Как работатьс агитатороми уволить негодногоработника
Так почемуже нельзя боротьсяс агитатором?Дело в том, чтоагитатор —подчиненный.Формально ясильнее егои должен победить.Агитатору впсихологическомплане боротьсясо мной как сруководителемвыгодно. Еслион добиваетсясвоего, он наконе, если терпитпоражение, всеравно получаетпсихологическуювыгоду, приобретаярепутациюсмелого человека.
Руководителькак в случаепобеды, так ипри поражениипроигрывает.Если он победил,в этом нет ничегоудивительного.Ведь он сильнее!Но если потерпелпоражение,авторитет егоначинает приближатьсяк нулевой отметке.Бороться совсеми самыйволевой руководительвсе равно |неможет. Поэтомуобычно выбирается«козел отпущения»,к которомуруководительцепляется поделу и не поделу. Коллективу,состоящемуиз людей, решающихв основном своиличные задачи,крайне выгоднаэта борьба.Пока волевойруководительборется с агитатором,ему не до меня,и я под шумокмогу заниматьсясвоими делами.Не утверждаю,что все этоделается сознательно,но то, что всеэти мысли естьв бессознательном,не вызываетсомнения. Поэтому,как при петушиныхбоях, есть сторонникии начальника,и агитатора.Таким образом,когда начальникборется с агитатором,группа разваливается.
Что япредлагаю?
Вы ужедогадались:уступать, уступатьи еще раз уступатьагитатору. Этоверно как вмалых группах,так и в большойполитике. Ктосделал Б. Ельцина?Конечно, М. Горбачев,преследованиякоторого далиБ. Ельцину больше,чем работа всехего пропагандистов.Убежден, чтов окруженииМ. Горбачеване было квалифицированногопсихолога, асам он о психологииуправленияничего не слышал.Предложил Б.Ельцин «Программу500 дней». Хорошо,пусть будеттак, хоть у меняи не очень лежитк ней душа. Программавыполнена. —Ура Горбачеву!Программапровалилась.— Долой Ельцина!
А вам,Михаил Сергеевич,следовало быбыть потверже.
— А какмне можно былобыть потверже,когда вы всебыли за Ельцина?
— Да, теперьмы видим, чтовы смотритеглубоко!
Но давайтеспустимся сзаоблачныхвысот большойполитики нагрешную землюмалых групп.Хотя везделюди, вездеодни и те жезаконы. И ктоможет управлять10 человеками,может управлятьи государством.
На однойкафедре издекретногоотпуска вышлана работу молодаяассистенткаЛ. и сразу жевступила вконфликт сзаведующимкафедрой,руководителем,пользующимсябольшим авторитетомв коллективе.(Случай рассказанодним из моихучеников.) Онастала отстаиватьсвои права,ссылаясь наимеющиесяинструкции.Например,отказываласьчитать лекции,maxкакпо уставу высшейшколы ассистентамчитать лекциине положено.Обычная практикатакова, чтокаждый ассистентмечтает читатьлекции, ибо этопуть наверх.Да и обстоятельстваиногда складываютсятак, что профессори доценты могутбыть занятына другой работе.Л. категорическиотказаласьчитать лекции,и волевые приемыне дали эффекта.Отказываласьона также откомандировок,ссылаясь нато, что у неемаленькийребенок. Но вколлективезнали, что всемье у этогоребенка нескольконянек. Да и втуристическиепоездки Л. ездила.
Иногдаона уступала,но конфликтпродолжалразгораться.Были в коллективеи сочувствующиеей: «Правильно,не давай садитьсясебе на голову!»
Психологпосоветовалзаведующемукафедрой выполнитьвсе требованияЛ., а ту работу,которую онхотел возложитьна нее, передатьее сторонникам.Беседа с нимипротекаласледующимобразом.
«ИванИванович, дорогой,у меня к вамбольшая просьба.Прочитайте,пожалуйста,сегодня лекцию!Я хотел ее поручитьЛ. Ну, вы же знаетеее вздорныйхарактер. А явам потом постараюсьвсе компенсировать».Иван Иванович,законопослушныйи немного трусоватый,конечно же,соглашается.Он недоволенмягкотелостьюруководителя,но еще болеенедоволендействиямиЛ. «Петр Петрович,не смогли бывы съездитьв командировку...»И т. д.
Не надовам объяснять,какая атмосферасложилась вколлективе.Конечно, авторитетруководителянесколькопошатнулся,но основнойогонь был направленна Л. Через двамесяца онаподала заявлениеоб увольнении.
Еще одинприем работыс агитатором:дать ему повышение.
На заседанииодной общественнойорганизацииее рядовой членвыступил срезкой, местамиобоснованной,критикой руководящихорганов. Президентассоциациитут же предложилввести его всостав комитета.У Ф. Кривинаесть чудеснаяпритча на этутему. Передаюее по памяти.«Гвоздям былохолодно набалконе. Но уних был Магнит.Они тесно сплотилисьвокруг него,и им стало немноготеплее. И когдапоявиласьвозможностьпослать в теплуюкомнату представителядля защиты ихинтересов, тудапослали Магнит.Гвозди долгождали своегопредставителя.А что же произошлов теплой комнате?Его там положилиотогреватьсяна печь, и онразмагнитился!»
Агитация— это одна изформ антилидерства,наиболее грубаяи разрушающаягруппу.Лучшепринять мерыраньше. Мы ужеговорили, чтолидер возглавляетнеформальнуюгруппу и властьего абсолютна.Это, конечно,хорошо. Но те,кто хочет статьлидером, должныпомнить, чтолидерство —состояние души.Стать руководителемпо блату можно,лидером — нет.Абсолютнаявласть лидеразиждется натом, что онудовлетворяетэкспектациигруппы; кактолько компетенцияего падает, онсразу перестаетбыть лидером. Борьбыздесь нет никакой.Просто группаот него разбегается.Я сам на себеэто испытал.Организовалтак называемуюБалинтовскуюгруппу и проводилс ней семинарыпо современнымметодам психотерапии.Группа постепенноросла. Работау нас шла пометоду трансактногоанализа Э. Берна,которого яздесь частоцитирую. Годатри группаинтенсивноработала. Ученикимне предлагалиначать осваиватьновые методики,но я считал,что и одноготрансактногоанализа достаточно.Мы организоваликлуб КРОСС, онас началиписать местныеи центральныегазеты. Но вдруггруппа началатаять. Вначалея объяснил этовнешнимиобстоятельствами:сложностижизни, бытовыепроблемы и пр.Но как толькомы стали осваиватьи другие методы,группа опятьначала расти.
Следуетзаметить, чтонередко лидери сам не осознает,что он лидер,а неформальнаягруппа не осознает,что она сталагруппой.
Послушайтерассказ одногоиз моих пациентов,иллюстрирующийэто положение.Обратился онко мне за помощьюкак больнойпсихосоматическимзаболеванием.
Он оказалсяВечным Принцем.
«В коллективея приобрелрепутациюнытика и неудачникаи, естественно,лидером себяне считал. Посленесколькихмесяцев психологическихзанятий мнестало, лучше.Я решил многиесвои проблемы.О моих занятияхбыло известнов коллективе.Ко мне сталиобращатьсяза советами,но я на это необратил внимания.На производственачалось внедрениедемократиии даже проводилосьсоциологическоеобследование,что меня особенноне интересовало.У меня был внутреннийвосторг оттого, что я решилмногие своипроблемы, а те,что не решил,перевел в вопросы.Проводилоськакое-то очередноесобрание поповоду выдвижениякандидатовв депутаты вместные Советы(это был 1990 год).Свою кандидатурувыставил одиночень авторитетный,с моей точкизрения, сотрудник,мой друг, которыйчасто мне помогалв моей невротическойжизни. Я поддержалего кандидатуру.Но, к моемуудивлению,довольно горячорешили рекомендоватькандидатомв депутатыменя. Я, конечно,отказался. Кчести моегодруга, он тожеснял своюкандидатуру.Так мы тогданикого и невыдвинули.Когда я поинтересовалсярезультатамисоциально-психологическогообследования,то оказалось,что я по авторитетунамного превосхожунаших официальныхлидеров».
Если уруководителяналажен контактс лидером,неформальнаягруппа помогаетосуществлятьпроцесс руководстваи цели, которыестоят передгруппой. Довольночасто руководителиведут процессуправления,не учитываяэти факторы,не признаваялидера, а иногдане зная его. Илидер превращаетсяв антилидера.
Основнойпризнак антилидерства— попытка изменитьцель группы. Довольночасто антилидерделает этонеосознанно.На уровне сознанияон ничего противруководителяне имеет и дажеможет бытьдругом руководителя.
Приведупример из моейпрактики.
На цикле,где я преподавалпсихотерапию,учился мойдруг. Мы вместеучились в институтев одной группеи были оченьдружны. У насбыла одна компания,мы вместе проводилисвободноевремя. Послеинститута мыненадолгоразлучились.В том, что я сталпсихиатром,во многом егозаслуга. По егорекомендациименя принялина работу.
Пишутак подробно,чтобы подчеркнутьнеосознаваемостьмногих социально-психологическихявлений, показать,что отсутствиезнаний социальнойпсихологииможет развестилюдей по разныестороны баррикад,и они будутнедоумевать:«Как моглотакое случиться?!»
Итак,я читал лекциюо некоторыхметодах психотерапиии продемонстрировалтехнику наодном из больных,который пришелко мне на амбулаторныйприем. Эффективностьметода быланастольконаглядна, чтоя ожидал одобрения,вопросов одеталях техникиили о том, какдолго этомунадо учиться.Но вместо этогоот своего другая услышал: «Акакой диагнозвы ему ставите?»Я несколькоопешил. Ведьтема лекциибыла совсемдругой. Мойдруг попыталсяобосноватьдиагноз, употребляясложные психиатрическиетермины, непонятныемногим слушателям.Я сказал, чтосегодня мыговорим не одиагностике,а о методе лечения,но он не успокаивалсяи продолжалнастаиватьна обсуждениидиагностическойпроблемы. Унего оказалисьи сторонники.Я был компетентными в этом вопросе,и посколькубыл не согласенс его диагнозом,вступил с нимв дискуссию.В конце концовслушатели сталивозмущатьсяи мною и им, нобольше им. Емупришлось умолкнуть.Именно на этомзанятии я понял,как следуетнейтрализовыватьантилидераи что такоеантилидерство.Мы вместе сгруппой обсудилиэту проблему,и отношениянаши стали ещетеплее и конструктивнее,ибо мы пересталитерять времяна петушиныебои. Там, гдедруг был болеекомпетентным,я охотно подчинялсяему, и наоборот.
К сожалению,руководителине знают научногоподхода и, стараясьнейтрализоватьантилидера,нейтрализуютЦепную собакуи успокаиваются...а через некотороевремя возникаетаналогичныйслучай, какговаривалШвейк.
Кто такаяЦепная собака?Этотакой членантилидерскойгруппировки,который первыйлает на вновьпришедшегоили даже наруководителя,иногда считаясебя лидеромгруппы. Вфильме «Местовстречи изменитьнельзя» — этоПромокашка,который первымподошел к Шарапову,внедрившемусяв уголовнуюгруппировку.Мои ученики,прошедшие перёдпризывом вармию психологическуюподготовку,рассказывали,что вначалек ним подходилиПромокашки,проверяя их«на вшивость».После того какони эту проверкувыдержали, уних налаживалисьотношения слидерами, и имудавалосьспокойно прослужитьв армии такимобразом, чтои их не били, иони никого небили, что немаловажно.
А теперьслучай из клиническойпрактики.
Лечиласьу нас в клиникемолодая учительницасредней школы.Заболела онапосле того, какбыла уволенапо статье. Обидноей также было,что никто изучителей занее не вступился,тогда как оначувствоваласебя в коллективелидером, «защитницейвсех обездоленныхи угнетенных».Когда я ее спросил,для чего онавступала вборьбу с руководством,почему именноона шла ругатьсяс директором,а не кто-нибудьдругой, неужелиона не понимала,что отменитьпосылку школьниковна сельхозработыей не удастся,она ответила:«Учителя мнеговорили: «Идиты, ты можешьс ними разговаривать!»Не надо вамобъяснять, ктотам был лидером,а кто —Цепнойсобакой.
Когдаона разобралась,что ею постоянноманипулировали,то довольнобыстро поправилась.«Боже мой, ятеперь понимаю,какую ненавистьвызывала удиректора,когда требовала,чтобы он непосылал детейпропалыватьамброзию. Унего, поди, итак сердцеболело, а тутеще я со своимипоисками правды.Ведь он делалвсе, что мог. Унасбыло многоосвобожденных.На работу детивыходили поздно,уходили рано.Небольшаянепогода —и ихуводили с поля.Конечно, припервом удобномслучае он избавилсяот меня!»
Итак,два признакаЦепной собаки.Первый — лаетна вновь прибывшихв группу, второй — идетвыполнять туработу, которуюв принципенельзя выполнитьуспешно. Цепнаясобака мечтаетстать лидером.Поэтому онавсегда пытаетсястать лидеромво вновь создаваемыхгруппах, нопосколькулидерство —состояние души,личностнаякомпетентность,ей это не удается.И даже если онавыиграет совершеннобезнадежноедело, результатамипобеды воспользуетсяантилидер. Квопросу о поведениилидера во вновьсформированныхгруппах мы ещевернемся.
Кстати,Цепная собакане всегда лает,иногда оналастится. Когдавы вступаетев сложившуюсягруппу, первойк вам подходитЦепная собакаи вводит вас«в курс дела,кто есть кто».Основная цель— вовлечь всвою группировку.Если в коллективенесколькоантилидерскихгрупп, вас будутласкать несколькоЦепных собак.Кстати, по этимже признакамвы сможетеопределить,кто вас потомбудет первымкусать.
Еслиагитация проходитуспешно, антилидерможет занятьваше месторуководителя.Но следуетпомнить, чтоэто будет антилидериз учебно-карьеристскойгруппы. Антилидералкогольно-сексуальнойтоже заинтересованв том, чтобывас сняли. Нона ваше местоон не претендует.Теперь понятно,что, если начнетсяпроцесс агитации,алкогольно-сексуальнаяи учебно-карьеристскаягруппы могутобъединиться.Нейтральнойбудет культурно-развлекательная,но вас она небудет поддерживать.Так что в периодборьбы у руководителяесть большойриск остатьсяодному. И, действительно,от многих снятыхруководителейя слышал фразу:«Никто меняне поддержал!»и фразу Цезаря:«И ты, Брут!»Процесс, прикотором происходитобмен местамиантилидераи руководителя,называетсяреволюцией.
А теперьвернемся к рис.3.1. Обратитевнимание намаленькуюокружность.Она тоже разделенана границымежду руководителями.И на этих границахтоже неспокойно.И если кто-тоиз заместителейстановитсяруководителем,а руководитель— заместителем(временно или,как кажетсявновь захватившемуруководство,вообще отстраняетсяот руководства),то происходитдворцовыйпереворот. Делов том, что прогрессивныйзаместительне борется сруководителемза власть. Онзаймет местопоследнего,но без борьбы(после уходаначальникана повышение).
Понять,какой процессидет в коллективе,крайне важнокаждому из нас.Если вы в своевремя высказывалипрогрессивнуюидею и она былаотвергнута,то после сменыруководствавы попытаетесьее внедрить.Но это можноделать тольков том случае,если произошлареволюция, иботолько во времяреволюции квласти приходитболее прогрессивноеруководство.Если же произошелдворцовыйпереворот, квласти пришлоеще более реакционноеруководство,и внедрять своипрогрессивныеидеи не стоит.
Вы меняспросите, чтоже делать? Откудамне знать? Личноя не борюсь сруководством,если оно меняне поддерживает,и пытаюсь внедритьсвои идеи вдругом месте.Издательстване хотели печататьмои книги — ясоздал свое.В своем институтене удалосьсоздатьпсихотерапевтическоеотделение иклинику неврозов,и по вечерамя стал работатьв других местах.Но лечить неврозыя научился иметоды своивнедрил, оставаясьв хороших отношенияхс руководством.
Как отличитьдворцовыйпереворот отреволюции?
Сразуже хочу оговоритьсвою позицию.Здесь речь идетне о социальныхреволюциях,а о групповыхпроцессах.Понятия «дворцовыйпереворот»,«революция»стоят в рядутаких понятий,как интрига,пропаганда,агитация, лидер,руководительи т. д.
Так вот,с этой точкизрения, я понимаюреволюцию спозиций диалектическогоматериализма,как переходколичественныхизменений вкачественные.И поэтому, еслипроцесс развитияидет правильно,то революция— явление бескровноеили почти бескровное.
Есливечером я захожув сад и вижу,что расцвелароза, котораяеще утром былабутоном, топонимаю, чтопроизошлареволюция. Я,конечно, многосделал, чтобыона произошлапобыстрее:удобрял землю,укрывал кустот заморозкови т. д. Но я ничегоне делал бутону,не раздергивалего, чтобы побыстрееувидеть лепестки.Вот если бы яэто делал, тосовершил быдворцовыйпереворот.Ничего путногоиз этого невышло бы, хотяцветок, можетбыть, появилсябы на день раньше.
При дворцовыхпереворотахс приходомнового начальствастановитсянескольколучше. Но потомстановитсяеще хуже, чембыло. При революциях,наоборот, вначалестановитсянемного, а иногдазначительнохуже, но потомидет настоящееразвитие. Среволюцииначинаетсянаше появлениена свет. Вначалемы кричим, протестуемпротив того,что нас лишилиблаг материнскойутробы, а потомпривыкаем житьсамостоятельнои уже в утробунас не загонишь.
Знаниеотличий революцииот дворцовогопереворотапозволяетправильноналаживатьотношения. Еслибудущий партнерсразу же сулитмассу благ отсотрудничества,то скорее всегоздесь нет ничегопринципиальнонового, а возможно,и таится обман.Примером могутслужить рекламаакционерныхобществ. Еслиже видны принципиальнопреодолимыетрудности, томожно попробовать.
То жесамое и в лечении.Настоящееизлечение имеетместо тогда,когда в организмепроисходятреволюционныепреобразования— смена сценария,изменениеалгоритмаповедения,коррекцияхарактера, аэто зачастуюневозможнопри лекарственномлечении, котороеснимает толькосимптомы.
Следствиенеобходимоотличать отпричины.
Групповаядинамика
Когдалюди находятсявместе, междуними возникаютте или иныеотношения. Приэтом меняетсяпо своему качествуи сама группа,меняются еевозможности.И каждому изнас полезнознать не толькосвою роль вгруппе, но иуровень развитиягруппы.
Массалюдей на улицене способнана коллективныедействия, потомучто у нее нетизвестноговсем общегоинтереса. Ноесли эта массасуществуетдостаточнодолго, обязательновыработаетсяобщая цель, иона превратитсяв толпу.
К сожалению,в наше времялюди склонныобразовыватьтолпы. Отсутствиеблизких связейприводит ктому, что человекуходит в толпу,где теряет своюиндивидуальностьТолпой управляетвождь. Вот отолпе-то я хочупоговоритьНо не для того,чтобы вы сталивождем, а длятого, чтобы несмешались столпой, когдав нее попадете.
Московичиписал, что «вконце концовмы полностьюоказываемсяв плену вождей.Все меняетсяи рассыпаетсяв прах, остаетсянеизменнымлишь стремительноевозвышениевождей. Поначалу,когда большинствозахватываетвласть, онавременно переходитв руки меньшинства,но только дотого момента,пока один человекне отнимет ееу всех остальных.По приказувождя толпаего приверженцевбеспрекословноидет на преступления,потрясающиевоображение,совершаетбесчисленныеразрушения,принося емув жертву своисобственныеинтересы инужды, вплотьдо собственнойжизни. Такаявласть не можетосуществиться,не лишив людейответственностии свободы. Болеетого, она требуетих искреннейвовлеченности».