Тема занятия:Коллоквиум по ОДА и ангионеврологии. Клиническая анатомия дыхательной системы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

Модуль: Спланхнология

учебной дисциплины (модуля): Клиническая анатомия(современные 3-х мерные технологии)

для специальности 31.05.01 – лечебное дело

курс 2; семестр 3

Составитель: Кацук Л.Н., к.м.н., доцент     Рецензент: Матвеев А.В., к.м.н., доцент

Владивосток - 2016г

Занятие 5

Тема занятия:Коллоквиум по ОДА и ангионеврологии. Клиническая анатомия дыхательной системы.

Мотивация изучения темы.

Оценить качество формирования компетенций в результате изучения клинической анатомии ОДА и ангионеврологии.

Знания клинической анатомии дыхательной системы будут востребованы для овладения профессиональными компетенциями при изучении отоларингологии, пульмонологии, терапии, хирургии, травматологии .

Цели занятия.

3.а. Общая цель:изучение темы направлено на формирование следующих компетенций по ФГОС ВО специальности : ПК-9 - Готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара; ОПК-1 -Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности

Б. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - клиническую анатомию придаточных пазух носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких;

«Уметь» - применять полученные знания для решения ситуационных задачи диагностики заболеваний дыхательной системы

«Владеть» - медико-анатомическим понятийным аппаратом; навыком работы с простейшим медицинским инструментарием (пинцет, скальпель) и биологическим материалом.

4.Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. Функциональная анатомия и топография носовой полости, глотки, гортани, трахеи, легких и плевры

2. Кровоснабжение и иннервация органов дыхательной системы

5.Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знанийпо модулю «ОДА и ангионеврология»:

Вопросы коллоквиума (устного опроса по препаратам)

1.Клиническая анатомия черепа

2. Клиническая анатомия пахового канала

3. Клиническая анатомия бедренного канала

4. Клиническая анатомия слабых мест поясничной области

5. Клиническая анатомия слабых мест диафрагмы

6. Клиническая анатомия клетчаточных пространств головы

7. Клиническая анатомия клетчаточных пространств шеи

8. Клиническая анатомия забрюшинного клетчаточного пространства

9. Клиническая анатомия клетчаточных пространчтв таза, ягодичной области и бедра

10. Клиническая анатомия заднего мозга

11. Клиническая анатомия среднего и промежуточного мозга

12. Клиническая анатомия лобной, височной и затылочной долей мозга

13. Клиническая анатомия корешков СМН

14.Клиническая анатомия соматических нервных сплетений

15. Клиническая анатомия периферических нервов:

- срединного

- локтевого

- лучевого

- седалищного

- большеберцового

- малоберцового

16. Клиническая анатомия черепных нервов:

- глазодвигательной группы

- тройничного

- лицевого

- группы вагуса

17. Клиническая анатомия врожденных пороков сердца:

- незарощения артериального протока

- дефекта межпредсердной перегородки

- дефекта межжелудочковой перегородки

18. Клиническая анатомия пороков сердца с клапанной недостаточностью

19. Клиническая анатомия межсистемных артериальных анастомозов:

- головы и шеи

- плечевого пояса и верхней конечности

- таза и нижней конечности

- стенок грудной и брюшной полостей

- органов грудной и брюшной полостей

20. Клиническая анатомия кавокавальных и портокавальных венозных анастомозов

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРОСА ПО РЕНТГЕНОГРАММАМ, МРТ И АНГИОГРАММАМ

1.Рентгеновская анатомия чепепа

2.На краниограммах в прямой и боковой проекциях показать стенки придаточныз пазух носа

3. Дать характеристику изображений на МРТ и МР-дифузии головного мозга

4. На переднем обзорном снимке показать дуги сердца.

5.Дать характеристику изображения на:

- коронарной ангиограмме

- каротидной ангиограмме

-ангиограмме позвоночных артерий

- ангиограмме легочных артерий

- ангиограмме почечных артерий

- ангиограмме чревного ствола

- ангиограмме селезеночной артерии

- ангиограмме артерий виллизиева круга

6.Дать характеристику флебограмме:

- нижних конечностей

- флебограмме венозных сосудов головы

7. Дать характеристику аорте на снимке МРТ

8. Дать характеристику МРА сердца, аорты, коронарных артерий и легочного ствола

5.2. Задания для самоконтроля подготовки по теме «Клиническая анатомия дыхательной системы» (см. ситуационные задачи с обоснованием ответа в «Методических рекомендациях по организации СДС во внеучебное время» в УМКД)

Запомнить, что строение миндалин имеет важное клиническое значение. Наружная или фиброзная их поверхность связана с подлежащей клетчаткой и покрыта слоем соединительной ткани, носящей название капсулы миндалины. От нее отходят фиброзные тяжи, образующие тонковолокнистые сплетения, в которых размещаются шаровидные скопления лимфоцитов - фолликулы. Лимфоциты этих фолликулов формируются еще в процессе эмбрионального развития и играют важную роль в процессах формирования местного и общего иммунитета. Утрата этих уникальных лимфоэпителиальных структур является невосполнимой потерей для организма, что следует учитывать при лечении тонзиллита (воспаление миндалины) и аденоидита (разрастание глоточной миндалины) у детей. Слизистая оболочка миндалин имеет участки, через которые лимфоциты выходят на поверхность лакун. Попадающие в лакуны остатки пищи, слущенный эпителий, микробы и лимфоциты образуют пробки, способствующие развитию воспалительного процесса в миндалине. Во время акта глотания происходит самоочищение миндалин, но, в связи с индивидуальными анатомическими особенностями, оно может быть нарушено.

Изучая топографию глотки, обратить внимание на заглоточное пространство. Начинаясь от основания черепа, это пространство проходит вниз позади глотки до пищевода, где его клетчатка переходит в позадипищеводную клетчатку, затем в клетчатку заднего средостения. Срединной перегородкой заглоточное пространство разделено сагиттально на две симметричные половины. У детей рядом со срединной перегородкой имеются лимфатические узлы, куда впадают лимфатические сосуды от небных миндалин, задних отделов носовой и ротовой полостей; с возрастом эти узлы атрофируются; у детей они могут нагнаиваться, образуя заглоточный (ретрофарингиальный) абсцесс. Инфекция проникает по лимфатическим путям со стороны полости носа, носоглотки, слуховой трубы и среднего уха. По бокам от глотки располагается выполненное клетчаткой окологлоточное пространство, в котором проходит нервно-сосудистый пучок и находятся основные лимфатические узлы шеи.

Изучая гортань, отметить, что наличие у детей развитого рыхлого подслизистого слоя на всем протяжении способствует развитию внезапного отека и возникновению приступа "ложного крупа".

Обратить внимание, что при резком и внезапном сужении голосовой щели (отек, инородное тело) и приступе удушья для спасения жизни производится срочная операция в экстремальных условиях т.н. коникотомия ( ларинготомия) – разрез перстне-щитовидной связки и введение трубки (из, как правило, подручного материала) в гортань, которое должен уметь произвести любой врач.

Запомнить, что для длительного искусственного дыхания (ранения, опухоли, закупорка инородным телом трахеи, стеноз гортани или трахеи) проводится операция трахеотомии через хрящи шейного отдела трахеи с последующим введением специальной трубки (трахеостомия).

Уяснить, что человек ежедневно вдыхает около 10 000 литров воздуха, содержащего как органические, так и неорганические частицы, многие из которых патогенны. Удаление частиц происходит механически с поверхности слизистой оболочки носа, трахеи, бронхов или под влиянием направленных процессов, что зависит от размера частиц. Более мелкие частицы, не задерживаясь в верхних дыхательных путях, достигают нижних отделов, где с ними, помимо растворимых веществ типа ферментов, антител, бактерицидных факторов, вступают во взаимодействие клетки- макрофаги

Отметить, что патология трахеи включает пороки развития, повреждения, заболевания, опухоли. Она может проявляться разнообразными клиническими симптомами, в т.ч. першением и болью за грудиной, сухим или влажным кашлем, кровохарканьем, одышкой

В заключение понять, чтоосмотр внутренней поверхности гортани осуществляется ларингоскопом, а внутренней поверхности шейной и грудной части трахеи — трахеоскопия — с помощью бронхоскопа. Внутренняя поверхность начального отдела трахеи может быть осмотрена также при проведении непрямой и прямой ларингоскопии. Для исследования дыхательных путей широко используют рентгенологические методы: рентгеноскопию и рентгенографию в различных положениях больного, компьютерную томографию Объективная оценка нарушений легочной вентиляции при поражениях трахеи проводится с помощью спирографии и пневмотахографии.

Вспомнить, что легкое,pneumon, pulmo, состоит из дыхательных путей (сегментарных, субсегментарных, междольковых и дольковых бронхов и концевых бронхиол) и легочной паренхимы – морфофункциональных единиц, ацинусов.

Такая стенка между воздухом альвеолы и кровью капилляра называется аэро-гематическим барьером (АГБ). В ней присутствуют макрофаги (вышедшие из капилляра моноциты), а изнутри она покрыта тонкой пленкой сурфактанта, вырабатываемого пневмоцитами 2-го порядка. Сурфактант защищает от проникновения из вдыхаемого воздуха в кровь пыли, микробов, предотвращает пропотевание жидкости из крови в просвет альвеол, препятствует спадению альвеол на выдохе. Макрофаги уничтожают микроорганизмы и пылевые частицы в стенке АГБ .

Обратить внимание, что при воспалительных заболеваниях легких, например, крупозной пневмонии, стенки альвеол отекают, разрушаются, альвеолы наполняются разрушенными эритроцитами и гноем, капилляры заполнены сгущенной кровью. В результате страдает дыхательная функция легких (одышка), наблюдается кашель, желто-зеленая мокрота, клиническая картина интоксикации организма (высокая температура, слабость, головные боли).

При другом тяжелом заболевании – бронхиальной астме – наблюдается под действием аллергена резкий спазм гладкой мускулатуры концевых и дыхательных бронхиол, лишенных хрящевых пластинок. В результате очень затруднен выдох даже с помощью вспомогательных мышц.

Далее вспомнить, что кроме паренхимы, легкое содержит строму. Она окружает каждую дольку. Еще больше строма выражена в перегородках между сегментами. Возможность раннего выявления нагноительных и опухолевых процессов в легких и разработанное учение о сегментарном строении легких позволило внедрить в хирургическую практику сегментарные резекции легких как наиболее щадящий вид хирургических вмешательств.

Подчеркнуть, что слизистая оболочка дыхательных путей, как внелегочных, так и внутрилегочных покрыта мерцательным эпителием и содержит бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь. Тонкая пленка слизи с пылевыми частицам передвигается благодаря движениям ресничек мерцательного эпителия в глотку, где заглатывается и перерабатывается в ЖКТ. Этот мукоцилиарный аппарат в экстремальных условиях за первый час удаляет до 90% осевших частиц. Скорость движения слизи: 0,5-1 мм/мин в бронхиолах и до 20 мм/мин в крупных бронхах при массе частиц до 12 мг. Значительное повреждение мукоцилиарного аппарата происходит при курении и при различных воспалительных заболеваниях. Так, паралич ресничек продолжается несколько часов после каждой сигареты. Вместе с экссудатом, разрушенными микроорганизмами, пылевыми частицами, активными полинуклеарами слизь приобретает новое качественное состояние и становится мокротой. Механизмы очищения легких дистальнее терминальных бронхиол существенно отличаются и занимает несколько лет. Нерастворимые частицы поглощаются макрофагами и попадают в конечном итоге в лимфоузлы. Макрофаги, особенно локализующиеся в альвеолах, — наиболее важный клеточный фактор как фагоцитоза, так и индукции иммунных реакций.

Растворимые частицы попадают в кровеносное русло. Некоторые частицы по току интерстициальной жидкости попадают в строму и , оставаясь там, формируют антракоз, силикоз, асбестоз, гемосидероз.

Отметить, что при проникающих ранениях грудной клетки или разрыве легкого в плевральную полость попадает воздух (пневмоторакс): легкое поджимается к корню и выключается из дыхания. . Кровь при ранениях или экссудат при плевритах скапливаются в реберно-диафрагмальном синусе.

Обратить внимание, что в нижних отделах реберно-диафрагмальных синуса, соответствующих 8-9 межреберным промежуткам, реберная и диафрагмальная плевры соприкасаются даже при глубоком вдохе. Поэтому ранения реберно-диафрагмального синуса на этом участке не сопровождается ранением легкого

При изучении рентгеновской анатомии дыхательной системы обратить внимание, что большую часть грудной полости занимают легкие. Легкие, как любой орган, исследуют в прямой и боковых проекциях. При просмотре рентгенограммы грудной полости в передней прямой проекции обратить внимание на правое и левое легочные поля и тень сердца. Научить студентов проводить границы долей легких, проецировать сегменты в долях. Обратить внимание на своеобразный теневой рисунок легких, который называется легочным рисунком. Понять, какими анатомическими элементами на рентгенограммах формируется легочный рисунок. Провести на рентгенограмме корневую зону, спроецировать и найти корень легкого. Обратить внимание, что теневой рисунок корня легкого образуется в основном легочной артерией и начальными отделами долевых артерий. Спроецировать на рентгенограмме промежуточный бронх правого легкого.

На правой и левой боковых проекциях провести границы междолевой плевры, спроецировать сегменты.

На бронхограммах рассмотреть бронхиальное дерево правого и левого легких. Найти промежуточный бронх в правом легком.

Запомнить, что компьютерная томограмма органов грудной полости на уровне VI грудного позвонка над бифуркацией трахеи наиболее насыщена анатомическими деталями. Отчетливо просматриваются стенки грудной полости с их структурными компонентами, определяются легочные поля, главные бронхи, поперечные сечения долевых и сегментарных бронхов, кровеносных сосудов и пищевода.

В заключение изучить КТ грудной клетки на 5-ти уровнях.

ткани, бронхом т

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

а) Метод инцидента: инородные тела бронхов в 80 %случаев попадают в правый бронх, вызывая одышку и кашель и, возможно, ателектаз правого легкого. При этом левое легкое остро эмфиземно расширяется. Определите анатомические предпосылки описанной правосторонней патологии.

б) Решение ситуационных задач:

1. Кврачуобратиласьматьребенка 8 летс жалобаминаболиприглотании, повышение температурытела. Приобследованииврач обнаружилотекигиперемиюлимфоидной тканимеждудужкамимягкогонеба. Какаяиз миндалин здесь находится?

1) tonsillalingualis;

2) tonsillapharyngea;

3) tonsillatubaria;

4) tonsillapalatina;

5) tonsillanasalis.

2. Во время первого кормления грудного ребенка, молоко начало вытекать из носовой полости. Какая аномалия развития у ребенка?

1) волчья пасть (незаращение твердого неба);

2) заячья губа;

3) атрезия пищевода;

4) атрезия анального отверстия;

5) пищеводно-трахейный свищ.

3. Беременная женщина 30 лет получила повышенную дозу излучения. В результате этого нарушился процесс внутриутробного развития плода. При формировании полости рта не состоялось сращение среднего носового и верхнечелюстного отростков. Возникновение какой аномалии предполагается?

1) атрезия пищевода;

2) «волчья пасть»;

3) микростома;

4) макростома;

5) «заячья губа».

4. У больного с острой респираторной вирусной инфекцией диагностирован левосторонний гайморит. Из какого анатомического образования инфекция проникла в гайморову пазуху?

1) общего носового хода;

2) левого верхнего носового хода;

3) левого нижнего носового хода;

4) левого среднего носового хода;

5) продырявленной пластинки решетчатой кости.

5. В клинику доставлен больной 10 лет, который накануне проглотил арахисовый орех, после чего появился беспрерывный кашель и симптомы затрудненного дыхания. Функция голосообразования не нарушена. Где достовернее всего может находиться это инородное тело?

1) левый главный бронх;

2) правый главный бронх;

3) трахея;

4) преддверная щель;

5) голосовая щель.

6. У больного фолликулярная ангина осложнилась острым отитом (воспалением среднего уха). Какие анатомические предпосылки существуют для этого?

1) лимфозпителиальное кольцо Пирогова;

2) фаллопиева труба;

3) пороки развития глотки;

4) евстахиева труба;

5) наличие грушевидного углубления

7. Maть 3-летнего ребенка обратилась в клинику по скорой помощи. Во время беседы врач выяснил, что ребенок играл небольшим металлическим предметом (запонкой) и засунул ее в рот. Проглотил или вдохнул ребенок этот предмет, выяснить не удалось. При рентгеноскопии инородное тело было обнаружено на уровне 6-го грудного позвонка по средней линии. Где вероятнее всего находится это инородное тело?

1) в глотке;

2) в трахее;

3) в пищеводе;

4) в левом главном бронхе;

5) в правом главном бронхе.

8. У больного ребенка выявлен СДР (синдром дыхательных расстройств), связанный с нарушением выделения сурфактанта, который выстилает:

1) стенку гортани;

2) стенку трахеи;

3) стенку альвеол;

4) бронхи;

5) бронхиолы.

9. У больного выражена одышка; рентгенологически выявлен экссудат в плевральной полости. Чтобы не повредить межреберные артерии, пункцию плевральной полости делают, учитывая уровень выпота:

1) в месте перехода костной части ребра в хрящевую;

2) по нижнему краю вышележащего ребра;

3) посередине между ребрами;

4) у головки ребра;

5) по верхнему краю нижележащего ребра.

10. Больная 37 лет поступила в пульмонологическое отделение с диагнозом левосторонний экссудативный плеврит. В каком анатомическом образовании плевры вероятнее всего скопится воспалительный выпот?

1) в реберно-диафрагмальном синусе;

2) в реберно-средостенном синусе;

3) в диафрагмально-средостенном синусе;

4) во всех выше перечисленных;

5) в куполе плевры.

в)Анализ конкретных ситуаций

1. При проникающем ранении области груди возникает состояние пневмо­торакса: полость плевры быстро заполняется воздухом. При этом соот­ветствующее легкое на 2/з уменьшается в объеме (ателектаз легкого) и не участвует в дыхании. Какие силы заставляют его сжаться? Дайте анатомо-функциональное объяснение.

2.Ребенок длительное время дышит преимущественно через рот, отмечается гнусавость речи. Признаков респираторного заболевания с отеком сли­зистых в данный момент нет, осмотр собственно полости носа не выявляет патологических изменений типа аномального развития носовых раковин и т. п. Что еще может послужить причиной такого затрудненного дыхания у ребенка? Дайте анатомическое обоснование.

3.В клинику доставлен больной с колотой раной в области основания шеи. Из раны выделяется пенистая кровь, постепенно нарастает дыхательная недостаточность. Дежурный хирург направляет больного в операционную для срочного вмешательства на органах грудной полости. Какой мотив оп­ределил его действия? Дайте анатомическое обоснование.

4.Человек погиб в результате автомобильной катастрофы. На вскрытии выяв­лено повреждение вещества спинного мозга на уровне третьего и четвертого шейных сегментов. Было высказано предположение, что одной из основных причин быстрого смертельного исхода явилась дыхательная недостаточ­ность. Дайте анатомическое обоснование высказанного предположения

г) Контрольная работа

д) Решение ситуационной задачи«Функциональная анатомия дыхательной системы»

5. Учебно-материальное обеспечение:

a. Литература:

а) обязательная

1 Николаев А.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М: изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2007.

2 Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М. : Мир и образование, 2008. – Т.1.

3 Колесников Л.Л. Атлас клинической анатомии . Перевод с англ. М: ООО «Рид Элсивер», 2010

б) дополнительная

1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа.Уч.

пособие. СПб, изд-во ЭЛБИ, 2008

3. Иванова В.Д. Избранные лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. Самара, 2009

4. Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д. Клиническая анатомия. Уч. пособие, изд-во МИА , 2003

5. Новосельцев С.В., Гайворонский И.В. Функционально-клиническая анатомия костей мозгового и лицевого черепа. Уч. пособие. СПб: изд-во С-Пет. ун-та, 2010.

6. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М. : Медицина, 1998. – Т. 1.

7. Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Спланхнология: уч. пособие. – Владивосток: «Медицина ДВ», 2012.

8. . Гарольд Эллис. Атлас анатомии человека в срезах, КТ- и МРТ- изображениях /Эллис Гарольд, Барии М. Логан, Эдриан К. Диксон; под общ. ред. Л.Л. Колесникова, А.Ю. Васильева, Е.А. Егоровой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 288 с.

9. 8. Мёллер Т.Б., Райф Э. Атлас секционной анатомии человека на примере КТ- и МРТ-срезов; пер. с англ.; под общ. ред. Г.Е. Труфанова. - 2-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2010. - Т.1. - 272 с.

10. 9. Филимонов В.И. Анатомия живого человека / В.И. Филимонов, О.Ю. Чураков, В.В. Шилкин; под общ. ред. Ю.В. Новикова. - Кострома: Кострома, 2007. - 368 с.

в)Интернет-ресурсы.

1. www.anatomia.ru

2. MedExplorer, MedHunt, PubMed.

3. РохенЙ., ЙокочиЧ., Лютьен-ДреколльЭ. Большойатласпоанатомии. – М., 2000.

4. Вальтер Тиель. Фотографический атлас практической анатомии.

5. Keith L. Moore, Arthur F. Dalley. Clinically Oriented Anatomy. Lippincott Williams & Wilkins. 2006.

6. Primal 3D Anatomy.

7. A Colour Atlas of Human Morphology.

8. Анатомиячеловека (web-версия) силлюстрациямииполнотекстовым

поиском (http://www..sky-net-eye.com/rus/slovari/enc_doctor/e-anatomy)

9. Медицинская энциклопедия (http://www..sky-net еye.com/rus/slovari/ enc_doctor) (web-версия)

10. Медицинский сайт. Анатомия человека (http://www.aopma.ru/)

11. Анатомический портал (анатомический атлас) (http://anatomy-portal.info/, http://www.anatomus.ru/)

9.2. Материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия:

а) препараты:

1.органы дыхательной системы

2.скелет, череп

3.сосудисто-нервный труп

б) планшеты и муляжи:

1.муляжи органов дыхательной системы

в) рентгенограммы и МРТ грудной клетки

г) электронные презентации

1. «Клиническая анатомия дыхательной системы»

2. Технические средства обучения:

1.Телевизор

2.DVD –плеер

3.Ноутбук

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

Занятие 6

Мотивация изучения темы.

Знание клинической анатомии пищеварительной системы будут востребованы для овладения профессиональными компетенциями при изучениитерапии, гастроэнтерологии, проктологии, хирургии,травматологии

Цели занятия.

3.а. Общая цель: изучение темы направлено на формирование следующих компетенций по ФГОС ВО специальности : ПК-9 - Готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара; ОПК-1 -Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

а)Метод «ротации»: определить клинические симптомы разных форм желтухи (желтуха - симптом, возникает, когда желчь, вырабатываемая в печени, попадает в кровь и придаёт коже характерный желтоватый оттенок)в виде степени окраски кожных покровов, мочи и кала:

1.механической - при закупорке или пережатии желчных путей;

2.паренхиматозной - при разрушении печеночных балок;

3.гемолитической - при повышенном разрушении эритроцитов, напр,. при введении гемолитических ядов (укус змеи и пр.).

б) Работа с ситуационными задачами:

1. В хирургическое отделение поступил пострадавший с проникающим ранением передней брюшной стенки. Раневой канал прошел над малой кривизной желудка. Через какое образование брюшины прошел раневой канал?

1) ligamentum hepatoduodenale;

2) ligamentum gastrocolicum;

3) ligamentum hepatogastricum;

4) ligamentum hepatorenale;

5) ligamentum triangulare sinistrurn.

2. Ребенку 6 лет хирург поставил диагноз: дивертикул Меккеля. В каком отделе желудочно-кишечного тракта необходимо разыскивать его во время оперативного вмешательства?

1) в подвздошной кишке;

2) в тощей кишке;

3) в ободочной кишке;

4) в двенадцатиперстной кишке;

5) в сигмовидной ободочной кишке.

3. Больному предписана эндоскопия 12-перстной кишки. В результате выявлено воспаление большого дуоденального сосочка и нарушение выделения желчи в просвет кишки. В каком отделе 12-перстной кишки выявлены нарушения?

1) горизонтальная часть;

2) восходящая часть;

3) луковица;

4) верхняя часть;

5) нисходящая часть.

4. Bo время холецистектомии (удаления желчного пузыря), которая выполнена от дна, конкременты (желчные камни) могут переместиться по широкому пузырному протоку в следующие отделы желчевыводящих путей. В каком месте хирург должен провести осмотр?

1) ductushepaticuscommunis;

2) ductus choledochus;

3) ductus hepaticus dexter;

4) ductus hepaticus sinister;

5) ductuli billiferi.

5. Больной 27 лет поступил в клинику с жалобами на боли в области живота, тошноту. При пальпации живота врач-хирург обнаружил болезненную точку на пересечении правой реберной дуги и наружного края правой прямой мышцы живота. Какой предварительный диагноз вероятнее всего поставит врач?

1) нефрит;

2) панкреатит;

3) холецистит;

4) гастрит;

5) дуоденит.

6. У пациента 40 лет перфорация язвы задней стенки желудка. В какое анатомическое образование попадет кровь и содержимое желудка?

1) правый боковой канал; 2) преджелудочную сумку;

3) сальниковую сумку; 4) левый боковой канал;

5) печеночную сумку.

7. У пациента 48 лет диагностирован абсцесс левой доли печени. Распространение воспаления может привести к перитониту. Воспаление какого отдела брюшины будет наблюдаться?

1) правого брыжеечного синуса;

2) преджелудочной сумки;

3) левого брыжеечного синуса;

4) сальниковой сумки;

5) печеночной сумки.

8. У пациента 42 лет, мезоморфного телосложения, с цилиндрической грудной клеткой проводилось рентгенологическое исследование желудка. Какая форма желудка вероятнее всего была определена?

1) желудок в форме удлиненного крючка;

2) желудок в форме рога;

3) желудок в форме чулка;

4) желудок в форме крючка;

5) удлиненный желудок.

9. Мужчине 37 лет, брахиморфного телосложения, с конической грудной клеткой проводилось рентгенологическое исследование желудка. Какая форма желудка вероятнее всего была определена?

1) желудок в форме удлиненного крючка;

2) желудок в форме крючка;

3) желудок в форме чулка;

4) удлиненный желудок;

5) желудок в форме рога.

10. Во время оперативного вмешательства по поводу ущемленной пупочной грыжи в грыжевом мешке была выявлена кишка с отростками серозной оболочки, которые содержат жировую ткань. Какой отдел кишки был ущемлен?

1) двенадцатиперстная кишка;

2) поперечная ободочная кишка;

3) тощая кишка;

4) подвздошная кишка;

5) слепая кишка.

в) Анализ конкретных ситуаций:

1.Воспаление небных миндалин привело к распространению гнойного процесса на внутреннюю фасцию шеи. При этом накапливающееся гнойное содержимое между висцеральным и париетальным листками внутренней фасции шеи стало оказывать давление и нарушать функцию органов шеи. Какие органы могут страдать при развитии этого осложнения? Дайте анатомическое обоснование.

2.У больного развилась типичная картина острого аппендицита — воспаления червеобразного отростка, однако во время оперативного вмешательства был обнаружен неизмененный отросток. Опытный хирург проверил наличие и состояние некоей другой структуры, оказавшейся в непосредственной близости от этого очага. Оказалось, что именно ее воспаление спровоци­ровало картину аппендицита. О каком образовании идет речь?

3.В процессе еды больной почувствовал острую локальную боль в области задней стенки глотки. В последующие дни возникла болезненность при глотании. Думая о тонзиллите, больной пытался обойтись традиционными средствами, к врачам не обращался. В дальнейшем развилась клиническая картина медиастинита — воспалительного процесса в средостении. Каковы возможные объяснения хода событий с анатомической точки зрения?

4.У больного произошла перфорация задней стенки желудка в результате язвенного процесса. Следует ли в результате этого опасаться разлитого перитонита — воспаления брюшины, охватывающего большую часть брю­шинной полости, или можно ожидать локально ограниченного процесса (местного перитонита)? Дайте анатомическое обоснование.

5.При операции в связи с подозрением на воспаление желчного пузыря были обнаружены неизмененный желчный пузырь и расположенный под печенью воспаленный червеобразный отросток. Как, с анатомической точки зрения, можно объяснить это явление?

г) Решение кейс-задачи «Функциональная анатомия сальниковой сумки»

9. Учебно-материальное обеспечение:

a. Литература:

а) обязательная

4 Николаев А.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М: изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2007.

5 Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М. : Мир и образование, 2008. – Т.1.

6 Колесников Л.Л. Атлас клинической анатомии . Перевод с англ. М: ООО «Рид Элсивер», 2010

б) дополнительная

1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа.Уч.

пособие. СПб, изд-во ЭЛБИ, 2008

2.Иванова В.Д. Избранные лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. Самара, 2009

3.Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д. Клиническая анатомия. Уч. пособие, изд-во МИА , 2003

4.Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М. : Медицина, 1998. – Т. 1.

5.Черток В.М., Каргалова Е.П., Кацук Л.Н. Спланхнология: уч. пособие. – Владивосток: «Медицина ДВ», 2012.

6. Гарольд Эллис. Атлас анатомии человека в срезах, КТ- и МРТ- изображениях /Эллис Гарольд, Барии М. Логан, Эдриан К. Диксон; под общ. ред. Л.Л. Колесникова, А.Ю. Васильева, Е.А. Егоровой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 288 с.

7. Мёллер Т.Б., Райф Э. Атлас секционной анатомии человека на примере КТ- и МРТ-срезов; пер. с англ.; под общ. ред. Г.Е. Труфанова. - 2-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2010. - Т.1. - 272 с.

8. Филимонов В.И. Анатомия живого человека / В.И. Филимонов, О.Ю. Чураков, В.В. Шилкин; под общ. ред. Ю.В. Новикова. - Кострома: Кострома, 2007. - 368 с.

в) Интернет-ресурсы.

1. www.anatomia.ru

2. MedExplorer, MedHunt, PubMed.

3. РохенЙ., ЙокочиЧ., Лютьен-ДреколльЭ. Большойатласпоанатомии. – М., 2000.

4. Вальтер Тиель. Фотографический атлас практической анатомии.

5. Keith L. Moore, Arthur F. Dalley. Clinically Oriented Anatomy. Lippincott Williams & Wilkins. 2006.

6. Primal 3D Anatomy.

7. A Colour Atlas of Human Morphology.

8.Zolotko_Yu.L._Atlas_topograficheskoj_anatomii_T1_(Medicina,1964)(ru)

(212s).djvu

9.2. Материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия:

а) препараты:

1. препараты органов пищеварительной системы

2. музейные препараты органов пищеварительной системы

б) планшеты и муляжи:

1. муляжи органов пищеварительной системы

в) рентгенограммы и МРТ брюшной полости

г) презентации

1. «Рентгеновская анатомия пищеварительной системы»

2. Технические средства обучения:

1.Телевизор

2.DVD –плеер

3.Ноутбук

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

Занятие 7

Мотивация изучения темы.

Знания клинической анатомии мочевыделительной системы будут востребованы для овладения профессиональными компетенциямипри изучении урологии, терапии, хирургии, травматологии, нефрологии

Цели занятия.

3.а. Общая цель: изучение темы направлено на формирование следующих компетенций по ФГОС ВО специальности : ПК-9 - Готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара; ОПК-1 -Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

1. При обследовании пациента выявлено, что у него правая почка находится в подвздошной ямке (подвздошная почка). Эта врожденная дистопия дифференцируется от приобретенного нефроптоза (опущенная почка):

1) отсутствием фиброзной капсулы;

2) уменьшением околопочечного жирового тела;

3) формой почки;

4) аномально низким положением почки;

5) отхождением почечной артерии от аорты каудальнее, чем в норме.

2. Вследствие тяжелой болезни женщина средних лет, полная, резко похудела. Через некоторое время появились периодические боли в поясничной области. Врач констатировал опущение почек. Ослабление какого из фиксирующих факторов почек привело к этому нарушению?

1) capsula adipose;

2) arteriae et venae renalis;

3) capsula fibrosa;

4) fascia renalis;

5) fascia endoabdominalis.

3. B клинику поступил больной с травматическим повреждением почки. В ходе хирургической операции на почке из заднего доступа (со стороны спины) возникла необходимость пережать почечную артерию. В какой последовательности расположены элементы почечной ножки в ее воротах сзади наперед?

1) артерия, вена, мочеточник;

2) артерия, мочеточник, вена;

3) мочеточник, артерия, вена;

4) вена, мочеточник, артерия;

5) вена, артерия, мочеточник.

4. Больной, 28 лет, поступил в нефрологическое отделение с диагнозом - опущение правой почки (нефроптоз). Рентгенконтрастная урография подтвердила предварительный диагноз. Какое положение относительно 12 ребра в норме занимает правая ночка?

1) 12 ребро пересекает ночку в нижней трети;

2) 12 ребро пересекает почку в верхней трети;

3) 12 ребро пересекает почку посередине;

4) 12 ребро проецируется на верхний полюс;

5) 12 ребро проецируется на нижний полюс.

5. При обследовании пациента выявлено, что у него правая почка находится в подвздошной ямке (подвздошная почка). Эта врожденная дистопия дифференцируется от приобретенного нефроптоза (опущенная почка):

1) отсутствием фиброзной капсулы;

2) уменьшением околопочечного жирового тела;

3) формой почки;

4) аномально низким положением почки;

5) отхождением почечной артерии от аорты

Наши рекомендации