Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов.
Для оказания социальной помощи детям-инвалидам, имеющим нарушение интеллекта, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании в Иркутской области в течение 2015 года действовало 4 дома-интерната для умственно отсталых детей (далее – детский дом-интернат) с общим количеством мест – 980 единиц (960 стационарных и 20 полустационарных мест в отделении дневного пребывания областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 2 для умственно отсталых детей»).
В указанных учреждениях детям-инвалидам предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.
За 2015 год социальные услуги в детских домах-интернатах получили 1127 человек (за 2014 год – 1138 человек, за 2013 год – 1117 человек).
По состоянию на 1 января 2016 года в детских домах-интернатах находилось 92 ребенка по договорам о социальном обслуживании, заключенным между родителями и учреждениями.
С родителями данных детей проводится образовательно-просветительская, консультативно-медицинская, социально-правовая работа, а также осуществляется психолого-педагогическое сопровождение данных семей.
Особое внимание в детских домах-интернатах наряду с социально-медицинскими и социально-бытовыми услугами, уделяется предоставлению детям-инвалидам социально-педагогических и социально-трудовых услуг, которые направлены на организацию досуга, расширение общего и культурного кругозора, повышение творческой активности детей, восстановление либо компенсацию утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество.
В учреждениях оборудованы музыкальные залы для организации анимационных мероприятий, проведения досуга и культурно-массовых мероприятиях, занятия хореографией, пением, мастерские по ткацкому и гончарному делу, столярные и сапожные мастерские, кабинеты ИЗО-деятельности и ручного труда.
Кроме того, одним из важнейших видов реабилитации инвалидов с умственной отсталостью является спорт. Занятия физической культурой способствуют повышению их двигательной активности, интеграции и социализации данной категории граждан, создает новые предпосылки для личностного роста и самореализации.
Для занятия спортом в детских домах-интернатах создана необходимая материально-техническая база, имеется спортивный инвентарь, в том числе для занятий по командным видам спорта. На территориях учреждений имеются волейбольные площадки и поля для мини-футбола.
Команды детских домов-интернатов являются неоднократными участниками и победителями в соревнованиях по легкой атлетике, лыжным гонкам, турнирах по футболу, проводимых региональным отделением «Специальной олимпиады России».
Стоит отметить, что дети-инвалиды имеют спортивные достижения не только на областном, но и на Всероссийском и Международном уровнях.
В свою очередь для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в детских домах-интернатах чувствовали себя полноправными членами общества, в целях их социализации министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство) ежегодно проводятся:
- соревнования по подледному лову рыбы;
- летние областные спартакиады среди детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОЛ «Мандархан» на берегу оз. Байкал (ежегодно принимает участие 52 ребенка);
- специальные творческие смены, в рамках которых проводится фестиваль творчества среди детей с ограниченными возможностями здоровья «Радужные ноты добра!» (ежегодно участие в фестивале принимает более 60 детей).
В целях организации летнего отдыха и оздоровления детей-инвалидов в структуре двух детских домов-интернатов имеются детские оздоровительные лагеря «Окинец» (ОГБУСО «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей») и «Солнышко» (ОГБУСО «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей»).
Ежегодно в летний период в них отдыхает 580 детей из всех четырех детских домов-интернатов.
В 2015 году впервые в летний период в ДОЛ «Солнышко» и ДОЛ «Окинец» министерством организовано проведение 6 специализированных оздоровительных сезонов для детей, имеющих ограничения в передвижении (ползунов), находящихся на социальном обслуживании в детских домах-интернатах:
Всего в 2015 году обеспечен отдых и оздоровление для 79 детей, имеющих ограничения в передвижении (ползунов).
Для проведения специализированных сезонов лагеря оснащены необходимым оборудованием для удобства проживания и передвижения детей. На территории лагерей оборудованы тротуары с пандусами, дающие возможность свободного перемещения по территории лагеря, построены дополнительные специальные крытые площадки для проведения досуговых мероприятий.
В жилых корпусах проведено горячее и холодное водоснабжение с устройством туалетов, душа, раковин, ногомоек, установлены пандусы, поручни для унитазов, поручни для раковин, поручни ортопедические, специализированная ванна с сиденьем.
В корпусах также выделены игровые зоны со специализированным игровым оборудованием.
В целях реализации конституционного права детей-инвалидов на образование министерством совместно с министерством образования Иркутской области на базе детских домов-интернатов, как и в прошлые годы, организован учебный процесс 2015-2016 учебного года.
Всего 1 сентября 2015 года к образовательному процессу 2015-2016 учебного года приступили 344 ребенка (в 2014 году - 361 ребенок, в 2013 году – 342 ребенка), которым согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии рекомендовано воспитание и обучение в специальном коррекционном классе по программе для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью, в том числе:
- 118 учеников ОГБУСО «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей»;
- 44 ученика ОГБУСО «Иркутский детский дом-интернат № 2 для умственно отсталых детей»;
- 65 учеников ОГБУСО «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»;
- 117 учеников ОГБУСО «Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
Для 19 учеников новый 2015-2016 учебный год стал первым.
Для организации образовательного процесса в учреждениях создано 37 учебных классов, что на 4 класса больше по сравнению с прошлым учебным годом, с необходимым оборудованием: спортивными, музыкальными, тренажерными и актовыми залами, мастерскими, кабинетами социально-бытовой ориентации, лечебной физкультуры, логопедии и психомоторики.
В 2015 году продолжило свои работу отделение дневного пребывания ОГБУСО «Иркутский детский дом-интернат № 2 для умственно отсталых детей» на 20 мест для детей со значительными ментальными нарушениями в возрасте от 4 до 15 лет.
Социальное обслуживание в отделении осуществляется на условиях дневного пребывания пять дней в неделю.
В отделении для детей-инвалидов предоставляются следующие услуги:
- питание;
- коррекционно-развивающие занятия с элементами Монтессори- педагогики;
- занятия в зале лечебной физкультуры, оборудованном массажной скамьей, шведской стенкой, гимнастическими матами и различными видами электромассажеров;
- групповые и индивидуальные занятия с детским психологом и воспитателями;
- занятия музыкой, танцами;
- обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания.
Всего в 2015 году социальные услуги в отделении дневного пребывания получили 55 детей (в 2014 году - 47 детей).
Очередность для приема на социальное обслуживание в детские дома-интернаты по состоянию на 1 января 2016 года отсутствовала (по состоянию на 01.01.2015 года- 75 человек, на 01.01.2014 года- 58 человек).
В целях оказания реабилитационных услуг детям и подросткам с ограниченными возможностями в Иркутской области в течение 2015 года действовало 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и 4 отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями в 3 комплексных центрах социального обслуживания населения и центре социальной помощи семье и детям на 470 мест.
Реабилитационные услуги в данных учреждениях предоставляются:
- детям с нарушениями нервной системы, в том числе страдающим ДЦП;
- детям, страдающим заболеваниями органов дыхания;
- детям, страдающим врожденными аномалиями;
- детям, страдающим психическими расстройствами;
- детям, имеющим нарушения слуха и речи.
В указанных учреждениях детям и подросткам с ограниченными возможностями предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.
Кроме того, специалистами учреждений организована работа по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в виде индивидуальных и групповых консультаций, оказанию психологической помощи и поддержки, психологических тренингов, обучению основам реабилитации детей в домашних условиях.
Отдельно стоит отметить ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сосновая горка» (Зиминский район) и ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (г. Иркутск).
В указанных учреждениях оказывается квалифицированная медико-социальная, психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями. Принимаются на реабилитацию дети с ограниченными возможностями, имеющие такие патологии, как: все формы детского церебрального паралича (ДЦП), последствия перинатальной патологии нервной системы, последствия черепно-мозговых травм, патологии опорно-двигательного аппарата, врожденные аномалии развития, а также дети с хронической сенсоневральной, кондуктивной либо смешанной тугоухостью и глухотой.
В центрах используется широкий диапазон методов водолечения, грязелечения, гальванизации, лазеротерапии, биотронтерапии и др.
На территории ОГУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сосновая горка» находится минеральный источник, вода из которого (сульфатно-кальциевая слабой минерализации) используется как лечебно-столовая.
В ОГУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» функционируют кабинеты для работы по верботанальному методу современной электроакустической аппаратурой класса «Верботон», позволяющей вести групповую и индивидуальную работу с глухими и слабослышащими детьми по развитию слухового восприятия и формированию произношения и речевого слуха.
В перечисленных центрах применяются такие современные методы медицинской реабилитации, как биомеханика и рефлексотерапия, костюмы «Гравистат», помогающие учить ребенка самостоятельно передвигаться, различные виды массажа, мануальная терапия, психофизическая гимнастика, бассейн.
В апреле 2015 года в ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (г. Иркутск) впервые проведен реабилитационный сезон в течение 2-3 недель (в зависимости от индивидуальных потребностей каждого ребенка) для 9 детей в возрасте от 3 до 13 лет, больных онкологическими заболеваниями.
Оздоровительная смена включала в себя творческие, спортивные занятия и те медицинские процедуры, которые одобрили врачи.
С ребятами работали логопеды, социальные педагоги, психологи, которые консультировали и родителей, помогая им в восстановлении здоровья детей.
Помимо этого, в реабилитационных центрах для выявления на начальном этапе способностей детей с ограниченными возможностями здоровья успешно реализуются следующие программы:
- программа по театрализованным играм - драматизация для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- программа творческой направленности «Академия детского творчества»;
- программа дополнительного образования по парикмахерскому искусству для детей с ограниченными возможностями;
- дополнительная коррекционно-развивающая программа для детей с ограниченными возможностями «Основы художественной керамики»;
- программа дополнительного образования техники работы с природным материалом «Чудеса в решете»;
- курс факультативных занятий по основам компьютерной художественной графики «Компьютерная кисточка» и программа «Волшебный мир творчества».
В результате данной работы раскрываются разнообразные грани творческой личности ребенка, значительно повышается уровень их социальной адаптации, который в дальнейшем будет способствовать формированию социально-активной личности, что помогает созданию эмоционально-позитивного фона для творческой деятельности и сказывается на улучшении качества жизни детей с ограниченными возможностями в целом.
Стоит отметить, что по итогам Восьмого Международного творческого Фестиваля - конкурса детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу», который состоялся в июле 2015 года в г. Санкт-Петербурге дипломом первой степени награждена Сиданченко Елена, которая несколько лет проходила реабилитацию в ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (г. Иркутск).
В целом в течение 2015 года реабилитационные услуги получили 5827 человек, из них 4668 детей с ограниченными возможностями и 1159 человек - их родители или законные представители (в 2014 году реабилитационные услуги получили 6269 человек, из них 4879 детей с ограниченными возможностями и 1390 человек - их родители или законные представители, в 2013 году - реабилитационные услуги получили 6488 человек, из них 4889 детей с ограниченными возможностями здоровья и 1599 человек - их родители или законные представители).
Снижение количества детей с ограниченными возможностями, получивших реабилитационные услуги по сравнению с 2013 и 2014 годами связано с утяжелением заболевания детей и увеличением продолжительности реабилитационного курса.
С 1938 года и по настоящее время в Иркутской области действует специально созданное для обучения инвалидов областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение социального обслуживания «Иркутский реабилитационный техникум» на 159 мест (далее - реабилитационный техникум, учреждение), подведомственное министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Предметом деятельности реабилитационного техникума является предоставление образовательных услуг по образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным образовательным программам, в комплексе с мероприятиями по социально-педагогической, социально-психологической и социально-медицинской реабилитации, инвалидам II и III групп в возрасте от 14 лет, проживающим на территории Иркутской области, которым согласно индивидуальным программам реабилитации инвалидов, выданным федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение по избранной профессии.
В соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности в реабилитационном техникуме инвалиды могут получить:
1) инвалиды, не имеющие образования, образовательные услуги по программам профессиональной подготовки по таким профессиям, как: резчик по дереву и бересте, обувщик по ремонту обуви, маляр строительный, облицовщик-плиточник, швея.
2) инвалиды, имеющие основное общее (9 классов) и среднее общее образование (11 классов) - образовательные услуги по программам среднего профессионального образования по следующим профессиям: портной, мастер отделочных строительных работ, мастер растениеводства, мастер по обработке цифровой информации, социальный работник.
Кроме этого, инвалиды могут получить образовательные услуги по программам профессиональной подготовки по профессии водитель автомобиля категории «В».
Обучающиеся приезжие имеют возможность размещения в общежитии учреждения, рассчитанном на 70 мест.
Параллельно с профессиональным обучением в реабилитационном техникуме реализуются мероприятия по медицинской, психологической и социальной реабилитации. Для этих целей в учреждении функционируют отделения медико-социальной реабилитации, психологической и социально- средовой реабилитации.
Реабилитационные мероприятия проводятся квалифицированным медицинским персоналом (врачом-педиатром, врачом-физиотерапевтом, медицинской сестрой по лечебному массажу, медицинской сестрой диетической), педагогами-психологами и социальными педагогами.
Медицинские работники учреждения:
- осуществляют динамический контроль за состоянием здоровья обучающихся инвалидов, медицинское сопровождение всего образовательного процесса;
- осуществляют контроль за качеством питания;
- сопровождают инвалидов при переосвидетельствовании в учреждениях медико-социальной экспертизы;
- проводят медицинские мероприятия, направленные на уменьшение стойкости и степени выраженности дезадаптирующей симптоматики; проведение различных видов функционально-тренирующей терапии (массаж, физиопроцедуры, ЛФК и др.).
Основной задачей отделения специалистов отделения психологической и социально-средовой реабилитации является оказание психологической и социальной помощи инвалидам и членам их семей в создании условий для успешной социальной адаптации и самореализации личности.
Для постинтернатного сопровождения детей-инвалидов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитационный техникум реализует мероприятия направленные на:
- социально-бытовую адаптацию в общежитии учреждения (обучение навыкам самообслуживания, соблюдение правил личной гигиены, приготовление пищи, стирка белья, уборка комнат для проживания, мест общего пользования и т.д.);
- помощь в сборе и оформлении пакета документов для обращения в министерство имущественных отношений Иркутской области детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, нуждающимся в получении жилья;
- повышение грамотности обучающихся в области их прав и возможностей совместно с учреждениями - партнерами проводятся обучающие семинары «Пенсионное обеспечение инвалидов в Иркутской области», «Защита жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», «Проблемы трудоустройства инвалидов» и др.;
- проведение занятий по финансовой безопасности, по планированию бюджета;
- проведение психологических тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков обучающихся, на профилактику дисгармоничных семейных отношений («Образ будущей семьи», «Коррекция семейных отношений», «Снятие эмоционального напряжения», «Конструктивное разрешение конфликта» и др.).