Находящихся в социально опасном положении.
С 2013 по 2015 год при работе с неблагополучными семьями в Иркутской области все субъекты системы профилактики руководствовались Порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, одобренным решением комиссии по дела несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области (далее – Порядок).
Порядком урегулирована и упорядочена система проверки сигналов о семейном неблагополучии, постановки на учет в Банк данных, назначения ответственных субъектов за работу с семьей, разработки плана работы с семьей, подведения итогов работы и снятия с учета.
В декабре 2015 года принят новый Порядок, которым установлены новые положения в организации и осуществлении работы с семьями и (или) несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
Например, Порядком:
- устанавливается возможность постановки на учет в соответствующий Банк данных не только семей, но несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- предусматривается назначение решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования не только ответственного за проведение индивидуальной профилактической работы (далее – ИПР) субъекта, но и соисполнителей по ИПР;
- устанавливаются новые формы межведомственных комплексных планов по проведению ИПР в отношении семей и несовершеннолетних (далее – МК План по ИПР);
- регламентируется обязательность разработки МК Планов по ИПР и на семью и на несовершеннолетнего;
- предусматривается, что МК Планы по ИПР будут утверждаться председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования;
- регламентируется обязанность ответственного субъекта по ИПР по инициированию в течение первого месяца с момента постановки семьи и (или) несовершеннолетнего на учет в Банк данных проведения психологами психодиагностического обследования ребенка (детей), проживающего в семье, находящейся в социально опасном положении, на предмет выявления противоправного обращения в отношении него.
В регионе продолжается организация работы учреждений социального обслуживания семьи и детей по принципу участкового социального работника.
Так, в 29 учреждениях социального обслуживания организована работа 211 специалистов в 204 отдаленных сельских населенных пунктах, в которых социальные педагоги работают непосредственно в территории своего проживания. Эта форма организации работы позволяет осуществлять систематический социальный контроль за неблагополучными семьями и своевременно оказывать им различные виды социальной помощи.
Активно проводится работа по привлечению к решению проблемы семейного неблагополучия социальных партнеров – общественных организаций (советов женщин, ветеранов), волонтеров, депутатов сельских поселений.
В целях создания условий доступности и приближенности социальных услуг получателям министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обеспечена работа 26 мобильных социальных служб, созданных в комплексных центрах социального обслуживания населения.
В течение 2015 года мобильными социальными службами осуществлено 417 выездов в 453 отдаленных населенных пункта региона, в ходе которых оказано 15 743 социальные услуги 12163 гражданам, в том числе из многодетных, малообеспеченных и неполных семей.
В 2014 году министерством была разработана и запатентована инновационная технология организации социального обслуживания «Технология доступной социальной помощи», в рамках которой в 28 комплексных центрах социального обслуживания работают 126 участковых специалистов в 362 населенных пунктах.
За период 2015 года благодаря таким специалистам более 36 тысячам получателей оказано содействие в сборе документов для получения мер социальной поддержки, в получении юридической помощи, в оформлении и восстановлении документов, в обеспечении одеждой, обувью, предметами первой необходимости, в решении вопросов занятости, в получении государственной социальной и адресной материальной помощи.