Б. Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» -клиническую анатомию органов дыхательной и пищеварительной систем и мочеполового аппарата
«Уметь» - применять полученные знания для решения ситуационных задач
по клинической анатомии дыхательной и пищеварительной систем и мочеполового аппарата с возможным использованием справочной литературы
«Владеть» - медико-анатомическим понятийным аппаратом; навыком работы с простейшим медицинским инструментарием (пинцет, скальпель) и биологическим материалом.
Этапы проведения практического занятия.
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
XIII. Вводная часть занятия | 5-10 | ||
1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 1 мин. |
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин. |
XIV. Основная часть занятия | 80-91% | ||
3. | Коллоквиум по модулю «спланхнология» | Устный опрос по препаратам и рентгенограммам с целью оценки качества формирования компетенций в процессе изучения модуля | 55 мин |
4. | Подведение итогов коллоквиума | Оценка качества формирования компетенций студентов в процессе изучения клинической анатомии внутренних органов | 5 мин |
5. | зачет | Промежуточный контроль по компьютерным тестовым ситуационным задачам | 20 мин |
XV. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует общий уровень подготовки студентов к зачету и работу каждого студента, определяя количества баллов согласно «Маршрутной карте бально-рейтинговой системы проверки качества формирования компетен-ций»и проставляет «зачтено» в зачетную книжку студента | 5 мин. |
5. Задания для самоконтроля уровня сформированности компетенций по модулю «спланхнология»
а) Вопросы устного опроса по препаратам
1. Клиническая и рентгеновская анатомия глотки
2. Клиническая и рентгеновская анатомия трахеи и бронхов
3. Клиническая и рентгеновская анатомия пищевода
4. Клиническая и рентгеновская анатомия желудка
5. Клиническая и рентгеновская анатомия 12-перстной кишки
6. Клиническая и рентгеновская анатомия тощей и подвздошной кишок
7. Клиническая и рентгеновская анатомия слепой кишки иаппендикса
8. Клиническая и рентгеновская анатомия ободочной кишки
9. Клиническая и рентгеновская анатомия прямой кишки
10. Клиническая и рентгеновская анатомия печени и желчного пузыря
11. Клиническая и рентгеновская анатомия поджелудочной железы
12. Клиническая и рентгеновская анатомия почек
13. Клиническая и рентгеновская анатомия мочеточников
14. Клиническая и рентгеновская анатомия мочевого пузыря
15. Клиническаяанатомия яичек
16. Клиническаяанатомия предстательной железы и семенных пузырьков
17. Клиническая и рентгеновская анатомия матки
18. Клиническая и рентгеновская анатомия маточных труб
19. Клиническаяанатомия яичников
20. Клиническаяанатомия влагалища
VII.Вопросы дляопросапорентгенограммам, КТ и МРТ
1. Проекции, в которых исследуются органы грудной полости.
2. На какие зоны делятся легочные поля? Провести их границы на рентгенограммах.
3. Показать на рентгенограммах в прямой и боковых проекциях корень легкого.
4. Какие анатомические образования формируют теневой рисунок корня легкого?
5. Показать на рентгенограммах легочный рисунок.
6. Спроецировать на прямой и боковых рентгенограммах сегменты правого и левого легких.
7. Провести границы междолевой плевры на прямой и боковых рентгенограммах.
8. Какой участок бронхиального дерева называется промежуточным бронхом? Показать его на рентгенограмме.
9. Показать на бронхограмме бронхиальное дерево.
10. На прямой и боковой рентгенограммах показать сужения пищевода.
11. На рентгенограмме и париетограмме желудка показать газовый пузырь, все части желудка.
12. На дуоденограмме показать луковицу 12-перстной кишки и все части 12-перстной кишки.
13. На рентгенограмме и париетограмме показать печеночный и селезеночный углы, все отделы толстой кишки и варианты гаустр в разных ее отделах.
14. На урограмме и пиелограмме показать все элементы чашечно-лоханочного комплекса. Определить тип чашечно-лоханочного комплекса.
15. На урограмме и уререрограмме показать изгибы и сужения мочеточника.
16. На цистограмме показать мочевой пузырь, верхнюю и нижнюю его границы.
17. На гистеросальпингограмме показать полость матки, маточные трубы.
18. На компьютерных томограммах грудной и брюшной полостей показать все структурные компоненты просматриваемых органов.
20. На МРТ брюшной полости показать все просматриваемые органы и их структурные компоненты.
6.Задания для самоконтроля подготовки к зачету по клинической анатомии(см «Оценочные средства формирования компетенций по дисциплине «Клиническая анатомия» в УМКД)
7. Учебно-материальное обеспечение:
7.1. Литература:
а) обязательная
1. Николаев А.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М: изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2007.
2. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М. : Мир и образование, 2008. – Т.1.
3. Колесников Л.Л. Атлас клинической анатомии . Перевод с англ. М: ООО «Рид Элсивер», 2010
б) дополнительная
1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа.Уч.
пособие. СПб, изд-во ЭЛБИ, 2008
2. Иванова В.Д. Избранные лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. Самара, 2009
3. Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д. Клиническая анатомия. Уч. пособие, изд-во МИА , 2003
4. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М. : Медицина, 1998. – Т. 1.
5. Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Спланхнология: уч. пособие.
6. Гарольд Эллис. Атлас анатомии человека в срезах, КТ- и МРТ- изображениях /Эллис Гарольд, Барии М. Логан, Эдриан К. Диксон; под общ. ред. Л.Л. Колесникова, А.Ю. Васильева, Е.А. Егоровой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 288 с.
7. Мёллер Т.Б., Райф Э. Атлас секционной анатомии человека на примере КТ- и МРТ-срезов; пер. с англ.; под общ. ред. Г.Е. Труфанова. - 2-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2010. - Т.1. - 272 с.
8. Филимонов В.И. Анатомия живого человека / В.И. Филимонов, О.Ю. Чураков, В.В. Шилкин; под общ. ред. Ю.В. Новикова. - Кострома: Кострома, 2007. - 368 с.Владивосток: «Медицина ДВ», 2012.
в) Интернет-ресурсы.
1. www.anatomia.ru
2. MedExplorer, MedHunt, PubMed.
3. РохенЙ., ЙокочиЧ., Лютьен-ДреколльЭ. Большойатласпоанатомии. – М., 2000.
4. Вальтер Тиель. Фотографический атлас практической анатомии.
5. Keith L. Moore, Arthur F. Dalley. Clinically Oriented Anatomy. Lippincott Williams & Wilkins. 2006.
6. Primal 3D Anatomy.
7. A Colour Atlas of Human Morphology.
8. Анатомиячеловека (web-версия) силлюстрациямииполнотекстовым
поиском (http://www..sky-net-eye.com/rus/slovari/enc_doctor/e-anatomy)
9. Медицинская энциклопедия (http://www..sky-net еye.com/rus/slovari/ enc_doctor) (web-версия)
10. Медицинский сайт. Анатомия человека (http://www.aopma.ru/)
11. Анатомический портал (анатомический атлас) (http://anatomy-portal.info/, http://www.anatomus.ru/)
7.2. Материальное обеспечение:
1. Наглядные пособия:
а) препараты всех внутренних органов:
б) планшеты и муляжи внутренних органов
в) рентгенограммы внутренних органов
2. Технические средства обучения: компьютерный класс