слабой выраженностииндивидуальности,чрезмерномуизбеганиюстрадания,апатии и усталости.Если еще приэтом ребенкабьют, он начинаетплохо переноситьболь. Вот почемумужчины хужепереносят боль,чем женщины(мальчиковремешком наказываютчаще, чем девочек).
Еслиродители поощряютребенка проявлятьсвои страдания, пытаютсяуспокоить егои уменьшитьдействие фактора,вызывающегострадание,устранить его,то ребенокбудет иметьвозможностьвыражать страдание,бороться с ними побеждатьего. Он будетбольше доверятьлюдям, будетблагополучнопереживатьстрадания,которые обычносопровождаютрадость и любовь,у него сформируетсяболее оптимистическоеотношение кжизни.
При неполномпоощрении родителицелуют, обнимаюти гладят плачущегоребенка, вместотого чтобысделать понятнойдля него причинустраданий.Такой ребенокбудет не преодолеватьстрадание,искать егопричину, а искатьуспокоения.Из таких детеймогут вырастиалкоголикии наркоманы.
При смешанномспособе маленькогоребенка поощряютплакать, чутьподрос — начинаютнаказывать.Мать требуетодно, отец —другое. В результатезамедляетсяразвитие личности,возникаетнеудовлетворенностьпри контактахс другими людьми,зависимостьв межличностныхотношенияхи боязнь конфликтов.
Тяжелейвсего переноситьстрадание,когда оно ка